Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 19:22, реферат
Обменный (валютный) курс - это цена иностранной денежной единицы, выраженная в национальной валюте страны. Прогнозирование колебаний валютного курса является задачей актуальной, и вследствие этого проводят различные вычисления, анализ динамики курсов валют, чтобы оценка валютного прогноза была наиболее точной.
Введение 3
1 Теоретические основы обменного курса и учетной ставки 5
1.1 Сущность обменного курса и учетной ставки 5
1.2 Принципы регулирования обменного курса и учетной ставки 7
1.3 Зарубежная практика регулирования обменного курса и учетной ставки 10
2 Анализ регулирования обменного курса и учетной ставки в РК 12
2.1 Современное состояние валютной системы в РК 12
2.2 Политика регулирования обменного курса и учетной ставки 13
2.3 Национальный банк РК как главный регулятор обменного курса и учетной ставки 16
2.4 Проблемы регулирования обменного курса и учетной ставки в РК 18
3 Основные направления совершенствования регулирования обменного курса и учетной ставки в РК 21
Заключение 23
Список использованной литературы
Конечно,
на начальном этапе после
В настоящий момент после установления нового коридора обменного курса тенге к доллару США можно отметить, что движение курса происходит в его рамках. Однако делать выводы по текущим торгам о равновесной валютной пары USD/KZT еще рано. Участникам рынка для адаптации к новым уровням необходимо два-три месяца. Также необходимо добавить, что валютный рынок волатилен, и движение в какую либо сторону – естественный процесс. Что касается участия Нацбанка в этих процессах, то основной задачей НБ РК на внутреннем валютном рынке является сглаживание резких колебаний курса. Необходимо отметить, что объемы интервенций по сравнению с январем и первым числам февраля значительно сократились.
Главными задачами Национального банка является стабилизация финансовой системы и в рамках денежно-кредитной политики – регулирование курса национальной валюты. При выполнении этой задачи существует риск снижения уровня ЗВР. Однако необходимо отметить, что в феврале чистые международные резервы НБ РК в текущих ценах повысились на 11,7 процента (на 2,4 миллиарда долларов) до 20,7 миллиарда долларов по отношению к предыдущему месяцу. Эти пополнения были произведены за счет конвертации валюты из Национального фонда РК (порядка пяти миллиардов долларов США), экспортной выручки и налоговых поступлений.
В середине 2006 года, когда Казахстан испытывал значительный приток спекулятивного капитала, НБ РК прибегал к такой мере «с другого края», проводя интервенции по покупкам иностранной валюты и временному ослаблению курса тенге. Это привело к убыткам спекулянтов, игравших на укрепление курса тенге.
В настоящее время курс национальной валюты по отношению к доллару США движется в разрезе заданного коридора, и вмешательства Нацбанка ограничиваются интервенциями для сглаживания резких колебаний на валютном рынке.
Национальный Банк Республики Казахстан ежегодно разрабатывает Основные направления денежно-кредитной политики на предстоящие 3 года, в которых определяются целевые ориентиры по инфляции, а также меры денежно-кредитной политики по их достижению. Определение стратегических направлений политики на среднесрочный период повышает предсказуемость политики Национального Банка Республики Казахстан и снижает степень неопределенности для участников финансового рынка в направлении его развития.
Национальный банк РК в ближайшие два года планирует рассмотреть варианты привязки обменного курса национальной валюты к индексу цен на основные экспортные товары. Обменный курс тенге будет определяться в зависимости от изменений основных экспортных цен с определенным лагом. В то же время это не означает точной привязки курсов валют к изменениям на товарных рынках. На изменение курса будет оказывать влияние множество факторов, часто действующих в противоположных направлениях: скорость и степень изменения цен экспорта, объемы и доля тех или иных товаров в общем экспорте и т. д. Поэтому следить за каждым изменением цены на нефть и ожидать моментального изменения курса тенге не имеет смысла.
В
2009 году Национальный банк будет проводить
денежно-кредитную политику, направленную,
главным образом, на обеспечение финансовой
стабильности экономики, чему будет способствовать
поддержание обменного курса тенге на
стабильном уровне.
