Налоговая система и ее особенности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ и изучение налоговой системы России. Для достижения этой цели необходимо:
1. Дать полное, раскрывающее все стороны определение понятию налоговая система;
2. Рассмотреть структуру налоговой системы РФ;
3. Выявить все недостатки и преимущества действующей системы, и рассмотреть существующие пути оптимизации налоговой системы РФ.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Налоговая система: понятие, задачи, принципы построения……….6
1.1 Понятие и принципы построения налоговой системы…………………….6
1.2 Задачи и функции налоговой системы……………………………………..9
Глава II. Структура налоговой системы РФ…………………………………..13
2.1 Структура и классификация налогов……………………………………..13
2.2 Поступление налогов и неналоговых платежей в бюджет РФ…………..20
Глава III. Особенности формирования и развития налоговой системы РФ...23
3.1 Недостатки налоговой системы России и необходимость реформирования………………………………………………………………...23
3.2 Пути оптимизации налоговой системы России…………………………..28
Заключение………………………………………………………………….…..31
Список использованной литературы…………………………………….…….33
Приложение 1…………………………………………………………………...35
Приложение 2…………………………………………………………………...36

Файлы: 1 файл

Курсовик Налоговая система коваленко.docx

— 120.08 Кб (Скачать)

   Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговою массу.

   Налоги представляют собой живой организм, и по истечении времени применительно к современным экономическим условиям является необходимым внесение по ним соответствующих изменений и дополнений.

 

 

 

3.2 Пути  оптимизации налоговой системы  России

    Под  оптимизацией налоговой системы не следует вести речи о радикальных изменениях. Имеется в виду укрепление налоговой системы, ее совершенствование. Нужно существенно повысить качество планирования и финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджетной системы, создать необходимые механизмы контроля за эффективностью использования государственных финансовых ресурсов. Основная задача этого этапа - обеспечение налоговыми доходами минимизации дефицита федерального бюджета с тем, чтобы за счет внутренних и внешних источников и приемлемой степенью надежности финансировать экономическое развитие страны. Известно, что «Любое изменение в налоговой системе меняет экономические взаимоотношения в целом» 34, поэтому очень важно правильно подходить к этому вопросу.

     Основные направления совершенствования налоговой системы России в этом общем контексте видятся следующими:

-ослабление налогового бремени и упрощение налоговой системы путем отмены низкоэффективных налогов и отчислений во внебюджетные фонды;

-постепенное перемещение налогового бремени с предприятий на физических лиц;

-формирование культуры налоговых отношений, при которой налоговая система будет рассматриваться налогоплательщиками не как зло, а как обязательный элемент экономических отношений, обеспечивающий реализацию важнейших программ социально-экономического развития. Добиться этого возможно путем более широкого применения метода партнерства при реализации налоговой политики.35

-Решение комплекса проблем, связанных со сбором налогов и контролем за соблюдением налогового законодательства.

-Расширение налоговой базы благодаря отмене ряда налоговых льгот, расширению круга плательщиков в соответствии с принципом «налоговой справедливости»;

      На сегодняшний день наиболее целесообразным шагом в области реформирования налоговой системы можно предложить:

- резко увеличить налогооблагаемую  базу и ставки ресурсных платежей  как основной составляющей дифференциальной  ренты, которая должна поступать  в доход государства;

- расширить права местных  органов при установлении ставок  налогов на имущество юридических  лиц (но исключить налогообложение  оборотных средств) и граждан;

- расширить меры по  налоговому стимулированию инвестиционного  процесса и преимущественного  направления предприятиями средств  на развитие, совершенствование  и расширение производства, развитие  малого бизнеса, поддержку аграрного  сектора;

- усилить социальную направленность  налогов. Для этого нужно постоянно  увеличивать, с одной стороны,  необлагаемый минимум доходов  граждан, а с другой - ставку  подоходного налога лиц с очень  высокими доходами, а также расширить  круг подакцизных предметов роскоши  и повысить ставки акцизов  на них.

     В перспективе, когда будет обеспечена финансовая стабилизация и в полную силу задействованы рычаги рыночной саморегуляции экономики, можно ставить вопрос о формировании сбалансированной (с изменением некоторых акцентов) системы взимания налогов, выполняющей не только фискальную (для обеспечения потребностей государства), но и в должной мере стимулирующую и регулирующую функции.

