Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 17:23, курсовая работа
Целью работы является анализ и изучение налоговой системы России. Для достижения этой цели необходимо:
1. Дать полное, раскрывающее все стороны определение понятию налоговая система;
2. Рассмотреть структуру налоговой системы РФ;
3. Выявить все недостатки и преимущества действующей системы, и рассмотреть существующие пути оптимизации налоговой системы РФ.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Налоговая система: понятие, задачи, принципы построения……….6
Понятие и принципы построения налоговой системы…………………….6
1.2 Задачи и функции налоговой системы……………………………………..9
Глава II. Структура налоговой системы РФ…………………………………..13
2.1 Структура и классификация налогов……………………………………..13
2.2 Поступление налогов и неналоговых платежей в бюджет РФ…………..20
Глава III. Особенности формирования и развития налоговой системы РФ...23
3.1 Недостатки налоговой системы России и необходимость реформирования………………………………………………………………...23
3.2 Пути оптимизации налоговой системы России…………………………..28
Заключение………………………………………………………………….…..31
Список использованной литературы…………………………………….…….33
Приложение
3.Принцип рациональности и оптимальности налоговой системы;
Этот принцип означает разумную обоснованность системы с точки зрения ее целесообразности. Данный принцип построения налоговой системы позволяет оптимизировать структуру системы, свести до минимума расходы на ее организационное построение, содержание, обеспечение, оснащение средствами автоматизации. Принцип оптимальности означает, что из всех целесообразных вариантов систем наилучшей, отвечающей вышеизложенным требованиям является только одна.
4. Принцип организационно-правового построения и организации налоговой системы.
Он характеризует разграничение полномочий между различными уровнями и органами власти по установлению и взиманию платежей. Данный принцип законодательно предусматривает четкое разграничение налогов по уровням государственной структуры и разграничение налоговых поступлений в бюджеты федерального центра, региональных и местных образований, в том числе их перераспределение между уровнями. В соответствии с данным принципом в налоговом законодательстве четко определяются функции каждого элемента налоговой системы.
5. Принцип единоначалия и централизации управления налоговой системой;
Этот принцип предусматривает построение единой централизованной системы с единым органом управления всей системой налогообложения, т. е. объединение всех элементов, входящих в налоговую систему (министерств и ведомств), в единую систему с единым органом управления.
6. Принцип максимальной эффективности налоговой системы;
Данный принцип заключается в максимуме собираемости налогов при оптимальности и экономичности структуры системы.
7. Принцип целевого поступления налогов в бюджеты соответствующих территориальных образований и др.6
Принцип целевого поступления налогов и сборов в бюджет соответствующего территориального образования означает, что движение денежных средств от налогоплательщиков в бюджет соответствующего территориального образования осуществляется по целевому назначению с целью пополнения бюджета и покрытия расходов. Основное назначение данного принципа заключается не столько в целевом поступлении или расходовании налоговых средств, сколько в том, что налоговые средства должны расходоваться на решение первоочередных задач и целевых программ, предусмотренных планами развития государства и общества, т. е. в первую очередь — на повышение уровня жизни общества.
Эффективность функционирования налоговой системы напрямую зависит от принципов ее построения. При этом следует подчеркнуть, что эффективность налоговой системы определяется вовсе не тем, что государство посредством налогов быстро и легко собирает много денег, хотя и это важно. Эффективность налоговой системы характеризуется тем, что, давая государству достаточно денег, налоги не только не препятствуют развитию экономики, но даже и содействуют этому, хотя бы через те же самые государственные инвестиции, которые государство в состоянии осуществить благодаря собранным налогам.
Критерием эффективности налоговой системы и налогового механизма служит их способность целенаправленно воздействовать на соответствующие сферы экономики с целью создания в государстве благоприятной экономической среды и возможностей для наполнения бюджетов и централизованных денежных фондов, обеспечивающих выполнение государством своих задач и функций.7
1.2 Задачи и функции налоговой системы
Налоговая система - наиболее активный
рычаг государственного
регулирования социально-экономического
развития, инвестиционной
стратегии, внешнеэкономической деятельности,
структурных изменений в
производстве, ускоренного развития приоритетных
отраслей.8
Налоговые системы складываются под влиянием различных экономических, политических и социальных условий. Налоговые системы различаются по набору, структуре, способам взимания, ставкам налогов, по фискальным полномочиям различных уровней власти и т.д.
