Обменный курс и учетная ставка

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 19:22, реферат

Краткое описание

Обменный (валютный) курс - это цена иностранной денежной единицы, выраженная в национальной валюте страны. Прогнозирование колебаний валютного курса является задачей актуальной, и вследствие этого проводят различные вычисления, анализ динамики курсов валют, чтобы оценка валютного прогноза была наиболее точной.

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические основы обменного курса и учетной ставки 5
1.1 Сущность обменного курса и учетной ставки 5
1.2 Принципы регулирования обменного курса и учетной ставки 7
1.3 Зарубежная практика регулирования обменного курса и учетной ставки 10
2 Анализ регулирования обменного курса и учетной ставки в РК 12
2.1 Современное состояние валютной системы в РК 12
2.2 Политика регулирования обменного курса и учетной ставки 13
2.3 Национальный банк РК как главный регулятор обменного курса и учетной ставки 16
2.4 Проблемы регулирования обменного курса и учетной ставки в РК 18
3 Основные направления совершенствования регулирования обменного курса и учетной ставки в РК 21
Заключение 23
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Ахметова Асем УиА-202 Регулирование обменного курса и учетной ставки.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

      Конечно, на начальном этапе после девальвации  возникают определенные трудности  у хозяйствующих субъектов экономики и у населения. Однако девальвация является одной из мер государственной политики, в конечном итоге направленной на повышение экономического роста страны и улучшения благосостояния населения в целом.

      В настоящий момент после установления нового коридора обменного курса тенге к доллару США можно отметить, что движение курса происходит в его рамках. Однако делать выводы по текущим торгам о равновесной валютной пары USD/KZT еще рано. Участникам рынка для адаптации к новым уровням необходимо два-три месяца. Также необходимо добавить, что валютный рынок волатилен, и движение в какую либо сторону – естественный процесс. Что касается участия Нацбанка в этих процессах, то основной задачей НБ РК на внутреннем валютном рынке является сглаживание резких колебаний курса. Необходимо отметить, что объемы интервенций по сравнению с январем и первым числам февраля значительно сократились.

      Главными  задачами Национального банка является стабилизация финансовой системы и  в рамках денежно-кредитной политики – регулирование курса национальной валюты. При выполнении этой задачи существует риск снижения уровня ЗВР. Однако необходимо отметить, что в феврале чистые международные резервы НБ РК в текущих ценах повысились на 11,7 процента (на 2,4 миллиарда долларов) до 20,7 миллиарда долларов по отношению к предыдущему месяцу. Эти пополнения были произведены за счет конвертации валюты из Национального фонда РК (порядка пяти миллиардов долларов США), экспортной выручки и налоговых поступлений.

      В середине 2006 года, когда Казахстан испытывал значительный приток спекулятивного капитала, НБ РК прибегал к такой мере «с другого края», проводя интервенции по покупкам иностранной валюты и временному ослаблению курса тенге. Это привело к убыткам спекулянтов, игравших на укрепление курса тенге.

      В настоящее время курс национальной валюты по отношению к доллару  США движется в разрезе заданного  коридора, и вмешательства Нацбанка ограничиваются интервенциями для  сглаживания резких колебаний на валютном рынке.

      Национальный Банк Республики Казахстан ежегодно разрабатывает Основные направления денежно-кредитной политики на предстоящие 3 года, в которых определяются целевые ориентиры по инфляции, а также меры денежно-кредитной политики по их достижению. Определение стратегических направлений политики на среднесрочный период повышает предсказуемость политики Национального Банка Республики Казахстан и снижает степень неопределенности для участников финансового рынка в направлении его развития.

      Национальный банк РК в ближайшие два года планирует рассмотреть варианты привязки обменного курса национальной валюты к индексу цен на основные экспортные товары. Обменный курс тенге будет определяться в зависимости от изменений основных экспортных цен с определенным лагом. В то же время это не означает точной привязки курсов валют к изменениям на товарных рынках. На изменение курса будет оказывать влияние множество факторов, часто действующих в противоположных направлениях: скорость и степень изменения цен экспорта, объемы и доля тех или иных товаров в общем экспорте и т. д. Поэтому следить за каждым изменением цены на нефть и ожидать моментального изменения курса тенге не имеет смысла.

      В 2009 году Национальный банк будет проводить  денежно-кредитную политику, направленную, главным образом, на обеспечение финансовой стабильности экономики, чему будет способствовать поддержание обменного курса тенге на стабильном уровне. 
 

