Основные этапы развития экономической мысли. Их сущность и значение для современности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2015 в 21:56, курсовая работа

Краткое описание

Экономика занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чем они думают в своей повседневной жизни. Но предметом ее исследований являются главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни.
Но при всем этом самым устойчивым стимулом к ведению хозяйственной деятельности служит желание получить за нее плату, которая представляет собой материальное вознаграждение за работу. Она затем может быть израсходована на эгоистичные или альтруистические, благородные или низменные цели, и здесь находит свое проявление многосторонность человеческой натуры. Однако побудительным мотивом выступает определенное количество денег. Именно это определенное и точное денежное измерение самых устойчивых стимулов в хозяйственной жизни позволило экономической науке далеко опередить все другие науки, исследующие человека. Но экономическую науку нельзя приравнять к точным естественным наукам, ибо она имеет дело с постоянно меняющимися, очень тонкими свойствами человеческой натуры.

Оглавление

Введение 3
1.ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ 5
1.1 Зарождение экономической мысли 5
1.2 Античный период 6
1.3 Эпоха средневековья……………………………………… ..7
1.4 (XVII-XIX вв.)Классическая политическая экономия…....8
1.5 XIX век- наше время………………………………………...9
2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ШКОЛ 12
2.1 Меркантилизм 12
2.2 Физиократы 13
2.3 Классическая школа политэкономии 15
2.4Марженализм 16
2.5 Неоклассическая школа 17
2.6 Кейнсианство 19
2.7 Экономическая школа Институционализма 20
2.8 Школа Неоконсерватизма (Школа Монетаризма) 21
3.СОВРЕМЕННЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
(АКТУАЛЬНЫЕ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ) 22
3.1Монетаризм 22
3.2 Основные положения Фридмана 25
3.3 Современное кейнсианство 27
3.4Институционализм 29

Файлы: 1 файл

kursovaya_Ane.docx

— 49.28 Кб (Скачать)

1.ВОЗНИКНОВЕНИЕ  И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ

1.1 Зарождение  экономической мысли

 

Экономика считается одной из самых древних наук. Так, уже первобытные люди владели основами экономических знаний, имели определенные представления о ведении хозяйства, об отношениях, складывающихся между членами общины в процессе и в результате добывания и распределения благ, обмена произведенными продуктами. Однако эти представления еще не выделялись в самостоятельную область знаний, существовали в рамках нерасчлененного общественного сознания, являлись составной частью мировоззрения людей вообще. 
 
В процессе становления и развития экономической науки можно выделить несколько крупных периодов. 
 
Зарождение экономической мысли относится к доиндустриальному периоду истории, охватывая древние цивилизации Востока, Грецию, Римскую империю (IV тысячелетие до н.э. — V в. н.э.). В это время для экономической мысли была характерна ее недифференцированность от религиозной идеологии и политико-правовых взглядов. Зафиксированные в письменных источниках экономические воззрения касаются в основном проблем функционирования и рациональной организации хозяйства и труда, системы государственного управления, ответственности за собственность. Это социально-философские трактаты отдельных лиц, своды законов, договоры, тексты Ветхого и Нового Завета, позже — Корана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Античный период  

 

Считается, что в эпоху Античности древнегреческий мыслитель Ксенофонт (430–355 гг. до н.э.) впервые предложил название «экономика» («домостроительство», «домострой»), то есть учение об искусном ведении домашнего хозяйства в своём трактате трактата «Ойкономия», где было описано ведение хозяйства в представлении древних греков. Этот трактат охватывает все стороны быта того времени (от религиозных ритуалов и распределения обязанностей в доме до ведения сельского хозяйства). Это связано с тем, что хозяйства были натуральными, т. е. сами обеспечивали себя всем необходимым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Эпоха средневековья 

Дальнейшее развитие экономической мысли происходило в эпоху Cредневековья, которая также охватывает большой исторический период (в Западной Европе — с V в. до буржуазных революцией XVII–XVIII вв., в России — с IX в. до реформы 1861 г.; в ряде стран Азии и Африки феодальные отношения сохранялись и в XX в.) В это время формируются взгляды по проблемам сословного положения, владения землей и распределения доходов, отношений корпоративного типа (соседские общины, городские коммуны, ремесленные цеха, купеческие гильдии, монастырские и рыцарские ордена и т.д.). Политическая власть находилась в руках светских и церковных феодалов (собственников земли), огромную роль играли традиции и господствовало религиозное мировоззрение. Еще одна особенность — повышенный интерес к товарно-денежным отношениям. Основными теоретиками были схоласты, экономические идеи черпались также из ересей (например, — равенство, обязанность трудиться, осуждение продажи индульгенций), требований крестьянских восстаний.

