Плановая экономика: теоретические основы и сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:27, курсовая работа

Краткое описание

В работе освещены теоретические основы плановой экономики, раскрыта ее сущность, описаны преимущества и недостатки плановой экономики, описано практическое воплощение модели плановой экономики на примере России.

Оглавление

Введение 3
Теоретические основы плановой экономики 4
Идейные истоки плановой экономики 4
История развития социалистической доктрины 5
Сущность плановой экономики 10
Центральное планирование 10
Роль государственной собственности в плановой экономике 17
Система распределения благ и услуг 22
Экономика власти 26
Преимущества и недостатки плановой экономики 28
Практическое воплощение социалистической идеи в экономике (на примере России) 30
Советская экономика до начала «перестройки» 30
Крах советской экономики на рубеже 80 – 90-х годов 36
Заключение 41
Список использованной литературы 42

Файлы: 1 файл

Плановая экономика.doc

— 308.50 Кб (Скачать)

 

Во второй половине 19- начале 20 в. социалистическое движение стало наиболее динамично развивающейся  идейной и политической доктриной  в Западной Европе, России, США и  многих других странах. Наряду с марксизмом в нем существовало немало школ и течений. Их объединяли протест против неравенства и нищеты, коллективизм и недоверие к частной собственности. Часть социалистических ученых и практиков исповедовала насильственный, революционный переход к новому обществу, другая часть придерживалась позиций постепенного, эволюционного реформизма.

Универсальное распространение  социалистической доктрины именно в 19-20 вв. имеет глубокие корни. Во-первых, социализм явился реакцией на угнетение, нищету и бесправие большей части населения, которые сопровождали становление современного промышленного общества. Например, из классической русской и западноевропейской литературы хорошо известно, какие бедствия переживали простые люди в ту эпоху. Помимо угнетения населения в западных странах, капитализм нес еще более жестокое порабощение жителям колониальных государств. Во-вторых, начиная примерно с 19 в. и вплоть до последних десятилетий развитые страны благодаря невиданному в мировой истории взлету научного знания переживали духовный феномен безграничной веры в человеческий разум и в способность человека преобразовать жизнь на научных и рациональных началах.

Также необходимо отметить еще одно обстоятельство, имеющее  отношение не столько к предпосылкам возникновения социалистической идеи, сколько к предпосылкам ее реализации в форме тоталитарного государственного социализма. Это появление, впервые в мировой истории, технических возможностей планирования жизни общества и поведения каждого его члена из единого центра, а также контроля за обществом и каждым членом общества. Такие возможности предоставили современные средства связи и транспорта.

 

 

Сущность плановой экономики

Центральное планирование

 

Экономической основой  анализируемой системы является директивное (централизованное) планирование. Оно предусматривало три обязательных элемента:

  1. Централизованность, то есть распределение заданий центральным государственным органом, например Госпланом или другими уполномоченными на то органами;
  2. Директивность, или обязательность для выполнения;
  3. Адресность – доведение планового задания до конкретного предприятия-исполнителя.

Теоретики социалистического  планирования часто приписывали  ему «научность» как фундаментальную  черту, хотя на самом деле план был  инструментом реализации политических и экономических установок государственной власти и, как правило, не учитывал объективных экономических пропорций и тенденций. Также теоретики социалистической экономики рассматривали возможность управления народным хозяйством страны как единой фабрикой. В самом деле, зачем нужны цены и деньги, если вся хозяйственная деятельность – и производство, и распределение, и потребление – подчиняется распоряжениям уполномоченных государственных органов. Советское государство, как увидим далее, не смогло реализовать эту идею в силу чисто технических сложностей управления огромным хозяйством из единого центра, но она полностью соответствует духу марксистской доктрины.

Рассмотрим сущность централизованного планирования поподробнее. Все и вся определяющий центр  материализует свою политическую волю в виде экономических планов. Абсолютно централизованный экономический план имеет разбивку директив по регионам, отраслям отдельным производителям, включая и сельское хозяйство. Непременным элементом системы является административная коллективизация сельского хозяйства, имеющая следствием экспроприацию трудовой частной собственности, насильственное объединение частных товаропроизводителей в колхозы и совхозы, жестко контролируемые централизованным государством, полностью монополизировавшим экономику и власть. Облеченное в форму обязательной директивы плановое задание доводится до каждого субъекта планирования.

Общую схему взаимодействия государства и экономики в  командной системе можно рассмотреть  на основании рис. 1.

 

 

 

 



      Плановое задание Плановое задание


 Планируемый обмен





 

 


 

 

 


 


 

 

Рис. 1.