  • 2.4 Проблемы регулирования обменного курса и учетной ставки в РК 
  •       В 2008 году глобальный финансовый кризис оказал существенное влияние на замедление темпов роста мировой экономики. В ряде стран наблюдается экономическая рецессия.

          Нестабильность  на мировых финансовых и товарных рынках отразилась на темпах экономического роста Казахстана. По предварительной  оценке, рост экономики в 2008 году составил 3,1 %, инфляция на конец года - 9,5%.

          В 2009-2010 годах ситуация на мировых  рынках, вероятнее всего, будет осложняться  и последствия для отечественной  экономики могут носить негативный характер. На мировых товарных рынках возможно сохранение низких цен на основные экспортные позиции Казахстана.

        Несмотря  на ряд наметившихся в последнее  время позитивных тенденций, современное состояние казахстанской экономики характеризуется дальнейшим сокращением производства и экономической активности.

        Регулирование необходимой денежной массы в  Казахстане происходит в отрыве от формирования новых цен, а новый всплеск роста на доллары в целом вызван ожиданиями нового обесценивания тенге, слабым государственным регулированием, медленным расширением рыночного оборота товаров длительного пользования, неверием народа в эффективность политики государства.

          В конце 2008 года – начале 2009 года на внутреннем валютном рынке отмечалось значительное нарастание негативных девальвационных  ожиданий. При этом Национальный Банк Республики Казахстан принимал значительные усилия по обеспечению стабильности обменного курса и сохранению неявного коридора в пределах 120 тенге за доллар США ±2%.

          Только  за период с октября 2008 года по февраль 2009 года Национальный Банк Республики Казахстан использовал более 9 млрд. долл. США на обеспечение стабильности обменного курса тенге. Объем золотовалютных резервов за этот период снизился на 10,4%.

          Однако  ситуация, сложившаяся к началу 2009 года в мировой экономике, в том  числе девальвация валют стран – торговых партнеров Республики Казахстан и значительное снижение цен на энергоресурсы, являющиеся основой казахстанского экспорта, не обеспечивала устойчивость показателей платежного баланса на 2009 год и могла привести к их резкому ухудшению.

          Сильным ударом для экономики является бегство  казахстанцев от своей национальной валюты. Казахстанцы не особенно верят в тенге, предпочитая иметь наличные доллары США. Денежные ресурсы рассредоточены по обширному экономическому пространству страны, по многочисленным держателям малых средств. По оценкам специалистов на руках у населения сейчас находится несколько миллиардов наличных долларов США, что превышает золотовалютный резерв Нацбанка.

        Уже не первый год стоит проблема, как  эти ресурсы сконцентрировать и направить на развитие производственной сферы. Долларизация страны в свою очередь означает кредитование Казахстаном более богатых стран и осложняет проведение государственной бюджетной и денежной политики, т.к. увеличивается неподконтрольный правительству элемент денежной массы.

        В результате в Казахстане наблюдается  устойчивая тенденция платежного баланса страны.

        Нынешние маневры правительства и Нацбанка, заключающиеся в дальнейшем сжатии денежной массы (уменьшение за 11 месяцев 2007 года составило 17,4 %, а количество наличных денег в обращении-30%) постепенной девальвации тенге (2008 год-10,9%), повышении ставки, рефинансирования (с августа 2008 г. на 6,5%), является лишь паллиативными, т.к. не решают коренных проблем казахстанской экономики. Власти не учитывают, того, что валютный сегмент, как и финансовый рынок в целом, находятся в крайне нестабильном положении.

        Правительству необходимо четко сформировать долговременные задачи своей политики валютного регулирования, предусматривающей дальнейшее уменьшение влияния государства на экономику, жесткую валютную дисциплину, повышение роли валютных операций банков.

        В этой связи целесообразно, чтобы  Нацбанк ежегодно публиковал установленный целевой коридор по количеству денег. За счет такого сообщения о предполагаемом количестве денег Нацбанк будет представлять субъектам экономики помощь для их ориентации на путях развития.

