Налоговая система и ее особенности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ и изучение налоговой системы России. Для достижения этой цели необходимо:

1. Дать полное, раскрывающее все стороны определение понятию налоговая система;

2. Рассмотреть структуру налоговой системы РФ;

3. Выявить все недостатки и преимущества действующей системы, и рассмотреть существующие пути оптимизации налоговой системы РФ.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

Глава I. Налоговая система: понятие, задачи, принципы построения……….6

Понятие и принципы построения налоговой системы…………………….6
1.2 Задачи и функции налоговой системы……………………………………..9

Глава II. Структура налоговой системы РФ…………………………………..13

2.1 Структура и классификация налогов……………………………………..13

2.2 Поступление налогов и неналоговых платежей в бюджет РФ…………..20

Глава III. Особенности формирования и развития налоговой системы РФ...23

3.1 Недостатки налоговой системы России и необходимость реформирования………………………………………………………………...23

3.2 Пути оптимизации налоговой системы России…………………………..28

Заключение………………………………………………………………….…..31

Список использованной литературы…………………………………….…….33

Приложение

Файлы: 1 файл

Курсовик Налоговая система коваленко.docx

— 120.08 Кб (Скачать)

     От стабильности налоговой системы напрямую зависит прибыль предприятия, в которой заинтересованно все общество, поскольку обеспечивает расширение и совершенствование производства на предприятии и в стране, что влечет за собой увеличение рабочих мест, рост доходов населения.

     В ходе данной курсовой работы в соответствие с поставленными целями и задачами были сделаны следующие выводы:

  1. Налоговая система Российской Федерации - совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также методов и принципов их построения. Эффективность функционирования налоговой системы напрямую зависит от принципов ее построения. Эффективность налоговой системы характеризуется тем, что, давая государству достаточно денег, налоги не только не препятствуют развитию экономики, но даже и содействуют этому, хотя бы через те же самые государственные инвестиции, которые государство в состоянии осуществить благодаря собранным налогам.

  2. Структура налоговой системы представляет собой: налоговую платежеспособность населения; систему установленных законом налогов и сборов; налоговую администрацию; методы и приемы взимания налогов. По механизму формирования налоги подразделяются два вида - на прямые и косвенные. В работе была проведена классификация налогов.

