Налоги и налоговая система в рыночной экономике. Налоговая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 02:13, курсовая работа

Краткое описание

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики. Сейчас существует масса всевозможной литературы по налогообложению в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы налогообложения 5
1.1. Налоги: их виды, функции и элементы 5
1.2. Сущность и принципы налогообложения 10
1.3. Налоговая система: её виды и особенности 13
Глава 2. Особенности налогообложения в России 14
2.1. Общая характеристика налоговой системы РФ 14
2.2. Классификация налогов в российской экономике 18
2.3. Особенности налогообложения в России 27
Заключение 31
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

налоги!!!!!!! курсовая!!!!.docx

— 65.61 Кб (Скачать)

Указанное разграничение функций налоговой  системы носит условный характер, так все они переплетаются  одновременно.

      Налоговая система базируется на соответствующих  законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым относятся:

  • объект налога – это имущество или доход, подлежащее обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога;
  • субъект налога – это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;
  • источник налога, то есть доход из которого выплачивают налог;
  • ставка налога – величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;
  • налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога;
  • срок уплаты налога – срок который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, независимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.
  • Правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога. [Г. М. Калпакова, с. 203]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.Сущность  и принципы налогообложения.

     Прежде  всего, остановимся на необходимости  налогов. Налоги появились с разделением  общества на классы и возникновением государства, как «взносы граждан, необходимые для содержания… публичной власти…» [К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., 2-е изд., том 21, с. 171]. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнении минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

    Итак, налогообложение – это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающие доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения – это равномерность и определенность. Равномерность – это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заранее. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

    Денежные  средства, взносимые в виде налогов, не имеют целевого назначения. Они  поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику, какой-либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.

    Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно  определить основные принципы налогообложения, которые сформулировал А. Смит в  форме четырех положений, четырех  основополагающих, можно сказать, ставших  классическими принципов, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:

  1. Поданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.
  2. Налог, который обязан  уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произведен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому…
  3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика…

    4.Каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.

    Принципы  А. Смита, благодаря их простоте и  ясности, не требуют никаких иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих, они стали «аксиомами» налоговой политики.

    Сегодня эти принципы расширены и дополнены  в соответствии с духом нового времени. Современные принципы налогообложения  получились таковы:

     1.Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больше процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).

     2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов  носило однократный характер. Многократное  обложение дохода или капитала  недопустимо. Примером осуществления  этого принципа служит замена  в развитых странах налога  с оборота, где обложение оборота  происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный  чистый продукт облагается налогом  всего один раз вплоть до  его реализации.

     3. Обязательность уплаты налогов.  Налоговая система не должна  оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

     4. Система и процедура выплаты  налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

     5. Налоговая система должна быть  гибкой и легко адаптируемой  к меняющимся общественно-политическим  потребностям.

     6. Налоговая система должна обеспечивать  перераспределение создаваемого  ВВП и быть эффективными инструментом  государственной экономической политики. [Булатова, с. 597].

     Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения.

     1.3.Налоговая  система: ее виды  и особенности.

Налоговая система – это совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и др. платежей, а так же их построения.

Налоги  могут взиматься следующими способами:

  1. Кадастровый – (от слова кадастр – таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, независимого от того, используется это транспортное средство или простаивает.
  2. На основе декларации. Декларация – документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом, получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.
  3. У источника. Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход.

Поэтому оплата налога производится до получения  дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. То есть до выплаты, например, заработной  платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику. 
 

     2. Особенности налогообложения  в России.

2.1. Общая характеристика  налоговой системы  РФ.

      В законе Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N2118-1 «Об основах налоговых системы в Российской Федерации» дается следующее понятие налога: «Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами». В этом же законе дается определение круг налогоплательщиков: «Плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги».

      В дополнении ко всему необходимо выделить объекты налогообложения, льготы по налогам согласны закону. «Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость отдельных товаров, отдельные  виды деятельности налогоплательщика, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущества юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами»

Действующая в Российской Федерации налоговая  система характеризуется многообразием взимаемых налогов и сборов. В настоящее время их перечень содержится в продолжающих действовать ст. 19—21 Закона об основах налоговой системы. При этом согласно п. 2 ст. 18 Закона органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей. Такое же положение содержит и п. 5 ст. 12 НК РФ1.

К федеральным  налогам и сборам отнесены действующим законодательством следующие обязательные платежи: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог; налог на операции с ценными бумагами; таможенная пошлина; платежи за пользование природными ресурсами; налог на прибыль организаций; государственная пошлина; налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения; сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; плата за пользование водными объектами; сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции; налог на добычу полезных ископаемых.

Федеральные налоги (в том числе размеры  их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.

К региональным налогам и сборам согласно ст. 20 Закона об основах налоговой системы относятся налог на имущество организаций; лесной доход; транспортный налог; налог на игорный бизнес. Важно обратить внимание на то обстоятельство, что лесной доход устанавливается законодательными актами федерального уровня и в обязательном порядке взимается на всей территории России. При этом конкретные ставки этого налогового платежа определяются законами субъектов РФ, если иное не установлено федеральным законом.

Налоговый кодекс РФ содержит более обширный перечень региональных налогов. Согласно ст. 14 Кодекса предлагается включить в число региональных налогов и сборов.

1 Статьи 12—15 НК РФ вводятся в действие  со дня признания утратившим силу Закона об основах налоговой системы (ст. 32.1 Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ).

Информация о работе Налоги и налоговая система в рыночной экономике. Налоговая система РФ