В 2008 году глобальный финансовый кризис оказал существенное влияние на замедление темпов роста мировой экономики. В ряде стран наблюдается экономическая рецессия.
Нестабильность на мировых финансовых и товарных рынках отразилась на темпах экономического роста Казахстана. По предварительной оценке, рост экономики в 2008 году составил 3,1 %, инфляция на конец года - 9,5%.
В
2009-2010 годах ситуация на мировых
рынках, вероятнее всего, будет осложняться
и последствия для
Несмотря на ряд наметившихся в последнее время позитивных тенденций, современное состояние казахстанской экономики характеризуется дальнейшим сокращением производства и экономической активности.
Регулирование необходимой денежной массы в Казахстане происходит в отрыве от формирования новых цен, а новый всплеск роста на доллары в целом вызван ожиданиями нового обесценивания тенге, слабым государственным регулированием, медленным расширением рыночного оборота товаров длительного пользования, неверием народа в эффективность политики государства.
В конце 2008 года – начале 2009 года на внутреннем валютном рынке отмечалось значительное нарастание негативных девальвационных ожиданий. При этом Национальный Банк Республики Казахстан принимал значительные усилия по обеспечению стабильности обменного курса и сохранению неявного коридора в пределах 120 тенге за доллар США ±2%.
Только за период с октября 2008 года по февраль 2009 года Национальный Банк Республики Казахстан использовал более 9 млрд. долл. США на обеспечение стабильности обменного курса тенге. Объем золотовалютных резервов за этот период снизился на 10,4%.
Однако ситуация, сложившаяся к началу 2009 года в мировой экономике, в том числе девальвация валют стран – торговых партнеров Республики Казахстан и значительное снижение цен на энергоресурсы, являющиеся основой казахстанского экспорта, не обеспечивала устойчивость показателей платежного баланса на 2009 год и могла привести к их резкому ухудшению.
Сильным ударом для экономики является бегство казахстанцев от своей национальной валюты. Казахстанцы не особенно верят в тенге, предпочитая иметь наличные доллары США. Денежные ресурсы рассредоточены по обширному экономическому пространству страны, по многочисленным держателям малых средств. По оценкам специалистов на руках у населения сейчас находится несколько миллиардов наличных долларов США, что превышает золотовалютный резерв Нацбанка.
Уже не первый год стоит проблема, как эти ресурсы сконцентрировать и направить на развитие производственной сферы. Долларизация страны в свою очередь означает кредитование Казахстаном более богатых стран и осложняет проведение государственной бюджетной и денежной политики, т.к. увеличивается неподконтрольный правительству элемент денежной массы.
В результате в Казахстане наблюдается устойчивая тенденция платежного баланса страны.
Нынешние маневры правительства и Нацбанка, заключающиеся в дальнейшем сжатии денежной массы (уменьшение за 11 месяцев 2007 года составило 17,4 %, а количество наличных денег в обращении-30%) постепенной девальвации тенге (2008 год-10,9%), повышении ставки, рефинансирования (с августа 2008 г. на 6,5%), является лишь паллиативными, т.к. не решают коренных проблем казахстанской экономики. Власти не учитывают, того, что валютный сегмент, как и финансовый рынок в целом, находятся в крайне нестабильном положении.
Правительству необходимо четко сформировать долговременные задачи своей политики валютного регулирования, предусматривающей дальнейшее уменьшение влияния государства на экономику, жесткую валютную дисциплину, повышение роли валютных операций банков.
В этой связи целесообразно, чтобы Нацбанк ежегодно публиковал установленный целевой коридор по количеству денег. За счет такого сообщения о предполагаемом количестве денег Нацбанк будет представлять субъектам экономики помощь для их ориентации на путях развития.
