Необходимость и условия возникновения рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 09:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить особенности рынка, его структуру и инфраструктуру.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть условия формирования рынка.
2. Изучить основные субъекты и элементы рынка.
3. Рассмотреть структуру и инфраструктуру рынка.

Оглавление

Введение……………………………….…..……………………...…..….………3
1. РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА……....….…………………………..5
1.1. Необходимость и условия возникновения рынка……………….....……5
1.2. Сущность рынка: элементы и функции…………………………...….......9
1.3. Преимущества и недостатки рыночной экономики ...............................17
1.4. Структура рынка…………………………………………………..………19
2. ПУТИ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……..……..22
2.1. Закономерности перехода к рынку……………………………….……...22
2.2. Завершение и последствия переходного периода……………….………25

Заключение………………………………………….….....….....………….…...28
Список литературы……………................…..……………………….…....…..30

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 253.00 Кб (Скачать)

регулирования в странах с развитой рыночной системой.

Важную роль в рыночном регулировании имеет  соотношение спроса и предложения, существенно влияющие на цены. Растет цена - это сигнал к расширению производства, падает цена - сигнал к его сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций. Действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал еще Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремиться служить им».

Функция санирующая. Рыночный механизм - это не благотворительная система. Она и жесткая, и даже жестокая. Ей присуще социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего общественного хозяйства в целом.

Структура рынка - это основные характерные черты рынка, к числу которых относятся: количество и размеры фирм, степень сходства или отличия товаров разных фирм, легкость входа на и выхода с конкретного рынка, доступность рыночной информации.

 

1.3. Преимущества  и недостатки рыночной экономики

В условиях товарного хозяйства рынок является регулятором общественного производства. Через рынок происходит стихийное приспособление структуры производства товаров к объему и структуре общественных потребностей, распределение факторов производства между различными отраслями, т.е. решается вопрос, что и в каком количестве производить. Рынок устанавливает, какие условия производства являются общественно необходимыми, стимулирует снижение издержек и рост производительности труда и технического уровня производства, определяя, таким образом, как будут производиться товары, с помощью каких ресурсов и какой технологии. Наконец, рынок решает проблему, для кого производятся товары, каким образом должен распределяться национальный доход между различными слоями населения, обладающими разными доходами, разной квалификацией и т.д.

В связи с  этим необходимо подчеркнуть, что в  центре рынка стоит потребитель. Основная задача любого товаропроизводителя  — найти на рынке потребителя  своей продукции, продать ему  товар. Именно потребитель, используя находящиеся в его распоряжении деньги, оказывает в конечном итоге определяющее влияние на то, что производится и куда идут произведенные товары.

Наиболее эффективно свои функции рыночный механизм осуществляет в условиях экономической свободы, которая подразумевает свободу предпринимательства, свободу перемещения ресурсов по разным сферам применения, свободу ценообразования, свободу выбора продавцов и покупателей.

Другими словами, рыночная экономика — это саморегулирующаяся система, которая способна эффективно функционировать без прямого вмешательства государства. Она обладает определенным внутренним порядком и подчиняется определенным закономерностям. Сотни тысяч товаров производятся миллионами людей без централизованного руководства, и при этом обеспечивается сбалансированность спроса и предложения.

Важно отметить, что рынок, зародившийся несколько  тысячелетий назад, развивался естественным путем, прошел сложный путь развития, приспосабливаясь к менявшимся условиям, и тем самым доказал свою жизнеспособность. В этом смысле рыночную экономику можно рассматривать как достижение человеческой цивилизации, как наиболее эффективную из всех существовавших форм организации общественного производства.

Вместе с  тем, было бы большой ошибкой рассматривать рынок как идеальный механизм, лишенный каких-либо недостатков и противоречий. Тенденция к установлению равновесия, заложенная в рыночном механизме, прокладывает себе дорогу через постоянное нарушение равновесия. Результатом стихийного характера этого процесса являются определенные потери общественного труда. Частные предприниматели не могут точно определить общественные потребности и тенденции изменения спроса, поэтому уже материализованные затраты могут оказаться излишними.

