Прибыль предприятий и направления ее максимизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 22:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы - дать оценку причин, вызывающих
изменение прибыли, а также разработать план мероприятий по максимальному увеличению прибыли предприятия.
Проводимая максимизация прибыли предприятия должна обеспечить рост оборота, увеличение собственного капитала, достижение оптимальной структуры капитала.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Раздел 1
Понятие прибыли…………………………………………………………...5
Источники получения прибыли…………………………………………....8
Функции прибыли………………………………………………………….11
Факторы, влияющие на величину прибыли………………………………13
Прибыль и издержки………………………………….................................16
Краткосрочный и долгосрочный периоды
деятельности фирмы…………………………………………………….....18
Раздел 2
Максимизация прибыли…………………………………………………...19
Совершенная конкуренция………………………………………………...22
Максимизация прибыли в краткосрочном периоде……………………...23
Максимизация прибыли в долгосрочном периоде………………………30
Условия максимизации прибыли…………………………………………33
Заключение…………………………………………………………………36
Список литературы………………………………………………………...38

Файлы: 1 файл

экономическая теория.docx

— 56.29 Кб (Скачать)

Получение прибыли как избыточного дохода, с одной стороны, не может, как  правило, иметь длительного характера, так как конкуренция в конце  концов ведет к выравниванию условий  хозяйствования, повсеместному распространению  технических нововведений и т. п. Но с другой стороны, причины, порождающие  прибыль, постоянно появляются вновь  и воспроизводятся, и с этой точки  зрения мы вправе рассматривать прибыль  как постоянное явление в рыночной экономике, играющее огромную стимулирующую  роль.

Стремление  получить экономическую прибыль, обойти конкурентов, укрепить свои позиции  на рынке - постоянно действующий  мотив предпринимательской деятельности, толкающий экономику вперед, к  постоянному развитию. С одной  стороны, ожидание высокой экономической  прибыли стимулирует наиболее эффективное  использование ресурсов. Рассчитывая  на получение экономической прибыли, предприниматель стремится так  организовать производство и сбыт продукции, чтобы добиться снижения затрат, повышения  отдачи от используемых факторов производства, и с этой целью он осуществляет технические нововведения, осваивает новые производства. В конечном итоге это способствует экономическому росту и более полному удовлетворению потребностей.

С другой стороны, существование экономической  прибыли способствует эффективному распределению ресурсов между альтернативными  способами их применения. Наличие  в какой-либо отрасли прибыли, превышающей  средний нормальный ее уровень, сигнализирует  о большей привлекательности  данной сферы приложения ресурсов. Это сигнал о том. что на данный вид продукции существует высокий  спрос, и что общество заинтересовано в расширении её производства. В  ответ на полученный сигнал, в эту  отрасль направляются ресурсы из других отраслей, где их использование  приносит меньший доход. Соответственно, в результате такого перелива ресурсов возрастает в целом эффективность  функционирования экономической системы. Но прибыль не только создает стимулы  для расширения производств, продукция  которых пользуется спросом, но и  выступает источником финансирования такого расширения. Предприятия, получающие более высокую прибыль, имеют  возможность, по крайней мере, часть  этой прибыли направить обратно  в производство в качестве инвестиций, - причем не только на расширение масштабов  производства, но и на его совершенствование, на разработку и внедрение новой  техники и т. д. Другими словами, получение фирмой экономической  прибыли сегодня создает не только стимулы для предпринимателя, но и реальные возможности для получения  такой прибыли и в будущем.

Важно подчеркнуть, что неопределенность, приносящая экономическую прибыль  одним предприятиям, одновременно порождает  убытки для других. Однако постоянная угроза убытков является таким же мощным стимулом, как и желание  получить прибыль.

Также, следует подчеркнуть, что прибыль  является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней. 
 

Факторы, влияющие на величину прибыли

Социально-экономическое  развитие государства в условиях рыночных отношений сопровождается качественными и структурными сдвигами в сторону интенсификации производства, что обусловливает неизменный рост денежных накоплений и главным образом  прибыли предприятий различных  форм собственности.

