Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:27, курсовая работа
В работе освещены теоретические основы плановой экономики, раскрыта ее сущность, описаны преимущества и недостатки плановой экономики, описано практическое воплощение модели плановой экономики на примере России.
Введение 3
Теоретические основы плановой экономики 4
Идейные истоки плановой экономики 4
История развития социалистической доктрины 5
Сущность плановой экономики 10
Центральное планирование 10
Роль государственной собственности в плановой экономике 17
Система распределения благ и услуг 22
Экономика власти 26
Преимущества и недостатки плановой экономики 28
Практическое воплощение социалистической идеи в экономике (на примере России) 30
Советская экономика до начала «перестройки» 30
Крах советской экономики на рубеже 80 – 90-х годов 36
Заключение 41
Список использованной литературы 42
Какова же историческая цена сформировавшейся командно-административной системы?
Ф. М. Достоевский еще в 1871 г. сделал предположение, что социальное переустройство общества может обойтись народу в сто миллионов голов. Население СССР, по некоторым оценкам, потеряло в связи с событиями 1917 – 1959 гг. 110,7 млн. человеческих жизней. Какой ценой можно это измерить?
Командно-административная система несовместима с объективными критериями экономических решений. Вопрос соизмерения затрат и результатов может решаться только косвенно, через деньги, а чтобы это соизмерение носило объективный характер, нужен рынок. А сосуществование рынка и командно-административной системы в принципе невозможно.
Таким образом, если материальные стимулы в командной экономике не работают, то нужно принуждение к труду. Важнейшей из мер принуждения является идеология.
Эта мера на практике работает в совокупности с другими, и следующая из них – политические репрессии. Этот вид принуждения имел целью искоренение инакомыслия в стране, в том числе и экономического. Размах репрессий пока трудно обозначить официальными данными, но, по некоторым оценкам, он следующий: в невоенное время (во время революции и революционного преобразования) народ СССР потерял 66 млн. 700 тыс. человек.9 При Сталине индустриализация и коллективизация привели к запланированному расширению государственной собственности, социализации экономики, дали в руки руководства страны невиданные доселе ресурсы. Эта гигантская концентрация власти в одних руках дополнялась важным элементом – террором. НКВД имело свои ячейки или своих представителей во всех управленческих структурах, во все более или менее значимых субъектах общественной жизни страны, осуществляя тотальную слежку страны за людьми. В концлагерях и тюрьмах за годы советской власти погибло не менее 20 млн. человек. Так осуществлялась социальная профилактика для построения нового общества.
Еще один вид принуждения – через аграрную систему. Практически лагерный труд на селе приводил к потенциальному разрушению сельскохозяйственного производства.
Таким образом, все меры
принуждения к труду –
Однако курс на индустриализацию
после отказа от рыночных отношений
НЭПа себя не оправдал. Расчеты, основанные
на данных о выпуске нескольких десятков
важнейших видов
Приведенные цифры являются ответом на довод апологетов командно-административной системы о том, что страна без перехода от НЭПа на режим ускоренной индустриализации не могла бы материально подготовиться к войне. Как видно, при переходе на режим ускоренной индустриализации темпы роста промышленности упали втрое, а перед самой войной, несмотря на репрессивное принуждение к труду, в отраслях тяжелой индустрии произошел спад, достигший почти 30%. Ресурсы для ускоренной индустриализации по сценарию командно-административной системы черпались из колхозного сектора и принудительного труда заключенных.
Административно-командная система управления экономикой имела свои преимущества и недостатки.
К преимуществам можно отнести способность в короткие сроки мобилизировать значительные ресурсы для решения конкретной проблемы – форсированной индустриализации, создания атомного оружия, реализации космической программы и т. д. (Правда, при этом цена решения стратегических задач, поставленных перед страной, партией и правительством, не имела принципиального значения). Такая мобилизация ресурсов была возможна благодаря жесткому подчинению предприятий всех отраслей тем решениям, которые принимались центральными экономическими ведомствами.
Но из этого же обстоятельства вытекали и главные недостатки системы централизованного управления экономикой:
Постоянная нехватка сырья, оборудования, готовых изделий и потребительской продукции была связана не столько с ошибками в планировании (что, безусловно, имело место), сколько с неравновесной природой советской экономической системы. Я. Корнаи объяснял, что социалистические предприятия, будучи частично обособленными от государства, все же не несут реальной ответственности за результаты своей хозяйственной деятельности и потому стремятся получить от государства как можно больше ресурсов с тем, чтобы легче выполнить план. Кроме того, гарантированное получение доходов предприятиями и населением, опять же независящее от результатов деятельности, вело к хроническому превышению денежной массы над товарной. В условиях фиксированных цен, не балансирующих спрос и предложение, это определяло постоянную нехватку ресурсов и товаров. И как следствие из-за постоянного дефицита существует «рынок продавца» во всех областях экономики.
Так как конкуренция в плановой экономике отсутствует, а значит отсутствует и интерес в повышении производительности труда, качественной работе, расширении ассортимента товаров, снижении себестоимости, экономии ресурсов, внедрении достижений НТР, повышении квалификации людей.
Все регулирующий и определяющий
центр в командно-
Директивное задание плана сопровождается выделением бесплатных для производственной единицы ресурсов и фондов заработной платы, определяемых административным центром страны. Общий центр определяет не только объем выделяемых ресурсов и фондов заработной платы, но и номенклатуру товаров. Элементарный анализ показывает, что сделать это даже приблизительно, хотя бы по небольшой группе производителей, невозможно. А если страна располагает большим производственным потенциалом, то сама мысль о директивном планировании заставляет задуматься об абсурдности таких планов.