  3. В сложившейся налоговой системе страны можно выявить определенные недостатки, которые необходимо устранить или минимизировать. Налоговая система РФ нуждается в определенном реформировании.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамов, М. О налогах, зарплате и экономическом росте // Вопросы экономики. – 2008. - №5. – С. 134-135.
  2. Агузарова, Ф.С. Проблемы и пути оптимизации Налоговой системы России  /  Ф. С. Агузарова, Д. А. Балаева. - Вестник СОГУ.-2008. -№3.-С. 72-74.
  3. Александров, И.М. Налоги и налогообложение: Учебник – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: торговая Издательско- корпорация «Данков и Ко», 2004. – С.44-45.
  4. Алклычев, А. Теоретические аспекты функционального назначения налоговых отношений // Экономист. – 2010. - №6. – С. 64-69.
  5. Баев, В. В. К вопросу об объекте и структуре налогового адмистрирования // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2010. - №2(26). – С. 34-44.
  6. Бельский, К.С. Налоговая система: генезис, основные элементы, принципы // Государство и право.- 2006. - №9. – С.47-57.
  7. Вечкилев, С.В. Планирование стандарта экономической устойчивости в свете регулирования Налогового кодекса РФ // Научно информационный журнал Экономические науки. – 2009. - №10. – С. 12.
  8. Гашенко, И. В. Генезис соотношений прямого и косвенного налогообложения // Научно-информационный журнал Экономические науки. – 2009. - № 5(54). – С. 49-56.
  9. Капканщиков, С. Г. Макроэкономика: курс лекций – 2-е изд., М: КНОРУС, // 2010. – С. 209-218.
  10. Малис, Н.И. Налогообложение малого бизнеса // Финансы. – 2009. - № 1. – С. 28 - 34.
  11. Незамайкин, В. Н. Налоговая политика: состояние и перспективы / В. Н. Незамайкин, И. Л. Юрзинова. - Финансы. – 2009. - №12. – С.35-40
  12. Павлова, Л. П. Отдельные аспекты совершенствования налоговой политики // Финансы. – 2010. - № 4. С 31-35.
  13. Романов, А.Н. Пути повышения эффективности налогового контроля // Налоговая политика и практика. -2004. -  № 2. – С. 14-17.
  14. Савченко, Я. В. О методике определения налоговой нагрузки // Финансы. – 2009. - № 7. – С. 26 - 35.
  15. Соколов, М. Налоговая нагрузка и ее регулирование // Экономист.-2008. - №3. – С.55-62.
  16. Уманец, О. П. Особенности формирования налоговых доходов федерального бюджета РФ в первой половине 2009 г // Финансы и кредит. – 2009. - №48. – С. 66-71.
  17. Черник, Д. Налоговая система России // Проблемы теории и практики управления. – 2006. - №3. – С. 23-31.
  18. Шаталов, С. Д. Развитие российской налоговой системы // Финансы. – 2011. - №2. С. 3-5.
  19. Щепотаев,  А. В. Налогообложение в России: исторический аспект // Аудиторские ведомости. – 2010. - №9. – С. 68-78.
  20. Конституция Российской Федерации» от  23.09.10.
  21. Налоговый кодекс Российской Федерации ( часть первая и вторая): по состоянию на 20 февраля 2007г.
  22. http://www.nalog.ru
  23. http://history-of-taxes.
  24. http://www. akdi.ru
 
 
 

                                        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                

Основные  признаки классификации  налогов    Приложение 1

Основные  признаки Примеры-характеристика
Критерий  перелагаемости налогов

Способ обложения  и взимания налогов 

по платежеспособности плательщика 

 

Прямые (налоги на доход и имущество):
  • налог на прибыль корпораций;
  • налог на доходы с физических лиц.

Косвенные (акцизы; налог с продаж; налог на добавленную  стоимость, таможенные пошлины; фискальные налоги).

Источники обложения
  1. Налоги с дохода, прибыли.
  2. Налоги с капитала, ценных бумаг.
  3. Налоги с имущества.
Субъекты  и объекты обложения
  • Налоги с физических лиц.
  • Налоги с юридических лиц.
  • Поземельный налог.
  • Поимущественный налог.
По  иерархии государственной власти (статус)
  • Федеральные налоги (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий).
  • Региональные налоги (налог на имущество предприятий).
  • Местные налоги (земельный налог).
Воспроизводственные стадии
  • Налоги на производство.
  • Налоги на обращение.
  • Налоги на потребление.
По  факторам производства
  • Налоги на труд.
  • Налоги на капитал.
  • Налоги на землю.
По  целевому назначению
  • Общие налоги (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость).
  • Специальные налоги (взносы в социальные фонды).
По  ограниченным производственным ресурсам
  • Налоги на природные ресурсы, трудовые ресурсы, на инвестиционные иинформационные ресурсы.
Способы обложения доходов и расходов
  • Налоги на доходы.
  • Налоги на расходы.
Консолидации  бюджетных и внебюджетных фондов
  • Бюджетные налоги; внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования).
 
 

Приложение 2

Поступления администрируемых ФНС России доходов  в бюджет РФ и внебюджетные фонды  за январь-июнь 2008 г. и соответствующий  период 2009 г., млрд руб.

