Налоговая система и ее особенности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ и изучение налоговой системы России. Для достижения этой цели необходимо:
1. Дать полное, раскрывающее все стороны определение понятию налоговая система;
2. Рассмотреть структуру налоговой системы РФ;
3. Выявить все недостатки и преимущества действующей системы, и рассмотреть существующие пути оптимизации налоговой системы РФ.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Налоговая система: понятие, задачи, принципы построения……….6
1.1 Понятие и принципы построения налоговой системы…………………….6
1.2 Задачи и функции налоговой системы……………………………………..9
Глава II. Структура налоговой системы РФ…………………………………..13
2.1 Структура и классификация налогов……………………………………..13
2.2 Поступление налогов и неналоговых платежей в бюджет РФ…………..20
Глава III. Особенности формирования и развития налоговой системы РФ...23
3.1 Недостатки налоговой системы России и необходимость реформирования………………………………………………………………...23
3.2 Пути оптимизации налоговой системы России…………………………..28
Заключение………………………………………………………………….…..31
Список использованной литературы…………………………………….…….33
Приложение 1…………………………………………………………………...35
Приложение 2…………………………………………………………………...36

Файлы: 1 файл

Курсовик Налоговая система коваленко.docx

— 120.08 Кб (Скачать)

   Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территорию РФ. Доля этого раздела составляет  21,13% в 2008 году,  в 2009 году  25,64%, а в 2010 году увеличился на 1,64%. В 2010 году сумма  показателя возрасла на 802,41 млрд. руб.  по отношению к 2008 году.  В налоговом законодательстве  произошли изменения, которые повлекли за собой дополнительные потери в поступлении налога на добавленную стоимость в связи с введением поквартальной уплаты налога (установление налогового периода по налогу на добавленную стоимость для всех налогоплательщиков независимо от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) как квартал). Но, в связи с проведением налоговыми органами мероприятий по укреплению платежной дисциплины,  произошло увеличение поступлений, а также увеличились акцизы на спиртосодержащую продукцию, табачную продукцию, рост поступлений акцизов на бензин.

   Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ. В динамике  этого показателя, мы видим, что темп роста в 2009 году составил 1,15%, а в 2010 году 1,33%. Сумма этого показателя вырасла от 888,97 – 1 182,54 млрд. руб. на 293,57 млрд.руб.. Удельный вес этого показателя вырос в 2010 году и составил 14,62% увеличившись на 1,24% к 2008 году. Что характерно для этого раздела, то  здесь изменения связанны, с ввозимыми товарами, не подлежащих налогообложению в соответствии с действующим законодательством, а так же с товаром, освобожденным от налогообложения в соответствии с межправительственными соглашениями и др. Доля облагаемого оборота импорта с учетом применяемых льгот должна составить 87,5 процента от общего объема импорта.

   Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. Поступления налога на добычу полезных ископаемых в расчетах доходной базы федерального бюджета в 2008 году в сумме 36,57млрд. руб., а в 2009 и 2010 году 39,5 млрд. руб. и 37,31 млрд. руб. В относительном выражении произошло снижение данного показателя. Состав и структура этого подраздела изменилась, так как в неё входили  статьи нефтегазовых доходов.25

   Государственная пошлина.  При расчете государственной пошлины, подлежащей уплате в федеральный бюджет, применялись установленные бюджетным законодательством нормативы распределения платежей между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. В 2008 году поступления составили сумму 32,24 млрд. руб., а в 2010 году 36,56 млрд. руб.26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.Особенности формирования и развития налоговой системы РФ

3.1 Недостатки налоговой  системы России и необходимость  реформирования.

   Важнейшая задача экономики страны на современном этапе – превращение ее в конкурентоспособное хозяйство, активно участвующее в мирохозяйственных связях. Налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

  Действующая в России налоговая  система вызывает множество нареканий  со стороны предпринимателей, экономистов,  депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков. С каждыми очередными выборами  создается впечатление, что первым  шагом новых людей, пришедших  в выборные органы власти, станут  коренные изменения в области  налогов. Проходит некоторое время,  ожидания не оправдываются, надежды  на улучшение налоговой системы  рассеиваются, поскольку новые законодательные  акты в этой области чаще  ухудшают ее, чем совершенствуют, а критика остается.

