Сущность рынка и условия его возникновения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 00:19, реферат

Краткое описание

Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие рынок - это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Развитие рынка происходит вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.

Файлы: 1 файл

Рынок.docx

— 41.89 Кб (Скачать)

- пробный  маркетинг - этап разработки новинки,  в ходе которого товар и  маркетинговую стратегию опробуют  в обстановке реального использования  с целью выяснения взглядов  потребителей и дилеров на  особенности эксплуатации и использования  товаров, проблемы его перепродажи,  а также с целью определения  размеров рынка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основные  цели и задачи маркетинговых  исследований

Маркетинговое исследование - это систематический  поиск, сбор, анализ и представление  данных и сведений, относящихся к  конкретной рыночной ситуации, с которой  пришлось столкнуться предприятию. Маркетинговое исследование можно  также определить как систематический  сбор, учет и анализ данных по маркетингу и маркетинговым проблемам в  целях совершенствования качества процедур принятия решений и контроля в маркетинговой среде. Имеется  целый ряд аналогичных и иных определений маркетинговых исследований.

Основные цели маркетингового исследования: уменьшить  неопределенность и минимизировать риск в процессе принятия управленческих решений; следить за процессом реализации маркетинговых задач.

Глобальные цели маркетингового исследования - это  информационное обеспечение маркетинга, то есть сбор необходимой информации и аналитическое обеспечение, заключающееся  в использовании математических моделей для анализа данных и  получения с их помощью прогнозов  и возможности принятия оптимальных  решений.

На макроуровне  маркетинговое исследование должно выявить и смоделировать закономерности и тенденции развития рынка, дать оценку рыночной ситуации, определить емкость рынка и дать прогноз  спроса.

На микроуровне  даются оценки, осуществляется анализ и прогноз собственных возможностей фирмы (ее потенциала и конкурентоспособности), состояния и перспектив развития того сегмента рынка, на котором эта  фирма действует.

Задачи маркетинговых  исследований могут быть самыми разнообразными и диктоваться потребностями  разработки стратегии маркетинга, формирование ценовой, товарной, коммуникационной, сбытовой политики и другими аспектами  управления маркетингом на предприятии. Можно выделить лишь основные направления  исследований, поэтому перед маркетинговым  исследованием стоят следующие  задачи:

· Сбор, обработка, сводка и хранение информации;

· Анализ влияния  глобальных сил и факторов макросреды маркетинга на деятельность фирмы и  ее результаты;

· Исследование рынка - систематический количественный и качественный анализ одного или  совокупности рынков для получения  информации о потенциале, емкости  рынка, характеристиках конкурентной среды, ценах. Изучаются тенденции  деловой активности и распределение  долей рынка между конкурирующими предприятиями. Исследуются рынки  товаров и услуг в целом, а  также локальные и региональные рынки конкретных товаров и услуг. Объектами рыночного исследования являются тенденции и процессы развития рынка, включая анализ изменения  экономических, научно-технических, демографических, экологических, законодательных и  других факторов. Исследуются также  структура и география рынка, его емкость, динамика продаж, барьеры  рынка, состояние конкуренции, сложившаяся  конъюнктура, возможности и риски. Основными результатами исследования рынка являются прогнозы его развития, оценка конъюнктурных тенденций, выявление  ключевых факторов успеха. Определяются наиболее эффективные способы ведения  конкурентной политики на рынке и  возможности выхода на новые рынки, осуществляется выбор целевых рынков и рыночных ниш.

· Исследование собственных возможностей фирмы, ее потенциала и конкурентоспособности. Она заключается в оценке состояния  конкурентов, их позиции на рынке  в сравнении с позицией самой  фирмы. Это позволит фирме правильно  оценить ситуацию и ее развитие, что дает возможность получить определенное конкурентное преимущество. С этой целью анализируются сильные  и слабые стороны конкурентов, изучаются  занимаемая ими доля рынка, реакция  потребителей на маркетинговые средства конкурентов, материальный, финансовый, трудовой потенциал, организация управления деятельностью.