К важнейшим  факторам роста прибыли относят: внедрение научно-технических разработок, а следовательно, повышение производительности труда; снижение себестоимости; улучшение  качества продукции. В условиях развития предпринимательской деятельности создаются объективные предпосылки  реального претворения в жизнь  приведенных факторов.6

Основной  источник денежных накоплений предприятий  – выручка от реализации продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию этой продукции. Поэтому важная задача каждого хозяйствующего субъекта – получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.

Затраты на производство и реализацию продукции  определяют уровень и структуру  ее себестоимости. Выручка от реализации продукции исчисляется в действующих  ценах. При радикальном изменении  управления экономикой показатель выручки  от реализации продукции становится одним из важнейших показателей  деятельности предприятий. Данный показатель создает заинтересованность трудовых коллективов не столько в росте  количественного объема выпускаемой  продукции, сколько в увеличении объема реализованной продукции (с  учетом снижения остатков нереализованной  продукции). Это значит, что производиться  должны такие изделия и товары, которые отвечают требованиям потребителей и пользуются большим спросом.

В этих целях необходимо изучать рыночные условия хозяйствования и возможности  внедрения производимой продукции  на рынок путем расширения объемов  ее реализации. С развитием предпринимательства  и повышением конкуренции возрастает ответственность предприятий за выполнение принятых на себя обязательств. Таким образом, показатель выручки  от реализации продукции отвечает требованиям  коммерческого расчета и, в свою очередь, способствует развитию предпринимательской  деятельности.

Заинтересованность  предприятий в производстве и  реализации качественной, пользующейся спросом на рынке продукции отражается на величине прибыли, которая при  прочих равных условиях находится в  прямой зависимости от объема реализации этой продукции. 7

Итак, прибыль  как основная форма денежных накоплений представляет собой разницу между  выручкой от реализации по соответствующим  ценам и полной себестоимостью. Отсюда рост прибыли зависит прежде всего  от снижения расходов на производство продукции, а также от увеличения объема реализованной продукции.

Размер  прибыли как конечного финансового  результата работы предприятия зависит  и от второй, не менее важной величины – объема выручки от реализации продукции.

Выручка от реализации продукции в соответствующих  ценах может определяться различными методами в зависимости от рыночных условий хозяйствования, наличия  или отсутствия договоров, путей  внедрения товаров на рынок и  т.д.8

В состав выручки от реализации включаются все  поступления за реализованные товары (работы, услуги), а также другое имущество (включая ценные бумаги), имущественные  права в денежной или натуральной  формах.9

В результате основной деятельности, кроме выручки  от реализации продукции и внереализационных  доходов, в качестве источников доходов  могут выступать авансы от покупателей, сумма в погашение дебиторской  задолженности и прочие поступления. Наряду с основной деятельностью  предприятие занимается инвестиционной и финансовой деятельностью, в результате чего также образуются соответствующие  виды доходов.

Итак, доходы от реализации продукции (работ, услуг) – это главный вид доходов  предприятия. Объем доходов от реализации продукции и соответственно прибыли  зависит не только от количества и  качества произведенной и реализованной  продукции, но и от уровня применяемых  цен. Уровень цены определяется не столько  затратами самого предприятия, сколько  рыночными принципами реализации, требованиями покупателей. Учитываются конкуренция, объемы продаж, эластичность спроса на данную продукцию, состояние безубыточности. Итак, уровень свободных и регулируемых цен выступает важнейшим фактором, влияющим на доход от реализации продукции, а следовательно, и величину прибыли.  
 
 
 
 
 
 

Прибыль и издержки 

Внешние и внутренние издержки

Основную  цель деятельности любого предприятия  составляет максимизация

прибыли. Главными ограничителями получения  прибыли являются издержки

производства. Экономисты считают издержками производства все платежи − внешние или внутренние, включая в последние и нормальную прибыль, необходимую для того, чтобы привлечь и удержать ресурсы в пределах данного направления деятельности”. Под экономическими издержками прибыли понимаются выплаты, которые фирма должна сделать владельцам ресурсов, чтобы привлечь эти ресурсы для определенного производственного процесса. 10

Внешние издержки представляют собой зарплату рабочим и служащим, расходы на сырье и материалы, комиссионные вознаграждения торговым фирмам, взносы банкам и другим финансовым учреждениям, расчеты за юридические услуги −т.е. все это плата за ресурсы поставщикам, не зависящим от данного предприятия.

