Рынок, условия его возникновения и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2015 в 15:22, контрольная работа

Краткое описание

Рынок – это такая экономическая система которая базируется на частной собственности на средства производства и на принципах самостоятельно независимого принятия решений отдельных хозяйствующих субъектов (фирмами или частными лицами).
Астрийский экономист Й. Шумпетер понимал под рынком «все бесчисленные акты обмена, которые нам дано наблюдать в рыночной экономике в любой хозяйственный период. Они в своей совокупности образуют внешнюю форму, в которой осуществляется кругооборот хозяйственной жизни».

Файлы: 1 файл

9.docx

— 27.30 Кб (Скачать)

9. Рынок, условия его возникновения и  функции

 

Рынок – это такая экономическая система которая базируется на частной собственности на средства производства и на принципах самостоятельно независимого принятия решений отдельных хозяйствующих субъектов (фирмами или частными лицами).

Астрийский экономист Й. Шумпетер понимал под рынком «все бесчисленные акты обмена, которые нам дано наблюдать в рыночной экономике в любой хозяйственный период. Они в своей совокупности образуют внешнюю форму, в которой осуществляется кругооборот хозяйственной жизни».

Согласно большинству современных учебников рынок имеет место тогда, когда покупатели и продавцы обмениваются друг с другом товарами, ценными бумагами, трудом и т.д. Рынок - это «институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара или услуги».

Таким образом, во всех приведенных определениях рынка его основной характеристикой выступает обмен. Однако следует подчеркнуть, что не всякий обмен порождает рынок и не всегда рынок ведет к рыночной экономике.

Обмен трансформируется в рынок только в том случае, когда производители организуют производство с целью продажи своего товара с последующим приобретением необходимого им другого товара.

Степень развития рынка определяется степенью развития товарных отношений.

Для того чтобы рынок возник и функционировал в дальнейшем необходимо наличие спроса и предложения товара, наличие конкуренции, в ходе которой устанавливаются цены на данный товар и наличие частной собственности.

Условия возникновения рынка:

1. общественное разделение труда.

2. экономическая обособленность производителей в форме частной собственности.

3. самостоятельное принятие решений.

4. расширение объема товарных  связей.

Экономическая обособленность субъектов рыночного хозяйства — означает, что только сам производитель решает, что производить, как производить, кому и где продавать созданную продукцию.

Функции рынка:

  1. информационная — рынок даёт его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;
  2. посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;
  3. ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учётом конкуренции;
  4. регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике. Наиболее успешно это происходит в условиях совершенной конкуренции;
  5. стимулирующая — рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг;
  6. координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль;
  7. санирующая (оздоравливающая) — выявление неэффективных, убыточных предприятий и побуждение их к банкротству, ликвидации или реструктуризации.

Каждый участник рынка является одновременно и покупателем и продавцом,  
через рынок происходит учет затрат на производство продукции. Следовательно, на рынок поступает только та продукция, которая может быть раскуплена по ценам, покрывающим издержки.

На рынке устанавливаются цены. Цена колеблется под влиянием спроса и предложения. Если на рынке количество какого-либо товара превышает спрос на него, то снижается цена, а, следовательно, производство и предложение данного товара.

Рынок дифференцирует производителей, т. е. выживают те фирмы, у которых затраты на производство меньше, чем цены.

Преимущества рыночной системы

– гибкость и приспособляемость к изменяющимся условиям;

– оперативное использование новых независимость производителей и потребителей в принятии решений;

– способность удовлетворять самые разнообразные потребности.

Субъектами рынка выступают собственники товаров, производители услуг, владельцы денег.

Объекты рынка — материальные блага, факторы производства, ресурсы, товары и услуги, по поводу которых субъекты рынка вступают во взаимодействие, в рыночные отношения.

Формами организации рынка служат базар, магазин, аукцион и т. д.

Рынок, как самостоятельное образование включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капитала. Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга.

 

10. Спрос  и его факторы. Закон спроса. Сдвиг  кривой спроса.

 

Спрос и факторы его определяющие

Под спросом (D) понимается то количество товаров, которое покупатели хотят и могут купить на рынке этого товара в данный период времени при данных условиях.

 

P


p2

D

p1

 

 

 

   0          q1                    q2          Q

 

Спрос формируется при условиях, определяемых сложной совокупностью различных факторов. Можно сказать, что спрос на товар (D) 
есть функция ряда факторов:

 
   D =  f (а, б, в, г, д, е)

Под буквами в данной формуле понимаются следующие факторы:

 а. Из всех факторов, воздействующих на спрос, наиболее устойчивое и предсказуемое влияние оказывают цены.

Устойчивая связь между спросом и ценой, при которой величина спроса в данный период времени увеличивается при снижении цены и наоборот, характеризует закон спроса.

Кривая спроса выглядит сглаженной, поскольку спрос представлен суммой спросов отдельных покупателей, так что кривая дает общую усредненную картину спроса. Тем не менее, она помогает увидеть ряд особенностей закона спроса.

