Налоги и налоговая система в рыночной экономике. Налоговая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 02:13, курсовая работа

Краткое описание

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики. Сейчас существует масса всевозможной литературы по налогообложению в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы налогообложения 5
1.1. Налоги: их виды, функции и элементы 5
1.2. Сущность и принципы налогообложения 10
1.3. Налоговая система: её виды и особенности 13
Глава 2. Особенности налогообложения в России 14
2.1. Общая характеристика налоговой системы РФ 14
2.2. Классификация налогов в российской экономике 18
2.3. Особенности налогообложения в России 27
Заключение 31
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

налоги!!!!!!! курсовая!!!!.docx

— 65.61 Кб (Скачать)

     Законом предусмотрены особенности определения  прибыли иностранных юридических  лиц. Налогообложению подлежит только та часть прибыли иностранного юридического лица, которая получена в связи  с деятельностью на территории РФ.

     Налоги  на добавленную стоимость. Переход к рыночным отношениям обуславливает необходимость появления новых налогов, непосредственно связанных с формированием стоимости. Таким налогом является налог на добавленную стоимость. Добавленная стоимость включает в себя в основном оплату труда и прибыль, практически исчисляются как разница между стоимостью готовой продукции, товаров и стоимостью сырья, материалов, полуфабрикатов, используемых на изготовление. Кроме того, в добавленную стоимость включается амортизация и некоторые другие элементы. Таким образом, налог на  добавленную стоимость, создаваемой на всех стадиях производства, определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг производства и обращения и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки.

     Плательщиками НДС являются предприятия и организации  независимо от форм собственности и  ведомственной принадлежности, имеющие  статус юридического лица. Плательщиками  налога на добавленную стоимость  являются также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица, при условии, что их годовая выручка  от реализации товаров (работ, услуг) превышает 500 тыс. руб.

     Стоимость, добавленная в процессе работы над  имеющимися предметами труда, облагается налогом с добавленной стоимости. Но каждый налогоплательщик включает эту сумму в цену своего товара, который приобретает потребитель. Таким образом, всю тяжесть этого налога несет конечный потребитель.

     Объектами налогообложения являются также  товары, ввозимые на территорию России в соответствии с установленными таможенными режимами, исключая гуманитарную помощь.

     Законом определен перечень товаров (работ  и услуг), освобождаемых от налога. Этот перечень является единым на всей территории Российской Федерации. Освобождаются от налога на добавленную стоимость услуги в сфере народного образования, связанные с учебно-производственным процессом; услуги по доходу за больными и престарелыми; ритуальные услуги похоронных бюро; услуги учреждений культуры и искусства, религиозных объединений; театрально-зрелищные, спортивные и другие развлекательные мероприятия. Освобождаются от платы НДС научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет государственного бюджета, и хоздоговорные работы, выполняемые учреждениями народного образования.

     Налог на добавленную стоимость взимается  в России и во всех странах ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития), кроме Австралии, США, Швеции.

     Акциз является косвенным налогом, включаемым в цену товара, и оплачиваемым покупателем. Акцизы, как налог на добавленную стоимость, введены в действие с 1 января 1992 года при одновременной отмене налога с оборота и налога с продаж. Это сравнительно новая для нас, но общепринятая в мировой практики форма изъятия сверхприбыли, получаемой от производства товаров со значительной разницей между ценой, определяемой потребительной стоимостью, и фактической себестоимостью. Рыночная экономика неизбежно порождает необходимость в акцизах. Плательщиками акцизов являются все находящиеся на территории данной страны организации, реализующие вышеназванные товары, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

     Объектом  налогообложения является оборот (стоимость) подакцизных товаров собственного производства, реализуемых по отпускным  ценам, включающим акциз. К числу  таких товаров, подлежащих обложению  акцизами, относятся: винно-водочные изделия, этиловый спирт из пищевого сырья, пиво, табачные изделия, легковые автомобили, грузовые автомобили емкостью до    25 т., ювелирные изделия, бриллианты, изделия из хрусталя, ковры и ковровые изделия, меховые изделия, а также  одежда из натуральной кожи. Сумма  акциза учитывается в базе обложения  налогом на добавленную стоимость. Отдельные товары акцизами не облагаются. Ставки акцизов утверждаются правительством Российской Федерации и являются едиными на всей территории России.

