Сущность рынка и условия его возникновения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 00:19, реферат

Краткое описание

Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие рынок - это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Развитие рынка происходит вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.

Файлы: 1 файл

Рынок.docx

— 41.89 Кб (Скачать)

  «ВОРОНЕЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ»

ФАКУЛЬТЕТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 
 
 
 
 

Контрольная работа

По дисциплине: «Маркетинг» 
 
 

                                                                               Выполнил:

Студент группы ЗА-091

                                                                          Винокуров В.В.

                                                                               Проверил:

                                                                       Сушкова Т.А. 
 
 
 
 
 

Воронеж,2011

Сущность  рынка и условия  его возникновения 

       Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение  которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие  рынок - это система экономических  отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения  товаров, а также движения денежных средств. Развитие рынка происходит вместе с развитием товарного  производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом  труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения  людей в обществе охвачены куплей-продажей.

       Если  говорить более обобщенно, то рынок  представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь  между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т. е. связь  производителей и потребителей, производства и потребления.

       Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда.

       Не  менее важным условием возникновения  рынка является специализация. Специализация - форма общественного разделения труда, как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса.

       В промышленности различают три основные формы специализации: предметную (например - автомобильные, тракторные заводы), подетальную (например - завод шарикоподшипников), технологическую - стадийную (например - прядильная фабрика).

       Улучшение, совершенствование производственного  профиля предметно-специализированных предприятий, развитие по детальной  и технологической специализации  ведут к расширению производственных связей - кооперированию. Специализация  производства в ряде индустриально  развитых стран в основном пошла  по пути расширения по детальной и  технологической специализации.

       Схема специализации, т.е. набор специальностей, становится все более сложной, поскольку  усложняется и углубляется сам  процесс труда. В старину человечество владело несколькими специальностями, прежде всего охотника и земледельца. Сегодняшние же перечни специальностей включают многие тысячи профессий. Подавляющее  большинство из них требуют обучения (иногда многолетнего) специальным  навыкам и приемам труда. Специализация  достигла ныне такой степени, что  окружающие нас предметы уже, как  правило, невозможно произвести в одиночку. Необходимость в постоянном обмене плодами специализированного труда  определяет сегодня характер взаимоотношений  людей в обществе.

       Важной  причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека. Даже самый способный человек может произвести лишь небольшое количество благ. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Их общее количество имеет пределы, а применение в какой-либо одной сфере исключает возможности такого же производственного использования в другой. В экономической теории это явление получило название закона ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов преодолевается посредством обмена одного продукта на другой через рынок. 
 

Виды  рынков

       Рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж.

Таблица2.1.1 Основные виды рынков

 
по  виду продаваемого товара по  масштабам охвата территории с точки зрения соответствия действующему законодательству по  уровню конкуренции  
1 2 3 4  
- рынок сырья;

- рынок материалов;

- рынок драгоценностей;

- рынок средств  производства;

- рынок недвижимости;

- рынок потребительских  товаров и услуг;

- рынок информационного  и интеллектуального (духовного)  продукта;

- рынок инноваций;

- рынок капитала;

- рынок валюты;

- рынок ценных бумаг;

- рынок труда, рабочих  мест и рабочей силы

- мировой рынок

- зональный рынок

- региональный рынок

- национальный рынок

- внутренний и внешний  рынок (применительно к каждой  стране)

- легальный (официальный)  рынок

- нелегальный (теневой,  чёрный…) рынок

- рынок совершенной  конкуренции (высококонкурент-ный,  свободный);

- рынок монополистической  конкуренции,

- рынок олигополии,

- рынок чистой монополии  (закрытый)

 
         

       В качестве исходного рыночного критерия целесообразно признать деление  рынков по признаку «факторы производства».

