Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 10:12, реферат
В основе аграрной политики любой страны лежит понимание особой роли аграрного сектора экономики в жизнедеятельности общества. Сельскохозяйственная продукция во всем мире является не просто товаром, она -стратегический товар, одна из основ нормального существования и прогресса общества. Поэтому поддержка агропромышленного производства является важнейшей задачей экономической политики государства.
Введение
1. Значение государственной поддержки сельского хозяйства
1.1 Роль агропромышленного комплекса в экономике России и других стран
1.2 Необходимость государственной поддержки сельскохозяйственного производства
2. Государственная поддержка сельского хозяйства
2.1 Объемы, направления и эффективность государственной поддержки сельского хозяйства
2.2 Основные причины разрушения сельскохозяйственного производства
2.3 Основные направления аграрной политики на 2001-2010 годы
Заключение
Список использованной литературы
Анализируя задолженность, следует учесть, что значительные ее объемы образовались по причинам, не зависящим от сельхозтоваропроизводителей, и вызваны определенными действиями государства. Экономика сельского хозяйства / под редакцией Минакова И.А. М.: Экмос, 2005
Объективный анализ
потерь, которые понесло сельское
хозяйство, дает право
По состоянию на 1.01. 2001 г. большая часть объектов социальной сферы на селе не передана местным органам власти. Расходы на ее содержание продолжают нести сельхозтоваропроизводители, хотя значительная часть этих расходов не связана с деятельностью сельхозпредприятий. При этом до сих пор, несмотря на огромные затраты, не произведена компенсация сельхозтоваропроизводителям расходов, связанных с содержанием детских садов, водопроводов, объектов газоснабжения, теплосетей, других инженерных сооружений. Предприятия и организации вынуждены затрачивать на их содержание около 10 млрд. рублей в год. Некомпенсируемую часть этих затрат следует рассматривать как изъятие средств из аграрного сектора.
По состоянию на 1.01. 2001 г. Минфином России не был решен вопрос о погашении кредиторской задолженности по разделу "Сельское хозяйство и рыболовство" в объеме 3,3 млрд. рублей, несмотря на то, что Правительство Российской Федерации распоряжением от 29.08. 2000 г. № 1193 утвердило указанную задолженность. Названная сумма не была включена в расходную часть бюджета на 2001 год.
Учитывая указанные
причины, следствием которых явилось
значительное ухудшение финансового
положения
Отказ от государственного регулирования АПК является одной из главных причин деградации сельскохозяйственного производства и неэффективности аграрной реформы. Уровень государственной поддержки сельского хозяйства России несопоставим со странами с развитой рыночной экономикой.
Для решения
задачи вывода АПК из кризиса нужна
иная аграрная и бюджетная политика.
Неуправляемое развитие рыночных отношений,
как показала мировая практика и
сегодняшнее положение АПК
Попытки построения
систем государственного регулирования
АПК по западному образцу оказались
нереализованными. Даже принятые законы
"О закупках и поставках
Вследствие значительного
снижения за последние годы среднедушевого
уровня питания в стране имеются
высокие потенциальные
Вышеназванные
обстоятельства также диктуют необходимость
признать восстановление сельского
хозяйства приоритетным не только для
АПК, но и для всей экономики страны.
Сельское хозяйство как
Заключение
В дореформенный период развитие агропромышленного производства обеспечивало рост продукции опережающими к росту населения страны темпами. В 80-х годах, благодаря увеличению доли сельского хозяйства в национальном доходе, началось преодоление отставания социальной сферы села и выравнивания уровня оплаты труда в сельском хозяйстве и промышленности. Рентабельность сельского хозяйства в 1991 году составила 37 процентов. Положительные сдвиги достигались в основном за счет укрепления материально-технической базы и увеличения государственной поддержки аграрного сектора.
Либерализация экономики и вызванный ею рост цен привели к быстрому насыщению продовольственного рынка товарами в основном импортного производства и развитию сферы торговли продуктами. Однако производственная сфера АПК стала из года в год сокращаться, а ее потенциал снижаться. Образовавшийся диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и ресурсы, необходимые для ее производства, обусловил перераспределение доходов из сельского хозяйства в другие отрасли экономики. Внешнеторговая экспансия продуктов питания по демпинговым ценам сделала отечественного товаропроизводителя неконкурентоспособным на рынке. Финансово-кредитные структуры, устанавливая высокие проценты, изымали оборотные средства из сельскохозяйственного производства. Все это при многократном сокращении бюджетной поддержки аграрной сферы обусловило убыточность сельского хозяйства.
Уровень деградации АПК достиг в настоящее время такой степени, что комплекс стал узким местом в экономике, препятствующим выходу страны из социально-экономического кризиса. Сельское хозяйство является источником неплатежей по всей цепочке межотраслевого взаимодействия, так как такого разрыва между кредиторской и дебиторской задолженностями нет ни в одной отрасли. Сокращение и старение материально-технической базы сельского хозяйства создали реальную угрозу продовольственной безопасности страны.