Задачи налоговой системы - обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода; противодействие спаду производства, создание благоприятных условий для развития предпринимательства; реализация социальных программ.
Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всей экономики государства.
Налоговая система, принятая законодательством - это практический инструмент перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно действующая система налогообложения даёт представление о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы.
На первое место следует поставить регулирующую функцию, без которой в экономике нельзя обойтись. Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не регулируемую государством, невозможно.
Регулирующая функция проявляется в процессе воздействия налоговых отношений на макроэкономические пропорции и инвестиционные решения хозяйствующих субъектов.
Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:
- регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит в разработке законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;
- регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.
Таким образом, развитие экономики регулируется финансово-экономическими методами - путём применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.
Другая функция налоговой системы - Фискальная функция, призвана обеспечить финансовые ресурсы для осуществления деятельности государственных институтов. В ее рамках реализуются экономические отношения между налогоплательщиками и органами власти. Эти отношения определяются различным объемом прав и обязанностей их субъектов и носят характер иерархической подчиненности, что обостряет противоречие их экономических интересов;
С самого начала построения налоговой системы России был взят фискальный ориентир.9
Следующая функция налоговой системы - стимулирующая. Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но это самая «труднонастриваемая» функция. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др.
Стимулирующая функция налогов является в современной российской практике слабо реализуемой и неэффективно используемой.
Другая функция налоговой системы - распределительная, или, вернее, перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.
С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.
Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность. Это достигается путём установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
И ещё одна функция налоговой системы – социальная. Социальная функция обеспечивает решение задач, находящихся за пределами рыночного саморегулирования, с целью поддержания социального баланса в обществе. Она базируется на сложной системе экономических отношений, включающих отношения между налогооблагающими субъектами между собой.10
Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно. Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. На самом деле, на сегодняшний день тревожит именно нестабильность налогов. Не ясно, что будет через год-два, потому что Россия как государство и ее высшие органы отказались от долгосрочного планирования. Однако многие успешные компании и организации, которые не «выживают», а развивают свою экономику, от этого ведущего инструмента управления не отказались. Как и раньше, они ведут текущее, годовое и даже перспективное планирование, а уж расчеты на предстоящие два-три года есть в любой уважающей себя фирме. К сожалению, без точного знания, как будет выглядеть налоговая система, нельзя точно определить перспективы компании даже на ближайший год.11
Следовательно, чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель.
Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. «Застывших» систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации.
Систему налогообложения можно считать
стабильной и, соответственно, благоприятной
для предпринимательской деятельности,
если остаются неизменными основные
принципы налогообложения, состав
налоговой системы, наиболее значимые
льготы и санкции (если, естественно,
при этом ставки налогов не выходят за
пределы экономической целесообразности).
II. Структура налоговой системы РФ
2.1 Структура и классификация налогов
Система это целостный комплекс взаимосвязанных элементов, которые выступая системой более низкого порядка, одновременно представляют собой элемент системы более высокого порядка.12 Таким образом в налоговой системе, как и в любой системе, можно выделить определенные элементы, составляющие ее структуру, а именно: налоговую платежеспособность населения; систему установленных законом налогов и сборов; налоговую администрацию; методы и приемы взимания налогов.
Под налоговой платежеспособностью понимается возможность граждан, обязанных платить налоги, покрывать эти денежные обязательства перед государством без вреда для своего хозяйства, благосостояния и здоровья. Данный элемент налоговой системы закреплен в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ, где указывается: "При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога".13
Налоговая платежеспособность как элемент налоговой системы предшествует всем другим элементам. Установлению законом системы налогов и сборов, обложению ими населения страны должна предшествовать оценка государством его платежеспособности.
Налоговая платежеспособность населения страны включает два компонента: налоговое бремя; тяжесть налогового обложения.
Информация о работе Налоговая система и ее особенности в России