Монополистическая власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Наша экономика развивается за счет развития рынка, товарно-денежных отношений. Одной, из рыночных структур, которая оказывает сильное влияние на экономику страны, – это монополия. Проблемы регулирования естественных монополий особенно актуальны в России, так как законодательная база в ней еще очень слабо развита, и для создания и нормального функционирования товарного рынка необходимо учесть фактор естественных монополий.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ МОНОПОЛИИ И МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 4
1.1 Монополия и монополистическая власть 4
1.2 Показатели рыночной концентрации 10
1.3 Способы государственного регулирования монополий 13
ГЛАВА 2. РЫНОЧНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ И МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РФ 18
2.1 Естественная монополия в современной экономике России 18
2.2 Анализ монопольной власти и показателей рыночной концентрации в российской экономике 19
2.3 Современные способы государственного регулирования в российской практике 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Файлы: 1 файл

монополистическая власть.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

2.2 Анализ монопольной власти и показателей рыночной концентрации в российской экономике

 

Целями государственной  политики реформирования электроэнергетики  Российской Федерации являются: ресурсное  и инфраструктурное обеспечение экономического роста, с одновременным повышением эффективности производства и потребления электроэнергии. Реформа электроэнергетики должна обеспечить энергетическую безопасность государства, предотвращение возможного энергетического кризиса и повышение конкурентоспособности российской электроэнергии16.

Сводный план реформы  и реструктуризации. Основные этапы.

Этап I. Начальная фаза реструктуризации – пилотные проекты (2003 – начало 2008).

Запуск переходного  оптового рынка электроэнергии (в 2 стадии):

- 1-ая: модель с добровольным участием потребителей (2003 – 2007гг.), - 2-ая: модель с обязательным участием потребителей (2007г.),

- Запуск небольшого  полностью конкурентного регионального  рынка (2007 г.);

- Формирование структуры  Системного оператора; 

- Начало создания оптовых  генерирующих компаний на базе  имущества РАО «ЕЭС России»;

- Создание и наполнение имуществом магистральных сетей АО-энерго межрегиональных магистральных сетевых компаний (ММСК), вариант - приобретение ОАО «ФСК ЕЭС» магистральных сетевых активов АО-энерго в собственность (в случае нахождения источника средств на покупку);

- Реорганизация пилотных  АО-энерго в части разделения  по видам деятельности;

- Начало реорганизации  АО-энерго второй очереди; 

- Обособление от РАО  «ЕЭС России» ряда полностью  сформированных ОГК на базе  теплогенерирующих активов по  схеме, предусматривающей обмен акций генерирующих компаний на акции РАО «ЕЭС России»;

- Возможно, выделение  из РАО «ЕЭС России» ОАО  «ФСК ЕЭС» путем реорганизации  РАО «ЕЭС России»; 

- Возможно, обособление  некоторых других полностью сформированных компаний.

Этап II. Завершение создания инфраструктуры и реструктуризации АО-энерго (2008-2009 годы).

- Создание Совета по  надежности, основной задачей которого  является эффективная координация  субъектов, участвующих в реформировании  отрасли; 

- Реорганизация всех  остальных АО-энерго (за исключением некоторых изолированных систем);

- Возможно, запуск полного  конкурентного оптового рынка  на одну или несколько ОЭС  – 2008 г.;

- Формирование территориальных  генерирующих компаний;

- Формирование межрегиональных  распределительных сетевых компаний;

- Окончание формирования  оптовых генерирующих компаний (ОГК);

- Решение о реорганизации  ОАО РАО «ЕЭС России» с образованием  несформированных в результате  первой реорганизации компаний. В результате реорганизации будут образованы следующие компании:

- Тепловые ОГК (которые  не были обособлены от РАО  «ЕЭС России» по схеме, предусматривающей обмен акций генерирующих компаний на акции РАО «ЕЭС России»).

- 4 ОГК, созданных на  базе ГЭС,

- Холдинг гарантирующих  поставщиков, изолированных АО-энерго, неконсолидированных РГК, прочих непрофильных и сервисных активов РАО «ЕЭС России»,

 - Системный оператор (ОАО «СО ЦДУ ЕЭС»),

 - Около 20 компаний, каждая из которых владеет акциями 1 ТГК,

 - Одной компании МРСК.

-постановление Правительства  о запуске рынка (окончание переходного периода).

 

 


Рис. 2.1. Структура отрасли  в 2009 году17.

 

Этап III. Полностью либерализованный рынок (2009-2008).

