Налоговая система и ее особенности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ и изучение налоговой системы России. Для достижения этой цели необходимо:

1. Дать полное, раскрывающее все стороны определение понятию налоговая система;

2. Рассмотреть структуру налоговой системы РФ;

3. Выявить все недостатки и преимущества действующей системы, и рассмотреть существующие пути оптимизации налоговой системы РФ.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

Глава I. Налоговая система: понятие, задачи, принципы построения……….6

Понятие и принципы построения налоговой системы…………………….6
1.2 Задачи и функции налоговой системы……………………………………..9

Глава II. Структура налоговой системы РФ…………………………………..13

2.1 Структура и классификация налогов……………………………………..13

2.2 Поступление налогов и неналоговых платежей в бюджет РФ…………..20

Глава III. Особенности формирования и развития налоговой системы РФ...23

3.1 Недостатки налоговой системы России и необходимость реформирования………………………………………………………………...23

3.2 Пути оптимизации налоговой системы России…………………………..28

Заключение………………………………………………………………….…..31

Список использованной литературы…………………………………….…….33

Приложение

Файлы: 1 файл

Курсовик Налоговая система коваленко.docx

— 120.08 Кб (Скачать)

     Согласно ст. 13 НК РФ к федеральным налогам, обязательным к уплате на всей территории РФ, относятся: налог на добавленную стоимость (НДС); акцизы; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог; налог на прибыль организаций (предприятий); налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина.22 Эти налоги создают основу финансовой базы государства.

     Второй уровень налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов или региональные налоги. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.

     Наибольшие доходы региональным бюджетам приносит налог на имущество юридических лиц. В основном это соответствует мировой практике, с той разницей, что в большинстве стран не делается различия между налогом на имущество юридических лиц и налогом на имущество физических лиц.

     Третий уровень местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д.

     Местные налоги отвечают в первую очередь интересам муниципальных образований, их жителей. 23

     Среди местных налогов крупные поступления обеспечивают: подоходный налог с физических лиц, налог на имущество физических лиц, земельный налог, и большая группа прочих местных налогов.

    Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании это отчисления от федеральных налогов.

    Акцизы, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц распределяются между бюджетами, причем в зависимости от обстоятельств, включая финансовое положение отдельных территорий, проценты отчислений могут меняться. Нормативы утверждаются ежегодно при формировании федерального бюджета.

     Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения,  вводя одни и отменяя  другие  налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Удачным примером является способствование  развитию малого бизнеса, всемерно поддерживать его. 

     Таким образом, можно сделать вывод, что с экономических позиций налоги представляют главный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемого финансовыми органами. Исследуя преимущества и недостатки каждой формы налогообложения, финансовая наука приходит к выводу, что только посредством сочетания прямого и косвенного обложения можно выстроить налоговую систему, отвечающую фискальным интересам государства и экономическим интересам налогоплательщиков.

     Основная задача налогового регулирования - сосредоточение в руках государства, местных бюджетов денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития, стоящими перед народом, страной, отраслями в целом.24 
 
 

2.2 Поступление налогов и неналоговых платежей в бюджет РФ

     Проведем сравнительный анализ доходной части федерального бюджета на 2008 , 2009 и 2010 годов.

    В диаграмме  наглядно изображено, какие изменения происходят в поступлениях в федеральный бюджет.

    Налог на прибыль организаций.  Эта статья в динамике растет. В абсолютном выражении мы видим, что в 2009 году произошло увеличение поступлений на 50,38 млрд. руб., в 2010 ещё на 52,52 млрд. руб., что составило 636,28 млрд. руб., в общем этот показатель в 2010 году увеличился в 2 раза по темпам роста. Удельный вес этого показателя снизился от 8,03% - 7,87%. В соответствии с изменениями в налоговом законодательстве, произошли изменения в поступлении средств в этот раздел доходов. Видно уменьшение налогооблагаемой базы налога на прибыль, но это компенсируется увеличением по операциям с ценными бумагами, так же повлекли изменения по ставке налога, а так же налоговым контролем от скрывания прибыли . 

