Налоговая система и ее особенности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ и изучение налоговой системы России. Для достижения этой цели необходимо:
1. Дать полное, раскрывающее все стороны определение понятию налоговая система;
2. Рассмотреть структуру налоговой системы РФ;
3. Выявить все недостатки и преимущества действующей системы, и рассмотреть существующие пути оптимизации налоговой системы РФ.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Налоговая система: понятие, задачи, принципы построения……….6
1.1 Понятие и принципы построения налоговой системы…………………….6
1.2 Задачи и функции налоговой системы……………………………………..9
Глава II. Структура налоговой системы РФ…………………………………..13
2.1 Структура и классификация налогов……………………………………..13
2.2 Поступление налогов и неналоговых платежей в бюджет РФ…………..20
Глава III. Особенности формирования и развития налоговой системы РФ...23
3.1 Недостатки налоговой системы России и необходимость реформирования………………………………………………………………...23
3.2 Пути оптимизации налоговой системы России…………………………..28
Заключение………………………………………………………………….…..31
Список использованной литературы…………………………………….…….33
Приложение 1…………………………………………………………………...35
Приложение 2…………………………………………………………………...36

Файлы: 1 файл

Курсовик Налоговая система коваленко.docx

— 120.08 Кб (Скачать)

 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Кафедра общей экономики

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по экономической теории

на тему

«НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Выполнил:

                                                                           студ. гр. ЭХ-101

                                                                           Жукова Виктория Борисовна

 

                                                                          Научный руководитель:

                                                                  канд. экон. наук, доцент

                                                                           Коваленко Л. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение………………………………………………………………………….3 

Глава I. Налоговая система: понятие, задачи, принципы построения……….6

    1. Понятие и принципы построения налоговой системы…………………….6

1.2 Задачи и функции налоговой системы……………………………………..9

Глава II. Структура налоговой системы РФ…………………………………..13

2.1 Структура и  классификация налогов……………………………………..13

2.2 Поступление налогов  и неналоговых платежей в бюджет  РФ…………..20

Глава III. Особенности формирования и развития налоговой системы РФ...23

3.1 Недостатки налоговой системы России и необходимость реформирования………………………………………………………………...23

3.2 Пути оптимизации налоговой  системы России…………………………..28

Заключение………………………………………………………………….…..31

Список использованной литературы…………………………………….…….33

Приложение 1…………………………………………………………………...35

Приложение 2…………………………………………………………………...36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения становится налоговая система. Налоговая система находится на стыке всех социально-политических и экономических интересов общества. От того, насколько рационально определено и рассредоточено между плательщиками налоговое бремя, зависит успех индивидуального и корпоративного бизнеса, а значит и богатство нации в целом. В условиях рыночной экономики любое государство широко  использует  налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления  экономикой в условиях рынка.

   Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и стимулирует в других, исходя из общенациональных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Применение  налогов  является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности,  форм  собственности и организационно -  правовой формы предприятия.

   По содержанию фискальной политики можно судить о типе государства, о прочности его правовых основ. Налоги – это мощнейшее оружие в руках тех, кто определяет социально-политические и экономические ценности государства.

   Налоговая система современного общества включает законодательно установленную совокупность налогов и сборов, уплачивающих налогоплательщиками, а также совокупность органов государственного управления, обеспечивающих контроль за налоговыми поступлениями в бюджетную систему.

   Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства.

   Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка.

   Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

   В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства.

   Налоговые поступления являются фундаментом любого государства, а налоговая политика – одним из основных элементов государственного воздействия на экономику.

   На долю налогов приходится до 90% всех поступлений в бюджеты промышленно развитых стран.

