Необходимость и условия возникновения рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 09:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить особенности рынка, его структуру и инфраструктуру.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть условия формирования рынка.
2. Изучить основные субъекты и элементы рынка.
3. Рассмотреть структуру и инфраструктуру рынка.

Оглавление

Введение……………………………….…..……………………...…..….………3
1. РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА……....….…………………………..5
1.1. Необходимость и условия возникновения рынка……………….....……5
1.2. Сущность рынка: элементы и функции…………………………...….......9
1.3. Преимущества и недостатки рыночной экономики ...............................17
1.4. Структура рынка…………………………………………………..………19
2. ПУТИ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……..……..22
2.1. Закономерности перехода к рынку……………………………….……...22
2.2. Завершение и последствия переходного периода……………….………25

Заключение………………………………………….….....….....………….…...28
Список литературы……………................…..……………………….…....…..30

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 253.00 Кб (Скачать)

Это ведет к  принципиальным изменениям положения государства в экономике. Оно имеет три основных аспекта. Первый аспект состоит в следующем.

Трансформация должна привести к такому положению, при котором государство, будучи источником экономического законодательства, действует согласно установленным им же законам. Это значит, что после принятия закона все государственные органы должны руководствоваться законом и в случае нарушения подвергаться санкциям - подобно частным компаниям и гражданам. Вторым аспектом изменения положения государства является формирование нового инструментария для воздействия государства на экономику.

Третьим аспектом является необходимость компенсации  фиаско, или провалов, рынка. Это заставляет государство заниматься некоторыми производственными функциями, а также финансировать социальную сферу, фундаментальную науку, охрану окружающей среды.

Вторая закономерность переходного периода - бюджетный  кризис. Он тесно связан с изменением положения государства в экономике. За десятилетия господства командно-административной системы в нашей стране созданы мощная промышленность, сильная армия и большая социальная сфера, которые целиком и полностью финансировались государством. После начала реформ потребность в их финансировании со стороны государства сохранилась на очень высоком уровне. Основная часть средств бюджета направляется на погашение обязательств перед работниками бюджетной сферы и содержание армии, здравоохранения, образования и социального обеспечения. Этих средств, однако, не хватает, что порождает хроническую и многомесячную задолженность государства по выплате заработной платы.

Несмотря на неизбежность бюджетного кризиса, обусловленную  объективным несоответствием между доходами и расходами бюджета в переходный период, кризис можно было бы значительно смягчить, проведя своевременные реформы здравоохранения, армии, жилищно-коммунального хозяйства и других сфер, которые финансируются в основном за счет бюджета. Ведь кризис усугубляется тем, что скудные государственные средства расходуются крайне нерационально.

Третья закономерность переходного периода - это трансформационный спад. Данный термин был введен в научный оборот венгерским ученым Яношем Корнаи, который утверждает, что в переходный период экономика переживает глубокий кризис, вызванный отсутствием координации между экономическими агентами.

Это связано  с тем, что прежние, плановые механизмы  координации хозяйственной деятельности уже разрушены, а новые, рыночные механизмы координации еще слабы или отсутствуют вообще.

Наконец, третья закономерность постсоциалистической трансформации – это интеграция в мировое хозяйство. Искусственная изоляция советской экономики от мирового рынка явилась одной из главных причин отставания нашей промышленности по качеству и технологическому уровню продукции.

Отечественные предприятия не могли воспользоваться преимуществами международного разделения труда. Закрытость экономики сопровождалась автаркией, т. е. формированием самодостаточной экономической системы, в которой производилась вся номенклатура промышленной продукции, хотя многие виды продукции было дешевле купить за рубежом. Советские предприятия не сталкивались с конкуренцией зарубежных товаров, теряя стимулы к повышению качества и расширению ассортимента своей продукции. 3акрытость экономики всегда ведет к упадку промышленности и экономической отсталости. В современном мире нет ни одной развитой страны, которая была бы изолирована от мировой экономики.