  

     Налоги и взносы на социальные нужды.  Из данных таблицы, видно, что удельный вес этого показателя увеличивается, но не значительно. Суммы поступлений увеличиваются. В 2008 году  в размере 435,79 млрд.руб., в 2010 году увеличились в 2 раза по отношению к 2009 году, составив 562,8 млрд.руб. Это в первую очередь связано с увеличение заработной платы бюджетникам, увеличением МРОТ,  а так же достоверной информации о заработной плате.

     Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территорию РФ. Доля этого раздела составляет  21,13% в 2008 году,  в 2009 году  25,64%, а в 2010 году увеличился на 1,64%. В 2010 году сумма  показателя возрасла на 802,41 млрд. руб.  по отношению к 2008 году.  В налоговом законодательстве  произошли изменения, которые повлекли за собой дополнительные потери в поступлении налога на добавленную стоимость в связи с введением поквартальной уплаты налога (установление налогового периода по налогу на добавленную стоимость для всех налогоплательщиков независимо от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) как квартал). Но, в связи с проведением налоговыми органами мероприятий по укреплению платежной дисциплины,  произошло увеличение поступлений, а также увеличились акцизы на спиртосодержащую продукцию, табачную продукцию, рост поступлений акцизов на бензин.

     Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ. В динамике  этого показателя, мы видим, что темп роста в 2009 году составил 1,15%, а в 2010 году 1,33%. Сумма этого показателя вырасла от 888,97 – 1 182,54 млрд. руб. на 293,57 млрд.руб.. Удельный вес этого показателя вырос в 2010 году и составил 14,62% увеличившись на 1,24% к 2008 году. Что характерно для этого раздела, то  здесь изменения связанны, с ввозимыми товарами, не подлежащих налогообложению в соответствии с действующим законодательством, а так же с товаром, освобожденным от налогообложения в соответствии с межправительственными соглашениями и др. Доля облагаемого оборота импорта с учетом применяемых льгот должна составить 87,5 процента от общего объема импорта.

     Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. Поступления налога на добычу полезных ископаемых в расчетах доходной базы федерального бюджета в 2008 году в сумме 36,57млрд. руб., а в 2009 и 2010 году 39,5 млрд. руб. и 37,31 млрд. руб. В относительном выражении произошло снижение данного показателя. Состав и структура этого подраздела изменилась, так как в неё входили  статьи нефтегазовых доходов.25

     Государственная пошлина.  При расчете государственной пошлины, подлежащей уплате в федеральный бюджет, применялись установленные бюджетным законодательством нормативы распределения платежей между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. В 2008 году поступления составили сумму 32,24 млрд. руб., а в 2010 году 36,56 млрд. руб.26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III.Особенности формирования и развития налоговой системы РФ

3.1 Недостатки  налоговой системы России и  необходимость реформирования.

     Важнейшая задача экономики страны на современном этапе – превращение ее в конкурентоспособное хозяйство, активно участвующее в мирохозяйственных связях. Налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

    Действующая в России налоговая  система вызывает множество нареканий  со стороны предпринимателей, экономистов,  депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков. С каждыми очередными выборами  создается впечатление, что первым  шагом новых людей, пришедших  в выборные органы власти, станут  коренные изменения в области  налогов. Проходит некоторое время,  ожидания не оправдываются, надежды  на улучшение налоговой системы  рассеиваются, поскольку новые законодательные  акты в этой области чаще  ухудшают ее, чем совершенствуют, а критика остается.

    Однако, оценивая прошедшие годы, следует помнить, что налоговая система России возникла и с первых же дней своего существования развивается в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности.27

     Основной целью российской налоговой  системы была определена, прежде  всего, ликвидация дефицита бюджета.  Это определялось не только  преобладанием монетаристского  подхода к ее построению в  его одностороннем понимании  без учета конкретных российских  условий, но и требованиями  международных финансово-кредитных  организаций, которые для предоставления  кредитов поставили условия - стабилизация рубля и сокращение  бюджетного дефицита.