- Начало функционирования  либерализованного оптового и  розничного рынков;

- Увеличение доли государства в компании – операторе Единой национальной электрической сети, в Системном операторе, снижение доли участия государства в оптовых и территориальных генерирующих компаниях, если это необходимо.

Таким образом, после  окончания всех основных процедур реформирования холдинга к 2008 году каждый акционер РАО «ЕЭС России», владевший до начала реорганизационных процедур пакетом акций, при условии, что он не будет приобретать дополнительные либо продавать имеющиеся у него акции, будет владельцем пакетов акций следующих субъектов отрасли:

ОАО «ФСК ЕЭС», 1 МПСК, Генерирующие компании, участвовавшие в аукционе (в зависимости от результатов), Ген-компании (не участвовавшие в аукционе, гидро-ОГК, Холдинг ГП, изолированных АО-энерго, ТГК, 100% ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС».

Система управления изменениями  на уровне РАО «ЕЭС России» обеспечивает содержательную, методологическую поддержку подготавливаемых и принимаемых решений Правительством РФ. Принятие пакета законопроектов по электроэнергетике ставит перед системой управления реформированием новые задачи:

- концентрация усилий  и ресурсов на проработке корпоративных,  юридических схем трансформации собственности и управления ею;

- синхронизация отражения проблем и подходов РАО «ЕЭС России» и правительства РФ в дальнейшей реализации реформы;

- совмещение процессов  реформирования с процессами  текущего функционирования;

- реорганизация системы  управления с целью обеспечения  реформирования холдинга РАО «ЕЭС России» и развития существующего и новых бизнесов.

Актуальной задачей для менеджмента РАО «ЕЭС России» является повышение капитализации организаций холдинга РАО «ЕЭС России» (управление стоимостью), для чего планируется разработать методологию повышения эффективности и прозрачности организаций холдинга РАО «ЕЭС России».

Итак, в данном параграфе  мы сделали анализ монопольной власти и показателей рыночной концентрации на примере РАО «ЕЭС Россия» и  пришли к выводу, что реструктуризация и реформирование электроэнергетики необходимы для развития нашей экономики, подъема промышленности и снижения тарифов на потребление электроэнергии. К тому же акции улучшенной энергосистемы смогут привлечь необходимых инвесторов.

2.3 Современные  способы государственного регулирования  в российской практике

 

Экономическое развитие современной России нацелено на три основные задачи: повышение уровня жизни населения, обеспечение национальной безопасности, обеспечение достойного места страны в мировом сообществе18. Для выполнения первой стратегической задачи необходимо добиться высокого уровня доходов большинства населения, высокого уровня образования и экономической востребованности высокообразованных кадров, а также обеспечить условия для здорового образа жизни, рождаемости полноценных детей и увеличения продолжительности жизни. Вторая стратегическая задача предполагает сохранение государственной целостности сохранение государственной целостности и независимости посредством обеспечения достаточного для безопасности страны уровня обороноспособности. Третья задача, являясь особо важной в условиях глобализации, предполагает увеличение технологичности производства, оптимизацию экспорта-импорта в сторону расширения экспорта продуктов с высокой долей добавленной стоимости, нахождение своих экономически выгодных ниш в международном разделении труда. Обеспечение относительной самодостаточности российской экономики предполагает создание самостоятельной экономической системы рыночного типа, способной развиваться с опорой на внутренние ресурсы и развитый внутренний рынок этих ресурсов. Особо важным является постепенное снижение зависимости развития страны от внешней конъюнктуры, а также обеспечение развитости отраслей и бизнес-структур в необходимых для удовлетворения внутренних потребностей страны размерах. Тесная взаимосвязь экономического роста должна проявляться прежде всего в том, что рост экономики должен сопровождаться ростом уровня жизни, укреплением безопасности страны и упрочнением ее позиций на мировой арене. В этом случае экономический рост приобретает особую практическую значимость для всего общества. И в таком случае он может выступить определяющим элементом консолидирующей национальной идеи. Для реализации долгосрочного экономического роста России необходимо основное внимание уделить развитию факторов производства: человеческому, природному, финансовому. Важно стимулировать увеличение спроса на отечественную продукцию со стороны внутреннего рынка и расширять возможность ее реализации на внешнем рынке. Основным способом расширения спроса на внутреннем рынке является, помимо повышения конкурентоспособности отечественной продукции на внешнем рынке необходима активизация протекционистской политики государства. Решить эту проблему далеко не просто, но необходимо. По крайней мере, заключение долговременных контрактов с зарубежными государствами на поставку сырья должно быть связано с определением доли поставок высокотехнологичной продукции. Обеспечить экономический рост можно только при условии повышения уровня производства товаров и услуг, роста производительности и труда, внедрения в производство и управление новых технологий. Нельзя решить проблему долгосрочного экономического роста без активизации и стимулирования всех форм предпринимательской деятельности и повышения трудовой мотивации наемных работников.

