Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 17:23, курсовая работа
Целью работы является анализ и изучение налоговой системы России. Для достижения этой цели необходимо:
1. Дать полное, раскрывающее все стороны определение понятию налоговая система;
2. Рассмотреть структуру налоговой системы РФ;
3. Выявить все недостатки и преимущества действующей системы, и рассмотреть существующие пути оптимизации налоговой системы РФ.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Налоговая система: понятие, задачи, принципы построения……….6
Понятие и принципы построения налоговой системы…………………….6
1.2 Задачи и функции налоговой системы……………………………………..9
Глава II. Структура налоговой системы РФ…………………………………..13
2.1 Структура и классификация налогов……………………………………..13
2.2 Поступление налогов и неналоговых платежей в бюджет РФ…………..20
Глава III. Особенности формирования и развития налоговой системы РФ...23
3.1 Недостатки налоговой системы России и необходимость реформирования………………………………………………………………...23
3.2 Пути оптимизации налоговой системы России…………………………..28
Заключение………………………………………………………………….…..31
Список использованной литературы…………………………………….…….33
Приложение
Налоговое бремя представляет тот финансовый груз, который государство непосредственно возлагает на общество. Юридически этим бременем является установленная НК РФ система налогов и сборов, экономически - сумма фискальных платежей, которые граждане страны несут в непосредственной связи с уплатой налогов и сборов.14
Под тяжестью налогообложения следует понимать, с одной стороны, материальные потери и лишения, с которыми бывает связана для плательщика уплата налогов, с другой стороны, оставшиеся у плательщика материальные средства и финансовые ресурсы после уплаты налогов. Тяжесть налогообложения - это величина той доли дохода отдельного налогоплательщика, которая может быть обращена на уплату налога без вреда для его хозяйственной деятельности или, напротив, с большими потерями для этой деятельности. Современный мировой опыт налогообложения показывает, что изъятие у налогоплательщиков до 30-40% дохода - это тот предел тяжести налогообложения, который полностью ликвидирует стимулы к предпринимательской инициативе и расширению производства.
Количественно уровень налогового бремени можно представить как отношение суммы налогов на душу населения к платежеспособности дохода, или суммы, оставшейся после уплаты налога к платежеспособности. Вместе с тем в российской финансовой науке не выработан единый подход к показателю налоговой нагрузки для каждого конкретного налогоплательщика. Нет ясности в определении, какие налоги и сборы следует взимать с физических и юридических лиц, что следует, в конечном счете, понимать под доходом организации и физического лица. Налоговая платежеспособность - элемент, сформировавший принцип платежной достаточности налогоплательщика, с которым должна быть согласована система налогов и сборов любой страны.15
Система органов налогового администрирования представляет собой самостоятельный и важный элемент налоговой системы Российской Федерации. Данные органы — звенья "управления налогами", которые наделены определенными властными полномочиями в сфере налогообложения и призваны создавать условия для добровольного исполнения плательщиками налоговой обязанности; осуществлять налоговый контроль за своевременностью, полнотой уплаты налогов и в случае неисполнения плательщиком налоговой обязанности применять меры принуждения.
В настоящее время органы налогового администрирования образуют систему, включающую в себя налоговые органы; Федеральную службу по экономическим и налоговым преступлениям МВД России; таможенные органы. Существуют еще органы государственных внебюджетных фондов, которые фактически утратили свои полномочия по контролю за налоговыми платежами.
Система методов налогообложения включает две группы методов: методы построения налогов и сборов, посредством которых государство на законодательном уровне устанавливает с учетом принципа федерализма трехуровневую систему налогов и сборов; прямые, косвенные налоги; пропорциональную и прогрессивную шкалы налоговых ставок; способы льготирования; специальные и упрощенные налоговые режимы; технико-юридические способы взимания налогов; и методы налогового администрирования, без которых процесс взимания налогов мог бы превратиться в фикцию. Этот метод включает налоговое администрирование, обусловливающее добровольное исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога; налоговый контроль, при осуществлении которого может применяться принудительное исполнение обязанности по уплате налога.
Существует точка зрения, согласно которой к элементам налоговой системы относятся и принципы налогообложения, однако представляется, что элементы налоговой системы имеют предметный характер, конкретны, в определенной степени материальны. Принципы же налогообложения — основополагающие и руководящие идеи, которые осмысливаются и обосновываются учеными-финансистами и юристами в процессе формирования налоговой системы. Принципы относятся не к налоговой системе непосредственно, а к социальной среде. В них воплощается справедливый подход государства к своим гражданам, синтезируется мировой опыт развития налогового права и формирования налоговых систем. Вместе с тем принципы налогообложения в свою очередь оказывают воздействие на развитие и совершенствование налоговой системы каждой страны.
Основными принципами налогообложения являются принципы справедливости, законности, платежной достаточности, всеобщности, равномерности, обеспечения единства налоговой политики на всей территории страны.16 Так, справедливая налоговая система не может не учитывать, что крупные промышленные предприятия и предприятия малого бизнеса являются плательщиками с различными возможностями, и их нельзя уравнивать в вопросе по уплате налога на прибыль и НДС. Другой важный принцип - принцип всеобщности налогообложения - закреплен ст. 57 Конституции РФ, согласно которой каждый обязан платить законно установленные налоги.17
Современная налоговая система включает различные виды налогов. Попытки унифицировать налоги, уменьшить количество их видов пока не имели успеха. Возможно, это происходит потому, что правительствам удобнее вместо одного налога взимать множество не столь больших, в этом случае налоговые поборы становятся менее заметными и менее чувствительными для населения. При таком большом разнообразии налогов важное управленческое значение приобретает приведение их в определенную систему. Речь идет о систематизации, или классификации налогов, которая представляет собой подразделение налогов на группы по определенным критериям, признакам и особым свойствам.
