Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 19:43, курсовая работа
Наша экономика развивается за счет развития рынка, товарно-денежных отношений. Одной, из рыночных структур, которая оказывает сильное влияние на экономику страны, – это монополия. Проблемы регулирования естественных монополий особенно актуальны в России, так как законодательная база в ней еще очень слабо развита, и для создания и нормального функционирования товарного рынка необходимо учесть фактор естественных монополий.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ МОНОПОЛИИ И МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 4
1.1 Монополия и монополистическая власть 4
1.2 Показатели рыночной концентрации 10
1.3 Способы государственного регулирования монополий 13
ГЛАВА 2. РЫНОЧНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ И МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РФ 18
2.1 Естественная монополия в современной экономике России 18
2.2 Анализ монопольной власти и показателей рыночной концентрации в российской экономике 19
2.3 Современные способы государственного регулирования в российской практике 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Наша экономика развивается за счет развития рынка, товарно-денежных отношений. Одной, из рыночных структур, которая оказывает сильное влияние на экономику страны, – это монополия. Проблемы регулирования естественных монополий особенно актуальны в России, так как законодательная база в ней еще очень слабо развита, и для создания и нормального функционирования товарного рынка необходимо учесть фактор естественных монополий.
Сегодня, в деятельности монополии существует множество проблем, связанных с эффективностью функционирования монополистических структур, особенно их влияния на российскую экономику. Непосредственно, рыночную концентрацию и монопольную власть необходимо изучать так же, как и монополию как рыночную структуру, в целом. От их влияния на экономику зависит и экономический рост в нашей стране, и благосостояние населения России. Таким образом, Россия будет позиционировать себя на международном рынке с лучшей стороны, что не маловажно для ее развития в дальнейшем.
Данной проблеме уделяется большое внимание в современной экономической литературе. Так, различные аспекты ее изучения затрагиваются в научных статьях таких авторов как Яремчук Н.В., Грицюк Т.В., Борисевич В.И. и т.д.
В связи с этим цель исследования – изучить монополистическую власть и рыночную концентрацию в российской экономике.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. ознакомиться с монополией и монопольной властью;
2. определить основные показатели рыночной концентрации;
3. определить способы
государственного
4. сделать анализ монопольной власти и показателей рыночной концентрации в определенной отрасли;
5. изучить влияние естественной монополии на современную экономику России;
6. рассмотреть современные способы государственного регулирования в российской практике.
Объектом исследования данной работы является монополия, как крайняя форма несовершенной конкуренции.
Цель данной работы – осветить и проанализировать важнейшие черты, формы и виды монополий, а также основные методы борьбы с ними и особенности антимонопольной политики Российской Федерации в современных рыночных отношениях.
Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы.
При написании работы были использованы такие источники, как книги, периодические издания, а также источники Internet.
В данной главе мы рассмотрим монополию, монополистическую власть, основные показатели рыночной концентрации и способы государственного регулирования монополий.
Монополия – тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя1.
Монополия представляет собой рынок, на котором единственная фирма осуществляет 100% продаж некоего продукта, не имеющего субститутов. При монополии понятия фирма и отрасль отпадают. Если обратить внимание на монополистические образования в промышленном производстве, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.
Монополия обладает возможностью контролировать цену на производимый ею товар. Графически это обстоятельство отражается с помощью отрицательного наклона графика индивидуального спроса на продукцию монополии.
Таким образом, условие максимизации прибыли для монополии принимает вид MC = MR < P. В отличие от фирмы в условиях совершенной конкуренции, монополия прекращает увеличение производства до того, как предельные затраты сравняются с рыночной ценой.
Совместим на одном рисунке линию спроса d фирмы-монополиста, предельной выручки MR и графики предельных затрат MC и общих средних затрат ATC.
Рис. 1.1. График монополии2
Для нахождения объемов продукции, дающих максимальную прибыль, находим точку пересечения MR и MC (точка N). Перпендикуляр, опущенный из точки N на ось абсцисс, укажет нам количество продукции, которое необходимо произвести для получения максимальной прибыли. Продолжение данного перпендикуляра вверх дает точку пересечения L с линией спроса d. Данная точка помогает определить, по какой цене возможно продать продукцию в количестве Q. Проекция точки на ось ординат показывает цену P. Площадь прямоугольника PLQ0 – это общая выручка (TR), получаемая фирмой-монополистом. В составе выручки скрываются общие затраты и прибыль фирмы. Общие затраты зависят от средних затрат на единицу продукции и количества произведенной продукции (TC = ATC ·Q). Точка пересечения перпендикуляра QL с кривой общих средних затрат определяет величину ATC. Таким образом, P2 – это средние затраты на единицу продукции, умноженные на Q, дают величину общих затрат (то есть TC – это площадь прямоугольника P2KQ0). Если мы из общей выручки (TR) вычтем общие затраты (TC), то получим величину общей прибыли TR, которая измеряется площадью прямоугольника PLKP2.
