Отчет по практике в Отделе по борьбе с экономическими преступлениями (борьбе с коррупцией)

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 10:57, отчет по практике

Краткое описание

Ознакомительная практика проводится с целью закрепления и расширения теоретических и практических знаний студента, приобретения профессиональных навыков работы по специальности. А также формирование профессиональных компетенций в области экономической безопасности.
Содержание практики направлено на решение следующих задач:
- закрепить и углубить полученные теоретические знания;
- сформировать у студентов представление о экономической безопасности организации;
- закрепить навыки работы с источниками информации, в частности с данными Государственного комитета;
- довести приобретенные умения и навыки до уровня, позволяющего самостоятельно решать практические задачи.

Файлы: 1 файл

SODERZhANIE.doc

— 262.50 Кб (Скачать)

Каждый из этих органов создан для борьбы с определенными специфическими видами преступлений и имеет круг задач и функций, которые закреплены законодательством. Координацию их деятельности в сфере борьбы с экономической преступностью осуществляет Прокуратура РФ.

Органы уголовной юстиции осуществляют уголовно-правовой контроль над экономической преступностью, осуществляя:

  • предварительное расследование по делам этой категории в форме дознания и предварительного следствия;
  • оперативно розыскную деятельность, правом на ведение которой они наделены в соответствии с Федеральным законом от 12.08.1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".

Рассмотрим функции некоторых органов уголовной юстиции в сфере борьбы с экономической преступностью.

Министерство внутренних дел РФ

Основными задачами Министерства являются:

  1. разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;
  2. организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений.

Функции МВД РФ закреплены в Законе РФ "О милиции", Положении о Министерстве внутренних дел Российской Федерации.

В структуре МВД РФ дознание и оперативно-розыскную деятельность по делам об экономических преступлениях осуществляет милиция. Борьба с экономическими преступлениями является основной задачей специализированных подразделений органов внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями, входящими в структуру Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями (ГУБЭП МВД России).

Цель этой службы - защита экономики от преступных корыстных посягательств в процессе осуществления экономических отношений между различными их субъектами. Ее основные задачи - непосредственное выявление, пресечение и раскрытие экономических преступлений.

Для достижения целей, поставленных перед органами внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями, им предоставлены значительные полномочия (ст. 11 Закона РФ "О милиции")

Предварительное следствие производится следователями органов внутренних дел по уголовным делам об экономических преступлениях, предусмотренных статьями: 159 частями второй и третьей,160 частями второй и третьей, 164, 165 частью третьей, 169, 170, 171 частью второй, 172, 173, 174, 175частью третьей, 176, 178, 179, 181, 182, 183,184,185,186,187, 188, 191, 192, 193, 195, 196,197, 201, 202,203, 204, 210, 272, 273, 274, 290, 291,292 УК РФ.

Федеральная служба безопасности РФ

Основными задачами ФСБ России в сфере борьбы с экономической преступностью являются:

  • информирование Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации;
  • обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну;
  • выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, отнесенных федеральным законодательством к подследственности органов федеральной службы безопасности;
  • организация и осуществление во взаимодействии с другими государственными органами борьбы с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой … специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;
  • осуществление в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами пограничной службы и пограничными войсками Федеральной пограничной службы Российской Федерации мер по обеспечению защиты государственной границы Российской Федерации.

Функции ФСБ РФ закреплены в Положении о Федеральной службе безопасности Российской Федерации.

Следователи ФСБ РФ производят предварительное следствие по уголовным делам об экономических преступлениях, предусмотренных статьями 188, 189, 190, 193,210, 272, 273, 274 УК РФ.

В соответствии с п.3 ст. 117 УПК РСФСР, органы федеральной службы безопасности производят дознание по делам, отнесенным законом к их ведению.

По делам о преступлениях, предусмотренных статьями 285, 286, 290, 291, 292 УК РФ, предварительное следствие производится также следователями органов ФСБ РФ, если это связано с расследованием уголовных дел об экономических преступлениях, отнесенных к их подследственности.

Федеральная служба налоговой полиции РФ

Задачами федеральных органов налоговой полиции являются:

  • выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений. О выявленных при этом других экономических преступлениях органы налоговой полиции обязаны проинформировать соответствующие правоохранительные органы;
  • обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защиты их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей; предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

Функции, права, обязанности ФСНП РФ закреплены Законом РФ от 24 июня 1993 г. 5238-I "О федеральных органах налоговой полиции".

Следователи ФСНП РФ производят предварительное следствие по уголовным делам об экономических преступлениях, предусмотренных статьями 198 частью второй и 199 УК РФ.

Федеральные органы налоговой полиции производят дознание по делам, отнесенным законом к их ведению.

По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 171 частью второй, 172, 173, 174,176, 185, 193, 201, 202, 204, 210, 272, 273, 274,290, 291, 292 УК РФ, предварительное следствие может производиться следователями органов налоговой полиции, если их расследование связано с преступлениями, по которым возбуждено уголовное дело, и оно не может быть выделено в отдельное производство.

