Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 10:12, реферат
В основе аграрной политики любой страны лежит понимание особой роли аграрного сектора экономики в жизнедеятельности общества. Сельскохозяйственная продукция во всем мире является не просто товаром, она -стратегический товар, одна из основ нормального существования и прогресса общества. Поэтому поддержка агропромышленного производства является важнейшей задачей экономической политики государства.
Введение
1. Значение государственной поддержки сельского хозяйства
1.1 Роль агропромышленного комплекса в экономике России и других стран
1.2 Необходимость государственной поддержки сельскохозяйственного производства
2. Государственная поддержка сельского хозяйства
2.1 Объемы, направления и эффективность государственной поддержки сельского хозяйства
2.2 Основные причины разрушения сельскохозяйственного производства
2.3 Основные направления аграрной политики на 2001-2010 годы
Заключение
Список использованной литературы
Став монополистами, переработчики резко снизили цены на закупку мяса, молока, зерна и другой продукции, сделав, таким образом, ее производство убыточным. Сельхозтоваропроизводители отреагировали сокращением посевных площадей и поголовья скота. Как следствие этого, переработчики остались без отечественного сырья. Часть из них выжила благодаря переходу (часто с помощью федерального и региональных бюджетов) на закупку импортного, в большей части некачественного сельскохозяйственного сырья.
Неэффективное использование выделяемых бюджетных средств. Как уже отмечалось, одной из причин деградации сельскохозяйственного производства явилось значительное сокращение государственной поддержки агропромышленного комплекса, особенно сельского хозяйства. Не менее пагубно отразилось и неэффективное и нецелевое использование выделенных бюджетных средств. В частности, большой ущерб сельхозтоваропроизводителям нанесло отвлечение коммерческим структурам бюджетных средств, выделенных на финансирование агропромышленного комплекса в 1996-1997 годах. Такое отвлечение бюджетных средств осуществлялось в соответствии с постановлениями и распоряжениями Правительства в период наиболее тяжелого финансового положения крестьян, когда происходило массовое сокращение поголовья скота и посевных площадей из-за невозможности в созданных экономических и финансовых условиях продолжать производство сельхозпродукции. На основании проверок Счетной палаты установлено, что всего в 1995-1997 годах Минфином России было отвлечено из финансирования АПК 7637 млн. рублей, в т. ч. в 1995 году - 214 млн. рублей, в 1996 году - 5935 млн. рублей и 1997 году - 1488 млн. рублей.
Только за январь - май 1996 г. в период подготовки и проведения весеннего сева было изъято из финансирования АПК почти 3,5 млрд. рублей, или 50 % от объема финансирования на год. За 1996 г. Минфином России сельхозтоваропроизводителям и другим бюджетополучателям АПК было перечислено для финансирования дотаций и компенсаций и капвложений только 234,5 млн. рублей (или 4 % от общей суммы оформленного финансирования), за 1997 год - 265,3 млн. рублей, или 9,5 %, и за 1998 год - 611,4 млн. рублей, или менее 50 процентов. Экономика сельского хозяйства / под редакцией Минакова И.А. М.: Экмос, 2005
Значительные
потери понесли
Негативно на развитии
агропромышленного комплекса в
начале проведения реформ отразились
дискриминационная политика государства
в отношении крупных
Ухудшение социальных
условий жизни на селе. Проблемы
кадрового обеспечения
Среднемесячная
зарплата работников, занятых в сельском
хозяйстве, остается самой низкой из
всех отраслей экономики и, более
того, этот разрыв постоянно увеличивается.
Так, если в 1991 году зарплата сельских
рабочих составляла 93 % от зарплаты
промышленных рабочих, то в 2000 году - 37
процентов. По сравнению с работниками
газовой и
Давление продовольственного импорта и гуманитарной помощи.
Как известно, начиная с 1993 года, в Россию хлынул поток дешевого импортного продовольствия, во многих случаях поддерживаемый федеральным и региональными бюджетами.