Наименование  и адрес поступления Январь-июнь 2008 Январь-июнь 2009 К 2008 г., %
Всего поступило в бюджетную  систему РФ 4776,2 3918,9 82,1
Налоги  и сборы в консолидированный  бюджет РФ, включая ЕСН 4005,0 3125,7 78,0
Поступления в государственные внебюджетные фонды 771,2 793,2 102,9
Налоги  и сборы, всего 4005,0 3125,7 78,0
Налоги  в федеральный бюджет, включая  ЕСН 1945,4 1371,6 70,5
Налоги  в консолидированные бюджеты  субъектов РФ 2059,6 1754,1 85,2
Налог на прибыль организаций 1231,6 628,8 51,1
В том числе:

   в федеральный бюджет

366,4 118,0 32,2
   в консолидированные бюджеты  субъектов РФ 865,2 510,9 59,0
Налог на доходы физических лиц      
В том числе:

   в консолидированные бюджеты  субъектов РФ

733,8 739,5 100,8
Единый  социальный налог в федеральный  бюджет 240,9 250,2 103,9
Налог на добавленную стоимость      
В том числе:

  на  товары (работы, услуги), реализуемые  на территории РФ 

435,1 553,5 127,2
  на товары, ввозимые на территорию  РФ  19,8 13,7 69,1
Акцизы 151,6 153,9 101,5
В том числе:

  в  федеральный бюджет 

59,2 36,8 62,2
  в консолидированные бюджеты  субъектов РФ  92,4 117,1 126,7
Налоги  и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 870,5 422,9 48,6
В том числе:

   в федеральный бюджет 

819,7 393,8 48,0
  в консолидированные бюджеты  субъектов РФ   50,8 29,2 57,4
Государственные внебюджетные фонды, всего 771,2 793,2 102,9
В том числе:      
  страховые взносы, зачисляемые в  Пенсионный фонд (ПФР)  608,7 628,7 103,3
Фонд  социального страхования (ФСС) (без  учета суммы расходов, произведенных  налогоплательщиками на цели государственного социального страхования) 38,3 35,5 92,7
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) 43,4 45,3 104,4
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) 80,9 83,7 103,5

Источник: составлено по данным ФНС России

     Для обеспечения доходов бюджетов  в структуре государства функционируют  администраторы  - органы государственной  власти, местного самоуправления, местной  администрации, управления государственными  внебюджетными фондами, Банк России  и ряд других бюджетных учреждений.

     Структура поступлений от них  не одинакова. Например, объемы  доходов в федеральный бюджет  в разрезе главных администраторов  доходов в 2007-2008 гг. распределились  следующим образом:(       ) ФТС России обеспечило 50,6% всех доходов бюджета (в 2007г. – 41,8%); ФНС России – 44% (в 2007г. – 48,2%); Роснедра – 1,0% (в 2007 году – 0,6%); доля Минфина Росси составила 0,9 (в 2007 году – 5,3%); от Росимущества поступило 0,8 (в 2007 году – 1,1%); МВД России – 0,5% (в 2007г. – 0,5%); Росрезерв обеспечил 0,5 % (в 2007 г. – 0,7%); Росрегистрация – 0,2% (в 2007 г. – 0,2%); Россвязь – 0,14%; Рослесхоз – 0,13% (в 2007 г. – 0,13%); Росатом – 0,3% (в 2007 г. – 0,25%); от других администраторов доходов федерального бюджета поступило в целом около 0,9%. Таким образом, видно, что в обеспечении доходов бюджета основными участниками являются ФТС России и ФНС России.

     С сентября 2008 г. исполнение федерального  бюджета происходило в условиях  углубления мирового финансового  кризиса, сокращения объемов промышленного  производства и снижения мировых  цен на нефть. В результате  в IV квартале 2008 года в федеральный бюджет поступило доходов на 21,3% меньше, чем в аналогичном периоде 2007 г. В I полугодии 2009 года , по предварительной оценке, исполнение основных показателей федерального бюджета составило по доходам 3168 млрд руб., или 47,2% к общему объему.

