Основные вопросы экономики, проблема выбора и кривая производственных возможностей общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 16:13, контрольная работа

Краткое описание

Греческое слово "экономика" в буквальном переводе означает "искусство ведения хозяйства". Но за две с половиной тысячи лет, прошедших с тех пор, как древнегреческий писатель и историк Ксенофонт дал это имя науке, содержание ее изменилось до неузнаваемости. Хозяйство теперь ведется и управляется не только в рамках семьи или города, но и пределах крупного региона, страны, всего мира.

Оглавление

1. Основные вопросы экономики, проблема выбора и кривая производственных возможностей общества 3
2. Проблема ограниченности ресурсов и безграничности потребностей, экономический выбор и его цена, кривая производственных возможностей 7
Тесты 15
Задача 16
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

Контрольная работа 1 по экономической теории.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

     То, от чего мы отказываемся, называется вмененными (скрытыми) издержками достижения выбранного результата.

     Выбор приходится делать отдельному человеку (при наличии определенной суммы денег пойти в театр или купить фильм на DVD), фирме (при расширении производства купить новые станки или нанять дополнительное количество работников), государству (увеличить армию или построить больницу и т.д.).

     Если  бы ресурсы были неограниченны, не надо было бы экономить. Исчезла бы проблема выбора.

     Производственные  возможности экономической системы  ограничены редкостью применяемых ресурсов, которая по мере развития общества не только сохраняется, но порой и возрастает. Это обусловлено тем, что истощаются невоспроизводимые природные ресурсы, потребление не дает новые импульсы для развития производства новых товаров и услуг. Качественные характеристики последних меняются, что вызывает рост потребностей в потребительских товарах и инвестициях.7

       Взаимосвязи ресурсов с производством отражаются в одном из ключевых уравнений  микроэкономики - производственной функции (или функции производства). Boт eго общий вид: Q= f (F1, F2, .... Fn)

       Где Q - объем производства, Fl, F2,...Fn - производственные ресурсы (которых всего п), а значок f показывает, что объем производства зависит от комбинации факторов производства.

       В условиях ограниченности ресурсов перед  обществом и отдельным производителем стоит проблема более рационального их использования. Выбирая один из оптимальных вариантов, производитель отказывается от производства определенных товаров в пользу того товара, который он выбрал для своего производства. Отказ от производства данного товара в пользу других получил название экономических или вменённых издержек.

       Проблему  выбора иллюстрирует кривая производственных возможностей (рис.1), определяющая границу использования производственных ресурсов. Для ее построения принимается ряд допущений:

       1) экономика должна функционировать в условиях полной занятости и полного объема пр-ва;

       2) действующие факторы производства  должны быть постоянны по своему  количеству и качеству;

       3) технология производства должна  быть неизменна.

       Точка А - максимально возможное производство товара А при использовании всех имеющихся ресурсов. Точка В - означает максимально возможное производство товара В при использовании всех имеющихся ресурсов. Соединив точки А и В кривой линией, получим кривую производственных возможностей. Она означает максимально возможное одновременное производство товаров А и В при использовании всех имеющихся ресурсов. Точка С показывает, что одновременно производится товар А и товар В в объемах а1 и в1, при чем предпочтение отдано товару А. Каждая точка кривой показывает максимальное одновременное производство товара А и В, при чем, если необходимо увеличить один товар, то это происходит за счет сокращения производства другого товара. Благодаря кривой производственных возможностей удалось выделить совокупность всех решений, в пределах которой следует искать оптимальный вариант. 

       

     Рис. 1. График кривая производственных возможностей

       Крива́я произво́дственных возмо́жностей  — это совокупность точек, которые  показывают различные комбинации максимальных объемов производства нескольких (как правило двух) товаров или услуг, которые могут быть созданы в условиях при полной занятости и использовании всех имеющихся в экономике ресурсов.

       В данном случае точки А, Б, В, Г, Д - точки, принадлежащие КПВ. Точка E внутри графика  КПВ означает неполное или нерациональное использование имеющихся ресурсов. Точка Ж (вне кривой) недостижима при данном количестве ресурсов и имеющейся технологии. Попасть в эту точку можно, если увеличить количество используемых ресурсов или улучшить технологию производства (например, сменить ручной труд на машинный). При движении по кривой возможен только один, лучший вариант движения, который дает максимальный результат при минимальных затратах. Кривая производственных возможностей показывает совокупность всех точек или решений, в пределах которых следует выбирать оптимальный вариант. Все остальные точки представляют собой упущенные возможности или альтернативные затраты.

       Кривая  производственных возможностей показывает:

       1. Тенденции роста альтернативных  издержек производства в условиях увеличения производства одного из товаров.

       2. Уровень эффективности производства.

       КПВ может отражать различия в производственных возможностях разных стран.

       Количество  других товаров, от которых необходимо отказаться, чтобы получить некоторое количество данного товара называется временными издержками. Форма кривой производственных возможностей показывает цену одного товара выраженную в альтернативном количестве другого. Цена КПВ в рыночной экономике — это отражение альтернативной стоимости альтернативных издержек или издержек упущенных возможностей. Она может выражаться в товарах, в деньгах или во времени. 