   Только при наличии эффективной, стабильной, рациональной налоговой системы может быть обеспечено неуклонное продвижение экономики вперед. Несмотря на то, что налоговые системы индустриально развитых стран формировались десятилетиями, ни одно правительство даже самой преуспевающей страны не могло бы заявить, что оно имеет подлинно эффективную налоговую систему.1

    Возникновение налоговых систем во все времена представлял особый интерес для исследователей, что исторически и логически обусловлено их значимостью как для стабильного состояния и роста хозяйства, так и в процессе его коренной трансформации. Общую теоретическую базу исследования особенностей эволюции налогообложения в рыночном хозяйстве составили труды: Д. Баатца, К. Бригмана, А. Вагнера, Дж. Кейнса, К. Маркса, А. Маршала, Дж. Милля, Э. Орт, В. Петти, Д. Рикардо, А. Смита, К. Хойзера, М. Фридмана, П. Шрайнера.

    На формирование авторской концепции глубокое влияние оказали труды по истории налогообложения русских исследователей СЮ. Витте, И.Ф. Гиндина, Н.М. Карамзина, А.П. Погребинского, И.Т. Посошкова, М.М. Сперанского, М.И., Тургенева, а также современных российских ученых М.М. Алексеенко, М. Буланже, И.С Зуйкова, Л.В, Зуйковой, М.Ф. Лучинского, СМ. Каштанова, В.М. Пушкаревой, В.Т. Рязанова, Р.Г. Скрынникова, И.Я. Фроянова, А.Л. Щапиро, в которых были рассмотрены методологические и исторические вопросы построения и функционирования налоговой системы России.

    Многие проблемы реформирования налоговой системы были отражены в трудах А.В. Брызгалина, О.В. Врублевской, И.В. Дольдэ, Е.Н. Евстигнеева, И.В. Караваевой, В.А. Кашина, В.Г. Князева, В.Н. Милякова, Л.П. Окуневой, В.Г. Панскова, С.Г. Пепеляева, А.В. Перова, М.В. Романовского, И.Г. Русаковой, Л.Ф. Черкасовой, Д.Г. Черника, Т.Ф. Юткиной и др.2

   Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что одним из важнейших условий  стабилизации  финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого  сбора  налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.

   Целью работы является анализ и изучение налоговой системы России. Для достижения этой цели необходимо:

1. Дать полное, раскрывающее все стороны определение понятию налоговая система;

2. Рассмотреть структуру налоговой системы РФ;

3. Выявить все недостатки и преимущества действующей системы, и рассмотреть существующие пути оптимизации налоговой системы РФ.

   В заключении сформулированы основные выводы по проведённой работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Налоговая система: понятие, задачи, принципы построения.

    1. Понятия и принципы построения налоговой системы

   Понятие «налоговая система» принадлежит к самым ходовым понятиям, используемым экономистами, финансистами и юристами, работниками средств массовой информации. К сожалению, в определениях налоговой системы, содержащихся в научной, в том числе финансово-правовой литературе, заметна узость и одностороннее понимание этого явления, что свидетельствует о его недостаточной теоритической проработке и необходимости дальнейшего осмысления.

   Понятие «налоговая система» было введено в российское законодательство Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ», который трактовал его крайне упрощенно и определял налоговую систему как совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке.

   Представляется, что налоговая система - более широкая категория и существует объективная необходимость в изучении и правильном толковании данного понятия, ибо оно аккумулирует в себе наиболее важную информацию, содержащуюся в налоговом законодательстве данной страны. Не нужно забывать то, что налоговая система (как основная часть финансовой системы государства) всегда в большей или меньшей степени служит выражением и проводником финансовой политики государства.3

   «Налоговая система характеризуется не только системой налогов и сборов, но и принципами ее построения. Налоговую систему определяют порядок установления, введения, изменения, отмены налогов и сборов, порядок распределения налогов и сборов между бюджетами разных уровней, права и обязанности налогоплательщиков, организация отчетности и налогового контроля, ответственность субъектов налоговых правоотношений»4, - такую точку зрения высказывают многие экономисты.

   Таким образом, налоговая система Российской Федерации - совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также методов и принципов их построения.

