Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 19:43, курсовая работа
Наша экономика развивается за счет развития рынка, товарно-денежных отношений. Одной, из рыночных структур, которая оказывает сильное влияние на экономику страны, – это монополия. Проблемы регулирования естественных монополий особенно актуальны в России, так как законодательная база в ней еще очень слабо развита, и для создания и нормального функционирования товарного рынка необходимо учесть фактор естественных монополий.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ МОНОПОЛИИ И МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 4
1.1 Монополия и монополистическая власть 4
1.2 Показатели рыночной концентрации 10
1.3 Способы государственного регулирования монополий 13
ГЛАВА 2. РЫНОЧНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ И МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РФ 18
2.1 Естественная монополия в современной экономике России 18
2.2 Анализ монопольной власти и показателей рыночной концентрации в российской экономике 19
2.3 Современные способы государственного регулирования в российской практике 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
рынок считается неконцентрированным при значениях индекса для 3 фирм ниже 45%;
умеренно концентрированным - при CR3 = 45-70%;
высококонцентрированным - при CR3 > 70%.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке:
где HHI - индекс Херфиндаля-Хиршмана; - доля производства (продаж) i-й фирмы в общем объеме выпуска (сбыта) отрасли; N - число фирм в отрасли. Значения yi могут быть выражены в долях либо в процентах:
Чем меньшие значения принимает индекс Херфиндаля-Хиршмана, тем сильнее конкуренция на рынке, меньше концентрация и слабее рыночная власть фирм.
Дисперсия определяется как отклонения рыночных долей всех фирм рынка:
где — средняя рыночная доля; N — число фирм в отрасли.
Показатель дисперсии измеряется в абсолютных значениях и может принимать любые значения. Он характеризует возможную рыночную власть фирм через неравенство их размеров. Чем больше величина дисперсии, тем более неравномерным и, следовательно, более концентрированным является рынок, тем слабее конкуренция и тем сильнее власть крупных фирм на рынке.
Между индексом Херфиндаля-Хиршмана и дисперсией наблюдается следующее соотношение:
так что при неизменном числе фирм более высокая дисперсия.
Коэффициент Джини определяется как процентная доля размера отрасли, приходящаяся на процентное число фирм, действующих на рынке:
где G - коэффициент Джини; D - кумулятивный процент размера отрасли (рынка); N - кумулятивный процент числа фирм на рынке.
Коэффициент Джини иллюстрируется кривой Лоренца (рис.1.2.)
Рис. 1.2. Кривая Лоренца11
Кривая ANC - кривая Лоренца - показывает, какая процентная доля рынка приходится на каждый процент фирм, действующих на рынке. При этом коэффициент Джини определяется как отношение площади фигуры D к площади треугольника ABC. При абсолютном равенстве кривая Лоренца приобретает вид биссектрисы - прямой АС, площадь фигуры D становится равной нулю, следовательно, и коэффициент Джини оказывается равным нулю. При абсолютном неравенстве кривая Лоренца совпадает с линией ABC, площади D и ABC также совпадают, коэффициент Джини оказывается равным единице.
Индекс Холла-Тайдмана рассчитывается на основе сопоставления рангов фирм рынка следующим образом:
,
где НТ - индекс Холла-Тайдмана; Ri - ранг фирмы на рынке (самая крупная фирма имеет ранг 1); yi - доля фирмы.
Индекс Лернера - показатель рыночной власти фирмы, характеризующий относительное превышение цены товара над предельными издержками его производства.
L = (P - MC) / P ; откуда P = [1 / (1 - L)] MC
[1 / (1 - L)] - повышательный фактор (наценка)- измеряет разницу между ценой и предельным продуктом.
Итак, в данном параграфе мы рассмотрели показатели рыночной концентрации пришли к выводу, что показатели концентрации отражают, в частности, соотношение числа фирм и распределения рыночных долей и измеряются в долях или в процентах; существуют такие показатели, как индекс Лернера, дисперсия рыночных долей, коэффициент Джини, индексы Херфиндаля-Хиршмана и Холла-Тайдмана.
Учитывая свойство монополий стремиться к приобретению чрезмерной экономической власти, государства практически всех стран с рыночным типом экономики проводят в тех или иных формах и масштабах вмешательства в деятельность монополий, сообразуясь со своими представлениями о степени общественной опасности тех или иных монопольных структур. Более того, эта политика в последние десятилетия всё чаще выступает не в форме отдельных разовых мероприятий, а в качестве одной из постоянных функций государства.
