Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 00:19, реферат
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие рынок - это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Развитие рынка происходит вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.
«ВОРОНЕЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
ФАКУЛЬТЕТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Контрольная работа
По дисциплине:
«Маркетинг»
Студент группы ЗА-091
Воронеж,2011
Сущность
рынка и условия
его возникновения
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие рынок - это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Развитие рынка происходит вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.
Если говорить более обобщенно, то рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т. е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.
Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда.
Не менее важным условием возникновения рынка является специализация. Специализация - форма общественного разделения труда, как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса.
В промышленности различают три основные формы специализации: предметную (например - автомобильные, тракторные заводы), подетальную (например - завод шарикоподшипников), технологическую - стадийную (например - прядильная фабрика).
Улучшение,
совершенствование
Схема
специализации, т.е. набор специальностей,
становится все более сложной, поскольку
усложняется и углубляется сам
процесс труда. В старину человечество
владело несколькими
Важной
причиной возникновения рынка является
естественная ограниченность
производственных возможностей
человека. Даже самый способный человек
может произвести лишь небольшое количество
благ. Ограничены в обществе не только
производственные возможности человека,
но и все другие факторы производства
(земля, техника, сырье). Их общее количество
имеет пределы, а применение в какой-либо
одной сфере исключает возможности такого
же производственного использования в
другой. В экономической теории это явление
получило название закона
ограниченных ресурсов. Ограниченность
ресурсов преодолевается посредством
обмена одного продукта на другой через
рынок.
Виды рынков
Рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж.
Таблица2.1.1 Основные виды рынков
по виду продаваемого товара | по масштабам охвата территории | с точки зрения соответствия действующему законодательству | по уровню конкуренции | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
- рынок сырья;
- рынок материалов; - рынок драгоценностей; - рынок средств производства; - рынок недвижимости; - рынок потребительских товаров и услуг; - рынок информационного
и интеллектуального ( - рынок инноваций; - рынок капитала; - рынок валюты; - рынок ценных бумаг; - рынок труда, рабочих мест и рабочей силы |
- мировой рынок
- зональный рынок - региональный рынок - национальный рынок - внутренний и внешний рынок (применительно к каждой стране) |
- легальный (официальный)
рынок
- нелегальный (теневой, чёрный…) рынок |
- рынок совершенной
конкуренции (высококонкурент- - рынок монополистической конкуренции, - рынок олигополии, - рынок чистой монополии (закрытый) |
|
В качестве исходного рыночного критерия целесообразно признать деление рынков по признаку «факторы производства».
Каждый из рынков, в свою очередь, можно разделить на составляющие элементы. Так, рынок средств производства включает рынок земли, станков, кормов, газа и т. д.; рынок информации - рынки научно-технических разработок, ноу-хау, патентов и др.; финансовый рынок - рынки ценных бумаг, банковских ссуд и других кредитных ресурсов.
В условиях углубления и расширения хозяйственных связей товарные рынки утрачивают национальные и территориальные границы, превращаясь в мировые товарные рынки, на которых выступают торговцы всех стран. Вместе с тем пока продолжают существовать и относительно обособленные национальные рынки отдельных товаров в пределах государственных границ. Среди множества товарных рынков выделяются крупные рынки сырьевых, продовольственных товаров, машин и оборудования, других готовых изделий, рынки рекламных, строительных, туристских и иных услуг, а также фрахтовый, валютный и кредитный рынки. Существуют особые виды рынков: товарные биржи, аукционы, торги, выставки, ярмарки.
Рыночная структура - набор технологических, рыночных и институ-циональных факторов, влияющих на поведение фирм. Виды рыночных структур определяются в зависимости от главных субъектов рынка - покупателей (psoneo - от греч.) и продавцов (poleo - от греч.) и количества субъектов (mono - один субъект; oligos - несколько; poly - много). В соответствии с этим можно построить матрицу рыночных структур.
Таблица1.2.2 Матрица рыночных структур
Покупатели
(psoneo) Продавцы (poleo) |
Много
=poly= |
Несколько =oligos= | Один
=топо= |
|
много
=poly= |
1.Двусторонняя
поли-полия (совершенная |
2. Олигопсония | 3. Монопсония | |
несколько
=otigos= |
4. Олигополия | 5. Двусторонняя олигополия | 6. Олигополия, огра-ниченная монопсонией | |
один
= mono= |
7. Монополия | 8. Монополия, огра-ниченная олигопсонией | 9. Двусторонняя монополия | |
При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
В микроэкономической теории исследуют следующие 4 типа рыночных структур:
совершенная (чистая) конкуренция;
монополия;
монополистическая конкуренция;
олигополия.
Позиционирование товара (услуг) на рынке
ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ТОВАРА - процесс определения места нового товара в ряду существующих товаров, то есть установление области его применения наряду с другими товарами, возможности вытеснения им старых товаров и конкуренции с ними. Позиционирование необходимо для уяснения потенциальных возможностей выхода с новым товаром на рынок.
Позиционированиемаркети
Практическое
позиционирование - установление того,
чем эти товары отличаются от аналогичных
товаров конкурентов. Разница определяется
с помощью “карты” конкурентной
позиции в координатах
Обычно позиционирование продукта производится с помощью карт, разделенных на 4 квадранта (рис. 18). Величина продаж каждого продукта может быть выражена площадью соответствующего круга.
Типичный пример позиционирования товара с учетом кластеров потребителей
Позиционирование товара – это оптимальное размещение товара в рыночном пространстве.
При этом необходимо различать сегментацию и позиционирование, хотя
последние части включают в сегментацию рынка. Результат сегментации рынка –
это желаемые характеристики товара. Результат позиционирования – это
конкретные маркетинговые действия по разработке, распространению и
продвижению товара на рынок.
Позиционирование – это разработка и создание имиджа товара таким
образом, чтобы он занял в сознании покупателя достойное место, отличающееся
от положения товаров конкурентов [14].
Позиционирование – это комплекс маркетинговых элементов, с помощью
которых людям необходимо внушить, что данный товар создан специально для
Информация о работе Сущность рынка и условия его возникновения