     Поимущественные налог, прежде всего налоги на имущество, дарения и наследство. 

     Налог на имущество предприятий. Важное место в налоговой системе занимает налог на имущество предприятий, который в том числе с иностранными инвестициями, являющиеся юридическими лицами; их филиалы, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, а также международные объединения  и организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, постоянные представительства и другие обособленные подразделения иностранных фирм, банков и организаций, расположенных на территории РФ. Объектом налогообложения является имущество предприятия в стоимости выражении, находящееся на его балансе. Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятий. Налогом на имущество предприятий не облагаются имущество, являющееся объектом налогообложения.

     Налог с имущества переходящего в порядке наследования или дарения. Согласно закону плательщиками являются физические лица, которые принимают имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования или дарения. Объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, транспортные средства, предметы антиквариата, ювелирные изделия. Размер всех этих эталонов определяется задачей перераспределения богатства. В некоторых странах налоги на имущество, дарения и наследство включаются в акцизные сборы, взимаемые при совершении сделок.

     Социальные  взносы (социальные налоги) охватывают взносы предприятий на социальное обеспечивание и налоги на заработную плату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые частично осуществляются самими работающими, частично их работодателями. 

     2.3. Особенности налогообложения в России.

      Сейчас  в России действует почти три  десятка налогов и сборов, не считая различных пошлин. Не все из них  выдержат испытание временем, но в  целом нынешняя система налогообложения  наиболее близка к принятой на Западе, учитывая, что и там имеются существенные различия по странам. Правда, в странах УЭС налоговая система унифицируется, и остались лишь существенные различия.

      За  последние годы система взаимоотношений  предприятий с государственным  бюджетом претерпевала неоднократные  серьезные изменения. Хотя эти изменения  были различными по своему характеру, но можно утверждать, что они отличались определенной внутренней логикой. Это утверждение базируется на том факте, что каждое последующее изменение было шагом вперед по пути предоставления предприятиям широкой хозяйственной самостоятельности. Началось это движение с экономической реформы 1965-1966 гг., когда впервые в нашей хозяйственной практике предприятиям было разрешено создавать за счет своей прибыли фонды экономического стимулирования: фонд развития производства, фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, фонд материального поощрения. По сравнению с прежним порядком, когда предприятия были совершенно бесправны в распоряжении своей прибылью, это был важный шаг, впервые подводивший под юридически провозглашенные лозунги самостоятельности предприятий реальную экономическую базу. Реальную, но явно недостаточную, так как отчисления от прибыли в государственный бюджет не ограничивались установленными нормами, в него отчислялся «свободный остаток прибыли», то есть частой прибыли, оставшаяся после отчислений в бюджет, вышестоящим органам и в фонды экономического стимулирования предприятий. Это означало, что принятый распределения прибыли предприятий явно отдавал предпочтение государственному бюджету.

      Следующим существенным шагом в совершенствовании  системы взаимоотношений предприятий  с государственным бюджетом был  переход к так называемому  полному хозяйственному расчету  и самофинансированию. Его главное достоинство состояло в том, что порядок распределения прибыли приобретал нормативный характер: не часть, а вся прибыль предприятий распределялась по утвержденным вышестоящими органами экономическим нормативам, в результате чего автоматически устранялся так раздражавший предприятия «свободной» остаток прибыли, никогда в действительности не являвшийся свободным. Одновременно признавалось равенство интересов предприятия и государства при распределении прибыли, поскольку нормативы формировались с учетом потребностей предприятий в средствах не только на простое, но и на расширенное воспроизводство, а также на социально-бытовой сферы (принадлежащего предприятию детского сада, пионерлагеря, базы отдыха) и жилищное строительство.