     Поступления налоговых доходов  и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, в  январе-июне 2009 г. составили 1371,6 млрд руб., или 52,5 к прогнозным показателям на 2009 г. ФТС России обеспечила поступления на сумму 1311,9 млрд руб., или 37,8 % к прогнозным показателям., Росимущество, соответственно, - 12,3 млрд руб., или 34,6% от других администраторов поступило 472,2 млрд руб., или 79,3% к прогнозным показателям. В структуре объема доходов основную долю доходов федерального бюджета обеспечили: ФНС России – 43,3% и ФТС России – 41,4% доля Росимущества составила 0,4%, других администраторов – 14,9%. По доходам бюджетной системы РФ ФНС России обеспечила 65,3% суммы всех поступлений, доля ФТС России составила – 27,4%, Росимущества – 0,3%, других администраторов доходов – 7,0%.

     В целом в январе-июне 2009 г.  от ФНС России в федеральный  бюджет поступило 103,5% доходов  относительно уточненного на  этот период прогноза (в сумме  1325,6 млрд руб.), что превысило величину прогнозного показателя на 46,0 млрд руб., однако на 29,5% меньше, чем в аналогичном периоде 2008 г. Снижение обусловлено уменьшением поступлений НДПИ – в 2,1 раза, налога на прибыль организаций – в 3,1 раза и акцизов (по подакцизным товарам и продукции, производимым на территории РФ) – 1,6 раза. В разрезе основных налогов за этот же период поступления НДС составили 40%, НДПИ – 28%, ЕСН – 18% и налога на прибыль – 9% от общего объема доходов федерального бюджета. В государственные внебюджетные фонды в этот же период было поступлений на 2,9% больше, чем в январе-июне 2008г., а страховых взносов зачисляемых в Пенсионный фонд РФ, - на 3,2% больше, чем в первом полугодии 2008г.

     Сравнительный анализ поступления  администрируемых ФНС России  доходов в бюджетную систему  РФ, включая государственные внебюджетные  фонды, за январь-июнь 2008 и 2009 гг. приведен в таблице.

     Структура поступлений в январе-июне 2009 г. налога на прибыль организаций  в федеральный бюджет относительно  периода прошлого года существенно  изменилась. Удельный вес налога  по сравнению с аналогичным  периодом предыдущего года снизился  на 14,4 процентного пункта (с 90,5 до 76,1%). Одним из факторов снижения  поступлений стало ухудшение  результатов финансово-хозяйственной  деятельности организаций и, как  следствие – уменьшение налоговой  базы и объема поступлений.  Кроме того, с января 2009 г. снижена  ставка налога на прибыль организаций  с 24 до 20%, в том числе по федеральному  бюджету – с 6,5 до 2%. Изменение  ставки налога отразилось на  снижении отчислений, которые за  этот период составили всего  60,1 % от установленного объема.

     Поступления в федеральный бюджет налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории России, в январе-июне 2009 г. оказались в 1,3 раза больше, чем поступления в январе-июне 2008 г. Однако этот прирост обусловлен причиной технического характера – переходом в 2008 г. на квартальную уплату налога, в результате чего в январе уплата НДС производилась по результатам хозяйственной деятельности одного месяца – декабря 2007г., а в феврале и марте 2009г. уплата налога не производилась. В I квартале 2009 г. уплата производилась по результатам хозяйственной деятельности в целом за IV квартал 2008г. В сопоставимых условиях, принимая в качестве поступлений за I квартал 2008 г. поступления НДС по начислениям за октябрь-декабрь 2007 г., что соответствует порядку уплаты налога за I квартал 2009 г., и в качестве поступлений за II квартал 2008 г. – поступления по начислениям за I квартал 2008 г., поступления этого налога реально снизились на 10,6%, что соответствует темпам снижения налоговой базы по НДС в I полугодии 2009 г. по сравнению с I полугодием 2008г.

Информация о работе Налоговая система и ее особенности в России