Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 05:51, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе изучения и обобщения отечественной и зарубежной теории и практики мотивации персоналом, а также на основе критического анализа применения существующих систем стимулирования сформулировать рекомендации по совершенствованию мотивации персонала на российских и белорусских предприятиях.
Объектом исследования являются социально-экономический механизм управления мотивацией персонала, а также комплекс материальных и нематериальных факторов, воздействующих на трудовую деятельность персонала.
ВВЕДЕНИЕ 3
Мотивация и стимулирование труда 5
Сущность и значение мотивации -
Структура и содержание мотивации 6
Взаимосвязь мотивации труда и стиля управления предприятием в рыночных условиях 8
Социально - экономические формы мотивации труда 9
Оценка и анализ использования мотивации труда в управлении профессиональной активностью работников предприятий 16
Оценка использования мотивации труда в управлении профессиональной активностью работников предприятий -
Механизм повышения эффективности применения мотивации труда в управлении предприятием 24
Методика оценки уровня использования мотивации труда в управлении предприятием 26
Рекомендации по применению подходов к мотивированию в современных условиях 33
Роль государства в стимулировании и мотивации труда работников 37
Государственные методы стимулирования и мотивации труда работников в Российской Федерации -
3.2 Государственные методы стимулирования и мотивации труда работников в Республике Беларусь 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
Рационально
управляя финансами, предприятие обеспечивает
работников материальным денежным (заработная
плата, премии, доплаты и др.) и
неденежным (страхование здоровья,
бесплатное медицинское обслуживание
и др.) вознаграждением за труд, что
является важнейшей формой мотивации
работников [4,С.9-11].
Категория
«мотивация» - это сложное психологическое
и социально-экономическое
Впервые
слово «мотивация» появилось
в начале 20 века, его употребил, именно
психолог, А. Шопенгауэр в статье «Четыре
принципа достаточной причины». В
настоящее время мотивация как
психологическое явление
-
мотивация - это совокупность
факторов или мотивов, т.е.
-
мотивация – это процесс,
Можно
сказать, что ученые-психологи понятия
мотив и процесс используют как
синонимы. Российский психолог Е.Ильин
предложил рассматривать
МОТИВАЦИЯ | |
- Совокупность факторов, определяющих поведение человека | |
-
Процесс действия мотива и
механизм, определяющий возникновение,
направление и способы |
Рисунок
1.2 – Понятие мотивации как психологического
процесса.
Центральное место в процессе мотивации занимает понятие «мотив», под которым понимается преимущественно осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение ею тех или иных потребностей. Отсюда следует, что потребность первопричина действия.
Потребность – это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека. Следовательно, мотив порождается определенной потребностью, выступающей конечной причиной человеческих действий.
Мотивы
существуют в системном взаимодействии
с другими психологическими явлениями,
образуя сложный процесс
|
Рисунок 1.3 – Психологический
процесс мотивации поведения человека
Одной из составляющих процесса мотивации выступают стимулы (лат. «stimulus» - остроконечная палка, которой погоняли животных). Мотив характеризует стремление человека получить определенные блага, стимул – это сами эти блага. Чтобы стимул вызвал мотивы, нужно, чтобы человек осознал и принял его. Стимул может быть предварительно принят, а может быть, и отторгнут человеком. В случае предварительного принятия стимула действия будут происходить в зависимости от соответствующей установки. Установка может быть позитивной или негативной в зависимости от прошлого опыта. На следующем этапе происходит анализ содержащейся в стимуле информации, на этой стадии происходит борьба мотивов и принимается решение о поведении. Поэтому с позиции управления мотивация – это процесс побуждения работника к определенной деятельности для достижения личных целей и целей предприятия [1,С.360]. Система мотивации труда должна стать центральным звеном в системе управления персоналом на каждом предприятии.
Управление мотивацией
труда на предприятии может
Стимулирование
принципиально отличается от
мотивирования, и суть его
состоит в том, что стимулирование
- это одно из средств,
с помощью которого может
осуществляться мотивирование.
В условиях развития социальной
рыночной экономики особое значение
должна приобретать внутренняя
мотивация. Она является более
сложным процессом, чем стимулирование,
и предполагает формирование
определенной мотивационной структуры
работника. Руководители должны
таким образом строить систему
мотивации труда на предприятии,
чтобы можно было применять
психологический способ усиления
положительных мотивов и
ослабления отрицательных, и
в дальнейшем не применять
дополнительного стимулирования
[7].
