Налоговая система и ее особенности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ и изучение налоговой системы России. Для достижения этой цели необходимо:

1. Дать полное, раскрывающее все стороны определение понятию налоговая система;

2. Рассмотреть структуру налоговой системы РФ;

3. Выявить все недостатки и преимущества действующей системы, и рассмотреть существующие пути оптимизации налоговой системы РФ.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

Глава I. Налоговая система: понятие, задачи, принципы построения……….6

Понятие и принципы построения налоговой системы…………………….6
1.2 Задачи и функции налоговой системы……………………………………..9

Глава II. Структура налоговой системы РФ…………………………………..13

2.1 Структура и классификация налогов……………………………………..13

2.2 Поступление налогов и неналоговых платежей в бюджет РФ…………..20

Глава III. Особенности формирования и развития налоговой системы РФ...23

3.1 Недостатки налоговой системы России и необходимость реформирования………………………………………………………………...23

3.2 Пути оптимизации налоговой системы России…………………………..28

Заключение………………………………………………………………….…..31

Список использованной литературы…………………………………….…….33

Приложение

Файлы: 1 файл

Курсовик Налоговая система коваленко.docx

— 120.08 Кб (Скачать)

    И все же в целом действующая  налоговая система остается малоэффективной.  Несущественные поправки и корректировки,  которые в большом количестве  из года в год вносятся в  действующие инструкции и нормативы,  не дают ожидаемого результата. К тому же их вводят в  действие чаще всего без всякой  нужды в середине года, что  лихорадит финансовых директоров, главных бухгалтеров и налогоплательщиков, имеющих дело с ежеквартальной  сдачей балансов. Кроме того, за  прошедшие годы не устоялась  связка «государство-налогоплательщик»,  которую принято называть налоговым  администрированием. Она определяется  взаимоотношением Федеральной налоговой  службы и Министерства финансов  – с одной стороны, и налогоплательщиками  – с другой.31  
      В сложившейся налоговой системе страны с экономической точки зрения можно выявить определенные недостатки, которые необходимо устранить или минимизировать:

1.Довольно  высокий удельный вес по сравнению  с зарубежными странами имеют  косвенные налоги (налоги с оборота,  продаж, различные сборы), а не  прямых, причем доля косвенных  налогов постепенно возрастает.

2.Косвенные  налоги и сборы в целом не  способствуют стимулированию экономики  и увеличению сбора налогов,  скорее наоборот.

3.Неоптимальная  шкала ставок подоходного налога  с физических лиц, т.к. разрыв  между группами лиц с наименьшими  и наивысшими доходами составляет 1:25, а в ставках налогообложения  всего лишь 1:3. Поэтому основная  налоговая нагрузка падает на  малообеспеченные слои населения,  а не на наиболее богатых. 

4.Недостаточно  эффективный контроль за сбором налогов, что выражается в сокрытии доходов (т.е. большой доли теневой экономики), вследствие чего, по различным оценкам, бюджетная система РФ недополучает от 30 до 50% налогов. Особенно важное значение в этом направлении приобретает борьба за устранение неучтенного в налоговых целях наличного оборота денежных средств (т.н. "черный налог"), доля которого, по разным источникам, достигает 40% денежного оборота страны, вследствие чего расчеты между юридическими лицами не через расчетные счета приводят к недобору платежей в бюджет не менее чем на 20-25%.

5.Неэффективность  существующих льгот. Сокращение  налоговых льгот не только  сделает налоговую систему более нейтральной по отношению к отдельным участникам экономической деятельности, не только поставит дополнительные барьеры перед злоупотреблениями и коррупцией, но и расширит налогооблагаемую базу. Но льготы, связанные со структурной перестройкой экономики, развитием малого предпринимательства и стимулированием инвестиций необходимо сохранить и даже расширить. В этих условиях льготы должны иметь временный и направленный характер, и, что важно, должны даваться участникам экономической деятельности, а не отдельным территориям.

