Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:21, курсовая работа
Целью работы является анализ и изучение налоговой системы России. Для достижения этой цели необходимо:
1. Дать полное, раскрывающее все стороны определение понятию налоговая система;
2. Рассмотреть структуру налоговой системы РФ;
3. Выявить все недостатки и преимущества действующей системы, и рассмотреть существующие пути оптимизации налоговой системы РФ.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Налоговая система: понятие, задачи, принципы построения……….6
1.1 Понятие и принципы построения налоговой системы…………………….6
1.2 Задачи и функции налоговой системы……………………………………..9
Глава II. Структура налоговой системы РФ…………………………………..13
2.1 Структура и классификация налогов……………………………………..13
2.2 Поступление налогов и неналоговых платежей в бюджет РФ…………..20
Глава III. Особенности формирования и развития налоговой системы РФ...23
3.1 Недостатки налоговой системы России и необходимость реформирования………………………………………………………………...23
3.2 Пути оптимизации налоговой системы России…………………………..28
Заключение………………………………………………………………….…..31
Список использованной литературы…………………………………….…….33
Приложение 1…………………………………………………………………...35
Приложение 2…………………………………………………………………...36
Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территорию РФ. Доля этого раздела составляет 21,13% в 2008 году, в 2009 году 25,64%, а в 2010 году увеличился на 1,64%. В 2010 году сумма показателя возрасла на 802,41 млрд. руб. по отношению к 2008 году. В налоговом законодательстве произошли изменения, которые повлекли за собой дополнительные потери в поступлении налога на добавленную стоимость в связи с введением поквартальной уплаты налога (установление налогового периода по налогу на добавленную стоимость для всех налогоплательщиков независимо от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) как квартал). Но, в связи с проведением налоговыми органами мероприятий по укреплению платежной дисциплины, произошло увеличение поступлений, а также увеличились акцизы на спиртосодержащую продукцию, табачную продукцию, рост поступлений акцизов на бензин.
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ. В динамике этого показателя, мы видим, что темп роста в 2009 году составил 1,15%, а в 2010 году 1,33%. Сумма этого показателя вырасла от 888,97 – 1 182,54 млрд. руб. на 293,57 млрд.руб.. Удельный вес этого показателя вырос в 2010 году и составил 14,62% увеличившись на 1,24% к 2008 году. Что характерно для этого раздела, то здесь изменения связанны, с ввозимыми товарами, не подлежащих налогообложению в соответствии с действующим законодательством, а так же с товаром, освобожденным от налогообложения в соответствии с межправительственными соглашениями и др. Доля облагаемого оборота импорта с учетом применяемых льгот должна составить 87,5 процента от общего объема импорта.
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. Поступления налога на добычу полезных ископаемых в расчетах доходной базы федерального бюджета в 2008 году в сумме 36,57млрд. руб., а в 2009 и 2010 году 39,5 млрд. руб. и 37,31 млрд. руб. В относительном выражении произошло снижение данного показателя. Состав и структура этого подраздела изменилась, так как в неё входили статьи нефтегазовых доходов.25
Государственная пошлина. При расчете государственной пошлины, подлежащей уплате в федеральный бюджет, применялись установленные бюджетным законодательством нормативы распределения платежей между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. В 2008 году поступления составили сумму 32,24 млрд. руб., а в 2010 году 36,56 млрд. руб.26
III.Особенности формирования и развития налоговой системы РФ
3.1 Недостатки налоговой
системы России и
Важнейшая задача экономики страны на современном этапе – превращение ее в конкурентоспособное хозяйство, активно участвующее в мирохозяйственных связях. Налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.
Действующая в России
Однако, оценивая прошедшие годы, следует помнить, что налоговая система России возникла и с первых же дней своего существования развивается в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности.27
Основной целью
российской налоговой системы
была определена, прежде всего,
ликвидация дефицита бюджета.
Это определялось не только
преобладанием монетаристского
подхода к ее построению в
его одностороннем понимании
без учета конкретных
В условиях рыночных отношений основными источниками формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы государства являются налоговые поступления. Налогообложение как комплексная система взимания налогов выступает при этом, с одной стороны, в качестве особой формы взаимосвязей, устанавливаемых государством с субъектами рыночной экономики, а с другой – обуславливает непосредственный процесс реализации основанной на действующем законодательстве о налогах и сборах всей совокупности экономических отношений, возникающих между государством и налогоплательщиком.