   Система - это совокупность элементов (частей) с отношениями и связями между ними, образующая определенную целостность и в таком качестве дающая соответствующий эффект. Система, как правило, не возникает сразу, а формируется медленно и неуклонно. Исторически налоговая система каждого государства развивалась на протяжении длительного времени в нескольких направлениях: в поисках оптимальных измерителей налоговой платежеспособности подвластного населения; в установлении и введении налогов и сборов, которые могли покрывать расходы государства и выглядеть справедливыми в глазах плательщиков; в организации государством структур, с помощью которых оно могло бы эффективно контролировать взимание налогов; в выработке методов и технических приемов взимания налоговых платежей.5 Так же в процессе развития налоговой системы сформировались определенные принципы ее построения. Наиболее важными являются следующие:

  1. Принцип единства или единой законодательной и нормативно-правовой базы;

Он означает, что все налоги (сборы, пошлины) вводятся (отменяются) только органами государственной власти с законодательным определением полномочий каждого уровня власти; единство подхода к построению налоговой системы, вопросам налогообложения, включая законодательную и правовую базу, единую для всех налогоплательщиков. Единство законодательной и нормативно-правовой базы системы налогообложения означает: все платежи устанавливаются централизованно единым законодательным актом, действующим на всей территории государства, все налогоплательщики находятся в равных условиях: несут равную повинность и имеют равные права.

2. Принцип стабильности налогового законодательства;

Он предполагает невнесение изменений, поправок, дополнений или новых налогов в течение определенного времени (хотя бы одного срока полномочий законодательного собрания), особенно в сторону их увеличения, что приводит к ухудшению положения налогоплательщиков и усугубляет противоречие между властью и гражданами, порождает механизмы сокрытия доходов, ухода от уплаты налогов, что делает налоговую систему малоэффективной.

    3.Принцип рациональности и оптимальности налоговой системы;

Этот принцип означает разумную обоснованность системы с точки зрения ее целесообразности. Данный принцип построения налоговой системы позволяет оптимизировать структуру системы, свести до минимума расходы на ее организационное построение, содержание, обеспечение, оснащение средствами автоматизации. Принцип оптимальности означает, что из всех целесообразных вариантов систем наилучшей, отвечающей вышеизложенным требованиям является только одна.

4. Принцип организационно-правового построения и организации налоговой системы.

Он характеризует разграничение полномочий между различными уровнями и органами власти по установлению и взиманию платежей. Данный принцип законодательно предусматривает четкое разграничение налогов по уровням государственной структуры и разграничение налоговых поступлений в бюджеты федерального центра, региональных и местных образований, в том числе их перераспределение между уровнями. В соответствии с данным принципом в налоговом законодательстве четко определяются функции каждого элемента налоговой системы.

5. Принцип единоначалия и централизации управления налоговой системой;

Этот принцип  предусматривает построение единой централизованной системы с единым органом управления всей системой налогообложения, т. е. объединение всех элементов, входящих в налоговую систему (министерств и ведомств), в единую систему с единым органом управления.

6. Принцип максимальной эффективности налоговой системы;

Данный принцип  заключается в максимуме собираемости налогов при оптимальности и экономичности структуры системы.

7. Принцип целевого поступления налогов в бюджеты соответствующих территориальных образований и др.6

Принцип целевого поступления налогов и сборов в бюджет соответствующего территориального образования означает, что движение денежных средств от налогоплательщиков в бюджет соответствующего территориального образования осуществляется по целевому назначению с целью пополнения бюджета и покрытия расходов. Основное назначение данного принципа заключается не столько в целевом поступлении или расходовании налоговых средств, сколько в том, что налоговые средства должны расходоваться на решение первоочередных задач и целевых программ, предусмотренных планами развития государства и общества, т. е. в первую очередь — на повышение уровня жизни общества.

Информация о работе Налоговая система и ее особенности в России