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная, экономическая3.
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов4. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства. В другой литературе выделяют государственную монополию.
Экономическая монополия является наиболее распространенной5. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.
Современная экономическая теория выделяет три типа монополий: монополия отдельного предприятия, монополия как соглашение, монополия, основывающаяся на дифференциации продукта6.
Исторически необходимо выделить следующие основные формы монополистических объединений:
Фирма обладает монопольной властью (monopoly power) тогда, когда она имеет возможность воздействовать на цену своего товара, изменяя количество, которое она готова продать7. Степень, до которой монополист может использовать свою монопольную власть, зависит от наличия близких заменителей на его товар и его доли на данном рынке. Естественно, чтобы обладать монопольной властью фирме не требуется быть чистой монополией. Причем необходимо, чтобы кривая спроса на продукцию фирмы была наклонена вниз, а не была горизонтальной, как для конкурентной фирмы, так как иначе у монополиста не будет возможности изменять цену путем изменения количества предлагаемого товара. В крайнем, предельном случае кривая спроса на продукт, реализуемый чистой монополией, является направленной вниз кривой рыночного спроса на данный продукт. Существенное различие между монополистическим рынком и рынком конкурентным заключается в том, что монополист способен влиять на цену, выручаемую за товар, а конкурентный продавец такой возможности не имеет. Фирма с монопольной властью является фирмой, которая по своему усмотрению устанавливает цену на свой товар, а не принимает ее как данное, т. е. в отличие опять-таки от конкурентного продавца она не является ценополучателем.
Почему некоторые фирмы обладают большой монопольной властью, а другие незначительной или вовсе никакой? Монопольная власть заключается в способности устанавливать цену выше предельных издержек и величина, на которую цена превышает предельные издержки, обратно пропорциональна эластичности спроса для фирмы. Чем менее эластичен спрос для фирмы, тем большей монопольной властью обладает фирма.
Три фактора определяют эластичность спроса для фирмы8. Первый заключается в эластичности рыночного спроса. Собственный спрос фирмы будет, по крайней мере, столь же эластичен, как и рыночный спрос, и поэтому эластичность рыночного спроса ограничивает потенциал монопольной власти. Второй фактор – число фирм на рынке. Если на нем много фирм, маловероятно, что одна из фирм будет способна существенно повлиять на цену. Третий фактор заключается во взаимодействии между фирмами. Даже если на рынке имеются лишь две или три фирмы, ни одна из них не сможет увеличить цену во много раз, если соперничество между ними носит агрессивный характер, когда каждая фирма старается захватить львиную долю рынка.
Итак, в данном параграфе мы ознакомились с монополией и монопольной властью и пришли к выводу, что монополия – это тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя; монополист назначает цену, исходя из условия MC = MR; существуют разные виды монополий: естественная, административная, экономическая; современная экономическая теория выделяет три типа монополий: монополия отдельного предприятия, монополия как соглашение, монополия, основывающаяся на дифференциации продукта; выделяют следующие основные формы монополистических объединений: простейшие объединения, картели, синдикаты, тресты, комбинаты, концерны; фирма обладает монопольной властью тогда, когда она имеет возможность воздействовать на цену своего товара, изменяя количество, которое она готова продать.
Основной количественной
характеристикой структуры
В экономической литературе выделяют следующие показатели рыночной концентрации9:
Индекс концентрации определяется как сумма рыночных долей крупнейших продавцов рынка:
где CRk - индекс концентрации; N - число фирм в отрасли; -доля производства (продаж) i-й фирмы в общем объеме выпуска (сбыта) отрасли.
Индекс концентрации измеряется в долях или в процентах. Чем выше значения данного показателя, тем сильнее рыночная власть крупнейших фирм, тем сильнее степень концентрации на рынке, и тем слабее конкуренция. Как правило, целесообразно исследовать значения индекса для 3 или 4 крупных фирм рынка. При этом выделяют следующие критерии сопоставления рыночных структур10: