Налоговая система и ее особенности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ и изучение налоговой системы России. Для достижения этой цели необходимо:
1. Дать полное, раскрывающее все стороны определение понятию налоговая система;
2. Рассмотреть структуру налоговой системы РФ;
3. Выявить все недостатки и преимущества действующей системы, и рассмотреть существующие пути оптимизации налоговой системы РФ.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Налоговая система: понятие, задачи, принципы построения……….6
1.1 Понятие и принципы построения налоговой системы…………………….6
1.2 Задачи и функции налоговой системы……………………………………..9
Глава II. Структура налоговой системы РФ…………………………………..13
2.1 Структура и классификация налогов……………………………………..13
2.2 Поступление налогов и неналоговых платежей в бюджет РФ…………..20
Глава III. Особенности формирования и развития налоговой системы РФ...23
3.1 Недостатки налоговой системы России и необходимость реформирования………………………………………………………………...23
3.2 Пути оптимизации налоговой системы России…………………………..28
Заключение………………………………………………………………….…..31
Список использованной литературы…………………………………….…….33
Приложение 1…………………………………………………………………...35
Приложение 2…………………………………………………………………...36

Файлы: 1 файл

Курсовик Налоговая система коваленко.docx

— 120.08 Кб (Скачать)

 

 

Приложение 2

Поступления администрируемых ФНС России доходов в бюджет РФ и внебюджетные фонды за январь-июнь 2008 г. и соответствующий период 2009 г., млрд руб.

Наименование  и адрес поступления

Январь-июнь 2008

Январь-июнь 2009

К 2008 г., %

Всего поступило  в бюджетную систему РФ

4776,2

3918,9

82,1

Налоги и сборы  в консолидированный бюджет РФ, включая  ЕСН

4005,0

3125,7

78,0

Поступления в государственные  внебюджетные фонды

771,2

793,2

102,9

Налоги  и сборы, всего

4005,0

3125,7

78,0

Налоги в федеральный  бюджет, включая ЕСН

1945,4

1371,6

70,5

Налоги в консолидированные  бюджеты субъектов РФ

2059,6

1754,1

85,2

Налог на прибыль  организаций

1231,6

628,8

51,1

В том числе:

   в федеральный  бюджет

366,4

118,0

32,2

   в консолидированные  бюджеты субъектов РФ

865,2

510,9

59,0

Налог на доходы физических лиц

     

В том числе:

   в консолидированные  бюджеты субъектов РФ

733,8

739,5

100,8

Единый социальный налог в федеральный бюджет

240,9

250,2

103,9

Налог на добавленную  стоимость

     

В том числе:

  на товары (работы, услуги), реализуемые на территории  РФ 

435,1

553,5

127,2

  на товары, ввозимые  на территорию РФ 

19,8

13,7

69,1

Акцизы

151,6

153,9

101,5

В том числе:

  в федеральный  бюджет 

59,2

36,8

62,2

  в консолидированные  бюджеты субъектов РФ 

92,4

117,1

126,7

Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

870,5

422,9

48,6

В том числе:

   в федеральный  бюджет 

819,7

393,8

48,0

  в консолидированные  бюджеты субъектов РФ  

50,8

29,2

57,4

Государственные внебюджетные фонды, всего

771,2

793,2

102,9

В том числе:

     

  страховые взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд (ПФР) 

608,7

628,7

103,3

Фонд социального  страхования (ФСС) (без учета суммы  расходов, произведенных налогоплательщиками  на цели государственного социального  страхования)

38,3

35,5

92,7

Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования (ФФОМС)

43,4

45,3

104,4

Территориальные фонды  обязательного медицинского страхования (ТФОМС)

80,9

83,7

103,5


Источник: составлено по данным ФНС России

   Для обеспечения  доходов бюджетов в структуре  государства функционируют администраторы  - органы государственной власти, местного самоуправления, местной  администрации, управления государственными  внебюджетными фондами, Банк России  и ряд других бюджетных учреждений.