Стихийное колебание  цен и предложения имеет следствием неустойчивость положения участников производства. С понижением цены определенное количество производителей выталкивается из данной отрасли, что для предпринимателей может означать разорение, а для рабочих — безработицу. Поскольку товары в рыночной экономике направляются туда, где имеется больше денег, рынок может предписать некоторым людям - голодать из-за недостаточности дохода, а другим - получать несоразмерные или чрезмерные доходы.

Следует также  указать, что рыночный механизм ориентирован на получение прибыли и поэтому не может эффективно решать многие стоящие перед обществом задачи: социальное обеспечение, развитие науки и культуры, защита окружающей среды и т.д.

Наличие у рыночного  механизма существенных недостатков  приводит к необходимости его регулирования, главным образом, путем вмешательства государства в экономическую жизнь.

 

1.4 Структура  рынка

1. Рынок совершенной конкуренции

Наивысшей конкуренцией обладает рынок, где полностью отсутствует возможность влияния участников рыночного процесса на условия реализации продукции и прежде всего на цены. Такой рынок именуют свободным или чисто конкурентным, иногда его называют рынком с атомистической структурой.

Режим рынка  свободной конкуренции определяется следующими признаками:

а) количество, как продавцов, так и покупателей настолько велико, что ни один из них и ни одна группа не способны существенно повлиять на рыночные процессы, прежде всего на цены.

б) всеми продавцами предлагаются для продажи одинаковые, идентичные по свойствам товары и услуги, так называемый стандартизированный товар, который не предполагает индивидуальных характеристик товара, особых товарных знаков и марок.

в) все продавцы и покупатели обладают полным объемом  рыночной информации (о ценах, товарах, спросе, предложении);

г) покупатели и  продавцы могут свободно входить  на рынок и покидать его в силу отсутствия каких-либо законодательных, финансовых, технологических ограничений, барьеров;

д) все материальные, финансовые и прочие ресурсы мобильны, участники рынка могут свободно привлечь нужные ресурсы.

А так как  на рынке совершенной конкуренции  условия продаж заданы, все его участники находятся в равноправном положении и никто из его участников не в состоянии повлиять на равновесную цену, то соревнование между ними возникает в стремлении продать больше своего товара по более низкой, «своей» цене при прочих равных условиях.

Продавец и  стоящий за ним производитель  товара могут улучшить свои позиции на подобном рынке лишь путем уменьшения затрат на производство продукции.

Производитель, снижающий издержки производства, обладает возможностью снизить цену, сохранив прибыль, получаемую при продаже каждой единицы товара. Благодаря снижению цены он увеличивает объем продаж и получаемую прибыль до тех пор, пока другие производители и продавцы такого товара также не снизят цену. Таким образом, благодаря свободной конкуренции на рынке достигается одновременный выигрыш производителя (продавца) и покупателя (потребителя), приобретающего товары по более низким ценам.

Большинство реально  функционирующих рынков отличаются от идеальной модели совершенной конкуренции. Отдельные производители или их объединения в состоянии воздействовать на условия продажи, в частности на цены. Поэтому все рынки несовершенной конкуренции называют «рынками делателей цен». Основным отличием их выступает степень монополизации.

     2. Монополистическая конкуренция характеризуется:

а) Множеством мелких фирм

б) Неоднородностью  продукции

в) Отсутствием  затруднений на вход и выход (из отрасли)

г) Несколько  ограниченным доступом к информации

     На рынке монополистической конкуренции в значительной степени соблюдается принцип разнообразия товаров, производимых разными фирмами. В общем виде монополистическая конкуренция представляет собой рыночную структуру, в которой относительно большое число продавцов (несколько десятков фирм) предлагает для продажи схожую, но не идентичную продукцию. При этом каждая из фирм, представленных на рынке монополистической конкуренции, может чувствовать себя относительно независимо, не придавая значения реакции других фирм. Примером такой отрасли может служить производство верхней одежды, обуви, парфюмерно-косметических товаров, книгоиздание, туризм.