    Действующая налоговая система должна постоянно совершенствоваться, отвечать условиям современной национальной экономики и обеспечивать баланс государственных, частных предприятий и населения в налоговых отношениях.36

    Реформирование налоговой системы должно осуществляться в направлениях создания благоприятных налоговых условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств в инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития российской экономики. Эти направления имеют непосредственное отношение практически ко всем федеральным и региональным налогам. Среди них ключевое значение получают налоги на прибыль и на добавленную стоимость, которые в решающей мере определяют налоговое бремя на товаропроизводителей и благодаря этому способны либо подавить производство, либо стать мощным рычагом его стимулирования.

    Налоговой системе нужна целостная концепция. В частности, на уровне законодательной власти должны четко сформулировать цель экономического развития страны, а уже затем для е реализации определять необходимы набор инструментов, одним из которых являются налоги. Например, если будет поставлена задача развивать реальный сектор на базе науки и высоких технологий, то из Налогового кодекса потребуется изъять главу о прибыли предприятия, потому что ее нормы препятствуют решению этой важной экономической задачи.

   Дело в том, что 25-я глава Кодекса требует, чтобы все средства, которые пошли на развитие, модернизацию, закупку оборудования и социальные вопросы, включались в сумму, подлежащую налогообложению. Во всех же цивилизованных странах мира эти расходы, наоборот, исключаются из обложения налогом.

    Этот парадокс объясняется тем, что в России можно на пальцах посчитать специалистов, которые проводят налоговую реформу и от которых фактически зависит успех или неудача 3,5 млн хозяйствующих субъектов и 60 млн физических лиц. Думаю, что многомиллионная страна не может зависеть от нескольких человек.

    К сожалению, разговоры об отсутствии концепции и путях совершенствования налоговой системы идут разрозненно и не доходят до высших коридоров власти. Поэтому бизнес-сообществу нужно проявить инициативу и подготовить свои предложения на этот счет. Это будет импульс, который положит начало общероссийской дискуссии.37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

   Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства  на  развитие  хозяйства,  определения приоритетов экономического и социального развития.

   В заключении можно сделать следующие выводы:

-Налоги обеспечивают государство денежными ресурсами, необходимыми для развития общественного сектора страны. Налоги могут выступать как эффективный финансовый регулятор. Государство перераспределяет собранные в бюджетах налоговые поступления (доходы) в пользу требующих финансирования программ.

-В России действует трехуровневая система налогообложения, включающая федеральные налоги, налоги субъектов Российской Федерации, местные налоги. Трехуровневая система налогообложения наиболее рационально и жестко закрепляет за администрацией каждого уровня определенные налоги с тем, чтобы средства, обеспечивающие его деятельность непосредственно поступали в соответствующую казну.

-Налоговая система России еще несовершенна, нуждается в улучшении. Основные направления совершенствования налоговой системы включают в себя снижение налогового бремени, оптимального распределения средств между бюджетами различных уровней, повышение эффективности экономической функции налогов. Нестабильность налоговой системы не позволяет привлекает инвесторов в предприятии России, отрицательно влияет на экономическую и социальную динамику общества.

   От стабильности налоговой системы напрямую зависит прибыль предприятия, в которой заинтересованно все общество, поскольку обеспечивает расширение и совершенствование производства на предприятии и в стране, что влечет за собой увеличение рабочих мест, рост доходов населения.

   В ходе данной курсовой работы в соответствие с поставленными целями и задачами были сделаны следующие выводы:

1. Налоговая система Российской Федерации - совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также методов и принципов их построения. Эффективность функционирования налоговой системы напрямую зависит от принципов ее построения. Эффективность налоговой системы характеризуется тем, что, давая государству достаточно денег, налоги не только не препятствуют развитию экономики, но даже и содействуют этому, хотя бы через те же самые государственные инвестиции, которые государство в состоянии осуществить благодаря собранным налогам.

2. Структура налоговой системы представляет собой: налоговую платежеспособность населения; систему установленных законом налогов и сборов; налоговую администрацию; методы и приемы взимания налогов. По механизму формирования налоги подразделяются два вида - на прямые и косвенные. В работе была проведена классификация налогов.

