Налоги и налоговая система в рыночной экономике. Налоговая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 02:13, курсовая работа

Краткое описание

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики. Сейчас существует масса всевозможной литературы по налогообложению в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы налогообложения 5
1.1. Налоги: их виды, функции и элементы 5
1.2. Сущность и принципы налогообложения 10
1.3. Налоговая система: её виды и особенности 13
Глава 2. Особенности налогообложения в России 14
2.1. Общая характеристика налоговой системы РФ 14
2.2. Классификация налогов в российской экономике 18
2.3. Особенности налогообложения в России 27
Заключение 31
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

налоги!!!!!!! курсовая!!!!.docx

— 65.61 Кб (Скачать)

Российская  налоговая система

Налоговое законодательство предусматривает  и некоторое число местных налогов и сборов. Однако далеко не все из них играют сколько-нибудь заметную роль при формировании доходной базы бюджетов муниципальных образований. В силу ст. 21 Закона об основах налоговой системы к основным местным налогам и сборам следует причислить следующие платежи: налог на имущество физических лиц; земельный налог; регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; налог на рекламу. Следует подчеркнуть, что налог на имущество физических лиц, земельный налог и регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью — устанавливаются федеральными законодательными актами и взимаются на всей территории РФ. В отличие от вышеперечисленных налогов налог на рекламу может устанавливаться решениями районных и городских представительных органов власти. В заключение следует указать также на то, что НК РФ содержит сходный перечень налоговых изъятий на местном уровне.

[http://www.pravo.vuzlib.net/]

Налоговым кодексом не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, в частности прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории страны товаров или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических и юридических лиц.

Закон мерность и четкие методические подходы к функционированию налоговой системы при установлении налогов обеспечиваются требованием определения всех элементов налогообложения. Закон дательные и нормативные документы должны быть сфокусированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги и сборы, когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Федеративный  тип государственного устройства России радикально влияет на основы построения налоговой системы. Необходимость разграничения налоговых полномочий между уровнями власти (налоговый федерализм) определила трех уровневую структуру налоговой системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Классификация налогов  в российской экономике.

Установление  и отмена налогов, сборов, пошлин и  других платежей, а также льгот  их плательщикам осуществляется высшим органом законодательной власти и в соответствии с вышеуказанным  законом.

Налоговая система Российской Федерации разделяет  на 3 вида:

      Федеральные:

  1. налог на добавленную стоимость;
  2. акцизы на отдельные группы и виды товаров;
  3. налог на доходы банков;
  4. налог на доходы от страховой деятельности;
  5. сбор за регистрацию банков и их филиалов;
  6. налог на операции с ценными бумагами;
  7. таможенные пошлины;
  8. отчисления на воспроизводство материально-сырьевой базы;
  9. зачисляемые в специальный внебюджетный фонд РФ;
  10. подоходный налог с физических лиц;
  11. налог на прибыль с предприятий (подоходный налог);
  12. налоги, служащие источником образования дорожных фондов;
  13. гербовый сбор;
  14. государственная пошлина;
  15. налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
  16. сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация»  и образовываемых на их основе слов и словосочетаний;
  17. транспортный налог с предприятий. [Черника, с. 40]

   Федеральные налоги (в том числе размеры  их ставок), объекты налогообложения, плательщики налогов и порядок  зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории.

   Республиканские налоги и сборы республик в  составе РФ, национально-государственных  и административных образований, устанавливаемые  законами этих республик и решениями  государственных органов этих образований. К налогам республик в составе  РФ, краев, областей, автономной области, автономномных округов относятся  следующие:

  1. налог на имущество предприятий, сумма платежей по налогу равными долями зачисляется в республиканский бюджет республики в составе РФ, краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и в районов, городские бюджеты городов по месту нахождения плательщиков;
  2. лесной налог;
  3. плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;
  4. республиканские платежи за пользование природными ресурсами. [Черника, с. 109]. Налоги устанавливаются законодательными органами (актами) РФ и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки определяются законами республик в составе РФ или решениями органов государственно власти краев, областей, автономной области, автономных округов, если иное не установлено законодательными актами РФ.

   Местные налоги и сборы, устанавливаемые  местными органами государственной  власти в соответствии с законодательством  РФ и республик в составе РФ;

К местным  относятся следующие налоги:

  1. налог на имущество физических лиц. Сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения;
  2. земельный налог. Порядок зачисления поступлений по этому налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле;
  3. регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, сумма сбора зачисляется в бюджет по месту их регистрации;
  4. налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;
  5. курортный сбор;
  6. сбор за право торговли: сбор устанавливается районами, городскими, коллективными, сельскими органами исполнительной власти. Сбор уплачивается путем приобретения разового талона или временного патента и полностью зачисляются в соответствующий бюджет;
  7. целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций, независимо от них организационно-правовых форм, на содержание полиции, на благоустройство территорий и другие цели. Ставки устанавливаются соответствующими органами государственной власти. При этом годовые ставки сборов с физических и юридических лиц имеют определенные ограничения;
  8. налог на рекламу: уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию по ставке, не превышающей 5% стоимости услуг по рекламе;
  9. налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров. Налог устанавливают юридические и физические лица, перепродающие указанные товары по ставке, не превышающей 10% суммы сделки;

