Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 17:44, реферат
Основные положения маржинализма следующие:
использование предельных величин как инструментов для анализа изменений экономических явлений;
основой изучения является поведение отдельных фирм и понятие потребности покупателя;
исследование рационального распределения ресурсов и нахождение оптимального использования этих средств;
широкое применение математических методов для принятия оптимальных решений статистических задач;
определяющей в установлении пропорций товарного обмена у маржиналистов является сфера потребления, исследование спроса.
В данной работе мы рассмотрим американскую школу маржинализма на основе учений Д.Б.Кларка.
Введение ..........................................................................................................3
История возникновения теории маржинализма.......................................4
Концепция марженализма .........................................................................6
Этапы «маржинальной революции» и эволюция маржинальных идей..9
Маржиналисты-субъективисты первого этапа «маржинальной революции» ...........................................................................................10
Заключение .....................................................................................................13
Список использованной литературы..............................................................14
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
«Марженализм-сущность
и основные этапы развития»
Содержание
Введение .....................
Заключение ..............................
Список использованной
литературы....................
Введение
В конце XIX – первой трети XX в. большое влияние приобретает новое направление в экономической теории, существенно отличающееся от классического направления и даже выступающее определенно альтернативой ему. Оно известно как маржинализм (от англ. marginal– предельный). Это такое направление экономической теории, которое основывается на определении функции спроса и цен субъективными предельными оценками полезности продуктов. К маржинализму обычно относят австрийскую школу предельной полезности, математическую школу, а также микроэкономические теории А.Маршалла и Д.Б.Кларка.
Представители этого направления в своих работах используют категории «предельная полезность», «предельная производительность факторов производства», «предельный продукт
Основные положения маржинализма следующие:
использование
предельных величин как инструментов
для анализа изменений
основой
изучения является поведение отдельных
фирм и понятие потребности
исследование
рационального распределения
широкое применение математических методов для принятия оптимальных решений статистических задач;
определяющей в установлении пропорций товарного обмена у маржиналистов является сфера потребления, исследование спроса.
В данной работе мы рассмотрим американскую школу маржинализма на основе учений Д.Б.Кларка.
Возникновение теории, берущей за основу ценности не затраты труда, а полезность, трактуется как «маржиналистская революция». Маржинализм в качестве самостоятельного течения экономической мысли оформился во 2-й половине ХIХ в., что было вызвано объективными факторами. Конец XIX в. стал временем бурного экономического развития стран Западной Европы и США, что явилось следствием завершившегося промышленного переворота. Наиболее развитые державы вошли в период промышленного капитализма и свободной конкуренции. Мощное развитие рыночных отношений как внутри стран, так и между ними, обусловленное углублением процесса разделения труда, обострило внимание современников к ценообразованию, роли денег, законам поведения субъектов рынка и т.п. Эти проблемы и явились основным объектом исследования маржиналистов.
Быстрое
экономическое развитие
Наблюдался определенный кризис классической школы; известную популярность приобретает историческая школа в Германии, что ставило под сомнение методы классиков политической экономии.
Поэтому не менее существенной причиной возникновения маржинализма можно считать стремление ученых – экономистов найти выход из кризиса экономической теории, их стремление открыть определенные новые перспективы современному им экономическому порядку.
Школа маржинализма сформировалась на основе критики исторической школы, абсолютизировавшей эмпирический метод в изучении экономических явлений. Маржиналисты, напротив, доказывали необходимость общих закономерностей экономической жизни, первостепенность абстрактно логического метода научного анализа, вне зависимости от национальной специфики. Эта принципиальная позиция методологии дает основание утверждать о родстве маржинализма с рикардианством. В связи с этим маржиналистов (особенно представителей кембриджской школы) называют еще и «неоклассиками». В то же время маржинализм противопоставил рикардианской трудовой теории стоимости теорию полезности, где величина меновой стоимости выводится не из необходимых трудовых затрат, а из интенсивности потребления. Существовашая ранее теория полезности (Э.Кондильяк и Ф.Галиани), была усовершенствована маржиналистами на основе применения метода предельного анализа, который и дал название новой экономической школе. Этот метод применялся впоследствии при построении других концепций маржинализма: теории общего равновесия, распределения, издержек производства и др.
Маржинализм в значительной мере был направлен
и против теории К.Маркса, базирующейся
на трудовой теории стоимости классической
школы. При этом маржиналистской школе
характерен, по существу, отход от идеологизации
экономического анализа, попытка ограничиться
объектом «чистой прибыли», без примеси
социальных или конкретно – экономических
дисциплин, связанных с идеологией. Маржиналисты
отказались даже от самого термина «политическая
экономия», введенного в научное употребление
в 1615г. А.Монкретьеном, предпочитая нейтральное
понятие «экономика».
Деидеологизация экономического анализа маржиналистской школы, в целом, оставалась декларативной, если судить по конечным выводам теоретических построений. Прежде чем рассматривать подробно основные концепции маржинализма, сделаем несколько замечаний относительно общих методологических установок, характерных для этого направления.
Логика методологических установок маржиналистов вела к выделению основной проблемы, максимально удаленной от идеологии предмета исследования, которая не связана с классовыми интересами. Таким предметом была объявлена «вечная» проблема рационального распределения ограниченных ресурсов.
Именно поэтому в методологии школы важное место занял принцип редкости.
