Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:27, курсовая работа
В работе освещены теоретические основы плановой экономики, раскрыта ее сущность, описаны преимущества и недостатки плановой экономики, описано практическое воплощение модели плановой экономики на примере России.
Введение 3
Теоретические основы плановой экономики 4
Идейные истоки плановой экономики 4
История развития социалистической доктрины 5
Сущность плановой экономики 10
Центральное планирование 10
Роль государственной собственности в плановой экономике 17
Система распределения благ и услуг 22
Экономика власти 26
Преимущества и недостатки плановой экономики 28
Практическое воплощение социалистической идеи в экономике (на примере России) 30
Советская экономика до начала «перестройки» 30
Крах советской экономики на рубеже 80 – 90-х годов 36
Заключение 41
Список использованной литературы 42
Во второй половине 19- начале 20 в. социалистическое движение стало наиболее динамично развивающейся идейной и политической доктриной в Западной Европе, России, США и многих других странах. Наряду с марксизмом в нем существовало немало школ и течений. Их объединяли протест против неравенства и нищеты, коллективизм и недоверие к частной собственности. Часть социалистических ученых и практиков исповедовала насильственный, революционный переход к новому обществу, другая часть придерживалась позиций постепенного, эволюционного реформизма.
Универсальное распространение социалистической доктрины именно в 19-20 вв. имеет глубокие корни. Во-первых, социализм явился реакцией на угнетение, нищету и бесправие большей части населения, которые сопровождали становление современного промышленного общества. Например, из классической русской и западноевропейской литературы хорошо известно, какие бедствия переживали простые люди в ту эпоху. Помимо угнетения населения в западных странах, капитализм нес еще более жестокое порабощение жителям колониальных государств. Во-вторых, начиная примерно с 19 в. и вплоть до последних десятилетий развитые страны благодаря невиданному в мировой истории взлету научного знания переживали духовный феномен безграничной веры в человеческий разум и в способность человека преобразовать жизнь на научных и рациональных началах.
Также необходимо отметить еще одно обстоятельство, имеющее отношение не столько к предпосылкам возникновения социалистической идеи, сколько к предпосылкам ее реализации в форме тоталитарного государственного социализма. Это появление, впервые в мировой истории, технических возможностей планирования жизни общества и поведения каждого его члена из единого центра, а также контроля за обществом и каждым членом общества. Такие возможности предоставили современные средства связи и транспорта.
Экономической основой анализируемой системы является директивное (централизованное) планирование. Оно предусматривало три обязательных элемента:
Теоретики социалистического
планирования часто приписывали
ему «научность» как
Рассмотрим сущность централизованного планирования поподробнее. Все и вся определяющий центр материализует свою политическую волю в виде экономических планов. Абсолютно централизованный экономический план имеет разбивку директив по регионам, отраслям отдельным производителям, включая и сельское хозяйство. Непременным элементом системы является административная коллективизация сельского хозяйства, имеющая следствием экспроприацию трудовой частной собственности, насильственное объединение частных товаропроизводителей в колхозы и совхозы, жестко контролируемые централизованным государством, полностью монополизировавшим экономику и власть. Облеченное в форму обязательной директивы плановое задание доводится до каждого субъекта планирования.
Общую схему взаимодействия
государства и экономики в
командной системе можно
Плановое задание Плановое задание
Планируемый обмен
Рис. 1.
Как видно из схемы,
в административно-командной
Реализация хозяйственных решений в системе, основанной на плановых директивах, представлена на рис. 2.
P
Q
0
рис. 2.
При определении планового задания на определенный временной период центр фиксирует объем предложения (S1S1). Одновременно устанавливается административная цена P1, предполагающая точку равновесия E1 между спросомD1D1 и предложением S1S1. Назначая административную цену, плановые органы исходят из явно нереальной предпосылки, что спрос в течение определенного периода времени не изменится, что, в сущности, равнозначно отсутствию каких-либо изменений в потребностях населения.
В том случае, если спрос на запланированную продукцию поднялся до уровня D2D2, то при фиксированной цене P1 спрос на продукцию составит OS2 вместо прежнего OS1. При неизменном запланированном предложении образуется дефицит в размере S1S2. При свободном рыночном ценообразовании изменение спроса до уровня D2D2 повлекло бы за собой изменение цены до уровня P2 и перемещение точки равновесия в E1-2, что сделало бы невозможным дефицит.
В другом варианте с падением спроса до уровня D3D3 спрос составляет величину OS3 при цене P1, а предложение по-прежнему осуществляется в объеме OS1 и как результат – излишек S3S1. При рыночных ценах в силу изменения спроса до уровня D3D3 цена понизилась бы до положения P3, а точка равновесия перешла бы в E1-3, без возникновения излишка продукции.
Отдельно нужно сказать о механизме принятия экономических планов в командно-административной системе. План принимается на высшем форуме правящей политической партии и в высшем законодательном органе страны, что освящает сращивание политических, исполнительных и законодательных структур общества и является одним из главных признаков тоталитаризма. После этого контроль за исполнением плана, принявшего форму закона, может осуществляться на основе административно-уголовной и партийной ответственности.
Директивное задание плана сопровождается выделением бесплатных для производственной единицы ресурсов и фондов заработной платы, определяемых административным центром страны. Общий центр определяет не только объем выделяемых ресурсов и фондов заработной платы, но и номенклатуру товаров. Элементарный анализ показывает, что сделать это даже приблизительно, хотя бы по небольшой группе производителей, невозможно. А если страна располагает большим производственным потенциалом, то сама мысль о директивном планировании заставляет задуматься об абсурдности таких планов.