Стилем руководства можно назвать устойчивое сочетание теоретических воззрений, навыков умений, характерных черт и отношений, проявляющихся в поведении руководителя. Лидеры, предпочитающие поощрение работников, относятся к приверженцам позитивного руководства. В тех случаях, когда руководитель уделяет значительное внимание взысканиям и другим дисциплинарным и материальным санкциям, говорят о негативном стиле руководства. Практически каждый руководитель ежедневно использует средства, как из позитивного, так и негативного подхода к управлению, поэтому можно сказать, что число стилей руководства бесконечно и варьируется от строго позитивных до строго негативных [8].
Обычно выделяют авторитарный, демократический (кооперативный) и анархический стили, каждый из которых имеет свои положительные и отрицательные стороны. Каждый руководитель использует в своей деятельности инструменты всех трех стилей и даже двух (анархический в целом не эффективен и не может культивироваться сознательно), но один из них является преобладающим.
Авторитарный стиль руководства предполагает концентрацию в руках руководителя всех властных полномочий и единоличное принятие связанных с деятельностью решений. Основу «авторитаризма» формирует негативный стиль руководства, угрозы и наказания, что не мешает руководителям – автократам периодически отмечать достижения подчиненных премиями. К недостаткам авторитарного стиля можно отнести - ограничение возможностей мотивации, самостоятельности и развития подчиненных, а также опасность принятия ошибочных решений из-за субъективизма руководителя. В такой ситуации у работников обычно формируется негативное отношение к руководителю и в целом к предприятию.
Часто авторитарный стиль навязан руководителю объективными условиями, такими как большой разрыв в уровне образования и компетентности руководителя и подчиненных, а также ориентации их преимущественно на материальную систему мотивации, и, прежде всего, денежное вознаграждение. При этом эффективное использование авторитарного стиля требует от руководителя: высокой ответственности, строгого самоконтроля, развитой способности принятия решений, хороших организаторских качеств. Этот стиль имеет тенденцию быть эффективным в критических ситуациях, а также в условиях низкого профессионального уровня и организационной мотивации работников.
С авторитарным стилем руководства соотносится стиль демократический (кооперативный). При данном стиле руководства профессиональная активность формируется в результате взаимодействия руководителя и работников. Он предполагает близость образовательного уровня начальника и подчиненных, а также преимущественно нематериальную мотивационную структуру работников. Такой руководитель признает способности работников и сознает, что сам он не может все знать и предусмотреть. Неизбежный для производства контроль руководитель осуществляет по результатам, а не в форме детального исполнительского контроля. Работники рассматриваются как партнеры. Для них характерны, как правило, высокий уровень профессиональной подготовки, знаний и опыта; выраженная потребность в самостоятельности; тяга к творчеству и личностному росту; интерес к работе [4,С.35-37].
Преимущества демократического стиля состоят, прежде всего, в квалифицированных решениях, высокой мотивации работников и разгрузке руководителя. Однако его использование имеет ряд недостатков, связанные, в первую очередь, со сложностью обеспечения таких условий, кроме того, он может замедлять процесс принятия решений.
Важнейшую роль для предприятий играют руководители, способные создать участие работников предприятия в управлении. Участие в управлении предполагает консультации руководителей с подчиненными, т.е. командную работу. В данном случае руководитель всецело отвечает за работу подразделения, но разделяет оперативную ответственность с участниками процесса труда. Идея данной модели управления – это эмоциональное вовлечение работников в работу группы, а не просто их физические действия. Также работники получают возможность проявить инициативу, реализовать свои способности. Ценность участия в управлении состоит в высвобождении творческой активности всех работников. Участи в управлении способствует повышению мотивации, помогает работникам осознать цели и определить четкие пути к их достижению, также побуждает членов группы к принятию ответственности за ее действия.
Модель участия в управлении имеет ряд достоинств. Во-первых, участие в управлении может способствовать повышению объемов производства и качества продукции; во-вторых, обусловливает изменение мотивации работников, получающих возможность влияния на ситуацию, возрастания самооценки, степени удовлетворенности трудом и улучшение взаимодействий с руководителем; в-третьих, обеспечение работников большим объемом информации о предприятии позволяет им выступать с более эффективными предложениями [4,С.38].
Наибольший
интерес может представлять
модификация системы участия
в управлении – программа
участия в собственности. Поскольку
стремления работников к расширению
властных полномочий и реализации
своих способностей основываются
на культуре свободы и, возможно,
представляют собой основной движущий
мотив человека.
1.4. Социально
- экономические формы
Т.к. потребности работника многообразны, но согласно иерархии потребностей А. Маслоу все они могут быть разделены на материальные и нематериальные, то и социально – экономические формы мотивации труда делятся на материальные и нематериальные [9, С.122] .
Информация о работе Мотивация труда: опыт стимулирования на макро- и микроуровне