Прежде всего, видна связь закона спроса с законом убывания предельной полезности. Кривая спроса показывает не только зависимость спроса от цены, но и готовность совокупного покупателя за дополнительно приобретаемый товар платить меньшую цену, чем за предыдущий товар, так что спрос падает и по этой причине

Закон спроса также отражает действие эффекта дохода - уменьшение цены означает рост реального содержания той части дохода покупателя, которую он намерен использовать для приобретения данного товара. Если цена на товар уменьшилась в два раза, то на прежнюю сумму можно купить в два раза больше данного товара.

Рост спроса на товар при понижении цены может быть обусловлен и тем, что к покупателям данного товара присоединяются и те, кто вследствие высокой для них цены этот товар прежде не покупал.

Очевидно, что закон спроса отражает также и эффект замещения, при котором повышение цены на товар ведет к тому, что вместо него покупатели начинают предъявлять спрос на другой, способный заменить его, товар.

Закон спроса действует при прочих неизменных условиях. Изменение условий может модифицировать или даже нарушить его действие. Например, повышение цены какого-то товара способно увеличить, а не сократить спрос, если у покупателей возникает ожидание последующего повышения цен и стремление успеть купить товар по повысившимся ценам до того, как цены еще больше возрастут. По существу, в этом поведении покупателей также проявляется закон спроса, так как спрос здесь отражает более низкий уровень цены по сравнению с ожидаемой, по которой спрос наверняка упадет.

При понижении цены некоторых товаров спрос может сократиться, а не увеличиться. Такое возникает тогда, когда цена определяет престиж товара. Например, при понижении цены на некоторые украшения они становятся менее привлекательными, и наоборот, увеличение цен на них способно не уменьшить, а увеличить спрос.

б. Потребность в товаре и то, через что она проявляется – вкус, предпочтения, мода и т.д. Специфика взаимодействия товара как 6лага и потребности, которую он удовлетворяет, обусловливает соответствующий вид индивидуального спроса. Спрос на какой-то товар со стороны отдельных потребителей может быть повседневным (на продукты питания, электроэнергию, транспорт и т.п.) и периодическим (на обувь, мебель и т.д.). Но поскольку мы говорим о спросе со стороны всех потребителей того или иного товара, периодичность спроса на такие товары может устраняться, хотя сохраняется сезонность спроса некоторые товары.

в. Численность субъектов спроса (покупателей): населения, части населения определенного возраста или пола, предприятий как покупателей и т.д.

г. Доходы покупателей. Рост доходов обычно ведет к повышению спроса на товары, но на некоторые товары - менее качественные и престижные - спрос может наоборот снижаться.

д. Цены на другие товары, прежде всего на товары-заменители и комплиментарные товары. Между товарами-заменителями идет своеобразная конкуренция, и выбор покупателя во многом зависит не только от цены данного товара, но и от цены товара, способного его заменить. Спрос на товар, использование которого невозможно без другого товара, например, автомобиля без бензина, оказывается в зависимости и от цены, связанного с ним товара - спрос на комплиментарный товар.

е. Потребительские ожидания. Спрос на товар в данный период может повыситься потому, что покупатели ожидают его исчезновения из продажи или повышения цены на него. Ожидание возможного понижения цены на товар способно привести к уменьшению спроса на него.

Нормальная линия спроса имеет отрицательный наклон, что характеризует обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством товара. Но иногда случается так, что домашнее хозяйство реагирует совершенно иначе, чем оно должно реагировать в соответствии с законом спроса. Это тот случай, когда при растущих ценах оно покупает больше, а при падающих меньше. Исключения из этого закона, получили название парадокса Гиффена. Линия спроса на товары Гиффена имеет положительный наклон. Например,

- снобы  покупают именно те товары, которые  поднимаются в цене с целью  подчеркнуть свое социальное положение;

- эффект  Веблена – явление в теории потребления, при котором потребители могут иметь линию спроса с положительным наклоном в силу склонности к демонстративному потреблению;

- товары  одинакового качества в разных  магазинах продаются по разным  ценам, при этом более дорогие  товары во многих случаях покупаются  чаще, т.к. предполагается их более высокое качество;

- в  ожидании дальнейшего роста цен  потребители увеличивают объем  закупок (эффект ожидания).

Принято различать изменение объема спроса и изменение спроса.

Изменение объема спроса – это движение вдоль линии спроса под воздействием изменения цены данного товара при неизменности прочих факторов.

Изменение спроса – это сдвиг линии спроса при изменении неценовых факторов: дохода потребителя, его вкусов, цен на другие товары и т.д.

Изменение цены на товар ведет к изменению величины спроса в соответствии с действием закона спроса. Изменение неценовых факторов ведет к изменению самого спроса. Подобное влияние графически изображается путем сдвига кривой спроса вправо или влево.

p


 

p1 d2


d1

 

 

0         q1     q2              q

Рисунок показывает возможность изменения спроса под воздействием, например, увеличения доходов покупателей. Вначале он был в объеме ql, затем стал q2 при прежней цене pl.

 

 

 


Информация о работе Рынок, условия его возникновения и функции