Современная теория налогообложения и в особенности теория классификации налогов решает следующие вопросы:
1. выбор критериев и признаков при общей системе классификации налогов.
2. о существенных признаках (критериях) при делении налогов на прямые и косвенные, на общие и специальные и т.д.
3. о статусной, т.е. о макро- и микросистемной классификации налогов. Речь идет о территориальной иерархии налоговых поступлений в консолидированный бюджет государства.
4. проблема формирования налогового потенциала на уровне микроэкономики, т.е. проблема изъятия, отнесения или включения конкретных элементов (ставок, льгот, скидок, вычетов и т.д.) в налогооблагаемую базу хозяйствующих субъектов.
5. сфера действия налогов, т.е. о переложении (перемещении), пропорциональности, прогрессивности и регрессивности налогов.
По механизму формирования налоги подразделяются два вида - на прямые и косвенные. Прямые налоги – это налоги на доходы и имущество. К ним относятся: подоходный налог и налог на прибыль, поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.
Косвенные налоги - налоги на товары и услуги. Это налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.
Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли.
Деление налогов на прямые и косвенные продолжалось довольно длительное время. Оно не потеряло своей актуальности и сегодня. Дискуссии шли в двух противоречивых направлениях: «за» и «против».
Необходимо подчеркнуть, что более актуальными для экономической теории являются вопросы о пропорциях прямых и косвенных налогов в налоговых системах государств и о факторах, оказывающих влияние на них. Определение таких пропорций является делом непростым и требует детального анализа особенностей экономического развития конкретных стран.
По мнению видного ученого-финансиста М. И. Фридмана прямые налоги «дают более верный и определенный доход, в большей степени соразмеряются с платежеспособностью населения, точнее и яснее определяют податную обязанность каждого плательщика»18
Но несмотря на значительные преимущества прямых налогов, полная замена ими косвенных налогов представляется нереальной даже в условиях развитой экономики, не говоря уже о слаборазвитых странах.19
Как известно, раньше в финансовой науке при делении налогов на прямые и косвенные применялись три критерия: по платежеспособности, способу обложения и взимания и по признаку переложения. Сегодня, в современных условиях эти критерии для принятия эффективных управленческих решений в области налогообложения недостаточны (более расширенная система классификации налогов подробно изложена в приложении 1).
Различия в налогах зависят также от характера облагаемых доходов и расходов. Природа этих доходов и расходов, следовательно, тоже может стать признаком классификации налогов. Особое значение имеет дифференциация (классификация) налогов по источнику обложения: издержки производства (себестоимость); прибыль; валовая прибыль; совокупный доход; чистый доход, капитал и т.д.
Налоги могут взиматься следующими способами:
-кадастровый
- (от слова кадастр - таблица, справочник)
когда объект налога дифференцирован
на группы по определенному признаку.
Перечень этих групп и их признаки заносится
в специальные справочники. Для каждой
группы установлена индивидуальная ставка
налога. Такой метод характерен тем, что
величина налога не зависит от доходности
объекта.
Примером такого налога может служить
налог на владельцев транспортных средств.
Он взимается по установленной ставке
от мощности транспортного средства, не
зависимо от того, используется это транспортное
средство или простаивает.
-на основе декларации. Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.
-у
источника. Этот налог вносится лицом
выплачивающим доход. Поэтому оплата налога
производится до получения дохода, причем
получатель дохода получает его уменьшенным
на сумму налога.
Например подоходный налог с физических
лиц. Этот налог выплачивается предприятием
или организацией, на которой работает
физическое лицо. Т.е. до выплаты, например,
заработной платы из нее вычитается сумма
налога и перечисляется в бюджет. Остальная
сумма выплачивается работнику.
Виды налогов различаются также в зависимости от характера налоговых ставок.
Налоговой ставкой называется процент или доля подлежащих к уплате средств, а еще точнее - размер налога в расчете на единицу объекта налогообложения20 (на рубль дохода, на автомобиль, на рубль имущества и т.д.). В зависимости от налоговых ставок налоги делятся на: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.
Налог называется пропорциональным, если налоговая ставка неизменна, не зависит от величины дохода, от масштаба объекта налогообложения. В этом случае говорят о твердых налоговых ставках на единицу объекта.
При прогрессивном налоге налоговая ставка повышается по мере возрастания величины объекта налогообложения.
Ставка регрессивного налога, наоборот, понижается по мере увеличения объекта налогообложения. Регрессивный налог вводится с целью стимулирования роста дохода, прибыли, имущества.
Ставка налога может зависеть от категории, к которой относится плательщик, от того, к какой социальной группе относится гражданин или к какой по размерам группе относится предприятие, но она не зависит и в принципе не может зависеть от того, кто именно непосредственно платит.
Фиксированный размер ставок и их относительная стабильность способствует развитию предпринимательской деятельности, так как облегчают прогнозирование ее результатов.
Необходимо отметить, что налоговая
система в первую очередь
Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.
Первый уровень это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
Информация о работе Налоговая система и ее особенности в России