 

2.2. Завершение  и последствия переходного периода

За годы реформ экономика претерпела принципиальные изменения двух типов:

  • институциональные, выражающиеся в возникновении и укреплении рыночных институтов экономической деятельности;
  • вещественно-структурные, нашедшие выражение в падении валового продукта более чем в два раза по сравнению с началом 1990-х гг., резком сокращении доли обрабатывающих отраслей в структуре промышленного производства и росте доли услуг в ВВП.

Реформы, таким  образом, привели к прогрессу  с точки зрения институциональной трансформации и глубокому кризису с точки зрения объема и структуры экономики. Среди институциональных реформ ведущее место занимает приватизация. Приватизация - это платная или бесплатная передача государственного имущества частным владельцам. Как процесс изменения отношений собственности, приватизация привела к изменению самой природы экономики. Она перестала 6ыть государственной, плановой экономикой, и превратилась в рыночную экономику, опирающуюся на деятельность независимых экономических субъектов.

3начение приватизации  состоит еще и в том, что  она позволяет привлечь частные инвестиции и сформировать так называемого эффективного собственника. Эффективный собственник - это физическое или юридическое лицо, обладающее всей полнотой прав собственности на предприятие, заинтересованное в его развитии и способное осуществлять необходимые для этого инвестиции. Наконец, приватизация преследует и фискальные цели, т.е. пополнение бюджета за счет продажи государственной собственности.

Однако инвестиции в условиях острого дефицита финансовых ресурсов, особенно в начальный период независимости, позволили не только восстановить базовые отрасли, но и модернизировать производство, обеспечить выход продукции на мировой рынок, превратить эти сферы в основной источник национального богатства страны, решать ключевые проблемы социального и экономического развития страны.

В 1997 г. предприятия  распределялись по формам собственности  следующим образом:

  • государственные - 9%
  • муниципальные - 7%
  • в собственности общественных организаций - 5%
  • в смешанной и иностранной собственности -10%
  • частные - 68%

                                                   диаграмма 1

Хотя частная собственность еще очень молода и зачастую недостаточно четко отделена от государственной, такая высокая доля частных предприятий свидетельствует о необратимых изменениях в структуре собственности в нашей стране.

Вплоть до середины 1998 г. другим бесспорным успехом реформ считалась финансовая стабилизация. Это нашло выражение, прежде всего в преодолении гиперинфляции 1992-1993 гг. и снижении индекса потребительских цен до 11 % в 1997 г. Обуздание инфляции сопровождалось стабилизацией валютного курса и снижением ставки процента за банковский кредит. Удешевление кредита давало надежду на то, что промышленные предприятия начнут брать деньги в банках для осуществления производственных инвестиций.

Самый неблагоприятный  ход реформ - в сфере реального  производства. Как уже говорилось, по сравнению с началом 1990-х гг. объем производства сократился более чем в два раза. Но при этом необходимо отметить быстрый рост сектора услуг, в том числе финансовых, как одного из немногих

позитивных  сдвигов в экономике.

Кризис 1998 г. подвел черту под начальным периодом постсоциалистического реформирования и требует реализации более продуманной и взвешенной стратегии преобразований. Однако, темпы экономического роста с конца 2001 г. стали замедляться, и причина здесь не только в изменении положения дел на мировом рынке энергоресурсов после трагических событий в США 11 сентября 2001 г. Многие проблемы экономики по-прежнему ждут своего решения. Прежде всего, следует отметить, что инфляция по-прежнему остается весьма высокой (12-18%), если сравнивать ее годовые темпы с аналогичными показателями в странах Европейского Союза и США.

Сложившаяся к  настоящему времени социально-экономическая система Казахстана характеризуется высокими административными барьерами, засильем и произволом чиновничества, препятствующего осуществлению подлинных рыночных реформ и обеспокоенных лишь извлечением статусной, или административной ренты. Не случайно для правительства Казахстана стала насущной разработка системы мероприятий по дебюрократизации экономики.