       Каждый  из рынков, в свою очередь, можно  разделить на составляющие элементы. Так, рынок средств производства включает рынок земли, станков, кормов, газа и т. д.; рынок информации - рынки  научно-технических разработок, ноу-хау, патентов и др.; финансовый рынок - рынки  ценных бумаг, банковских ссуд и других кредитных ресурсов.

       В условиях углубления и расширения хозяйственных  связей товарные рынки утрачивают национальные и территориальные границы, превращаясь  в мировые товарные рынки, на которых  выступают торговцы всех стран. Вместе с тем пока продолжают существовать и относительно обособленные национальные рынки отдельных товаров в  пределах государственных границ. Среди  множества товарных рынков выделяются крупные рынки сырьевых, продовольственных  товаров, машин и оборудования, других готовых изделий, рынки рекламных, строительных, туристских и иных услуг, а также фрахтовый, валютный и  кредитный рынки. Существуют особые виды рынков: товарные биржи, аукционы, торги, выставки, ярмарки.

       Рыночная  структура - набор технологических, рыночных и институ-циональных факторов, влияющих на поведение фирм. Виды рыночных структур определяются в зависимости от главных субъектов рынка - покупателей (psoneo - от греч.) и продавцов (poleo - от греч.) и количества субъектов (mono - один субъект; oligos - несколько; poly - много). В соответствии с этим можно построить матрицу рыночных структур.

Таблица1.2.2 Матрица рыночных структур

Покупатели

(psoneo)

Продавцы

(poleo)

Много

=poly=

Несколько =oligos= Один

=топо=

 
много

=poly=

1.Двусторонняя  поли-полия (совершенная конкуренция) 2. Олигопсония 3. Монопсония  
несколько

=otigos=

4. Олигополия 5. Двусторонняя  олигополия 6. Олигополия, огра-ниченная  монопсонией  
один

= mono=

7. Монополия 8. Монополия,  огра-ниченная олигопсонией 9. Двусторонняя  монополия  
         

       При рассмотрении структурной организации  рынка определяющее значение имеет  количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего  эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура  отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

В микроэкономической теории исследуют следующие 4 типа рыночных структур:

совершенная (чистая) конкуренция;

монополия;

монополистическая конкуренция;

олигополия.

Позиционирование  товара (услуг) на рынке

       ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ  ТОВАРА - процесс определения места  нового товара в ряду существующих товаров, то есть установление области  его применения наряду с другими  товарами, возможности вытеснения им старых товаров и конкуренции  с ними. Позиционирование необходимо для уяснения потенциальных возможностей выхода с новым товаром на рынок.

       Позиционированиемаркетинговые и рекламные мероприятия по обеспечению компании, товара, услуги определенным местом, нишей на рынке, конкурентоспособностью, расширения клиентуры, возможными потребителями.

       Практическое  позиционирование - установление того, чем эти товары отличаются от аналогичных  товаров конкурентов. Разница определяется с помощью “карты” конкурентной позиции в координатах признаков, существенных для потребителя.

       Обычно  позиционирование продукта производится с помощью карт, разделенных на 4 квадранта (рис. 18). Величина продаж каждого  продукта может быть выражена площадью соответствующего круга.

 

Типичный  пример позиционирования товара с учетом кластеров потребителей

      Позиционирование товара – это оптимальное размещение товара в рыночном пространстве.

            При этом необходимо различать  сегментацию  и  позиционирование,  хотя

последние части включают в сегментацию  рынка. Результат сегментации рынка  –

это  желаемые  характеристики  товара.  Результат  позиционирования  –   это

конкретные  маркетинговые  действия   по   разработке,   распространению   и

продвижению товара на рынок.

          Позиционирование – это разработка  и создание  имиджа  товара  таким

образом, чтобы он занял в сознании покупателя достойное место,  отличающееся

от положения  товаров конкурентов [14].

           Позиционирование – это комплекс  маркетинговых  элементов,  с  помощью

которых людям необходимо внушить, что данный  товар  создан  специально  для

Информация о работе Сущность рынка и условия его возникновения