3. В сложившейся налоговой системе страны можно выявить определенные недостатки, которые необходимо устранить или минимизировать. Налоговая система РФ нуждается в определенном реформировании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамов, М. О налогах, зарплате и экономическом росте // Вопросы экономики. – 2008. - №5. – С. 134-135.
  2. Агузарова, Ф.С. Проблемы и пути оптимизации Налоговой системы России  /  Ф. С. Агузарова, Д. А. Балаева. - Вестник СОГУ.-2008. -№3.-С. 72-74.
  3. Александров, И.М. Налоги и налогообложение: Учебник – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: торговая Издательско- корпорация «Данков и Ко», 2004. – С.44-45.
  4. Алклычев, А. Теоретические аспекты функционального назначения налоговых отношений // Экономист. – 2010. - №6. – С. 64-69.
  5. Баев, В. В. К вопросу об объекте и структуре налогового адмистрирования // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2010. - №2(26). – С. 34-44.
  6. Бельский, К.С. Налоговая система: генезис, основные элементы, принципы // Государство и право.- 2006. - №9. – С.47-57.
  7. Вечкилев, С.В. Планирование стандарта экономической устойчивости в свете регулирования Налогового кодекса РФ // Научно информационный журнал Экономические науки. – 2009. - №10. – С. 12.
  8. Гашенко, И. В. Генезис соотношений прямого и косвенного налогообложения // Научно-информационный журнал Экономические науки. – 2009. - № 5(54). – С. 49-56.
  9. Капканщиков, С. Г. Макроэкономика: курс лекций – 2-е изд., М: КНОРУС, // 2010. – С. 209-218.
  10. Малис, Н.И. Налогообложение малого бизнеса // Финансы. – 2009. - № 1. – С. 28 - 34.
  11. Незамайкин, В. Н. Налоговая политика: состояние и перспективы / В. Н. Незамайкин, И. Л. Юрзинова. - Финансы. – 2009. - №12. – С.35-40
  12. Павлова, Л. П. Отдельные аспекты совершенствования налоговой политики // Финансы. – 2010. - № 4. С 31-35.
  13. Романов, А.Н. Пути повышения эффективности налогового контроля // Налоговая политика и практика. -2004. -  № 2. – С. 14-17.
  14. Савченко, Я. В. О методике определения налоговой нагрузки // Финансы. – 2009. - № 7. – С. 26 - 35.
  15. Соколов, М. Налоговая нагрузка и ее регулирование // Экономист.-2008. - №3. – С.55-62.
  16. Уманец, О. П. Особенности формирования налоговых доходов федерального бюджета РФ в первой половине 2009 г // Финансы и кредит. – 2009. - №48. – С. 66-71.
  17. Черник, Д. Налоговая система России // Проблемы теории и практики управления. – 2006. - №3. – С. 23-31.
  18. Шаталов, С. Д. Развитие российской налоговой системы // Финансы. – 2011. - №2. С. 3-5.
  19. Щепотаев,  А. В. Налогообложение в России: исторический аспект // Аудиторские ведомости. – 2010. - №9. – С. 68-78.
  20. Конституция Российской Федерации» от  23.09.10.
  21. Налоговый кодекс Российской Федерации ( часть первая и вторая): по состоянию на 20 февраля 2007г.
  22. http://www.nalog.ru
  23. http://history-of-taxes.
  24. http://www. akdi.ru

 

 

 

                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                

Основные признаки классификации  налогов    Приложение 1

Основные признаки

Примеры-характеристика

Критерий перелагаемости налогов

Способ обложения и взимания налогов 

по платежеспособности плательщика  

 

Прямые (налоги на доход и имущество):

  • налог на прибыль корпораций;
  • налог на доходы с физических лиц.

Косвенные (акцизы; налог с продаж; налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины; фискальные налоги).

Источники обложения

  1. Налоги с дохода, прибыли.
  2. Налоги с капитала, ценных бумаг.
  3. Налоги с имущества.

Субъекты и объекты обложения

  • Налоги с физических лиц.
  • Налоги с юридических лиц.
  • Поземельный налог.
  • Поимущественный налог.

По иерархии государственной власти (статус)

  • Федеральные налоги (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий).
  • Региональные налоги (налог на имущество предприятий).
  • Местные налоги (земельный налог).

Воспроизводственные стадии

  • Налоги на производство.
  • Налоги на обращение.
  • Налоги на потребление.

По факторам производства

  • Налоги на труд.
  • Налоги на капитал.
  • Налоги на землю.

По целевому назначению

  • Общие налоги (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость).
  • Специальные налоги (взносы в социальные фонды).

По ограниченным производственным ресурсам

  • Налоги на природные ресурсы, трудовые ресурсы, на инвестиционные иинформационные ресурсы.

Способы обложения доходов и  расходов

  • Налоги на доходы.
  • Налоги на расходы.

Консолидации бюджетных и внебюджетных фондов

  • Бюджетные налоги; внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования).

Информация о работе Налоговая система и ее особенности в России