     Если  экономические ресурсы используются для строительства жилых домов, то их стоимость составляют расходы на землю, материалы, рабочую силу. Вмененными издержками будут больница, школа, библиотека и т.д., которые могли бы быть построены за счет тех же ресурсов. Государство может абсолютно все ресурсы направить на строительство жилья, а может снизить объем этого строительства, с тем, чтобы строить также больницы и школы. Таким образом, объемы строительства жилых домов, больниц и школ не только альтернативны, но и взаимозаменяемы (табл. 1). Альтернативные производственные возможности.8

     Таблица  1.

     Альтернативные  производственные возможности

Возможности Строительство жилых домов (тыс. штук) Строительство школ и больниц (тыс. школ)
А 15 0
В 14 1
С 12 2
D 9 3
Е 5 4
F 0 5
 
 

     

                                               1        2      3      4      5 

     Рис. 2. График границы производственных возможностей 

     Этот  цифровой пример можно проиллюстрировать  на графике границы производственных возможностей (рис. 2), где по горизонтали отмечено количество больниц и школ, а по вертикали - жилых домов. Зафиксировать цифры на графике и соединив их, получаем кривую производственных возможностей.

     График  границы производственных возможностей иллюстрирует тот факт, что экономика, полностью реализующая потенциал, не может увеличить производство какого-то блага, не поступившись другим благом. Функционирование экономики на границе производственных возможностей свидетельствует о ее эффективности и правильности выбора.

     Экономическая эффективность - это соотношение результатов и затрат в хозяйственной деятельности. Эффективная экономическая система предполагает рациональное поведение субъектов хозяйствования, которое заключается в том, что производитель и потребитель материальных благ и услуг максимизируют выгоды (результаты) и минимизируют затраты.9

     В. Парето, исследуя эффективность производства и распределения товаров в рыночной системе хозяйства при ограниченности ресурсов, пришел к выводу, что это такое состояние, при котором никто не может улучшить свое состояние, не ухудшая положения хотя бы одного из участников рынка. Такое понимание эффективности в экономической литературе получило название оптимум Парето.

     Выбор сочетания, соответствующего точке «М», расценивается как неудачный для данной экономики, поскольку он не позволяет эффективно использовать производственные ресурсы. Производство же на основе выбора точки «N» вообще неосуществимо, так как эта точка находится за пределами производственных возможностей. Таким образом, главной проблемой экономики является проблема выбора, проблема распределения редких ресурсов.

 

Тесты

     Тест 1 

     ЛВП (линия возможного потребления) показывает:

     а) точные количества двух товаров, которые хозяйство намерено производить;

     б) лучшую из возможных комбинаций двух товаров;

     в)  альтернативную комбинацию товаров при наличии  данного количества ресурсов;

     г) время, когда вступает в действие закон убывающей производительности факторов производства. 

     Тест 2 

     Альтернативные  издержки нового стадиона — это:

     а)  оплата его охраны и другого персонала;

     б) цена строительства стадиона в будущем  году

     в)  изменение реальной ставки налога, которая выплачивается из доходов стадиона;

     г) цена других товаров  и услуг, производство которых принесено в жертву строительству этого стадиона. 
 
 
 
 
 
 

Задача

     Шкала производственных возможностей

Вариант Масло (тонн) Роботы (штук)
1 15 000 0
2 12 000 2 000
3 10 000 3 000
4 6 000 5 000
5 3 000 5 500
6 0 6 000
 
 
 
 

     Масло(тонн)

     

  15000   1 

  12000 2 N

   10000 3 ∙

    6000 4

     

     3000                           5 
 

       6 Роботы (штук)

                  2000   3000 5000  5500     6000

Рис. 1. График производственных возможностей

Список  литературы

 
    1. Курс экономики: Учебник – 2-е изд., доп. / Б.А. Райзберг; под редакцией Б.А. Райзберга – М.: ИНФРА-М, 2004.-716с.
    2. Носова, С.С. Экономическая теория. Учебник. / С.С. Носова. – М.: Дашков и К. 2003. – 864с.
    3. Основы экономической теории. Политэкономия: Учебник. / Д.Д. Москвина; под редакцией Д.Д. Москвина. – М.: Эдиториал УРСС, 2005.-528с.
    4. Экономика: Учебник – 3-е изд., перераб. и доп. / А.С. Булатов; под редакцией А.С. Булатова – М.: Юрист, 2003.-896с.
    5. Экономика: Учебное пособие для вузов / А.Г. Грязнова; под редакцией А.Г. Грязновой – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.-822с
    6. Экономика: Учебное пособие для вузов / Е.Н. Лобачева; под редакцией Е.Н. Лобачевой.  – М.: Экзамен, 2004.-592с.
    7. Экономическая теория: Учебник / В.И. Видяпин; под редакцией В.И Видяпина – М: ИНФРА-М, 2005.-672с.
    8. Экономическая теория: Учебник для студ. высш. учеб. заведений/В.Д. Камаев; под редакцией В.Д. Камаева. – М.: ВЛАДОС, 2003.-640с.

Информация о работе Основные вопросы экономики, проблема выбора и кривая производственных возможностей общества