 

Как видно из схемы,  в административно-командной системе  хозяйства отсутствует обратная связь между потребителем и производителем (все стрелки от государственных предприятий идут к потребителю сверху вниз), что на практике хорошо отражено поговоркой «Бер, что дают».

Реализация хозяйственных  решений в системе, основанной на плановых директивах, представлена на рис. 2.

 

 

 P



 

 


 

 


 





 

 Q


рис. 2.

При определении планового  задания на определенный временной  период центр фиксирует объем  предложения (S1S1). Одновременно устанавливается административная цена P1, предполагающая точку равновесия E1 между спросомD1D1 и предложением S1S1. Назначая административную цену, плановые органы исходят из явно нереальной предпосылки, что спрос в течение определенного периода времени не изменится, что, в сущности, равнозначно отсутствию каких-либо изменений в потребностях населения.

В том случае, если спрос  на запланированную продукцию поднялся до уровня D2D2, то при фиксированной цене P1 спрос на продукцию составит OS2 вместо прежнего OS1. При неизменном запланированном предложении образуется дефицит в размере S1S2. При свободном рыночном ценообразовании изменение спроса до уровня D2D2 повлекло бы за собой изменение цены до уровня P2 и перемещение точки равновесия в E1-2, что сделало бы невозможным дефицит.

В другом варианте с падением спроса до уровня D3D3 спрос составляет величину OS3 при цене P1, а предложение по-прежнему осуществляется в объеме OS1 и как результат – излишек S3S1. При рыночных ценах в силу изменения спроса до уровня D3D3 цена понизилась бы до положения P3, а точка равновесия перешла бы в E1-3, без возникновения излишка продукции.

Отдельно нужно сказать о механизме принятия экономических планов в командно-административной системе. План принимается на высшем форуме правящей политической партии и в высшем законодательном органе страны, что освящает сращивание политических, исполнительных и законодательных структур общества и является одним из главных признаков тоталитаризма. После этого контроль за исполнением плана, принявшего форму закона, может осуществляться на основе административно-уголовной и партийной ответственности.

Директивное задание  плана сопровождается выделением бесплатных для производственной единицы ресурсов и фондов заработной платы, определяемых административным центром страны. Общий центр определяет не только объем выделяемых ресурсов и фондов заработной платы, но и номенклатуру товаров. Элементарный анализ показывает, что сделать это даже приблизительно, хотя бы по небольшой группе производителей, невозможно. А если страна располагает большим производственным потенциалом, то сама мысль о директивном планировании заставляет задуматься об абсурдности таких планов.

Руководящий центр является безраздельным, то есть абсолютно монопольным  собственником любой продукции, изготовленной на предприятиях. Подобная экономическая практика в отсутствии конкуренции приводит только к одному результату – производители могут работать, не взирая на качество продукции.

Производители и оптовые  потребители промышленной продукции  связаны экономически и административно  друг с другом. Потребители лишены права выбора, они получают, но не покупают (хотя и платят деньги), лишь то, что им выделено производителем по воле центра (см. рис. 1). Принцип соответствия спроса и предложения заменен волей центра, материализующей принятые политические и идеологические решения.

В рыночной экономике  факторные доходы (заработная плата, процент, прибыль, земельная рента) выполняют роль стимулов, способствующих наиболее эффективному распределению ресурсов.

В командной системе  заработная плата не является рычагом  эффективного распределения труда  в силу жесткого декретирования ее государством вне зависимости от качества и количества производимой продукции. Результат – отсутствие стимула к производительному труду. Командная система, устанавливая твердые ставки заработной платы, должна иметь и фиксированные цены на основные потребительские товары. Цена подобной экономической политики – подавленная инфляция, которая проявляется в виде низкого качества товаров, вечном дефиците и в виде очередей.

Процентная ставка не может служить в командной  экономике стимулом средством эффективного распределения инвестиций. В условиях льготного кредитования, хронического списывания долгов нерентабельным предприятиям ни о какой эффективности говорить не приходится. Инвестиции осуществляются исходя из идеологических и политических приоритетов правящего центра.

Ресурсы достаются производителям либо бесплатно (земля), либо по низкой цене, а, следовательно, неизбежно расточительное их использование.

В условиях государственной  монополии на трудовые ресурсы, инвестиции и землю заработная плата, процент  и рента не могут являться равновесными ценами, поскольку вообще не существует рынков труда, капитала и земли.

В директивной экономике  в принципе невозможно существование  такой категории, как альтернативные издержки, а следовательно, нет и  разграничения на экономическую и бухгалтерскую прибыль. И директор промышленного предприятия, и директор магазина, и руководитель банка – все они лишены альтернативы использования свободных денежных средств, ибо все эти предприятия находятся в собственности государства.