Их инициатива, не вписывающаяся в плановые задания, в лучшем случае не поощрялась, а в худшем случае подавлялась вышестоящими органами. По существу, развитие происходило под давлением из центра. Однако такое давление становилось все менее эффективным в условиях усложнения хозяйственной системы, возрастания ее гибкости и подвижности. В итоге более инертная плановая экономика в целом проигрывала рыночной с точки зрения эффективности использования ресурсов.
«Преимущество» плановой экономики в формировании экономического роста без кризисов в реальной хозяйственной практике выливается в уничтожение циклической формы развития, а следовательно, отсутствие экономических стимулов качественного и количественного обновления основного капитала.
В отношениях с мировым
хозяйством в социалистической экономике
господствовал остаточный принцип,
диктовавший обеспечение
В истории советской экономики до «перестройки» можно выделить следующие четыре этапа.
Военный коммунизм. На самом раннем, первом этапе (1918 – 1921 гг.) была предпринята попытка непосредственно воплотить ортодоксальную марксистскую доктрину в жизнь. Этот период называют «военным коммунизмом».Большевики быстро ввели две вертикали управления экономикой (партийную и хозяйственную), которые заменили прежние традиционные горизонтальные товарно-денежные связи. Третья вертикаль вскоре дополнила первые две. Это – ВЧК, которая вела постоянные наблюдения за ходом экономических процессов в стране и железной рукой устраняла сохранявшиеся элементы товарно-денежных отношений. Цель заключалась в ликвидации рынка, замене его централизованным распределением продукции. Позднее был создан план ГОЭЛРО и на его основе Госплан СССР. План стал реальным заменителем рынка. К этому следует добавить введение государственной монополии на внешнюю торговлю в апреле 1918 г. После стремительной национализации примерно двух третей промышленных предприятий, включая все крупные и средние, государство перешло к прямому, внеэкономическому управлению производством. Частная хозяйственная деятельность была запрещена; особенно жестоко карался обмен товаров с целью спекуляции. Обращение денег было ограничено до предела. Большинство товаров и услуг (например, продовольственные пайки и проезд на транспорте) предоставлялись населению бесплатно, но и вознаграждение за труд осуществлялось в натуральной форме. Производственные связи между государственными предприятиями осуществлялись без денег – посредством прямого продуктообмена.
В результате введения «военного коммунизма» в экономике страны были быстро разрушены сложившиеся хозяйственные связи, возникла страшная дезорганизованность, процветали полная неразбериха и бесхозяйственность, появился дефицит всего и вся. Предприятия уже не отвечали за самоокупаемость и прибыль, все расходы они стали покрывать за счет бюджета. Крестьяне перестали продавать свою продукцию государству, в городах возник голод. В этих условиях и была введена продразверстка, в соответствии с которой в насильственном порядке у крестьян отбиралось продовольствие (оплата производилась по твердым ценам; отбирались не так называемые излишки, а почти все, что можно было отобрать). Так была установлена не диктатура пролетариата, а диктатура правящей прослойки большевиков. Буржуазия, интеллигенция и крестьяне подвергались жестоким репрессиям.
Результаты проводимой политики оказались впечатляющими: в 1920 г. промышленное производство сократилось по сравнению с 1913 г. в 7 раз, а производство хлеба упало вдвое.
Новая экономическая политика. В практике «военного коммунизма» ортодоксально-марксистский взгляд на социалистическое общество как на общество, лишенное рыночных отношений, сочетался с необходимостью чрезвычайно жесткого управления и контроля над экономикой в условиях разрухи и военного времени.
Зимой 1920-1921 г. кризис в народном хозяйстве достиг такой остроты, что стал угрожать существованию советской власти. В этих условиях Ленин был вынужден отказаться от идеи непосредственного и насильственного «введения» коммунизма и предложил «новую экономическую политику» (НЭП) – контролируемое и ограниченное использование рыночных отношений для оживления экономики России.
НЭП стал вторым этапом в истории советской экономики. Были разрешены торговля, мелкое и среднее частное производство, наем работников, рыночное ценообразование, компании со смешанным государственным и частным капиталом и многие другие элементы рыночной экономики. При этом государство сохраняло за собой «командные высоты», то есть полный контроль над тяжелой промышленностью. НЭП отнюдь не был направлен на формирование системы «рыночного социализма» - советское руководство не отказывалось от ортодоксально-марксистских представлений, но откладывало их воплощение в жизнь до определенной стабилизации народного хозяйства. НЭП действительно способствовал оживлению экономики – восстановлению промышленности, которая во второй половине 20-х годов достигла уровня 1913 г., развитию торговли и сельского хозяйства, некоторому повышению жизненного уровня населения. Замечательной заслугой ряда руководителей народного хозяйства была стабилизация финансов в середине 20-х годов, заложившая хороший фундамент для дальнейшего подъема экономики. (Министру финансов периода НЭПа Г. Сокольникову принадлежит известное высказывание: «Эмиссия – опиум для народного хозяйства».) Денежная реформа создала надежную валюту – червонец, причем благодаря массированному экспорту сырья и завоеванию Россией прочных позиций в мировой торговле червонец признавался за рубежом наряду с ведущими мировыми валютами.
Сталинская экономическая система. После смерти Ленина большевики с конца 20-х годов вновь вернулись к модели «военного коммунизма», сделав ее классической. Правда, для повторного уничтожения рынка начиная с 1929 г. – года «великого перелома» - надо было не только провести индустриализацию и коллективизацию, но и осуществить невиданный в мире геноцид, уничтожив заодно и первое поколение большевиков. На смену «старым большевикам» пришли «новые большевики». Это третий период развития советской экономики – период сталинской диктатуры, который приходится на конец 20-х – 1953 г.
Информация о работе Плановая экономика: теоретические основы и сущность