Государственный таможенный комитет РФ и его территориальные органы

ГТК РФ осуществляет следующие функции, непосредственно связанные с борьбой с экономической преступностью(2):

  • организует ведение борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела;
  • обеспечивает выполнение таможенными органами Российской Федерации в соответствии с действующими законодательными актами функций органов дознания по таким преступлениям и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
  • разрабатывает и реализует систему мер по пресечению незаконного оборота через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств и психотропных веществ, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров;
  • обеспечивает оказание содействия таможенных органов Российской Федерации борьбе с международным терроризмом и пресечению незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации;
  • осуществляет контроль за соблюдением должностными лицами таможенных органов Российской Федерации законности при производстве по делам о контрабанде и об иных преступлениях в сфере таможенного дела, осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

Таможенные органы производят дознание по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 188,189, 190, 193 и 194 УК РФ.

В случаях, предусморенных законодательством, дознание по делам об экономических преступлениях, может производиться и другими органами дознания (ст. 117 УПК РСФСР).

Прокуратура РФ

Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В соответствии с законодательством на Прокуратуру возложены следующие функции, направленные на борьбу с экономической преступностью:

  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  • уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
  • координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Следователям Прокуратуры РФ подследственны уголовные дела об экономических преступлениях, предусмотренные статьями 146, 147, 238, 272, 273,274, 285, 286, 289, 290 УК РФ.

Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов налоговой полиции, органов таможенной службы и других правоохранительных органов.

В целях обеспечения координации деятельности этих органов прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Взаимодействие органов уголовной юстиции в борьбе с экономическими преступлениями. В соответствии со ст. 3 Закона РФ "О милиции", органы внутренних дел решают стоящие перед ними задачи по предупреждению экономических преступлений во взаимодействии с другими государственными органами, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами. Особое значение имеет при этом взаимодействие между различными правоохранительными органами уголовной юстиции, а также внутриведомственное взаимодействие отдельных специализированных подразделений. Рассмотрим некоторые аспекты этой деятельности.

Подразделения по экономическим преступлениям взаимодействуют с подразделениями уголовного розыска. Это обусловлено процессами слияния экономической преступности с общеуголовной (пример.).

Взаимодействие подразделений по борьбе с экономическими преступлениями с подразделениями по борьбе сорганизованной преступностью МВД РФ и ФСБ РФ обусловлена реальной тенденцией к проникновению организованной преступности в сферу экономики. Особое внимание при этом уделяется пресечению коррупции в органах власти и управления, квалифицированного вымогательства, в том числе в отношении предпринимателей.

Подразделения по экономическим преступлениям взаимодействуют со службами милиции общественной безопасности, в частности с участковыми инспекторами, подразделениями патрульно-постовой службы, ведомственной охраны, ГИБДД.

Служба милиции общественной безопасности. По роду своей работы сотрудники этой службы вступают в контакт с большим количеством граждан. В результате они могут получать самую различную информацию о возникновении условий, способствующих совершению преступлений, о признаках уже совершающихся преступлений, о лицах, готовящихся к преступным деяниям.

Сотрудники ГИБДД имеют возможность проверять на дорогах автотранспорт и установить факты перевозки грузов без документов или в количестве, превышающем указанное в документах, и информировать об этом подразделения по борьбе с экономическими преступлениями.

Органы внутренних дел взаимодействуют с органами налоговой полиции. Постоянно действующие координационные рабочие группы создаются из представителей заинтересованных подразделений органов внутренних дел и налоговой полиции на местах для выработки и реализации согласованных действий по предупреждению и выявлению налоговых преступлений, а также правонарушений и преступлений в сфере экономики и потребительского рынка. Проводятся регулярные рабочие встречи работников для координации усилий по предупреждению и пресечению противоправной деятельности.

Взаимодействие органов внутренних дел и других субъектов контроля над экономической преступностью. Важное значение имеет взаимодействие органов внутренних дел с органами, осуществляющими межведомственный контроль, и их территориальными подразделениями - Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства; Государственной инспекцией по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей; Комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации; Государственной инспекцией по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Правительстве РФ; Федеральным казначейством; Государственным таможенным комитетом; Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора РФ; Государственным комитетом по статистике; контрольно-ревизионными аппаратами Министерства финансов РФ; банками и другими кредитные учреждения; аудиторскими организациями.

Перспективным является развитие взаимодействия органов внутренних дел с частными и ведомственными службами безопасности на правовой основе. Правоохранительные органы могут обращаться за помощью к частным структурам в связи с тем, что последние в отдельных узких областях обладают значительным опытом и компетенцией. Контакты облегчаются тем, что большая часть персонала служб безопасности представлена бывшими сотрудниками органов внутренних дел и других правоохранительных органов, которые сохранили контакты с этими органами.

Информация о работе Отчет по практике в Отделе по борьбе с экономическими преступлениями (борьбе с коррупцией)