   Структура  поступлений от них не одинакова.  Например, объемы доходов в федеральный  бюджет в разрезе главных администраторов  доходов в 2007-2008 гг. распределились  следующим образом:(       ) ФТС России обеспечило 50,6% всех доходов бюджета (в 2007г. – 41,8%); ФНС России – 44% (в 2007г. – 48,2%); Роснедра – 1,0% (в 2007 году – 0,6%); доля Минфина Росси составила 0,9 (в 2007 году – 5,3%); от Росимущества поступило 0,8 (в 2007 году – 1,1%); МВД России – 0,5% (в 2007г. – 0,5%); Росрезерв обеспечил 0,5 % (в 2007 г. – 0,7%); Росрегистрация – 0,2% (в 2007 г. – 0,2%); Россвязь – 0,14%; Рослесхоз – 0,13% (в 2007 г. – 0,13%); Росатом – 0,3% (в 2007 г. – 0,25%); от других администраторов доходов федерального бюджета поступило в целом около 0,9%. Таким образом, видно, что в обеспечении доходов бюджета основными участниками являются ФТС России и ФНС России.

   С сентября 2008 г. исполнение федерального  бюджета происходило в условиях  углубления мирового финансового  кризиса, сокращения объемов промышленного  производства и снижения мировых  цен на нефть. В результате  в IV квартале 2008 года в федеральный бюджет поступило доходов на 21,3% меньше, чем в аналогичном периоде 2007 г. В I полугодии 2009 года , по предварительной оценке, исполнение основных показателей федерального бюджета составило по доходам 3168 млрд руб., или 47,2% к общему объему.

   Поступления  налоговых доходов и иных обязательных  платежей, администрируемых ФНС  России, в январе-июне 2009 г. составили  1371,6 млрд руб., или 52,5 к прогнозным показателям на 2009 г. ФТС России обеспечила поступления на сумму 1311,9 млрд руб., или 37,8 % к прогнозным показателям., Росимущество, соответственно, - 12,3 млрд руб., или 34,6% от других администраторов поступило 472,2 млрд руб., или 79,3% к прогнозным показателям. В структуре объема доходов основную долю доходов федерального бюджета обеспечили: ФНС России – 43,3% и ФТС России – 41,4% доля Росимущества составила 0,4%, других администраторов – 14,9%. По доходам бюджетной системы РФ ФНС России обеспечила 65,3% суммы всех поступлений, доля ФТС России составила – 27,4%, Росимущества – 0,3%, других администраторов доходов – 7,0%.

   В целом  в январе-июне 2009 г. от ФНС России  в федеральный бюджет поступило  103,5% доходов относительно уточненного  на этот период прогноза (в  сумме 1325,6 млрд руб.), что превысило величину прогнозного показателя на 46,0 млрд руб., однако на 29,5% меньше, чем в аналогичном периоде 2008 г. Снижение обусловлено уменьшением поступлений НДПИ – в 2,1 раза, налога на прибыль организаций – в 3,1 раза и акцизов (по подакцизным товарам и продукции, производимым на территории РФ) – 1,6 раза. В разрезе основных налогов за этот же период поступления НДС составили 40%, НДПИ – 28%, ЕСН – 18% и налога на прибыль – 9% от общего объема доходов федерального бюджета. В государственные внебюджетные фонды в этот же период было поступлений на 2,9% больше, чем в январе-июне 2008г., а страховых взносов зачисляемых в Пенсионный фонд РФ, - на 3,2% больше, чем в первом полугодии 2008г.

   Сравнительный  анализ поступления администрируемых  ФНС России доходов в бюджетную  систему РФ, включая государственные  внебюджетные фонды, за январь-июнь 2008 и 2009 гг. приведен в таблице.

