Промышленная политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение промышленной политики в РФ.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РФ…………………………………………………………………………….….5

1.1 Понятие и сущность промышленной политики…………………..…….…..5

1.2 Цели и принципы промышленной политики…………………………..….11

Глава 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РФ………….…17

2.1 Анализ развития промышленности в РФ………………………………….17

2.2 Анализ промышленности в Чувашской Республике в отраслевом аспекте …………………………………………………………………………...25

2.3 Основные направления промышленной политики РФ……………….…28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….…………...………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.……………………………35

ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 1 КУРС.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, проведение антикризисного регулирования  характеризуется различными направлениями воздействия на социально-экономические результаты. При этом, невозможно добиться успеха, по рассмотренным направлениям антикризисной программы без серьезной государственной поддержки науки. Динамика расходов на исследование и разработки за счет собственных средств предприятий частного сектора крайне мала и растет медленно. Поэтому приоритетное место в антикризисной программе приобретает инвестирование в научно-исследовательские разработки, что позволит повысить уровень науки и современной индустрии. Наряду с этим эффективная реализация антикризисных мер требует информационной открытости, выступающей неотъемлемым атрибутом инновационной экономики, основанной на демократическом участии общества в государственном управлении. 

     1.2 Цели и принципы  промышленной политики 
 

     Можно отметить, что роль нашей страны в возникающем мире предприятий и организаций должна состоять в том, что это государство будет формировать права и интересы граждан и жителей государства в качестве корпоративной общности в их отношениях с другими организациями (государствами и негосударственными образованиями) и частными лицами.

     Эта роль характеризуется следующими элементами:

    1. Контроль над ядерным оружием на территории России и, в сотрудничестве с другими государствами и международными организациями – в мире в целом.

    2.Обеспечение безопасности населения Российской Федерации путем защиты его от угроз, не носящих локального характера (таких как большая организованная преступность, военные организации разного рода и значения, экологические и технические стихийные бедствия и т.д.);

    3.Обеспечение судебной функции (как в рамках как судебной власти, так и квазисудебных функций исполнительной власти) на территории Российской федерации в соответствии с собственными законами (приведенными к состоянию адекватности) и международным правом. (Обеспечение санкцией может в будущем формироваться как законодательными, так и негосударственными субъектами, работающими на основании судебных или квази судебных государственных решений).

    4.Представление и защита интересов граждан и жителей, Российской Федерации а также их корпоративных объединения,  в отношениях с другими странами и международными по отношению к России корпоративными целостностями и общностями.

     Данная  формулировка роли Российского государства в меняющемся мире позволяет сформулировать цели его промышленной политики на долгосрочную перспективу.

     Промышленная  политика является одним из направлений  государственной политики наряду с  другими направлениями. С каждым из этих направлений она имеет точки соприкосновения и области пересечения. Возможны также синергические эффекты, возникающие за счет согласования промышленной политики с другими направлениями государственной политики. Тем не менее, промышленная политика обладает своими целями и набором средств.

     1) От макроэкономической политики промышленная политика отличается своим объектом, целями и методами. Объектом промышленной политики не является народное хозяйство в целом, описываемое совокупностью макроэкономических агрегатов. Целью промышленной политики не является достижение макроэкономической стабильности, борьба с инфляцией и т.п. В число методов промышленной политики не входят регулирование агрегированных показателей государственного бюджета, процентных ставок, резервных требований, валютного курса и т.п. средства макроэкономической политики.

     2) От бюджетной и налоговой политики, в рамках которой государство осуществляет перераспределение от налогоплательщиков к получателям бюджетных средств, промышленная политика отличается тем, что ее объектом является производственная деятельность хозяйствующих субъектов, а не перераспределительная деятельность государства.

     3) От социальной политики, объектом воздействия которой является уровень и качество жизни (т.е., в первую очередь, потребление) отдельных групп населения промышленная политика отличается тем, что занимается производственной деятельность предприятий, а не потреблением населения (домохозяйств).

      4) Внешнеэкономическая политика (в широком смысле, т.е. включая торговую, миграционную политику, валютное регулирование и т.д.) пересекается с промышленной политику в той мере, в какой ее цели напрямую связаны с производственной деятельностью российских производителей. Не входят в промышленную политику валютное регулирование, регулирование нетрудовых видов миграции, получение и оказание гуманитарной помощи и т.д.

     5) Региональная политика пересекается с промышленной политикой в той степени, в какой затрагивает вопросы размещения производительных сил, а также использования земли и природных ресурсов. В то же время региональная политика содержит многочисленные компоненты, напрямую не связанные с осуществлением производственной деятельности – например, распределение федеральной финансовой помощи между регионами, социальное развитие регионов, и др.

     6) От оборонной политики и политики в сфере безопасности промышленная политика отличается тем, что не занимается деятельностью государства в ходе вооруженных конфликтов и в ходе применения государственного принуждения. В сфере компетенции промышленной политики находятся те аспекты оборонной политики и политики в сфере безопасности. которые связаны с производством товаров и услуг соответствующего назначения (оборонный заказ, государственные резервы и т.д.), с использованием экономических ресурсов для нужд обороны и безопасности (земли, природных ресурсов, воздушного пространства, радиочастотного спектра и т.д.), с производственной деятельностью и управлением государственным имуществом в сфере оборонно-промышленного комплекса, а также с обременением предприятий и имущества обязательствами оборонного характера.