В разных странах и в различные периоды преобладают те или иные государственные воздействия на монополии12. Но, как правило, в наиболее общем плане в странах с рыночным типом экономики выделяется три основных направления: 1) активизация конкурентных рыночных структур, противостоящих монополии, с помощью тех или иных мер по либерализации рынков; 2) государственное регулирование монополий путем контроля над ценами и уровнем рентабельности; 3) прямое предотвращение, подавление или ликвидация монополий с помощью специального антимонополистического законодательства. Рассмотрим подробнее каждое из этих направлений.
Либерализация рынков не связано с подавлением монополий непосредственно. Оно исходит из такого очевидного факта, что сила монополии тем слабее, чем эффективнее работают конкурентные рыночные механизмы и чем, соответственно, более развитыми являются конкурентные рыночные структуры. Соответственно, главная задача данного направления сводится к тому, чтобы создать в экономике обстановку, затрудняющую или делающую просто невыгодным отдельным фирмам злоупотреблять их монопольным положением, обеспечить своеобразную антимонопольную профилактику в экономике и обществе. Подрыву монополизма с помощью активизации конкурентных рыночных механизмов нередко способствует процесс ускорения развития науки и техники, т.к. благодаря некоторым достижениям НТП отдельные естественные монополии перестают быть таковыми. В последние годы особенно заметной была данная тенденция в отрасли связи. Например, если еще двадцать лет назад передачу информации на сверхдальние расстояния могли осуществлять только немногие особо крупные компании, то затем, благодаря появлению спутниковой связи реализация подобных функций стала доступной многим фирмам, избавившимся таким образом от необходимости прибегать к услугам компаний-монополистов.
Немаловажным направлением государственного вмешательства в деятельность монополий в условиях экономики рыночного типа является государственное регулирование фирм, обладающих монопольной властью, с помощью фиксации верхнего уровня цены, установления «справедливой» цены или «справедливой нормы прибыли». Как правило, регулированию подвергаются, прежде всего, и главным образом, естественные монополии. К естественным монополиям, как уже отмечалось, относятся в первую очередь различные коммунальные услуги: почта, телеграф, телефонные станции, местные электрические или газовые компании и т.п. Поскольку технологически невозможно и экономически бессмысленно формирование конкурентных рынков подобных коммунальных услуг, то для обеспечения удовлетворения потребностей населения в данных услугах в необходимых объемах и по приемлемым ценам, остается только один путь - государственное регулирование естественных монополий, главным образом путём воздействия на их цены (тарифы) и уровни прибыльности. Хотя государственное регулирование объективно необходимо только в отношении естественных монополий, оно нередко применяется и в отраслях, структура рынков которых не исключает конкуренцию.
Очевидное зло, приносимое чрезмерной экономической властью тех или иных монополий, заставляет страны с рыночным типом экономики прибегать нередко к прямому недопущению, подавлению или устранению монополистических структур с помощью специального антимонопольного законодательства.
Основные различия в антимонопольной политике и практике «рыночных» стран связаны с неодинаковыми акцентами в использовании направлений регулирования монополий и прямого недопущения, подавления или устранения их в форме дробления на отдельные самостоятельные предприятия13. В этой связи различают особенности европейского и американского подходов в антимонопольной политике. Антимонопольная политика в европейских странах в большей мере направлена на регулирование уже сложившихся монополий независимо от того, какими путями они добились своего монопольного положения, причем данное регулирование не предполагает структурных изменений, т.е. не содержит требований о деконцентрации, дроблении фирм на самостоятельные предприятия. Что же касается особенностей государственной политики воздействия на монополии в США, то для неё, прежде всего, и, безусловно, характерна гораздо меньшая опора на регулирование. Такое воздействие считается целесообразным и необходимым только применительно к естественным монополиям. В отношении же обычных монополий американское законодательство исходит из того, что совсем необязательно лишать фирму монопольно высоких прибылей, если монопольное положение на рынке достигнуто ею “благодаря более высоким деловым качествам, изобретательности или же просто счастливому случаю”.