Производители в условиях монополистической конкуренции обладают ограниченной степенью контроля над ценами в силу того, что покупатели и продавцы не связаны стихийно, а покупатели своими предпочтениями определяют необходимость и цену той иной продукции. И еще один штрих, характеризующий монополистическую конкуренцию, — легкость вступления в отрасль новых фирм.

3. Олигополия характеризуется: 

а) Небольшим  числом крупных фирм

б) Неоднородностью (или однородностью) продукции

в) Возможными затруднениями  при входе (из отрасли)

г) Несколько  ограниченным доступом к информации

Наиболее типичен  для современной рыночной экономики олигополистический рынок (от греческого oligos — немногие и poleo — продаю). Такой рынок обычно представлен несколькими относительно крупными и близкими по масштабу продаж и степени влияния участниками. Главный определяющий признак олигополии — немногочисленность, ограниченное число господствующих на рынке продавцов (производителей).

Хотя нет  четкого количественного критерия олигополии, обычно число фирм на олигополистическом рынке не превышает десяти и колеблется в пределах от трех до десяти. Четыре крупнейшие корпорации в США выпускают 80% моющих средств, 90% сигарет, 70% швейных машин. Олигополистические признаки чаще всего отмечаются в автомобильной, фармацевтической, электронной, химической промышленности.

 

ГЛАВА 2. ПУТИ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

2.1. Закономерности  перехода к рынку

В Казахстане радикальную экономическую реформу начало в 1992 г. Либеральное правительство, исповедовавшее идеи монетаризма и «шоковой терапии». Но подлинной «шоковой терапии» в нашей стране никогда не было. Как отмечалось выше, «шоковая терапия» предполагает бездефицитный бюджет, тогда как на протяжении 1992-1998 гг. бюджет ежегодно сводился с дефицитом 5-10% ВВП.

Кроме того, правительство  не ограничивало заработную плату, что  привело к возникновению классической инфляционной спирали «цены - заработная плата». С середины 1992 г. государство увеличило эмиссию денег и расширило кредитование народного хозяйства. Все это растянуло финансовую стабилизацию на четыре года, что, естественно, совершенно не укладывается в концепцию «шоковой терапии».

Выбор, который  большинство стран с переходной экономикой делают в пользу «шоковой терапии», обусловлен объективными факторами. На начальном этапе переходного периода обычно нет условий для постепенных преобразований, направляемых государством. Денежный навес, стремительная инфляция и развал экономики в этот период сопровождаются распадом старых органов государственного управления, что делает едва ли возможным осуществление последовательного экономического курса. Только немногие страны, обеспечившие плавный переход от государственности советского типа к новому демократическому государственному устройству или, напротив, подобно Китаю сохранившие нетронутыми государственные институты, сумели обеспечить последовательность и постепенность рыночных преобразований. Обобщая опыт первых лет реформ, ученые пришли к выводу, что выбор концепции трансформации во многом зависит от исходного состояния дел в стране. Но при любом варианте проведения реформ огромное значение имеет сила государственных институтов, т. е. способность государства, после начального этапа распада старых органов управления и создания новых органов, добиваться осуществления выбранной экономической политики.

Среди многочисленных изменений, происходящих в переходный период, некоторые носят необходимый, неизбежный характер и поэтому могут рассматриваться как закономерности. Их три: утрата государством функций единоличного распоряжения экономическими ресурсами; бюджетный кризис; трансформационный спад.

Как видим, эти  закономерности носят в основном отрицательный характер и находят выражение в кризисах. Это связано с тем, что в переходный период экономика переживает чрезвычайно болезненные перемены. Но только осознание неизбежности этих кризисов и их быстрое преодоление дает возможность создать рыночную экономику.

Главная закономерность переходного периода - утрата государством функций единоличного распоряжения ресурсами. Как известно, в период командно-административной системы государство было единственным собственником и всесильным распорядителем всех материальных богатств общества. Теперь значительная часть имущества переходит в частную собственность, и государство теряет монопольную власть на принятие экономических решений.

Информация о работе Необходимость и условия возникновения рынка