В практике неконкурентной системы экономики отсутствует состояние предельной фирмы, а также нет предприятия, получающего квазиренту или фирмы-банкрота. В результате убыточные предприятия – на дотации, прибыльные – переводят средства в бюджет и не существует объективного механизма определения эффективно работающих предприятий. Отсутствие стимулирующей роли прибыли и угрозы банкротства из-за убытков лишает предприятия необходимости эффективной работы. Основная цель выполнить директиву.

В условиях командной  системы так называемый хозрасчет носит формальный характер. Производители вносят все свои финансовые средства в обязательном порядке в бюджет, а потом средства ему выделяются из бюджета. Суммы, Вносимые в бюджет, и выплаты из него не взаимосвязаны и тем самым демонстрируется определяющая роль власти в экономике. Субъективная роль центра определяет и уравнительные выплаты без видимой связи с бюджетными платежами, и привилегированные дары и льготы, также назначаемые центром. Экономические потребности предприятия формируются и удовлетворяются центром. Перечисление денег предприятиями происходит через банковскую систему, является исключительной монополией государства, и эта система неустанно следит за финансовым обеспечением власти центра. Если к этому добавить принадлежность председателя правления Госбанка к высшей партийно-административной управленческой элите, то картина социалистической экономики выглядит вполне зримо. Кредитные рычаги, возможность получения кредитов под невысокий процент, перспектива получить в дальнейшем списание задолженности приводят как к паразитизму производителей, так и к финансовому укреплению центральной власти.

Важно отметить, что предприятия, стремясь выполнить плановую директиву, сталкиваются с бюджетным ограничением. Смысл понятия бюджетного ограничения состоит в том, что сумма денежных доходов предприятия и его денежных фондов потенциально должна быть равна сумме расходов предприятия за определенный период. Бюджетные ограничения возникают как на предприятии, так и в учреждении или в домашнем хозяйстве. Существует несколько факторов, придающих бюджетному ограничению жесткий характер:

  1. Экзогенные зоны. Это означает, что предприятие является не «ценоискателем», а «ценополучателем», то есть цена задана рынком, и отдельная фирма не в состоянии повлиять на закупочные цены или на цены, по которым реализуется продукция.
  2. Жесткая система налогообложения. Это означает не просто высокие налоги, а то, что предприятие не может повлиять на нормативы налогообложения, не получает льгот при уплате налогов, изымаемых в обязательном порядке.
  3. Отсутствие безвозмездной государственной помощи. Это значит, что государство не дотирует текущее производство и не покрывает безвозмездно расходы на капиталовложения
  4. Отсутствие возможности получения кредита. Все закупки ресурсов оплачиваются наличными. Межфирменный кредит не допускается.
  5. Невозможность внешних финансовых вложений. Здесь имеется ввиду, что собственники могут изымать прибыль, но при этом они не имеют права вкладывать ее вновь в развитие предприятия.

Надо отметить, что условия 4. и 5. выполнимы лишь в абстрактном случае и в условиях простого воспроизводства.

В командной экономике  предприятие наоборот действует  в условиях мягкого бюджетного ограничения. Достаточно обратиться к указанным  пяти пунктам и увидеть:

  1. Социалистическое предприятие может переложить часть своих ресурсов на потребителей – ведь в такой системе господствуют фирмы-монополии, или, как говорят, поставщик диктует цены;
  2. Предприятия систематически получают налоговые льготы и отсрочки в уплате налогов;
  3. Широко практикуется безвозмездная государственная помощь (дотация, субсидии, списание долгов и т. п.);
  4. Кредиты выдаются и тогда, когда нет никаких гарантий их возврата;
  5. Внешние финансовые вложения нередко осуществляются не для развития производства, а для покрытия возникающих финансовых трудностей, и все это – за счет государства.

Я. Корнаи, выдающийся  венгерский экономист, характеризуя социалистическую экономику, отмечает: «В довольно обширной области – прежде всего в сфере предприятий – деньги являются лишь пассивным средством расчета, а не активным стимулом и результатом действий». Существуют глубинные причины институционного характера, по которым бюджетное ограничение не может стать достаточно жестким. Денежное предложение – при заданных институционных условиях должно приспосабливаться к меняющемуся денежному спросу в реальной хозяйственной деятельности. Центральный банк не является учреждением, находящимся вне системы, и не может свободно решать, принимать или не принимать фридменистские7 рецепты. Напротив, этот банк представляет собой эндогенный элемент системы, который в силу необходимости должен удовлетворить ее денежный спрос».

Информация о работе Плановая экономика: теоретические основы и сущность