Именно с этого периода (XVI–XVII вв.) можно говорить об экономической теории как самостоятельной науке, так как появилась первая система экономических взглядов, в центре которой оказалась проблема богатства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 (XVII-XIX вв.)Классическая политическая экономия 

Зарождение классической буржуазной политической экономии относится к XVII в. В этот период на базе промышленного переворота происходит буржуазная перестройка производства, господство торгового капитала сменяется господством промышленного капитала. 
 
зарождение классической буржуазной политической экономии относится к XVII в. В этот период на базе промышленного переворота происходит буржуазная перестройка производства, господство торгового капитала сменяется господством промышленного капитала. 
 
Классическая политическая экономия придала экономической теории подлинно научный характер:

  • Во-первых, она сделала предметом своего анализа внутренние закономерности сферы производства материальных благ, открыв в нем реальный источник общественного богатства.
  • Во-вторых, она не ограничилась лишь описанием экономических явлений, процессов, а перешла к выявлению их глубинной сущности и законов развития, которые рассматривались как объективные, естественные. В систему экономического анализа был введен метод научной абстракции.
  • В-третьих, одним из главных достижений стало создание ее представителями трудовой теории стоимости.
  • В-четвертых, в трудах ее представителей представлена практически современная система экономических категорий (товар, деньги, заработная плата, рента, процент и др.), раскрыто их экономическое содержание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 XIX век- наше время

 

В XIX в. экономическая теория приобретает уже довольно сложный характер, порождая направления и школы как внутри классической буржуазной политэкономии, так и ее антипода — «пролетарскую политэкономию». 
 
В самый канун XIX в. разразилась французская буржуазная революция, затем в первой его трети произошел скачок производительных сил на базе парового двигателя и ткацкого станка. В период промышленного переворота налаживалось массовое производство материальных благ, начался расцвет металлургии, горного дела, станкостроения. Вместе с этими сдвигами шло появление инженеров как массовой профессии, формирование промышленного пролетариата, его первых классовых битв (1830, 1848), создание тред-юнионов (профсоюзов). Начались (с 1825 г.) кризисы перепроизводства, произошли масштабные колониальные завоевания, стали формироваться национальные государства, прогремели наполеоновские войны. 
 
Все это привело к появлению нескольких новых самостоятельных (обособленных) течений в экономической мысли:

  • во-первых, более умеренного, чем классики, крыла так называемых «буржуазных», или «вульгарных» (по определению К. Маркса), экономистов (Ж.-Б. Сэй, Ф. Бастиа, Т.Р. Мальтус, Дж. Мак-Куллох, Дж. Милль), развивавших учение классиков;
  • во-вторых, к критике капитализма с мелкобуржуазных позиций (С. де Сисмонди, П.Ж. Прудон) — выработке направлений его видоизменения путем реформ;
  • в-третьих, к появлению утопического социализма в его классической форме (А. Сен-Симон и Ш. Фурье во Франции и Р. Оуэн в Англии) — учению о справедливом устройстве общества на социалистических началах;
  • в четвертых, к появлению марксизма (пролетарского направления) — радикальной экономической теории, трактовавшей ход истории как классовую борьбу, обосновывавшей экономическую необходимость устранения эксплуатации человека человеком.

 

 

 

 

Сегодня с учетом современного развития экономической науки требуется углубленное изучение взглядов всех этих экономистов. Особого внимания заслуживает наследие К. Маркса и Ф. Энгельса, в произведениях которых дана оригинальная трактовка многих принципиальных проблем экономической науки — предмета и метода политической экономии, системы экономических отношений капитализма, закономерностей перехода от одной формации к другой, классовых взаимоотношений пролетариата и буржуазии. В дальнейшем марксистская политическая экономия развивалась в трудах В.И. Ленина, Г.В. Плеханова, К. Каутского, Р. Гильфердинга, Е.С. Варги, Б.Ф. Поршнева и других ученых-марксистов.