          Не  менее важной перспективной проблемой  валютного рынка Казахстана является определение будущего национальной валюты - казахстанского тенге - с точки зрения возможного перехода к единой наличной валюте стран Евразийского Экономического Сообщества до 2011г. Реализация данной программы означает добровольный отказ Казахстана, России, Беларуси и Таджикистана от собственных национальных валют. Данное предложение строится на опыте образования Европейского Экономического и Валютного Союза («еврозоны»), так как «одной из главных функций Европейского Экономического Сообщества является задача экономического регулирования». Но не все положительно в программе введения единой европейской валюты «евро». Это уже очевидно и сейчас, и было заметно в 2002 году, когда евро была введена в наличной форме. Во-первых, недовольство населения многих европейских стран, вошедших в «еврозону», когда исчезли их исконно старинные национальные валюты. Во-вторых, снижение макроэкономических показателей ведущих стран «еврозоны» - Германии, Франции за счет проведения вынужденной общей экономической и финансовой политики других 10 стран «еврозоны», во многом уступающих по своему экономическому развитию и даже сегодня не соответствующих критериям конвергенции, разработанными Маастрихстким соглашением в 1991г. (Греция, Люксембург и др.). В-третьих, предпочтение лидирующих позиций в «еврозоне» той или иной стране (Германии или Франции), что вызвало определенные внутренние противоречия. В-четвертых, предложение Великобритании о продлении срока и возможно даже отказ в будущем вступления в «еврозону». Есть еще ряд других аспектов, негативно отражающих современное положение ЕЭВС. Возможно, такие же негативные последствия ждут и страны ЕврАзЭС, которые даже не имеют такой же длительный опыт разработки и создания европейской интеграции и которые шли к этим процессам порядка 40 лет. 
     
     

      3  Основные направления совершенствования регулирования     обменного курса и учетной ставки в РК 
       

         Благодаря беспрецедентным антикризисным  мерам, принятым в большинстве стран  в 2008-2009 годах, мировая экономика  стала выходить из рецессии, вызванной  глобальным кризисом. В 2010 году одним  из главных вопросов, стоящих перед государственными органами как развитых, так и развивающихся стран, будет являться реализация «стратегии выхода» по сворачиванию пакета антикризисных мер. При этом наиболее сложной задачей станет определение правильного момента для завершения данных программ.

         С одной стороны, преждевременное  завершение государственного стимулирования может спровоцировать новый виток  кризиса в мировой экономике. Субъекты экономики могут оказаться  не в состоянии самостоятельно активизировать свою деятельность ввиду недостаточности ресурсов.

         С другой стороны, продолжение активных антикризисных мер также несет  в себе риски для дальнейшего  развития экономики через увеличение нагрузки на ресурсы государства  и значительный рост дефицитов государственных  бюджетов. Масштабные вливания в экономику привели к накоплению избыточной ликвидности в финансовых институтах, что в условиях низкой инвестиционной активности может привести к появлению новых «пузырей». Кроме того, продолжение «мягкой» денежно-кредитной политики будет создавать дополнительные инфляционные риски.

         В условиях сохранения нестабильности и  неопределенности на мировых и внутреннем рынках Национальный Банк Республики Казахстан принял решение разработать  основные направления денежно-кредитной  политики на один год – на 2010 год. По мере снижения неопределенности Национальный Банк Республики Казахстан намерен вернуться к практике разработки основных направлений денежно-кредитной политики на трехлетний период.

         Ситуация  на финансовом рынке страны в 2010 году будет постепенно улучшаться, однако резкого роста кредитной активности банков не произойдет ввиду сохранения экономических и финансовых рисков.

         В целом, дальнейшее развитие экономики  Республики Казахстан будет зависеть от многих факторов, влияние которых  в настоящее время однозначно оценить практически не возможно, а контроль над ними со стороны Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан достаточно затруднителен.

          В условиях неизбежности изменения подходов при проведении денежно-кредитной политики Национальным Банком Республики Казахстан были изучены варианты смещения акцентов с обеспечения стабильности цен и продолжения политики перехода к инфляционному таргетированию к установлению валютного коридора. Анализ мирового опыта продемонстрировал, что единственно правильным решением в сложившихся условиях является проведение единовременной девальвации национальной валюты с последующим удержанием курса на новом уровне.

          В этой связи Национальным Банком Республики Казахстан в феврале 2009 года был установлен новый коридор обменного курса тенге на уровне 150 тенге за доллар США +/-3%. Это позволило не только значительно снизить девальвационные ожидания на рынке, но и обеспечить восстановление конкурентоспособности отечественных производителей и сохранение золотовалютных резервов.

    Информация о работе Обменный курс и учетная ставка