В основу теорий закладывалось предположение об ограниченной, фиксированной величине предложения того или иного блага, товара. Поскольку проблема рационального распределения ресурсов, по существу, выражает отношение человека к вещи, а не общественно – экономические отношения, которые лишь проявляются через отношения вещей или человека к вещи, согласно К.Марксу, то изучение внутренней структуры капиталистического общества выходит за пределы объекта исследования. И так как проблема рационального распределения ограниченных ресурсов представляет собой отношение человека не просто к вещи, а к готовому продукту или дару природы, то общественные отношения и уровень производства предполагаются изначально заданными, статичными. Вот почему маржиналисты настаивают на верховенстве обмена (потребления) над производством, тем самым легко устраняя вопрос, откуда берутся обмениваемые блага.
В соответствии с этой логикой владельцы благ (товаров), в том числе и факторов производства (или субъекты производства), не имеют классового, антагонистического деления; они выступают как равноправные субъекты обмена, т.е. продавцы и покупатели, производители и потребители. Если классики политической экономии увязывали логику экономического поведения субъектов хозяйственной деятельности с их классовой принадлежностью, то маржиналисты возводят в абсолют субъективно – психологический принцип оценки поведения.
При подобном подходе оказывается, что экономические субъекты однородны, нейтральны к благу с точки зрения общественного положения, и единичный (первичный) хозяйствующий субъект действует исключительно в собственных интересах. Иными словами, хозяйствующий субъект стремится к извлечению максимальной личной прибыли. При взаимодействии множества свободных хозяйственных субъектов их индивидуальными интересами формируются законы экономической жизни. Поэтому важнейшим предметом исследования маржиналистов становятся не собственно факты хозяйственной жизни, но мнения хозяйствующих субъектов по поводу этих фактов.
Психологизация экономического анализа была характерна в полной мере для австрийской школы, в то время, как в теориях А.Маршалла и Дж.Б.Кларка она менее выражена. Опираясь на субъективно – психологический подход, австрийцы сделали попытку создать последовательную теорию, вскрывающую причинно – следственный механизм рыночных отношений. Теоретики кембриджской и американской школ так же, как и создатели математических концепций экономического равновесия, прежде всего В.Парето, сделали упор на исследовании функциональных взаимосвязей экономических явлений, отказавшись от причинно – следственной модели. В конечном счете, в маржиналистской школе в основном утверждается функциональный экономический анализ.
Итак, методологии маржинализма были свойственны следующие черты: субъективно – психологический и внеисторический подход к экономическому анализу (известная его деидеологизация на основе отрицания значимости классовой, социальной структуры общества для экономических исследований), примат потребления над производством и, в конечном счете – функциональный подход к оценке экономических явлений.
Основываясь на этих новых методологических принципах, маржиналисты сформулировали целостную теоретическую систему, которая охватывает все разделы политической экономии. Дополненная элементами рикардианства и получившая серьезную математическую базу, данная система господствовала в ведущих странах с конца XIX в. до 30-х годов XX в.
В отличие от многих школ маржинализм до настоящего времени остается питательной средой и теоретической основой для многих современных экономических концепций. На наш взгляд, это обусловлено методологической ориентацией маржинализма на внеисторический подход к исследованию, дающий возможность выявить ряд закономерностей более общих закономерностей, что выходит за рамки конкретно – исторических условий конца XIX – начала XX века .
Тому способствует в известной мере и нейтральный, деидеологизированный подход к исследованию. При всей внешней декларативности методологический принцип объективизма позволял и позволяет адекватно реагировать на происходящие изменения, отвечает способности общества к изменениям.
Маржиналистам, несмотря на некоторое
несовершенство их теоретических построений,
удалось повернуть экономическую науку
к проблемам потребления и спроса, дать
толчок последующим многочисленным исследованиям
рынка и ценообразования. Проблемы редкости,
ограниченности ресурсов, психологических
мотивов хозяйственного поведения субъектов
и многие другие прочно вошли в орбиту
теоретических и прикладных исследований
в экономике.
В «маржинальной революции» обычно выделяют два этапа.
Первый этап - 70-80-е годы 19 века - обобщение идей маржинального экономического анализа в трудах К. Менгера (австр.) и его учеников, У. Джевонса (англ.) и Л. Вальраса (фр.).
• полезность товара рассматривается у них как функция количества этого товара, не зависящая от количеств других потребляемых товаров;
• «объяснение» поведения потребителя полезности сталкивается с двойственной оппозицией: одна утвер¬ждает, что теория полезности исходит из сомнительной и даже неверной психологии, другая - субъективная психология поведения потребителя - не имеет отношения к объективному развитию экономического про¬цесса.
Второй этап - 90-е годы 19 века. Главное достижение этого периода - отказ от субъективизма и психологиз¬ма. И. Шумпетер характеризует это так - «целью чистой экономики... всегда оставалось объяснение регуляр¬ного хода экономической жизни на основе данных условий». Представителей второго этапа - А. Маршалл (англ.), Дж. Б. Кларк (США), В Парето (иг.) и др. - стали называть неоклассиками как преемников классиче¬ской школы, а их теорию - «неоклассической».
• вначале в своем субъективном подходе маржиналисты акцентировали внимание на экономическом ана¬лизе потребления, спроса - в противоположность классикам, исходивших из приоритета производства, предложения. На втором этапе неоклассики пришли к выводу о важности обеих сфер, необходимости их одновременно¬го системного изучения.
• наряду
с функциональным методом экономического
анализа утвердился метод математического
моде¬лирования экономических процессов
как средство реализации концепции
об экономическом равновесии на уровне
микроэкономики, из-за чего до 30-х годов
20-го века в науке выпала проблематика
факторов роста макроэкономики и
макроисследований. При этом ученые
полагали, что экономический рост возможен
автоматически благодаря «свободной»
конкуренции, разделял несостоятельный
в жизни закон рынков. Сея с его главной
идеей о саморегулируемости и равновесии
экономики.
Информация о работе Марженализм-сущность и основные этапы развития