6.Усложненность  налоговой системы РФ, т.к. на  данный момент в России насчитывается  вместе с местными налогами  свыше 100 различных налогов и  сборов. Требуется существенное  упрощение налоговой системы страны.                 7.Постоянное изменение налогового законодательства и ставок налогообложения, что не способствует долгосрочному вложения капиталов и росту экономики. Необходимо законодательно установить стабильные (в течение нескольких лет) базовые нормативы ставок и отчислений от основных налогов (в первую очередь это федеральные регулирующие

налоги: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, налог на добавленную  стоимость, а также на некоторые  другие). 32

    Одной из важных проблем в  современной системе налогообложения  является система налоговых ставок, которые определяют сумму налогового  изъятия. Это относится к целому  ряду налогов, в первую очередь  к налогу на прибыль. Существует  интересное предложение ввести (сначала  в отдельных регионах) регрессивные  ставки налога на прибыль, когда  при увеличении суммы налогооблагаемой  прибыли ставка налогообложения  понижается. При таком методе  понижающая регрессия ставок  будет стимулировать не стремление  уменьшить или скрыть налогооблагаемую  базу, а показать ее в полном  объеме, т.к. чем больше сумма  получаемой прибыли, тем меньше  ставка налога. Но это требует  дополнительного усиления контроля  со стороны налоговых органов,  налоговой полиции. 

     Налоговая политика в нашей стране направлена исключительно на поддержание бюджета, а не производителя. А принятые изменения в Налоговом кодексе не снимают налогового бремени с предприятий, зато облегчили жизнь состоятельных граждан. Все это, несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.33

     Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговою массу.

     Налоги представляют собой живой организм, и по истечении времени применительно к современным экономическим условиям является необходимым внесение по ним соответствующих изменений и дополнений. 
 
 

  3.2 Пути оптимизации налоговой системы  России

      Под  оптимизацией налоговой системы не следует вести речи о радикальных изменениях. Имеется в виду укрепление налоговой системы, ее совершенствование. Нужно существенно повысить качество планирования и финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджетной системы, создать необходимые механизмы контроля за эффективностью использования государственных финансовых ресурсов. Основная задача этого этапа - обеспечение налоговыми доходами минимизации дефицита федерального бюджета с тем, чтобы за счет внутренних и внешних источников и приемлемой степенью надежности финансировать экономическое развитие страны. Известно, что «Любое изменение в налоговой системе меняет экономические взаимоотношения в целом» 34, поэтому очень важно правильно подходить к этому вопросу.

       Основные направления совершенствования налоговой системы России в этом общем контексте видятся следующими:

  -ослабление налогового бремени и упрощение налоговой системы путем отмены низкоэффективных налогов и отчислений во внебюджетные фонды;

  -постепенное перемещение налогового бремени с предприятий на физических лиц;

  -формирование культуры налоговых отношений, при которой налоговая система будет рассматриваться налогоплательщиками не как зло, а как обязательный элемент экономических отношений, обеспечивающий реализацию важнейших программ социально-экономического развития. Добиться этого возможно путем более широкого применения метода партнерства при реализации налоговой политики.35

  -Решение комплекса проблем, связанных со сбором налогов и контролем за соблюдением налогового законодательства.

  -Расширение налоговой базы благодаря отмене ряда налоговых льгот, расширению круга плательщиков в соответствии с принципом «налоговой справедливости»;

        На сегодняшний день наиболее целесообразным шагом в области реформирования налоговой системы можно предложить:

  - резко увеличить налогооблагаемую  базу и ставки ресурсных платежей  как основной составляющей дифференциальной  ренты, которая должна поступать  в доход государства;

  - расширить права местных органов  при установлении ставок налогов  на имущество юридических лиц  (но исключить налогообложение  оборотных средств) и граждан;

  - расширить меры по налоговому  стимулированию инвестиционного  процесса и преимущественного  направления предприятиями средств  на развитие, совершенствование  и расширение производства, развитие  малого бизнеса, поддержку аграрного  сектора;

  - усилить социальную направленность  налогов. Для этого нужно постоянно  увеличивать, с одной стороны,  необлагаемый минимум доходов  граждан, а с другой - ставку  подоходного налога лиц с очень  высокими доходами, а также расширить  круг подакцизных предметов роскоши  и повысить ставки акцизов  на них.