Не
менее важной перспективной проблемой
валютного рынка Казахстана является
определение будущего национальной
валюты - казахстанского тенге - с точки
зрения возможного перехода к единой наличной
валюте стран Евразийского Экономического
Сообщества до 2011г. Реализация данной
программы означает добровольный отказ
Казахстана, России, Беларуси и Таджикистана
от собственных национальных валют. Данное
предложение строится на опыте образования
Европейского Экономического и Валютного
Союза («еврозоны»), так как «одной из главных
функций Европейского Экономического
Сообщества является задача экономического
регулирования». Но не все положительно
в программе введения единой европейской
валюты «евро». Это уже очевидно и сейчас,
и было заметно в 2002 году, когда евро была
введена в наличной форме. Во-первых, недовольство
населения многих европейских стран, вошедших
в «еврозону», когда исчезли их исконно
старинные национальные валюты. Во-вторых,
снижение макроэкономических показателей
ведущих стран «еврозоны» - Германии, Франции
за счет проведения вынужденной общей
экономической и финансовой политики
других 10 стран «еврозоны», во многом уступающих
по своему экономическому развитию и даже
сегодня не соответствующих критериям
конвергенции, разработанными Маастрихстким
соглашением в 1991г. (Греция, Люксембург
и др.). В-третьих, предпочтение лидирующих
позиций в «еврозоне» той или иной стране
(Германии или Франции), что вызвало определенные
внутренние противоречия. В-четвертых,
предложение Великобритании о продлении
срока и возможно даже отказ в будущем
вступления в «еврозону». Есть еще ряд
других аспектов, негативно отражающих
современное положение ЕЭВС. Возможно,
такие же негативные последствия ждут
и страны ЕврАзЭС, которые даже не имеют
такой же длительный опыт разработки и
создания европейской интеграции и которые
шли к этим процессам порядка 40 лет.
3
Основные направления
совершенствования
регулирования
обменного курса и учетной
ставки в РК
Благодаря беспрецедентным антикризисным мерам, принятым в большинстве стран в 2008-2009 годах, мировая экономика стала выходить из рецессии, вызванной глобальным кризисом. В 2010 году одним из главных вопросов, стоящих перед государственными органами как развитых, так и развивающихся стран, будет являться реализация «стратегии выхода» по сворачиванию пакета антикризисных мер. При этом наиболее сложной задачей станет определение правильного момента для завершения данных программ.
С одной стороны, преждевременное завершение государственного стимулирования может спровоцировать новый виток кризиса в мировой экономике. Субъекты экономики могут оказаться не в состоянии самостоятельно активизировать свою деятельность ввиду недостаточности ресурсов.
С другой стороны, продолжение активных антикризисных мер также несет в себе риски для дальнейшего развития экономики через увеличение нагрузки на ресурсы государства и значительный рост дефицитов государственных бюджетов. Масштабные вливания в экономику привели к накоплению избыточной ликвидности в финансовых институтах, что в условиях низкой инвестиционной активности может привести к появлению новых «пузырей». Кроме того, продолжение «мягкой» денежно-кредитной политики будет создавать дополнительные инфляционные риски.
В условиях сохранения нестабильности и неопределенности на мировых и внутреннем рынках Национальный Банк Республики Казахстан принял решение разработать основные направления денежно-кредитной политики на один год – на 2010 год. По мере снижения неопределенности Национальный Банк Республики Казахстан намерен вернуться к практике разработки основных направлений денежно-кредитной политики на трехлетний период.
Ситуация на финансовом рынке страны в 2010 году будет постепенно улучшаться, однако резкого роста кредитной активности банков не произойдет ввиду сохранения экономических и финансовых рисков.
В целом, дальнейшее развитие экономики Республики Казахстан будет зависеть от многих факторов, влияние которых в настоящее время однозначно оценить практически не возможно, а контроль над ними со стороны Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан достаточно затруднителен.
В условиях неизбежности изменения подходов при проведении денежно-кредитной политики Национальным Банком Республики Казахстан были изучены варианты смещения акцентов с обеспечения стабильности цен и продолжения политики перехода к инфляционному таргетированию к установлению валютного коридора. Анализ мирового опыта продемонстрировал, что единственно правильным решением в сложившихся условиях является проведение единовременной девальвации национальной валюты с последующим удержанием курса на новом уровне.
В этой связи Национальным Банком Республики Казахстан в феврале 2009 года был установлен новый коридор обменного курса тенге на уровне 150 тенге за доллар США +/-3%. Это позволило не только значительно снизить девальвационные ожидания на рынке, но и обеспечить восстановление конкурентоспособности отечественных производителей и сохранение золотовалютных резервов.