Внутренние  издержки-это издержки принадлежащие  данной фирме. Они приобретают денежную форму и с точки зрения предприятия равны денежным платежам, полученным фирмой при наилучшем из вариантов применения данного ресурса. Пример: кто-то владеет каким-либо помещением. Этот человек не имеет никаких внешних издержек в виде арендной платы и т.п. Но он имеет внутренние издержки, так как нерационально использует этот ресурс. Он мог бы иметь прибыль, если бы сдавал это помещение в аренду. И хотя внутренние издержки не отражаются в бухгалтерской отчетности, они существуют вполне реально и влияют

на принятие решений экономического плана, которые учитывают упускаемые возможности наилучшего использования владеемых ресурсов и наибольшего извлечения прибыли из данного ресурса. 11

Нормальная  прибыль

Нормальная  прибыль является одним из элементов  внутренних издержек. Ее можно определить как вознаграждение за выполненные функции. Рассмотрим ее на примере: существует единоличный владелец предприятия, на котором он применяет исключительно собственный труд. Таким образом, он не имеет внешних издержек (не платит зарплату, ренту),но несет внутренние издержки, из-за неэффективного использования ресурсов. Сдавая это предприятие кому-либо другому, он мог бы иметь постоянный доход. Кроме того, он мог бы предложить свои управленческие услуги другому аналогичному предприятию и тоже иметь прибыль. Т.е. та минимальная плата, которая необходима чтобы удержать ею предпринимательские

способности и денежные средства в рамках данного  предприятия и называется нормальной прибылью. Если она не обеспечивается, то перед предпринимателем стоит вопрос об отказе от данного предприятия.

Таким образом, если по оценке экономиста фирма едва покрывает издержки, это означает, что она лишь возмещает все внешние и внутренние расходы на

производство. Предприниматель при этом получает вознаграждение, которого едва хватает чтобы удержаться в рамках данного направления деятельности. Величина же превышения доходов от реализации продукции над ее экономическими издержками образует экономическую прибыль, т.е. доход, полученный сверх нормальной прибыли. 
 

Краткосрочный и долгосрочный периоды деятельности фирмы

В зависимости  от времени, затрачиваемого на изменение  количества используемых в производстве ресурсов, различают краткосрочный  и долговременный периоды в деятельности фирмы.

Краткосрочный - тот, в течение которого предприятие  не может изменить свои производственные мощности. В этот период оно в  состоянии добиваться сдвигов лишь в интенсивности использования  этих мощностей - через ресурсы (сырье, топливо, энергия, живой труд и т.п.), которые поддаются быстрой корректировке.

Долговременный  период - такой, что достаточен для  изменения количества всех привлекаемых ресурсов, включая производственные мощности. В течение этого периода  могут возникать новые фирмы  и закрываться старые.

Краткосрочный и долговременный периоды не являются строго определенными интервалами, одинаковыми для всех отраслей. Последние  различаются, прежде всего, по возможностям изменения производственных мощностей, а не по продолжительности. Например, в легкой промышленности эти изменения  могут быть довольно быстро осуществлены (так, предприятие по пошиву одежды расширит свои производственные мощности за несколько дней, установив дополнительные столы для раскроя тканей и  швейные машины). В тяжелой промышленности этот процесс требует значительно  большего времени (например, для строительства  нового нефтеперерабатывающего завода может понадобиться несколько лет).

Деление на два периода имеет большое  значение при определении стратегии  и тактики фирмы в максимизации прибыли.12 

Раздел 2

Максимизация  прибыли 
 

Ориентируясь  при выборе решения на минимально возможный уровень затрат, фирма, как правило, рассматривает эту  задачу не как самоцель, а как  средство решения более общей задачи − максимизация прибыли. Эта цель является главной для любой фирмы, даже если она не формулируется в виде ведущего мотива ее деятельности.

Информация о работе Прибыль предприятий и направления ее максимизации