   Структура  поступлений в январе-июне 2009 г.  налога на прибыль организаций  в федеральный бюджет относительно  периода прошлого года существенно  изменилась. Удельный вес налога  по сравнению с аналогичным  периодом предыдущего года снизился  на 14,4 процентного пункта (с 90,5 до 76,1%). Одним из факторов снижения  поступлений стало ухудшение  результатов финансово-хозяйственной  деятельности организаций и, как  следствие – уменьшение налоговой  базы и объема поступлений.  Кроме того, с января 2009 г. снижена  ставка налога на прибыль организаций  с 24 до 20%, в том числе по федеральному  бюджету – с 6,5 до 2%. Изменение  ставки налога отразилось на  снижении отчислений, которые за  этот период составили всего  60,1 % от установленного объема.

   Поступления в федеральный бюджет налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории России, в январе-июне 2009 г. оказались в 1,3 раза больше, чем поступления в январе-июне 2008 г. Однако этот прирост обусловлен причиной технического характера – переходом в 2008 г. на квартальную уплату налога, в результате чего в январе уплата НДС производилась по результатам хозяйственной деятельности одного месяца – декабря 2007г., а в феврале и марте 2009г. уплата налога не производилась. В I квартале 2009 г. уплата производилась по результатам хозяйственной деятельности в целом за IV квартал 2008г. В сопоставимых условиях, принимая в качестве поступлений за I квартал 2008 г. поступления НДС по начислениям за октябрь-декабрь 2007 г., что соответствует порядку уплаты налога за I квартал 2009 г., и в качестве поступлений за II квартал 2008 г. – поступления по начислениям за I квартал 2008 г., поступления этого налога реально снизились на 10,6%, что соответствует темпам снижения налоговой базы по НДС в I полугодии 2009 г. по сравнению с I полугодием 2008г.

   Анализ поступлений в федеральный бюджет от акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ, показал, что в I полугодии 2009 г. поступления акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья и спиртосодержащую продукцию составили на 30,9 % меньше, чем за аналогичный период 2008 г. Одной из основных причин стало снижение объемов производства, а, следовательно, и объемов реализации продукции этой категории. Этот вывод, сделанный на основе данных Федеральной службы государственной статистики, подтверждается соответствующими производственными показателями. Поступления от акцизов на табачную продукцию в I полугодии 2009 г. выросли и на 24,6% превысили показатель 2008 г.

   С 01.01.2009 изменилось  законодательство в части зачисления  акциза на нефтепродукты. Уплата  этого акциза ныне осуществляется  в бюджеты субъектов Федерации  в полном объеме. Поступления  в I полугодии 2009 г. в консолидированные бюджеты субъектов РФ акцизов на нефтепродукты, производимые на территории РФ, сохранились на уровне показателей предыдущего года. Основную долю (74,8%) обеспечили акцизы на бензин. Анализ поступлений от акцизов на легковые автомобили и мотоциклы показал, что в I полугодии 2009 г. они опустились на 34,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

   Налогов  на имущество организаций в  I полугодии 2009 г. поступило в бюджетную систему РФ на 20,3% больше, поступления транспортного налога выросли по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. на 22,4% что обусловлено повышением ставок транспортного налога в ряде субъектов РФ, а также ростом в 2008 г. объемов продаж транспортных средств.

   Из анализа  поступлений от налога на игорный  бизнес январе-июне 2009 г. следует, что при сокращении с 01.07.2009 числа игорных заведений поступление этого налога снизилось на 25,6%, при этом в доходы местных бюджетов было зачислено всего 2,6% от общей суммы налога.

   Поступления НДПИ по сравнению с I полугодием 2008 г. снизились в консолидированный бюджет РФ – на 51,7%, а в федеральный бюджет – на 52,2%. Определяющее влияние на уменьшение поступлений НДПИ оказало снижение средней цены на нефть в декабре 2008 г. – мае 2009 г. по отношению к декабрю 2007 г. – маю 2008 г. с 98,9 до 45,6 долл. США за баррель нефти, или почти в 2,2 раза. Кроме того, значительно снизился объем добычи природного газа (на 16,8%).