В условиях тяжелейшего
положения российского
2.3 Основные направления аграрной политики на 2001-2010 годы
Цели и задачи государственной политики по поддержке АПК определены в одобренных Правительством Российской Федерации документах: "Стратегия социально-экономического развития России на 2001-2010 годы" и «Основные направления агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001-2010 годы».
Основным направлением аграрной политики государства определено регулирование рынков: продовольственного, земельного, ресурсного.
Однако в названных
документах не отражены конкретные меры
по восстановлению непосредственно
сельскохозяйственного
В указанных документах в качестве главной причины финансового кризиса сельского хозяйства назван диспаритет цен, однако конкретных мер для его преодоления не предложено.
Не определены
меры, которые намерено предпринять
государство по восстановлению материально-технической
базы АПК. Сказано лишь, что "одним
из важнейших направлений
Учитывая сегодняшнее
состояние сельского хозяйства
и народнохозяйственные потребности
в его продукции, без активной
государственной поддержки
Основные направления
агропродовольственной политики провозглашают
приоритет агропромышленного
Не предложены
новые направления и подходы
поддержки
Тем не менее заслуживает внимание предложение по разграничению сфер ответственности федеральных, региональных и муниципальных органов АПК и их взаимодействию в решении задач унификации поддержки на региональном и федеральном уровнях; изменению концепции льготного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, которое заключается в субсидировании процентной ставки в коммерческих банках; а также необходимость проведения финансового оздоровления сельскохозяйственных предприятий.
Заслуживает поддержки
и демонополизация лизинговой деятельности,
при которой использование
В рамках существующей
государственной поддержки
Однако, как показывает анализ состояния агропромышленного комплекса, реализация только названных выше мероприятий не сможет стабилизировать положение и обеспечить выход из состояния деградации.
В документах Правительства
Российской Федерации декларируется
тезис о необходимости
Потенциал роста
производства продукции в фермерских
и личных хозяйствах практически
исчерпан. Это значит, что для
вывода сельскохозяйственного
Как уже отмечалось,
эффективность использования
Первоочередная
задача, которая стоит перед
Продовольственная безопасность как составная часть национальной безопасности призвана гарантировать населению удовлетворение потребности в продовольствии. Необходимым условием продовольственной безопасности страны является продовольственная независимость, под которой понимается удовлетворение основной части потребности населения в продуктах питания за счет внутреннего производства. По международным критериям продовольственная независимость достигается при 80-процентном потреблении отечественного продовольствия в общем потреблении в стране, исходя из рациональных норм питания.
В связи с тем, что в России за последние годы почти в два раза сократилось производство сельхозпродукции, продовольственная независимость государства по многим позициям утеряна.
В документах Правительства Российской Федерации отмечается, что в ближайшее десятилетие Россия может за счет собственного производства полностью обеспечить внутреннее потребление таких продуктов, как птица, яйцо, молоко и молочные продукты, овощная продукция, лен.
Однако при этом не определены конкретные меры. Сказано лишь, что необходимо принять меры по формированию специализированных зон этой продукции и "разумного торгового протекционизма", не допускающего демпинга на внутреннем рынке со стороны зарубежных импортеров и недобросовестную конкуренцию.
Кроме этого, подчеркивается, что "в 1998 году впервые за долгие десятилетия Россия вновь стала нетто-экспортером зерна". Но ничего не сказано, что такое положение сложилось из-за сокращения потребления зерна в животноводстве вследствие ликвидации почти половины поголовья скота.
Элементарные
расчеты показывают, что даже при
частичном восстановлении животноводства
в стране остро станет проблема обеспечения
его комбикормами, основным компонентом
которых является зерно. Несмотря на
это, в Правительстве Российской
Федерации задерживается
По результатам
работы агропромышленного комплекса
за 1992-2000 годы можно сделать вывод,
что бюджетные средства использовались
крайне неэффективно, объемы их не обеспечили
не только продовольственную
Восстановление
сельскохозяйственного
Для этого следует
осуществить полную инвентаризацию
и реструктуризацию кредиторской задолженности
сельских товаропроизводителей по платежам
в бюджет, государственные внебюджетные
фонды, поставщикам различной