В немарксистской политической экономии с конца XIX в. по настоящее время сложился ряд признанных научных экономических школ и направлений:

  • Австрийская школа (К. Менгер, Ф. Фон Визер, Е. Бем-Баверк) — поставили в центр своего анализа человека с его потребностями, привнесли в экономику «метод робинзонад». Особая заслуга — формулирование теории предельной полезности. Идеи австрийской школы внесли весомый вклад в формирование неоклассического направления в экономической науке.
  • Неоклассическое направление объединяет сразу несколько школ — кембриджскую (А. Маршалл, А. Пигу), лозаннскую (Л. Вальрас, В. Парето) и американскую (Дж. Б. Кларк). Общая особенность — широкое применение математических методов, методологии маржинализма (анализа предельных величин) в экономике.
  • Институционализм (Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл) — характеризуется критикой монополистического капитализма, защитой интересов «среднего класса» на основе проведения экономических реформ.
  • Кейнсианство (Дж. М. Кейнс) — в целях решения проблемы безработицы и кризисов предложена теория «регулируемого капитализма» на основе управления спросом.
  • Неоконсерватизм — (монетаризм, теория предложения, теория рациональных ожиданий) — защита идей свободного предпринимательства и принципа саморегулирования рыночной системы. Рынок признается наиболее эффективным способом организации хозяйства, роль государства сводится к обеспечению условий для свободной конкуренции.

Современная экономическая мысль Запада характеризуется углублением представлений о механизмах экономического роста, денежно-финансовой политики, возрастанием удельного веса глобальных теорий «открытой экономики», увеличением числа специальных теорий — экономики благосостояния, региональной экономики, теории развития и др.  
 

Таким образом, экономическая теория прошла длительный исторический путь становления и развития. На протяжении этого времени человечество накапливало знания об экономике. Впервые термин «экономика» появился в эпоху Античности, но только в Новое время сформировалась экономическая наука. В результате её дальнейшего развития и дифференциации отдельных областей возникла экономическая теория как самостоятельная научная дисциплина, имеющая собственный предмет и метод исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Краткая характеристика  основных экономических школ

 

2.1 Меркантилизм

 

 

Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства. Меркантилисты отожествляли богатство с деньгами. Они считали, что чем больше денег в государстве, тем лучше развита экономика.

Различают ранний и поздний меркантилизм.

В основе раннего меркантилизма — увеличение денежного богатства законодательным путем. Англичанин У.Стаффорд считал, что решение многих экономических проблем основывается на запрещении вызова благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности.

Во время позднего меркантилизма считалось, что необходимо продавать больше чем покупать.

Близкой к меркантилизму является экономическая политика протекционизма, направленная на ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем внедрения таможенных барьеров.

Наиболее известные представители меркантилизма: Томас Мен (1571-1641) и Антуа де Монкретьен (1575-1621)

Монкретьен ввел в научный оборот термин политическая экономия.

С выходом в свет его книги "Трактак по политической экономии" (1615) экономическая теория более 300 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия.Появление данного теримина обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговле.

 

 

 

 

2.2  Физиократы

Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев. Физиократы изучали влияние природных явлений на экономику общества. Они считали что источником богатства является труд только в земледелии.

 Основными представителями  школы являлись: Франсуа Кенэ (1694-1774)и Анн Робер Тюрго (1727-1781)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Классическая  школа политэкономии

 

Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823).

Адам Смит стал основоположником классической политической экономии. Основная идея в учениях Адама Смита — идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен. Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения производительности. Его исследования стали библией для ученых-экономистов Запада.

Давид Рикардо продолжил теорию А.Смита немного доработал её. Он утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда затраченного на его изготовление; Прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. Его учение легло в основу утопического социализма.

Экономическая школа утопического и научного коммунизма: Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизма. Марксизм или теория научного социализма (коммунизма) представлена формированием социалистических принципов: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации человеческого труда, равная плата за равных труд, всеобщая и полная занятость.      С именем К.Маркса связана попытка людей построить общество без частной собственности, экономику государственного типа, регулируемую из центра.

Марксистские идеи были глубоко восприняты в России народником Михаилом Бакуниным, теоретиком-экономистом и философом Георгием Плехановым, профессиональным революционером и основателем советского государства Владимиром Ильичом Лениным.

Основная идея экономической школы утопического и научного коммунизма: В процессе труда человек отчуждает результаты своего труда в результате чего стоймостная характеристика резко уменьшается.

 

 

2.4Марженализм

 

Во второй половине XIX в. была сформулирована теория марженализма, которая возникла как реакция на экономическое учение К.Маркса, его критическое осмысление. Именно марженализм лежит в основе современного неоклассического направления экономической мысли.

Представителями марженализма являются: Карл Менгер; Фридрих Визер; Леон Вальрас; Эйген-Бем-Баверк; Уильям Стэнли Джевонс

Основная идея — использование предельных крайних величин или состояний, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Стоимость любого блага или товара зависит от его предельной полезности для потребителя.

Информация о работе Основные этапы развития экономической мысли. Их сущность и значение для современности