· Анализ воздействия  макросреды маркетинга - анализ законодательных  ограничений деятельности, экономических  условий, социально-культурных изменений, демографических тенденций, экологических  проблем.

· Анализ системы  стимулирования сбыта и рекламы - преследует цель выявить, как, когда  и с помощью каких средств  лучше стимулировать сбыт товара, повысить авторитет товаропроизводителя, успешно осуществлять рекламные  мероприятия. В качестве объектов исследования выступают: поведение поставщиков, посредников, покупателей, эффективность  рекламы, отношение потребительской  общественности, контакты с покупателями.

· Исследование товара - это определение соответствия технико- экономических показателей  и качества товара (тестирование товара и упаковки), обращающегося на рынке, запросам и требованиям покупателей, анализ их конкурентоспособности. Оно  позволяет получить сведения о том, что хочет иметь потребитель, какие потребительские параметры  он более всего ценит. Объекты  исследования - потребительские свойства товаров-аналогов и товаров-конкурентов, реакция потребителей на новые товары, товарный ассортимент, упаковка, уровень  сервиса, соответствие продукции законодательным  нормам и правилам, перспективные  требования потребителей.

Результаты исследований дают возможность предприятию разработать  собственный ассортимент товаров, определить направление деятельности в зависимости от различных стадий жизненного цикла товара.

· Исследование товародвижения и продаж - это исследование, преследующее цель определить наиболее эффективные пути, способы и средства доведения товара до потребителей и  его реализации. Главными объектами  изучения выступают торговые каналы, посредники, продавцы, формы и методы продажи, издержки обращения (сопоставление  торговых расходов с размерами получаемой прибыли). Исследование включает анализ функций и особенностей деятельности различных типов предприятий  оптовой и розничной торговли, выявление их сильных и слабых сторон, характера сложившихся взаимоотношений  с производителями. Результатом  исследования будет определение  возможности увеличения товарооборота  предприятия, оптимизация товарных запасов, разработка критериев выбора эффективных каналов товародвижения, разработка приемов продажи товаров  конечным потребителям.

· Информационно-аналитическое  обоснование сегмента рынка (группировка  и структуризация потребителей);

· Информационно-аналитическое  обеспечение разработки товара и  регулирование его жизненного цикла;

· Информационно-аналитическое  обеспечение разработки стратегии  маркетинга;

· Информационно-аналитическое  обеспечение стратегического и  оперативного маркетингового планирования;

· Информационно-аналитическое  обеспечение контроллинга;

· Информационно-аналитическое  обеспечение ценообразования и  регулирования цен;

· Учет и анализ товарооборота, товарных запасов, издержек обращения и прибыли в целом  и по этапам жизненного цикла товара;

· Характеристика эффективности маркетинга и маркетингового исследования, оценка вклада фирмы  в решение экологических проблем.

Проведение маркетингового исследования целесообразно в следующих  случаях: Недостаточный объем информации для принятия решения; Наличие внутренних противоречий относительно стратегии, целей, механизмов их реализации; Ухудшение  ситуации (потеря рынка, замедление товарооборота  и т.д.); Изучение причин неожиданного успеха; Формирование новых стратегических или тактических замыслов.

Маркетинг занимается исследованием поведения потребителя, которое включает его потребности  и требования.

Принципиальной  особенностью маркетингового исследования, отличающей его от сбора и анализа, внутренней и внешней текущей  информации является его целевая  направленность на решение определенной проблемы или комплекса проблем  маркетинга. Эта целенаправленность и превращает сбор и анализ информации в маркетинговое исследование. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Барышев А.Ф.  «Маркетинг»
  2. Басовский Л.Е. «Основы маркетинга»
  3. Еремина Е.И. «Маркетинг»
  4. Мурахтанова Н.М. «Маркетинг»

Информация о работе Сущность рынка и условия его возникновения