   10) сбор с владельцев собак. Сбор вносят физические лица, имеющие в городах собак (кроме служебных), в размере, не превышающем 1/7 установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в год;

   11) лицензионный сбор за право  торговли винно-водочными изделиями.  Сбор вносят юридические и  физические лица, реализующие винно-водочные  изделия населению;

   12) лицензионный сбор за право  проведения местных аукционов и лотерей. Сбор вносят их устроители в размере, не превышающем 10% стоимости заявленных к аукциону товаров или суммы, на которую выпущены лотерейные билеты;

   13) сбор на выдачу ордера на  квартиру, сбор вносится физическими  лицами при получении права  на заселение отдельной квартиры, в размере, не превышающем ¾  установленного законом размере  минимальной месячной оплаты  труда в зависимости от общей  площади и качества жилья;

   14) сбор за парковку автотранспорта. Сбор вносят юридические и  физические лица за парковку  автомашин в специально оборудованных  для этого местах в размере,  установленном местными органами  власти;

   15) сбор за право использования  местной символики. Сбор вносят  производители продукции, на которой  используется местная символика  (гербы, виды городов и прочее) в размере, не превышающем 0,5% стоимости реализуемой продукции;

   16) сбор за участие в бегах  на ипподромах. Сбор вносят юридические  и физические лица, выставляющие  своих лошадей на состязания  коммерческого характера, в размерах, устанавливаемых местными органами власти, на территории которых находится ипподром;

   17) сбор за выигрыш на бегах.  Сбор вносят лица, выигравшие  в игре на тотализаторе на  ипподроме в размере, не превышающем  5% суммы выигрыша;

   18) сбор с лиц, участвующих в  игре на тотализаторе на ипподроме.  Сбор вносится в виде процентной  надбавки к плате, установленной  за участие в игре, в размере,  не превышающем 5% этой платы;

   19) сбор со сделок, совершаемых на  биржах, за исключением сделок, предусмотренных  законодательными актами о налогообложении  операций с ценными бумагами. Сбор вносят участники сделки  в размере, не превышающем 0.1% суммы сделок;

   20) сбор за право проведения кино- и телесъемок. Сбор вносят коммерческое  кино- и телеорганизации, производящие съемки, требующие от местных органов управления осуществления организационных мероприятий, в размерах, установленных местными органами власти;

   21) сбор за уборку территорий  населенных пунктов. Сбор вносят  юридические и физические лица  в размере, установленном местными  властями;

   22) налог на содержание жилищного  фонда и объектов социально-культурной  сферы.

Ответственность за правильность исчисления и уплаты налога несет налогоплательщик. В  первую очередь уплачиваются все  поимущественные налоги и пошлины (налог на имущество предприятия  и др.), их сумма вычитается из налогооблагаемого  дохода или налогооблагаемой прибыли. Затем уплачиваются местные подоходные налоги, после чего с оставшейся суммы рассчитываются и уплачиваются все остальные налоги (налог на прибыль и др.).

      Индивидуальный  подоходный налог (налог на личные доходы) является вычетом из доходов (обычно годовых) налогоплательщика – физического лица. Это один из основных видов прямых налогов. Существующий порядок налогообложения физических лиц определяется законом Российской Федерации от 7 декабря 1991 года «О подоходном налоге с физических лиц». Плательщиками подоходного налога являются физические лица, как имеющие, так и не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации, включая иностранных граждан, так и лиц без гражданства. Объектом налогообложения физических лиц является совокупный доход, полученный в календарному году.

     Основной  вид налога юридических лиц –  налог на прибыль. Плательщиком налога на прибыль являются предприятия и организации, в том числе бюджетные, представляющие собой юридические лица, независимо от подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы предприятия, их филиалы. А также  созданные на территории России предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения, компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств и осуществляющие предпринимательскую деятельность.

     Объектом  обложения налогом является балансовая прибыль (валовая прибыль минус  НДС, себестоимость произведенной  продукции, и все убытки). В этой связи важным моментом является правильное определение затрат, включаемых в  себестоимость продукции (работ, услуг). Налогооблагаемая прибыль уменьшается  с учетом льгот, предусмотренных  законодательством (если прибыль направляется на финансирование капитальных вложений, на природоохранные мероприятия, на содержание объектов социального назначения, на благотворительные цели).

     Особые  льготы, помимо общих, установлены для  малых предприятий: из налоговой  базы исключается прибыль, которая  направляется на строительство, реконструкцию  и обновление основных производственных фондов, на освоение новой техники  и технологии; освобождение на первые два года работы от уплаты налога на прибыль предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, производству товаров народного  потребления и т.д.

     Важным  моментом налогообложения является то, что для арендных предприятий, созданных на основе аренды имущества  государственных предприятий и  их структурных подразделений, сумма  налога на прибыль уменьшается на сумму арендной платы, подлежащей в  установленном порядке взносу в  бюджет.

Информация о работе Налоги и налоговая система в рыночной экономике. Налоговая система РФ