  Однако, оценивая прошедшие годы, следует помнить, что налоговая система России возникла и с первых же дней своего существования развивается в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности.27

   Основной целью  российской налоговой системы  была определена, прежде всего,  ликвидация дефицита бюджета.  Это определялось не только  преобладанием монетаристского  подхода к ее построению в  его одностороннем понимании  без учета конкретных российских  условий, но и требованиями  международных финансово-кредитных  организаций, которые для предоставления  кредитов поставили условия - стабилизация рубля и сокращение  бюджетного дефицита.

  В условиях рыночных отношений основными источниками формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы государства являются налоговые поступления. Налогообложение как комплексная система взимания налогов выступает при этом, с одной стороны, в качестве особой формы взаимосвязей, устанавливаемых государством с субъектами рыночной экономики, а с другой – обуславливает непосредственный процесс реализации основанной на действующем законодательстве о налогах и сборах всей совокупности экономических отношений, возникающих между государством и налогоплательщиком.

   Налоги играют важную роль в регулировании производственной и предпринимательской деятельности, а также в формировании соответствующей экономической среды для предприятий, фирм и корпораций. В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.28

    Оптимально построенная  налоговая система должна не  только обеспечивать финансовыми  ресурсами потребности государства,  но и не снижать стимулы  налогоплательщика к предпринимательской  деятельности, обязывать его к  постоянному поиску путей повышения  эффективности хозяйствования.  
        Мировой опыт налогообложения показывает, что изъятие у налогоплательщика до 30-40% от дохода является пределом, после которого начинается процесс сокращения сбережений, а тем самым и инвестиций в экономику. Если же число налогов предусматривает изъятие у налогоплательщика более 40-50% его доходов, то это ликвидирует стимулы к предпринимательской инициативе . 29 
        В Российской экономике по различным оценкам от 25 до 40% ВВП создается в теневом секторе экономики, подавляющая часть которого не охватывается налогами. По данным Минфина России из-за сокрытия доходов и объектов налогообложения в консолидированный бюджет страны не поступает ежегодно от 30 до 50% налогов. В результате законопослушные налогоплательщики, а это, в основном, легальные товаропроизводители (их около 17%), производят отчисления в государственную казну в виде налогов, составляющих более половины произведенного ВВП. Немногие предприятия могут выдержать такую нагрузку.

     Все это привело к формированию малоэффективной налоговой системы, для которой характерны диспропорция прав и обязанностей налогоплательщиков, ущемление экономических интересов реального сектора экономики, что в конечном итоге затрудняет реализацию экономических интересов хозяйствующих субъектов и общества.30

  Другая проблема сводится  к тому, что доля изъятия через  налоги около 33% ВВП рассчитана, исходя из фактически уплаченных  или же запланированных к поступлению  в бюджет налогов. Однако из-за  хронических недоплатежей в бюджет долги превышают предполагаемые поступления налоговых отчислений.  
      Налоги должны распределяться в равной степени между федеральным центром и регионами.

  Следующая  проблема  заключается в том, что наряду  с законами действуют многочисленные  подзаконные акты: инструкции, дополнения, изменения к ним, разъяснения  и т.д. Это, прежде всего,  затрудняет работу самих налоговых  служб. Этого сложно избежать  из-за высокого динамизма процессов,  которые происходят в хозяйственной  жизни страны. Другое дело, что  не все новшества оправданы.  
      Наиболее спорным на сегодняшний день является вопрос о тяжести налогового бремени. Налоговая система России строилась по образу и подобию налоговых систем западных стран. В некоторых случаях налоговые ставки вообще не отличаются от западных аналогов.  
    Проблематичен также вопрос неравномерности распределения налогов между категориями плательщиков. Практически не предусмотрена градация и соответствие уровня налоговых отчислений налогоплательщиков в зависимости от уровня их доходов. К тому же весь упор налоговой службы направлен на тех налогоплательщиков, которых легко проверить (т.е. мелких и средних предпринимателей), тогда как основная часть уходит от оплаты налогов как на законном, так и на незаконном основании.  
Особенно сильные дебаты в настоящее время ведутся в связи с введением налога с продаж и единого налога на вмененный доход.  
Вместо посильной поддержки развития налогоплательщиков нынешняя налоговая политика направлена на всяческое препятствование такому развитию.  
      Нужно отметить, что существующая налоговая система страны требует определенного реформирования.

  Налоговая  реформа в России продолжается уже без малого два десятилетия, причем последние 11 лет она регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации. За эти годы в этой сфере произошел ряд позитивных изменений. В частности, достигнута определенная централизация налоговой деятельности и резко ограничены права региональных и местных органов власти в этой области. Положительно можно оценить общее снижение налогового бремени, а также введение презумпции невиновности, что сделало налоговое право правом в подлинном смысле этого слова.