     7) Геополитика направлена на усиление  политического веса страны на  международной арене как в  мире в целом, так и в отдельных  регионах. Она отличается от промышленной  политики по и по целям, и по применяемыми методам. Тем не менее, для решения некоторых геополитических задач (таких, как усиление влияния России в тех или иных регионах мира) целесообразна координация геополитики и промышленной политики на уровне целей и используемых методов для достижения синергического эффекта.

     Координация промышленной политики с другими  направлениями политики государства  должна осуществляться на уровне общегосударственного политического целеполагания.

       Рассмотрим принципы промышленной политики

     Принцип 1. Свобода производственной деятельности.

     Свобода производственной деятельности является главным условием достижения сформулированной цели и задач промышленной политики.

      Данный  принцип подразумевает поэтапную  отмену правовых норм, направленных на ограничение свободы экономической деятельности по тем или иным основаниям (в частности, на основании технико-экономических особенностей производственных процессов, как в случае правового закрепления понятия «естественная монополия»). В частности, целью промышленной политики является полный отказ от лицензирования, прямо нарушающего принцип свободы экономической деятельности, и переход к альтернативным методам регулирования. В соответствии с данным принципом также недопустимо введение государственной монополии на ту или иную деятельность, выделение специально уполномоченных компаний и т.д. [9, с. 131].

     Принцип 2. Равноправие форм собственности.

     Промышленная  политика не должна предоставлять льготы и преференции на основе формы  собственности на производственные предприятия.

     В частности, промышленная политика должна полностью исключать предоставление государственных льгот и преференций  тем или иным хозяйствующим субъектам  на основании их формы собственности  или иных особенностей, в ущерб  остальным участникам рынка (как  это имеет место, например, в случае государственных и муниципальных унитарных предприятий, получающих дотации из бюджетов различных уровней).

      Законодательство  не должно устанавливать перечни  объектов, используемых в целях производства товаров и услуг, не могущих находится в частной или муниципальной собственности. Муниципалитеты, физические и юридические лица должны иметь право иметь в собственности недра и имущественные права на пользование ими, крупные водные объекты и иные виды природных ресурсов. Ограничения такого рода должны касаться только объектов, могущих быть использованы только для реализации властных полномочий государства.

     Принцип 3. Снижение уровня обязательств государства, выходящих за пределы его роли в меняющемся мире, при сохранении исключительной ответственности государства за исполнение своих обязательств.

     Промышленная  политика не является частью социальной политики. Но она может внести свой вклад в преодоление кризиса  социального государства. В частности, промышленная политика в целом должна вести к сокращению обязательств государства, выходящих за пределы его роли в целевом состоянии; она не должна вести к нарастанию нагрузки на государственный бюджет и бюджеты всех уровней, приводящему к выходу за пределы существующего объема обязательств.

     В то же время социальная защита граждан, предусмотренная Конституцией в настоящее время и те ее аспекты, которые могут сохраниться в будущем, является обязанностью государства, а не частных лиц, акционерных компаний или иных негосударственных организаций. Целью промышленной политики является поэтапный отказ от обременения производителей товаров и услуг социальными обязательствами (в виде предоставления льгот или иным образом) и переход к адресной поддержке целевых групп населения за счет средств бюджетной системы. При этом в процессе перехода возможно временное обременение при приватизации объектов, выполняющих социальные функции [9, с. 132].

     Принцип 4. Защита интересов российских производителей на международной арене без ущемления  интересов российских потребителей.

      В долгосрочном плане государство  современного типа, когда речь идет о его деятельности в сфере  международных отношений, лучше  всего приспособлено для взаимодействия (в том числе конфликтного взаимодействия) с корпоративными образованиями  того же типа, т.е. с другими государствами. В рамках промышленной политики Российское государство должно вступать в игру на международной арене в тех случаях, когда действия других государств ущемляют или дискриминируют российских производителей.

      Из  этого вытекает, что вступление (или невступление) в двух- и многосторонние внешнеэкономические договоры и соглашения, а также в международные организации должно рассматриваться как инструмент защиты интересов российских производителей товаров и услуг. Эта же цель должна играть существенную роль во внешней политике Российской Федерации в целом. Недопустимо проведение внешнеэкономической политики на основе исключительно идеологических мотивов, а также в ущерб интересам российских потребителей.

      Принцип 5. Равноправие граждан России и иностранных государств.

      Российское  законодательство должно предоставлять  гражданам России в России и за рубежом не меньше прав, чем имеют  граждане иных стран. Если кому-то в  России или за рубежом разрешено  осуществление каких-либо видов  хозяйственной деятельности, российское законодательство не должно препятствовать в этом российским предпринимателям. Этот принцип является наилучшей защитой национальных интересов в международной конкуренции и тесно связан с принципом защиты российского производителя. Одним из его следствий является свобода для граждан России осуществлять любые операции, связанные с перетоком капиталов через границу: инвестиции за рубежом, открытие счетов в иностранных банках, страхование и перестрахование.

      Принцип 6. Приоритет косвенных методов поддержки промышленности перед прямыми.

      Прямые  методы промышленной политики связаны  с распределением или перераспределением ресурсов для производственной деятельности, осуществляемым непосредственного  государством с целью стимулирования или дестимулирования тех или иных направлений деятельности. К числу прямых методов относится субсидирование отраслей, предприятий или регионов, прямые государственные инвестиции и создание государственных предприятий, субсидирование процентных ставок и т.д.

Информация о работе Промышленная политика РФ