Руководящий центр является безраздельным, то есть абсолютно монопольным собственником любой продукции, изготовленной на предприятиях. Подобная экономическая практика в отсутствии конкуренции приводит только к одному результату – производители могут работать, не взирая на качество продукции.
Производители и оптовые потребители промышленной продукции связаны экономически и административно друг с другом. Потребители лишены права выбора, они получают, но не покупают (хотя и платят деньги), лишь то, что им выделено производителем по воле центра (см. рис. 1). Принцип соответствия спроса и предложения заменен волей центра, материализующей принятые политические и идеологические решения.
В рыночной экономике факторные доходы (заработная плата, процент, прибыль, земельная рента) выполняют роль стимулов, способствующих наиболее эффективному распределению ресурсов.
В командной системе заработная плата не является рычагом эффективного распределения труда в силу жесткого декретирования ее государством вне зависимости от качества и количества производимой продукции. Результат – отсутствие стимула к производительному труду. Командная система, устанавливая твердые ставки заработной платы, должна иметь и фиксированные цены на основные потребительские товары. Цена подобной экономической политики – подавленная инфляция, которая проявляется в виде низкого качества товаров, вечном дефиците и в виде очередей.
Процентная ставка не может служить в командной экономике стимулом средством эффективного распределения инвестиций. В условиях льготного кредитования, хронического списывания долгов нерентабельным предприятиям ни о какой эффективности говорить не приходится. Инвестиции осуществляются исходя из идеологических и политических приоритетов правящего центра.
Ресурсы достаются производителям либо бесплатно (земля), либо по низкой цене, а, следовательно, неизбежно расточительное их использование.
В условиях государственной монополии на трудовые ресурсы, инвестиции и землю заработная плата, процент и рента не могут являться равновесными ценами, поскольку вообще не существует рынков труда, капитала и земли.
В директивной экономике в принципе невозможно существование такой категории, как альтернативные издержки, а следовательно, нет и разграничения на экономическую и бухгалтерскую прибыль. И директор промышленного предприятия, и директор магазина, и руководитель банка – все они лишены альтернативы использования свободных денежных средств, ибо все эти предприятия находятся в собственности государства.
В практике неконкурентной системы экономики отсутствует состояние предельной фирмы, а также нет предприятия, получающего квазиренту или фирмы-банкрота. В результате убыточные предприятия – на дотации, прибыльные – переводят средства в бюджет и не существует объективного механизма определения эффективно работающих предприятий. Отсутствие стимулирующей роли прибыли и угрозы банкротства из-за убытков лишает предприятия необходимости эффективной работы. Основная цель выполнить директиву.
В условиях командной системы так называемый хозрасчет носит формальный характер. Производители вносят все свои финансовые средства в обязательном порядке в бюджет, а потом средства ему выделяются из бюджета. Суммы, Вносимые в бюджет, и выплаты из него не взаимосвязаны и тем самым демонстрируется определяющая роль власти в экономике. Субъективная роль центра определяет и уравнительные выплаты без видимой связи с бюджетными платежами, и привилегированные дары и льготы, также назначаемые центром. Экономические потребности предприятия формируются и удовлетворяются центром. Перечисление денег предприятиями происходит через банковскую систему, является исключительной монополией государства, и эта система неустанно следит за финансовым обеспечением власти центра. Если к этому добавить принадлежность председателя правления Госбанка к высшей партийно-административной управленческой элите, то картина социалистической экономики выглядит вполне зримо. Кредитные рычаги, возможность получения кредитов под невысокий процент, перспектива получить в дальнейшем списание задолженности приводят как к паразитизму производителей, так и к финансовому укреплению центральной власти.
Важно отметить, что предприятия, стремясь выполнить плановую директиву, сталкиваются с бюджетным ограничением. Смысл понятия бюджетного ограничения состоит в том, что сумма денежных доходов предприятия и его денежных фондов потенциально должна быть равна сумме расходов предприятия за определенный период. Бюджетные ограничения возникают как на предприятии, так и в учреждении или в домашнем хозяйстве. Существует несколько факторов, придающих бюджетному ограничению жесткий характер:
Надо отметить, что условия 4. и 5. выполнимы лишь в абстрактном случае и в условиях простого воспроизводства.
В командной экономике предприятие наоборот действует в условиях мягкого бюджетного ограничения. Достаточно обратиться к указанным пяти пунктам и увидеть:
Я. Корнаи, выдающийся венгерский экономист, характеризуя социалистическую экономику, отмечает: «В довольно обширной области – прежде всего в сфере предприятий – деньги являются лишь пассивным средством расчета, а не активным стимулом и результатом действий». Существуют глубинные причины институционного характера, по которым бюджетное ограничение не может стать достаточно жестким. Денежное предложение – при заданных институционных условиях должно приспосабливаться к меняющемуся денежному спросу в реальной хозяйственной деятельности. Центральный банк не является учреждением, находящимся вне системы, и не может свободно решать, принимать или не принимать фридменистские7 рецепты. Напротив, этот банк представляет собой эндогенный элемент системы, который в силу необходимости должен удовлетворить ее денежный спрос».
Информация о работе Плановая экономика: теоретические основы и сущность