    В условиях рыночных отношений основными источниками формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы государства являются налоговые поступления. Налогообложение как комплексная система взимания налогов выступает при этом, с одной стороны, в качестве особой формы взаимосвязей, устанавливаемых государством с субъектами рыночной экономики, а с другой – обуславливает непосредственный процесс реализации основанной на действующем законодательстве о налогах и сборах всей совокупности экономических отношений, возникающих между государством и налогоплательщиком.

     Налоги играют важную роль в регулировании производственной и предпринимательской деятельности, а также в формировании соответствующей экономической среды для предприятий, фирм и корпораций. В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.28

      Оптимально построенная налоговая  система должна не только обеспечивать  финансовыми ресурсами потребности  государства, но и не снижать  стимулы налогоплательщика к  предпринимательской деятельности, обязывать его к постоянному  поиску путей повышения эффективности  хозяйствования.  
        Мировой опыт налогообложения показывает, что изъятие у налогоплательщика до 30-40% от дохода является пределом, после которого начинается процесс сокращения сбережений, а тем самым и инвестиций в экономику. Если же число налогов предусматривает изъятие у налогоплательщика более 40-50% его доходов, то это ликвидирует стимулы к предпринимательской инициативе . 29 
        В Российской экономике по различным оценкам от 25 до 40% ВВП создается в теневом секторе экономики, подавляющая часть которого не охватывается налогами. По данным Минфина России из-за сокрытия доходов и объектов налогообложения в консолидированный бюджет страны не поступает ежегодно от 30 до 50% налогов. В результате законопослушные налогоплательщики, а это, в основном, легальные товаропроизводители (их около 17%), производят отчисления в государственную казну в виде налогов, составляющих более половины произведенного ВВП. Немногие предприятия могут выдержать такую нагрузку.

       Все это привело к формированию малоэффективной налоговой системы, для которой характерны диспропорция прав и обязанностей налогоплательщиков, ущемление экономических интересов реального сектора экономики, что в конечном итоге затрудняет реализацию экономических интересов хозяйствующих субъектов и общества.30

    Другая проблема сводится к  тому, что доля изъятия через  налоги около 33% ВВП рассчитана, исходя из фактически уплаченных  или же запланированных к поступлению  в бюджет налогов. Однако из-за  хронических недоплатежей в бюджет долги превышают предполагаемые поступления налоговых отчислений.  
      Налоги должны распределяться в равной степени между федеральным центром и регионами.

    Следующая  проблема заключается  в том, что наряду с законами  действуют многочисленные подзаконные  акты: инструкции, дополнения, изменения  к ним, разъяснения и т.д.  Это, прежде всего, затрудняет  работу самих налоговых служб.  Этого сложно избежать из-за  высокого динамизма процессов,  которые происходят в хозяйственной  жизни страны. Другое дело, что  не все новшества оправданы.  
      Наиболее спорным на сегодняшний день является вопрос о тяжести налогового бремени. Налоговая система России строилась по образу и подобию налоговых систем западных стран. В некоторых случаях налоговые ставки вообще не отличаются от западных аналогов.  
    Проблематичен также вопрос неравномерности распределения налогов между категориями плательщиков. Практически не предусмотрена градация и соответствие уровня налоговых отчислений налогоплательщиков в зависимости от уровня их доходов. К тому же весь упор налоговой службы направлен на тех налогоплательщиков, которых легко проверить (т.е. мелких и средних предпринимателей), тогда как основная часть уходит от оплаты налогов как на законном, так и на незаконном основании.  
Особенно сильные дебаты в настоящее время ведутся в связи с введением налога с продаж и единого налога на вмененный доход.  
Вместо посильной поддержки развития налогоплательщиков нынешняя налоговая политика направлена на всяческое препятствование такому развитию.  
      Нужно отметить, что существующая налоговая система страны требует определенного реформирования.

    Налоговая  реформа в России продолжается уже без малого два десятилетия, причем последние 11 лет она регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации. За эти годы в этой сфере произошел ряд позитивных изменений. В частности, достигнута определенная централизация налоговой деятельности и резко ограничены права региональных и местных органов власти в этой области. Положительно можно оценить общее снижение налогового бремени, а также введение презумпции невиновности, что сделало налоговое право правом в подлинном смысле этого слова.

Информация о работе Налоговая система и ее особенности в России