Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:21, курсовая работа
Целью работы является анализ и изучение налоговой системы России. Для достижения этой цели необходимо:
1. Дать полное, раскрывающее все стороны определение понятию налоговая система;
2. Рассмотреть структуру налоговой системы РФ;
3. Выявить все недостатки и преимущества действующей системы, и рассмотреть существующие пути оптимизации налоговой системы РФ.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Налоговая система: понятие, задачи, принципы построения……….6
1.1 Понятие и принципы построения налоговой системы…………………….6
1.2 Задачи и функции налоговой системы……………………………………..9
Глава II. Структура налоговой системы РФ…………………………………..13
2.1 Структура и классификация налогов……………………………………..13
2.2 Поступление налогов и неналоговых платежей в бюджет РФ…………..20
Глава III. Особенности формирования и развития налоговой системы РФ...23
3.1 Недостатки налоговой системы России и необходимость реформирования………………………………………………………………...23
3.2 Пути оптимизации налоговой системы России…………………………..28
Заключение………………………………………………………………….…..31
Список использованной литературы…………………………………….…….33
Приложение 1…………………………………………………………………...35
Приложение 2…………………………………………………………………...36
Эффективность функционирования налоговой системы напрямую зависит от принципов ее построения. При этом следует подчеркнуть, что эффективность налоговой системы определяется вовсе не тем, что государство посредством налогов быстро и легко собирает много денег, хотя и это важно. Эффективность налоговой системы характеризуется тем, что, давая государству достаточно денег, налоги не только не препятствуют развитию экономики, но даже и содействуют этому, хотя бы через те же самые государственные инвестиции, которые государство в состоянии осуществить благодаря собранным налогам.
Критерием эффективности налоговой системы и налогового механизма служит их способность целенаправленно воздействовать на соответствующие сферы экономики с целью создания в государстве благоприятной экономической среды и возможностей для наполнения бюджетов и централизованных денежных фондов, обеспечивающих выполнение государством своих задач и функций.7
1.2 Задачи и функции налоговой системы
Налоговая система -
наиболее активный рычаг государственного
регулирования социально-экономического
развития, инвестиционной
стратегии, внешнеэкономической деятельности,
структурных изменений в
производстве, ускоренного развития приоритетных
отраслей.8
Налоговые системы складываются под влиянием различных экономических, политических и социальных условий. Налоговые системы различаются по набору, структуре, способам взимания, ставкам налогов, по фискальным полномочиям различных уровней власти и т.д.
Задачи налоговой системы - обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода; противодействие спаду производства, создание благоприятных условий для развития предпринимательства; реализация социальных программ.
Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всей экономики государства.
Налоговая система, принятая законодательством - это практический инструмент перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно действующая система налогообложения даёт представление о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы.
На первое место следует поставить регулирующую функцию, без которой в экономике нельзя обойтись. Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не регулируемую государством, невозможно.
Регулирующая функция проявляется в процессе воздействия налоговых отношений на макроэкономические пропорции и инвестиционные решения хозяйствующих субъектов.
Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:
- регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит в разработке законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;
- регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.
Таким образом, развитие экономики регулируется финансово-экономическими методами - путём применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.
Другая функция налоговой системы - Фискальная функция, призвана обеспечить финансовые ресурсы для осуществления деятельности государственных институтов. В ее рамках реализуются экономические отношения между налогоплательщиками и органами власти. Эти отношения определяются различным объемом прав и обязанностей их субъектов и носят характер иерархической подчиненности, что обостряет противоречие их экономических интересов;
С самого начала построения налоговой системы России был взят фискальный ориентир.9
Следующая функция налоговой системы - стимулирующая. Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но это самая «труднонастриваемая» функция. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др.
Стимулирующая функция налогов является в современной российской практике слабо реализуемой и неэффективно используемой.
Другая функция налоговой системы - распределительная, или, вернее, перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.
С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.
Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность. Это достигается путём установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
И ещё одна функция налоговой системы – социальная. Социальная функция обеспечивает решение задач, находящихся за пределами рыночного саморегулирования, с целью поддержания социального баланса в обществе. Она базируется на сложной системе экономических отношений, включающих отношения между налогооблагающими субъектами между собой.10
Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно. Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. На самом деле, на сегодняшний день тревожит именно нестабильность налогов. Не ясно, что будет через год-два, потому что Россия как государство и ее высшие органы отказались от долгосрочного планирования. Однако многие успешные компании и организации, которые не «выживают», а развивают свою экономику, от этого ведущего инструмента управления не отказались. Как и раньше, они ведут текущее, годовое и даже перспективное планирование, а уж расчеты на предстоящие два-три года есть в любой уважающей себя фирме. К сожалению, без точного знания, как будет выглядеть налоговая система, нельзя точно определить перспективы компании даже на ближайший год.11
Следовательно, чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель.
Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. «Застывших» систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации.
Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности).
II. Структура налоговой системы РФ
2.1 Структура и классификация налогов
Система это целостный комплекс взаимосвязанных элементов, которые выступая системой более низкого порядка, одновременно представляют собой элемент системы более высокого порядка.12 Таким образом в налоговой системе, как и в любой системе, можно выделить определенные элементы, составляющие ее структуру, а именно: налоговую платежеспособность населения; систему установленных законом налогов и сборов; налоговую администрацию; методы и приемы взимания налогов.
Под налоговой платежеспособностью понимается возможность граждан, обязанных платить налоги, покрывать эти денежные обязательства перед государством без вреда для своего хозяйства, благосостояния и здоровья. Данный элемент налоговой системы закреплен в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ, где указывается: "При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога".13
Налоговая платежеспособность как элемент налоговой системы предшествует всем другим элементам. Установлению законом системы налогов и сборов, обложению ими населения страны должна предшествовать оценка государством его платежеспособности.
Налоговая платежеспособность населения страны включает два компонента: налоговое бремя; тяжесть налогового обложения.
Налоговое бремя представляет тот финансовый груз, который государство непосредственно возлагает на общество. Юридически этим бременем является установленная НК РФ система налогов и сборов, экономически - сумма фискальных платежей, которые граждане страны несут в непосредственной связи с уплатой налогов и сборов.14
Под тяжестью налогообложения следует понимать, с одной стороны, материальные потери и лишения, с которыми бывает связана для плательщика уплата налогов, с другой стороны, оставшиеся у плательщика материальные средства и финансовые ресурсы после уплаты налогов. Тяжесть налогообложения - это величина той доли дохода отдельного налогоплательщика, которая может быть обращена на уплату налога без вреда для его хозяйственной деятельности или, напротив, с большими потерями для этой деятельности. Современный мировой опыт налогообложения показывает, что изъятие у налогоплательщиков до 30-40% дохода - это тот предел тяжести налогообложения, который полностью ликвидирует стимулы к предпринимательской инициативе и расширению производства.
Количественно уровень налогового бремени можно представить как отношение суммы налогов на душу населения к платежеспособности дохода, или суммы, оставшейся после уплаты налога к платежеспособности. Вместе с тем в российской финансовой науке не выработан единый подход к показателю налоговой нагрузки для каждого конкретного налогоплательщика. Нет ясности в определении, какие налоги и сборы следует взимать с физических и юридических лиц, что следует, в конечном счете, понимать под доходом организации и физического лица. Налоговая платежеспособность - элемент, сформировавший принцип платежной достаточности налогоплательщика, с которым должна быть согласована система налогов и сборов любой страны.15
Система органов налогового администрирования представляет собой самостоятельный и важный элемент налоговой системы Российской Федерации. Данные органы — звенья "управления налогами", которые наделены определенными властными полномочиями в сфере налогообложения и призваны создавать условия для добровольного исполнения плательщиками налоговой обязанности; осуществлять налоговый контроль за своевременностью, полнотой уплаты налогов и в случае неисполнения плательщиком налоговой обязанности применять меры принуждения.
В настоящее время органы налогового администрирования образуют систему, включающую в себя налоговые органы; Федеральную службу по экономическим и налоговым преступлениям МВД России; таможенные органы. Существуют еще органы государственных внебюджетных фондов, которые фактически утратили свои полномочия по контролю за налоговыми платежами.
Система методов налогообложения включает две группы методов: методы построения налогов и сборов, посредством которых государство на законодательном уровне устанавливает с учетом принципа федерализма трехуровневую систему налогов и сборов; прямые, косвенные налоги; пропорциональную и прогрессивную шкалы налоговых ставок; способы льготирования; специальные и упрощенные налоговые режимы; технико-юридические способы взимания налогов; и методы налогового администрирования, без которых процесс взимания налогов мог бы превратиться в фикцию. Этот метод включает налоговое администрирование, обусловливающее добровольное исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога; налоговый контроль, при осуществлении которого может применяться принудительное исполнение обязанности по уплате налога.
Существует точка зрения, согласно которой к элементам налоговой системы относятся и принципы налогообложения, однако представляется, что элементы налоговой системы имеют предметный характер, конкретны, в определенной степени материальны. Принципы же налогообложения — основополагающие и руководящие идеи, которые осмысливаются и обосновываются учеными-финансистами и юристами в процессе формирования налоговой системы. Принципы относятся не к налоговой системе непосредственно, а к социальной среде. В них воплощается справедливый подход государства к своим гражданам, синтезируется мировой опыт развития налогового права и формирования налоговых систем. Вместе с тем принципы налогообложения в свою очередь оказывают воздействие на развитие и совершенствование налоговой системы каждой страны.
Информация о работе Налоговая система и ее особенности в России