Существующая финансовая политика государства в отношении АПК не в полной мере отвечает целям и задачам выхода экономики из кризиса и повышения уровня жизни населения. Происходит сокращение в абсолютном и относительном выражении уровня поддержки аграрной сферы. Стратегические проблемы выхода АПК из кризиса не решаются.
Формирование
затрат бюджета на поддержку АПК
происходит без достаточных экономических
обоснований. При подготовке и рассмотрении
проекта федерального бюджета не
учитывается необходимость
В бюджетной политике происходит регионализация поддержки АПК (свыше 70 % поддержки приходится на региональные бюджеты). Такое положение препятствует формированию единого рыночного пространства, искажает объективную конкурентную среду, приводит к неоправданной дифференциации в социальных условиях жизни на селе.
Для сельского
хозяйства создана система
В стране не созданы
устойчивые федеральные системы
поддержки реализации сельхозпродукции
и регулирования
Низкий уровень производства и неиспользованные мощности делают отрасль весьма отзывчивой на инвестиции. Структурные преобразования, технологическое обновление, как показывает практика, обеспечивают снижение себестоимости продукции в 1,5-2 раза. Помимо высокой прямой отдачи, вложения в сельское хозяйство могут способствовать росту эффективности в других, связанных с ним отраслях, и обеспечить значительное увеличение налоговых поступлений в бюджет.
Учитывая стратегическое
значение АПК для развития экономики
страны, ее продовольственной
Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рассмотреть вопрос о включении в расходную часть бюджета на 2002 год компенсацию сельхозтоваропроизводителям потерь, вызванных диспаритетом цен.
В целях преодоления
сложившейся тенденции
В комплексе
мер по восстановлению сельскохозяйственного
производства одним из ведущих направлений
определить всемерное увеличение поставок
машин и оборудования для технического
перевооружения сельского хозяйства,
так как увеличение поставок техники
на условиях финансового лизинга
не только дает наибольший положительный
результат для
С учетом реально
сложившейся критической
Необходимо вернуться
к рассмотрению и принятию федеральной
целевой программы «Стратегия развития
тракторного и
Следует пересмотреть
существующие подходы к распределению
бюджетных средств по направлениям
и хозяйствующим субъектам. Вместо
принципа выделения средств только
эффективно работающим хозяйствам следует
перейти к финансированию наиболее
эффективных проектов выхода АПК
из кризиса, а также проектов, необходимых
для развития экономики страны. В
соответствии с этим должна быть перестроена
система государственной
При формировании бюджетной заявки на финансирование АПК Правительству РФ необходимо представлять в ГосДуму Федерального Собрания РФ баланс продовольствия, увязанный с установленными нормами прожиточного минимума и обеспечивающий продовольственную независимость страны. С целью оказания поддержки отечественным сельхозтоваропроизводителям необходимо ускорить создание федеральной системы поддержки реализации отечественной сельхозпродукции и регулирования продовольственного рынка.
Учитывая, что
увеличение производства зерна является
основой восстановления производства
продуктов питания и
В связи с тем, что льноволокно является практически единственным сырьем для отечественной текстильной промышленности, а для многих регионов увеличение производства льна - основной источник товарной продукции, необходимо ускорить принятие федеральной программы по развитию льняного комплекса России.
Список использованной литературы
1. Гордеев А. Экономические механизмы регулирования агропромышленного производства. // Экономист, № 6, 2008, с.90-93.
2. Зельднер А. Государственное регулирование агропромышленного сектора экономики. // Вопросы экономики, № 6, 2007, с.83-90.
3. Иванова В.П. Обсуждаются проблемы АПК. // Финансы, № 2, 2006, с.64.
4. Коваленко
Н.Я. Экономика сельского
5. Петриков А. Экономическая политика в АПК. // Экономист, № 7, 2008, с.31-39.
6. Попов Н.А. Экономика отраслей АПК. Курс лекций. М.:Экмос, 2007.
7. Серова Е.В. Аграрная экономика. - М.: 2009.
8. Современная экономики. / Под ред. д.э.н. Мамедова О.Ю. ? Ростов-на-Дону, 2005.
9. Финансы. Под ред. Дробозиной П.О. Ростов-на-Дону: Март, 2008
10. Финансы. Под ред. Ковалевой О.П. М.: ДиС,2009
11. Ходов Л.Г.
Основы государственной
12. Хорохорин А. О проблемах функционирования АПК и путях их решения. Экономист, № 9, 2008, с.88-92.5.
13. Экономика предприятий и отраслей АПК / под ред. Лещиловского П.В., Догиля Л.Ф., Тонковича В.С. - Минск: БГЭУ, 2001.
14. Экономика
сельского хозяйства под
15. Экономика. / Под
ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко,
А.К. Большакова. М., 2004.