      Однако, система экономических нормативов страдала существенными недостатками. Прежде всего, нормативы, которые по идее должны быть едиными, то есть предъявлять ко всем требованиям одинаковые требования, были не только дифференцированными, но и практически индивидуальными. Вместо единых требований ко всем предприятиям получалось наоборот. Сами эти требования как бы приспосабливались к положению, возможностям каждого предприятия. Единство принципов формирования нормативов было подменено явным субъективизмом, размеры нормативов было подменено явным субъективизмом, размеры нормативов больше не зависели от взаимоотношений с министерскими чиновниками, чем от объективных условий и требований. Поэтому замена экономических нормативов распределения прибыли налогом на прибыль была логическим продолжением курса на устранение из системы экономических взаимоотношений предприятий и государства элементов субъективизма. Налоги – это те же экономические нормативы, но только подлинно единые и стабильные, независящие от воли отдельных лиц. Индивидуализация налоговых ставок, льгот и санкций запрещена, их можно дифференцировать по отраслям, производствам, регионам, но никак не по отдельным предприятиям. Налоги относятся к классу экономических нормативов, они формируются по принципам, присущих нормативом. Например, ставку налога на прибыль можно рассматривать как норматив отчислений от прибыли в бюджет, но установленный на общегосударственном уровне. Замена нормативов отчислений от прибыли в бюджет системой налогообложения прибыли была целесообразна, даже необходима, независимо от перехода к рыночным отношениям в стране, но последний ускорил эту замену и сделал ее неизбежной, так как предпринимательская деятельность не может развиваться эффективно в условиях неопределенности экономических взаимоотношений с государством, с бюджетом и с налоговой системой.

      Нормально функционирующая система налогов  является одним из средств борьбы с теневой экономикой: ведь уплата налога с того или иного дохода означает признание его легальности, законности, в то время как наличие  дохода, укрываемого от налогообложения  ввиду его незаконности, преследуется государством. Повышение роли налогов в нашей стране, превращение их в основной способ изъятия части доходов физических и юридических лиц в государственный и местные бюджеты – свидетельство роста финансовой культуры общества. При достижении определенного уровня грамотности населения налоги будут восприниматься им с понимаемым, как форма участия своими средствами в решении общегосударственных задач, прежде всего – социальных. Естественно, если ставки налогов будут отражать баланс интересов граждан, предпринимателей, предприятий и государства.

      Как мировой, так и отечественный  опыт свидетельствуют о преимуществах  налоговой систем перед любой  другой формой изъятия части доходов граждан и предприятий в государственный бюджет. Одно из этих преимуществ – правовой характер налогов. Их состав, ставки и санкции определяются не министерствами и ведомствами, даже не правительствами, а принятыми парламентами Законами. И это далеко не формальность. К примеру, в России правительство предлагало установить ставку налога на прибыль предприятий 40% (такой она была в проекте закона), однако парламентарии приняли иное решение – 32%, разница очень существенная.

      Переход от нормативов отчислений от прибыли  в бюджет к налогам означает также  демократизацию экономической жизни  страны. Перед налогом все равны. Это не означает, что нельзя дифференцировать ставки, наоборот, можно и нужно, но дифференциация проводится по экономическим, социальным, региональным категориям плательщиков, но никак не по отдельным физическим лицам или предприятиям. Ставка налога может зависеть от категории, к которой относится плательщик, от того, к какой социальной группе относится гражданин или по размерам группе относится предприятие, но она не зависит и не может зависеть от того, кто именно непосредственно платит. А фиксированный размер ставок и их относительная стабильность способствует развитию предпринимательской деятельности, так как облегчают прогнозирование ее результатов.

      Налоги  органически вписываются в формируемую  в нашей стране систему экономических  отношений. При разумных ставках  налоги являются средством сочетания  интересов предпринимателей, граждан  и государства, общества в целом. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Налоги и налоговая система в рыночной экономике. Налоговая система РФ