Главнейшими направлениями  деятельности государства являются19:

1. Достижение  сплоченности общества вокруг  национальной идеи экономического роста;

2. Стимулирование  прироста населения;

3. Развитие  предпринимательства и на этой  основе увеличение роста занятости  и снижение уровня безработицы;

4. Стимулирование обновления производства, развития производственной инфраструктуры.

В пределах предоставленной  компетенции органы регулирования  естественных монополий и конкуренции осуществляют функцию контроля за соблюдением ФЗ «О естественных монополиях» и ФЗ «О конкуренции».

ФЗ «О естественных монополиях»  определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий20.

ФЗ «О конкуренции» определяет организационные и правовые основы предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в РФ; ограничения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных органов власти органами или организациями21.

Итак, в данном параграфе мы рассмотрели современные способы государственного регулирования в российской практике, и пришли к следующим выводам: государственное регулирование – объективная необходимость развития экономики. Причем, степень государственного регулирования зависит от уровня развития рыночных отношений.

Вывод. В данной главе мы рассмотрели естественную монополию, провели анализ монополистической власти и показателей рыночной концентрации, определили способы государственного регулирования в российской экономике и пришли к следующим выводам: Россия не избежала негативного воздействия отраслей естественных монополий в условиях рынка; реструктуризация и реформирование электроэнергетики необходимы для развития нашей экономики, подъема промышленности и снижения тарифов на потребление электроэнергии. К тому же акции улучшенной энергосистемы смогут привлечь необходимых инвесторов; государственное регулирование – объективная необходимость развития экономики. Причем, степень государственного регулирования зависит от уровня развития рыночных отношений.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, в результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Монополия – это тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя, монополист назначает цену, исходя из условия MC = MR; существуют разные виды монополий: естественная, административная, экономическая; выделяют следующие основные формы монополистических объединений: простейшие объединения, картели, синдикаты, тресты, комбинаты, концерны; фирма обладает монопольной властью тогда, когда она имеет возможность воздействовать на цену своего товара, изменяя количество, которое она готова продать. Показатели концентрации отражают, в частности, соотношение числа фирм и распределения рыночных долей и измеряются в долях или в процентах. Существуют такие показатели, как индекс Лернера, дисперсия рыночных долей, коэффициент Джини, индексы Херфиндаля-Хиршмана и Холла-Тайдмана. Государство может воздействовать на монополии тремя основными способами: 1) активизация конкурентных рыночных структур, противостоящих монополии, с помощью тех или иных мер по либерализации рынков; 2) государственное регулирование монополий путем контроля над ценами и уровнем рентабельности; 3) прямое предотвращение, подавление или ликвидация монополий с помощью специального антимонополистического законодательства. Россия не избежала негативного воздействия отраслей естественных монополий в условиях рынка; реструктуризация и реформирование электроэнергетики необходимы для развития нашей экономики, подъема промышленности и снижения тарифов на потребление электроэнергии. К тому же акции улучшенной энергосистемы смогут привлечь необходимых инвесторов. Государственное регулирование – объективная необходимость развития экономики. Причем, степень государственного регулирования зависит от уровня развития рыночных отношений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

КНИГИ

1. Ананько, А.В., Ильич, С.Н. Бизнес-право - Мн.:Изд. центр БГУ, 2003. -202с.

2. Архипов, А.И. Экономика. - М., 2008. - 232с.

3. Булатова, А.С. Экономика:  Учебник. 3-е изд. перераб. и  доп. / Под ред. д-ра эконом. наук  проф. А.С. Булатова. - М.: Экономист, 2008. - 896с.

4. Волконский, В.А., Корягин, Г.И. О роли монополии в современной экономике. - Банк. дело. - М., 2008. - 174с.

5. Гальперин, В.М., Игнатьев, С.М., Моргунов, В.И. Микроэкономика Высшая школа экономики. - СПб., 2007. - 506с.

6. Грицюк, Т.В. Государственное регулирование экономики: теория и практика. Грицюк Т. В. - РДЛ, 2009. - 408с.

7. Макконнелл, К.Р., Брю, С.Л. Экономикс. - М., 2009. - 210с.

8. Николаева, И.П. Экономическая  теория: Учебник для вузов / под  ред. проф. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 315с.

Информация о работе Монополистическая власть