 

Заключение

Основной экономический  аргумент в пользу рыночной системы состоит в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов. Согласно этому тезису, конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается. Она диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования ресурсов для производства и способствует разработке и внедрению новых, более эффективных технологий производства. Коротко говоря, поборники рыночной системы доказывают, что "невидимая рука", таким образом, управляет личной выгодой, что она обеспечивает общество производством наибольшего количества необходимых товаров из имеющихся ресурсов. Это, следовательно, предполагает максимальную экономическую эффективность. Именно эта презумпция эффективности распределения заставляет большинство экономистов сомневаться в необходимости правительственного вмешательства в функционирование свободных рынков, или правительственного регулирования их операций, за исключением тех случаев, когда такое вмешательство становится вынужденным.

Важным неэкономическим  аргументом в пользу рыночной системы  служит то обстоятельство, что она делает ставку на роль личной свободы. Одна из фундаментальных проблем организации общества заключается в том, как координировать экономическую деятельность множества индивидов и предприятий. Известно, что существует два способа осуществления такой координации: один - это централизованное и использование мер принуждения; другой - это добровольное сотрудничество через посредничество рыночной системы.

На основании  предыдущих двух разделов данной курсовой работы можно сделать краткие выводы:

1. Рынок представляет  собой способ координации действий  экономических субъектов, обеспечивающий согласование их экономических интересов на основе ценовой системы и конкуренции. Для рыночной связи свойственны равноправное положение участников, применение принципа экономической выгоды и полная экономическая ответственность участников за свои действия.

2. Рынок обеспечивает  доведение готового товара до  потребителя, снабжение производства ресурсами, установление соответствия произведенного продукта и затрат на него общественным потребностям, распределение ресурсов и конечных товаров.

3. Осуществляя координацию спроса и предложения, рыночный механизм обеспечивает согласование интересов продавца и покупателя путем достижения равновесной цены и равновесного количества. Равновесная цена может изменяться вследствие изменения спроса и предложения, сдвигающего кривые на графике и перемещающие точку их пересечения.

4. Главными условиями формирования рыночной связи выступают наличие на рынке свободных предпринимателей и конкуренция.

5. Рынки можно  классифицировать по географическому  фактору, объектам купли-продажи, соотношению спроса и предложения, уровню конкуренции.

6. Рынок выдвигает определенные требования к личным качествам и поведению экономических субъектов: инициативность, самоответственность, умение распорядиться свободой, готовность к риску и др.

Таким образом, в рыночной экономике действует  следующий исходный принцип: "Каждый субъект вправе избирать для себя произвольную форму экономической, хозяйственной деятельности, кроме запрещенных законом, ввиду их общественной опасности". Следует отметить, что в рынке реализуется и принцип всеобщности. Он обусловливает комплексность рыночного хозяйства, где не должно быть структур, не пользующихся товарно-денежными отношениями, которые являются наиболее важными атрибутами рынка в экономике.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М., 1996.

2. Борисов Е. Ф. Проблемы развития экономики нашей страны.// Социально -

политический  журнал. - 1999. - № 3 . - С. 76.

3. Воронов А. Конкуренция в 21 веке // Маркетинг, 2001 №5. - с. 6-9.

4. Зубко Н. М. Основы экономической теории. - М., 1999.

5. Иохин В.Я. Экономическая теория - М., 2001.

6. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс . -М., 1992.

7. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. - М., 1999.

8. Маневич В.А. О закономерностях становления рынка.// Вопросы экономики.

- 2001. - № 3. - С. 140.

9. Рыночная экономика: выбор пути. - М.: Профиздат, 1991.

10. Робинсон. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М. 1986

11. П.Самуэльсон, В.Нордхаус \\\"Экономика: учебное пособие для вузов по

экономическим направлениям и специальностям\\\": Пер. с англ. - М: изд-во

\\\"БИНОМ\\\", 1997.

12. Харитонов В.К. Государство и проблемы конкуренции в современной

экономике \\\\\\\\ Вопросы экономики №2. 2002. - с.23-26.

13. Экономика. Учебник./Под. ред. А.С. Булатова. - М., 1994.

Информация о работе Необходимость и условия возникновения рынка