Налоги играют важную роль в регулировании производственной и предпринимательской деятельности, а также в формировании соответствующей экономической среды для предприятий, фирм и корпораций. В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.28
Оптимально построенная
налоговая система должна не
только обеспечивать
Мировой опыт налогообложения
показывает, что изъятие у налогоплательщика
до 30-40% от дохода является пределом, после
которого начинается процесс сокращения
сбережений, а тем самым и инвестиций в
экономику. Если же число налогов предусматривает
изъятие у налогоплательщика более 40-50%
его доходов, то это ликвидирует стимулы
к предпринимательской инициативе . 29
В Российской экономике
по различным оценкам от 25 до 40% ВВП создается
в теневом секторе экономики, подавляющая
часть которого не охватывается налогами.
По данным Минфина России из-за сокрытия
доходов и объектов налогообложения в
консолидированный бюджет страны не поступает
ежегодно от 30 до 50% налогов. В результате
законопослушные налогоплательщики, а
это, в основном, легальные товаропроизводители
(их около 17%), производят отчисления в
государственную казну в виде налогов,
составляющих более половины произведенного
ВВП. Немногие предприятия могут выдержать
такую нагрузку.
Все это привело к формированию малоэффективной налоговой системы, для которой характерны диспропорция прав и обязанностей налогоплательщиков, ущемление экономических интересов реального сектора экономики, что в конечном итоге затрудняет реализацию экономических интересов хозяйствующих субъектов и общества.30
Другая проблема сводится
к тому, что доля изъятия через
налоги около 33% ВВП рассчитана,
исходя из фактически
Налоги должны распределяться
в равной степени между федеральным центром
и регионами.
Следующая проблема
заключается в том, что наряду
с законами действуют
Наиболее спорным на сегодняшний
день является вопрос о тяжести налогового
бремени. Налоговая система России строилась
по образу и подобию налоговых систем
западных стран. В некоторых случаях налоговые
ставки вообще не отличаются от западных
аналогов.
Проблематичен также вопрос
неравномерности распределения налогов
между категориями плательщиков. Практически
не предусмотрена градация и соответствие
уровня налоговых отчислений налогоплательщиков
в зависимости от уровня их доходов. К
тому же весь упор налоговой службы направлен
на тех налогоплательщиков, которых легко
проверить (т.е. мелких и средних предпринимателей),
тогда как основная часть уходит от оплаты
налогов как на законном, так и на незаконном
основании.
Особенно сильные дебаты в настоящее время
ведутся в связи с введением налога с продаж
и единого налога на вмененный доход.
Вместо посильной поддержки развития
налогоплательщиков нынешняя налоговая
политика направлена на всяческое препятствование
такому развитию.
Нужно отметить, что существующая
налоговая система страны требует определенного
реформирования.
Налоговая реформа в России продолжается уже без малого два десятилетия, причем последние 11 лет она регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации. За эти годы в этой сфере произошел ряд позитивных изменений. В частности, достигнута определенная централизация налоговой деятельности и резко ограничены права региональных и местных органов власти в этой области. Положительно можно оценить общее снижение налогового бремени, а также введение презумпции невиновности, что сделало налоговое право правом в подлинном смысле этого слова.
И все же в целом
действующая налоговая система
остается малоэффективной.
В сложившейся налоговой
системе страны с экономической точки
зрения можно выявить определенные недостатки,
которые необходимо устранить или минимизировать:
1.Довольно высокий удельный
вес по сравнению с
2.Косвенные налоги и
сборы в целом не способствуют
стимулированию экономики и
3.Неоптимальная шкала
ставок подоходного налога с
физических лиц, т.к. разрыв
между группами лиц с
4.Недостаточно эффективный контроль за сбором налогов, что выражается в сокрытии доходов (т.е. большой доли теневой экономики), вследствие чего, по различным оценкам, бюджетная система РФ недополучает от 30 до 50% налогов. Особенно важное значение в этом направлении приобретает борьба за устранение неучтенного в налоговых целях наличного оборота денежных средств (т.н. "черный налог"), доля которого, по разным источникам, достигает 40% денежного оборота страны, вследствие чего расчеты между юридическими лицами не через расчетные счета приводят к недобору платежей в бюджет не менее чем на 20-25%.
5.Неэффективность
6.Усложненность налоговой
системы РФ, т.к. на данный момент
в России насчитывается вместе
с местными налогами свыше
100 различных налогов и сборов.
Требуется существенное
налоги: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, а также на некоторые другие). 32
Одной из важных
проблем в современной системе
налогообложения является
Налоговая политика в нашей стране направлена исключительно на поддержание бюджета, а не производителя. А принятые изменения в Налоговом кодексе не снимают налогового бремени с предприятий, зато облегчили жизнь состоятельных граждан. Все это, несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.33
Информация о работе Налоговая система и ее особенности в России