   Земельного  налога поступило на 16,7% больше  по сравнению с соответствующим  периодом 2008 г. Поступления в федеральный  бюджет водного налога в январе-июне 2009 г. составили 36,1% от планового  объема с учетом внесенных  изменений. Поступления сборов  за пользование объектами водных  биологических ресурсов и объектами  животного мира отмечены в  6,3 раза меньше, чем в январе-июне 2008 г.

   Налога на доходы физических лиц в январе-июне 2009 г. в консолидированный бюджет РФ поступило на 0,8% больше, чем за такой же период 2008 г. Среднемесячная номинальная начисленная ЗП в этом периоде по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. выросла на 9,9%, а реальная ЗП снизилась на 2,8%. Сравнительный анализ помесячной динамики поступления НДФЛ в январе-июне 2008-2009 гг., а также динамики поступлений этого налога в разрезе доходов, облагаемых по различным ставкам, показывает, что показатели со средним отклонением по месяцам в 5-8% в текущем году в целом соответствовали уровню и показателям прошлого года. Как показывает анализ структуры поступлений в бюджетную систему РФ в разрезе доходов НДФЛ, облагаемых по различным ставкам, их объем практически целиком зависел от поступлений налога с доходов по ставке 13%, а доля в общей сумме составила 96,9%.

   Сумма налогов  на совокупный доход, поступивших  в бюджетную систему РФ в  январе-июне 2009 г., составила на 1% больше, чем в этом же периоде 2008 г. Единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности в январе-июне 2009 г.  поступило на 4,3% больше. А единого  сельскохозяйственного налога по  сравнению с периодом январь-июнь 2008 г. – уменьшились.

   В январе-июне 2009 г. поступило единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, сумм в счет погашения задолженности предыдущих лет по взносам в государственные внебюджетные фонды, без учета расходов на социальное страхование на 3% больше, чем в январе-июне 2008 г. Помесячная динамика общих поступлений ЕСН в январе-июне 2008 г. в сравнении с таким же периодом 2009 г. показала, что показатели прошлого года со средним уровнем отклонения по месяцам – около 2-7% - в целом соответствуют уровню и показателям текущего года. Динамика поступления ЕСН, зачисленного в федеральный бюджет в январе-июне 2009 г, в сравнении с периодом 2008 г. показала, что в текущем году сборы этого налога в среднем на 2,7% выше прошлогодних. Мониторинг ежемесячной динамики номинальной начисленной среднемесячной ЗП, по предварительным данным Росстата, в январе-июне 2009 г. выявил рост показателей на 3,1%, а рост поступлений ЕСН в федеральный бюджет за этот же период составил в среднем 7,4%.

   Помесячный  анализ поступлений налоговых  доходов в федеральный и консолидированный  бюджеты РФ в I полугодии 2009 г. в сравнении с аналогичным периодом 2008 г. показал, что к концу II квартала ситуация с собираемостью налогов стабилизировалась. Если в начале года произошло (за исключением апреля) снижение показателей, то к началу второго полугодия объем доходов в целом выровнялся и практически с незначительным отставанием вышел на уровень января-июня 2008 г. Стабильными остались поступления от НДФЛ, ЕСН, акцизов, а также отчисления в государственные внебюджетные фонды.

   Таким образом,  макроэкономические условия исполнения  государственного бюджета в 2008 г. в целом характеризовались  существенным замедлением темпов  роста экономики, ухудшением ценовой  конъюнктуры мировых рынков для  основных товаров российского  экспорта, обесценением национальной  валюты и снижением международных  резервов во второй половине  отчетного года, а также ростом  потребительских цен сверх установленных  значений. В первой половине 2009 г.  ситуация практически не изменилась, хотя и приобрела управляемый  характер.38

   

Информация о работе Налоговая система и ее особенности в России