       В перспективе, когда будет обеспечена финансовая стабилизация и в полную силу задействованы рычаги рыночной саморегуляции экономики, можно ставить вопрос о формировании сбалансированной (с изменением некоторых акцентов) системы взимания налогов, выполняющей не только фискальную (для обеспечения потребностей государства), но и в должной мере стимулирующую и регулирующую функции.

      Действующая налоговая система должна постоянно совершенствоваться, отвечать условиям современной национальной экономики и обеспечивать баланс государственных, частных предприятий и населения в налоговых отношениях.36

      Реформирование налоговой системы должно осуществляться в направлениях создания благоприятных налоговых условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств в инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития российской экономики. Эти направления имеют непосредственное отношение практически ко всем федеральным и региональным налогам. Среди них ключевое значение получают налоги на прибыль и на добавленную стоимость, которые в решающей мере определяют налоговое бремя на товаропроизводителей и благодаря этому способны либо подавить производство, либо стать мощным рычагом его стимулирования.

      Налоговой системе нужна целостная концепция. В частности, на уровне законодательной власти должны четко сформулировать цель экономического развития страны, а уже затем для е реализации определять необходимы набор инструментов, одним из которых являются налоги. Например, если будет поставлена задача развивать реальный сектор на базе науки и высоких технологий, то из Налогового кодекса потребуется изъять главу о прибыли предприятия, потому что ее нормы препятствуют решению этой важной экономической задачи.

     Дело в том, что 25-я глава Кодекса требует, чтобы все средства, которые пошли на развитие, модернизацию, закупку оборудования и социальные вопросы, включались в сумму, подлежащую налогообложению. Во всех же цивилизованных странах мира эти расходы, наоборот, исключаются из обложения налогом.

      Этот парадокс объясняется тем, что в России можно на пальцах посчитать специалистов, которые проводят налоговую реформу и от которых фактически зависит успех или неудача 3,5 млн хозяйствующих субъектов и 60 млн физических лиц. Думаю, что многомиллионная страна не может зависеть от нескольких человек.

      К сожалению, разговоры об отсутствии концепции и путях совершенствования налоговой системы идут разрозненно и не доходят до высших коридоров власти. Поэтому бизнес-сообществу нужно проявить инициативу и подготовить свои предложения на этот счет. Это будет импульс, который положит начало общероссийской дискуссии.37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

     Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства  на  развитие  хозяйства,  определения приоритетов экономического и социального развития.

     В заключении можно сделать следующие выводы:

  -Налоги обеспечивают государство денежными ресурсами, необходимыми для развития общественного сектора страны. Налоги могут выступать как эффективный финансовый регулятор. Государство перераспределяет собранные в бюджетах налоговые поступления (доходы) в пользу требующих финансирования программ.

  -В России действует трехуровневая система налогообложения, включающая федеральные налоги, налоги субъектов Российской Федерации, местные налоги. Трехуровневая система налогообложения наиболее рационально и жестко закрепляет за администрацией каждого уровня определенные налоги с тем, чтобы средства, обеспечивающие его деятельность непосредственно поступали в соответствующую казну.

  -Налоговая система России еще несовершенна, нуждается в улучшении. Основные направления совершенствования налоговой системы включают в себя снижение налогового бремени, оптимального распределения средств между бюджетами различных уровней, повышение эффективности экономической функции налогов. Нестабильность налоговой системы не позволяет привлекает инвесторов в предприятии России, отрицательно влияет на экономическую и социальную динамику общества.

Информация о работе Налоговая система и ее особенности в России