  И все же в целом  действующая налоговая система  остается малоэффективной. Несущественные  поправки и корректировки, которые  в большом количестве из года  в год вносятся в действующие  инструкции и нормативы, не  дают ожидаемого результата. К  тому же их вводят в действие  чаще всего без всякой нужды  в середине года, что лихорадит  финансовых директоров, главных  бухгалтеров и налогоплательщиков, имеющих дело с ежеквартальной  сдачей балансов. Кроме того, за  прошедшие годы не устоялась  связка «государство-налогоплательщик»,  которую принято называть налоговым  администрированием. Она определяется  взаимоотношением Федеральной налоговой  службы и Министерства финансов  – с одной стороны, и налогоплательщиками  – с другой.31  
      В сложившейся налоговой системе страны с экономической точки зрения можно выявить определенные недостатки, которые необходимо устранить или минимизировать:

1.Довольно высокий удельный  вес по сравнению с зарубежными  странами имеют косвенные налоги (налоги с оборота, продаж, различные  сборы), а не прямых, причем доля  косвенных налогов постепенно  возрастает.

2.Косвенные налоги и  сборы в целом не способствуют  стимулированию экономики и увеличению  сбора налогов, скорее наоборот.

3.Неоптимальная шкала  ставок подоходного налога с  физических лиц, т.к. разрыв  между группами лиц с наименьшими  и наивысшими доходами составляет 1:25, а в ставках налогообложения  всего лишь 1:3. Поэтому основная  налоговая нагрузка падает на  малообеспеченные слои населения,  а не на наиболее богатых. 

4.Недостаточно эффективный  контроль за сбором налогов, что выражается в сокрытии доходов (т.е. большой доли теневой экономики), вследствие чего, по различным оценкам, бюджетная система РФ недополучает от 30 до 50% налогов. Особенно важное значение в этом направлении приобретает борьба за устранение неучтенного в налоговых целях наличного оборота денежных средств (т.н. "черный налог"), доля которого, по разным источникам, достигает 40% денежного оборота страны, вследствие чего расчеты между юридическими лицами не через расчетные счета приводят к недобору платежей в бюджет не менее чем на 20-25%.

5.Неэффективность существующих  льгот. Сокращение налоговых льгот  не только сделает налоговую  систему более нейтральной по отношению к отдельным участникам экономической деятельности, не только поставит дополнительные барьеры перед злоупотреблениями и коррупцией, но и расширит налогооблагаемую базу. Но льготы, связанные со структурной перестройкой экономики, развитием малого предпринимательства и стимулированием инвестиций необходимо сохранить и даже расширить. В этих условиях льготы должны иметь временный и направленный характер, и, что важно, должны даваться участникам экономической деятельности, а не отдельным территориям.

6.Усложненность налоговой  системы РФ, т.к. на данный момент  в России насчитывается вместе  с местными налогами свыше  100 различных налогов и сборов. Требуется существенное упрощение налоговой системы страны.                 7.Постоянное изменение налогового законодательства и ставок налогообложения, что не способствует долгосрочному вложения капиталов и росту экономики. Необходимо законодательно установить стабильные (в течение нескольких лет) базовые нормативы ставок и отчислений от основных налогов (в первую очередь это федеральные регулирующие

налоги: подоходный налог  с физических лиц, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, а также на некоторые другие). 32

  Одной из важных  проблем в современной системе  налогообложения является система  налоговых ставок, которые определяют  сумму налогового изъятия. Это  относится к целому ряду налогов,  в первую очередь к налогу  на прибыль. Существует интересное  предложение ввести (сначала в  отдельных регионах) регрессивные  ставки налога на прибыль, когда  при увеличении суммы налогооблагаемой  прибыли ставка налогообложения  понижается. При таком методе  понижающая регрессия ставок  будет стимулировать не стремление  уменьшить или скрыть налогооблагаемую  базу, а показать ее в полном  объеме, т.к. чем больше сумма  получаемой прибыли, тем меньше  ставка налога. Но это требует  дополнительного усиления контроля  со стороны налоговых органов,  налоговой полиции. 

   Налоговая политика в нашей стране направлена исключительно на поддержание бюджета, а не производителя. А принятые изменения в Налоговом кодексе не снимают налогового бремени с предприятий, зато облегчили жизнь состоятельных граждан. Все это, несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.33

Информация о работе Налоговая система и ее особенности в России