Итак, в данном параграфе мы рассмотрели государственное регулирование монополий и пришли к выводу, что государство может воздействовать на монополии тремя основными способами: 1) активизация конкурентных рыночных структур, противостоящих монополии, с помощью тех или иных мер по либерализации рынков; 2) государственное регулирование монополий путем контроля над ценами и уровнем рентабельности; 3) прямое предотвращение, подавление или ликвидация монополий с помощью специального антимонополистического законодательства.
Вывод. В данной главе мы ознакомились с монополией и монопольной властью, основными показателями рыночной концентрации, способами государственного регулирования монополий и пришли к следующим выводам: монополия – это тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя; монополист назначает цену, исходя из условия MC = MR; существуют разные виды монополий: естественная, административная, экономическая; современная экономическая теория выделяет три типа монополий: монополия отдельного предприятия, монополия как соглашение, монополия, основывающаяся на дифференциации продукта; выделяют следующие основные формы монополистических объединений: простейшие объединения, картели, синдикаты, тресты, комбинаты, концерны; фирма обладает монопольной властью тогда, когда она имеет возможность воздействовать на цену своего товара, изменяя количество, которое она готова продать; показатели концентрации отражают, в частности, соотношение числа фирм и распределения рыночных долей и измеряются в долях или в процентах. Существуют такие показатели, как индекс Лернера, дисперсия рыночных долей, коэффициент Джини, индексы Херфиндаля-Хиршмана и Холла-Тайдмана. Государство может воздействовать на монополии тремя основными способами: 1) активизация конкурентных рыночных структур, противостоящих монополии, с помощью тех или иных мер по либерализации рынков; 2) государственное регулирование монополий путем контроля над ценами и уровнем рентабельности; 3) прямое предотвращение, подавление или ликвидация монополий с помощью специального антимонополистического законодательства.
В данной главе мы проведем анализ монополистической власти и показателей рыночной концентрации в российской экономике, рассмотрим естественную монополию в современной экономике России, а так же современные способы государственного регулирования в российской практике.
В российской электроэнергетике естественная монополия сложилась исторически14. Передающая энергию сеть по природе своей предназначена быть монопольной. Конкуренция здесь экономически бессмысленна, т.к. означала бы повсеместное сооружение нескольких параллельных друг другу дорогостоящих сетей, предназначенных для выполнения буквально одних и тех же услуг и отличающихся друг от друга лишь тем, что они принадлежат разным хозяйствующим субъектам. Сомнительная выгода от экономии на издержках производства электроэнергии за счет конкуренции между владельцами сетей не идет ни в какое сравнение с бездумными затратами на строительство передающих сетей. Но сейчас принимаются энергичные меры для развития конкуренции между производителями электрической энергии, в частности: вводится, совершенно новый рыночный механизм определения цены электрической энергии путем конкурентного отбора заявок на ее продажу при данном уровне спроса, определяемом на основе заявок на покупку электроэнергии; предполагается завершение формирования нормативно-правовой базы функционирования всего оптового рынка электрической энергии, в том числе утверждение правил работы оптового рынка на принципах конкуренции и порядка расчетов между субъектами оптового рынка, разработка договоров на поставки электрической энергии и мощности, договоров на использование межсистемной электрической сети оптового рынка и сетей, региональных энергоснабжающих компаний, определение условии взаимоотношений оператора оптового рынка с его участниками; намечается переход к конкуренции электростанций на оптовом рынке по полным затратам с выводом из эксплуатации неэкономичных мощностей; расширение состава крупных потребителей, выведенных на оптовый рынок.
В структуре капитала РАО «ЕЭС России» государству принадлежит 52,6% акций, на долю иностранных инвесторов приходится 30,7%15. РАО «ЕЭС России» контролирует 77,7% суммарной мощности электростанций страны. Компания состоит из 72 региональных АО-энерго. В капитале 53 из них РАО имеет 50 и более процентов акций, в остальных - менее 50%. Основные фонды компании оцениваются в 400 млрд. долл., рыночная капитализация холдинга составляет около 13 млрд. долл. Владея большей частью энергетических мощностей, РАО «ЕЭС России» является собственником всей сети линий электропередач страны. Среди станций, не входящих в РАО, значительную долю составляют АЭС, на которые приходится 13% общего производства электроэнергии в РФ.
Итак, в данном параграфе мы рассмотрели естественную монополию в современной экономике России и пришли к выводу, что Россия не избежала негативного воздействия отраслей естественных монополий в условиях рынка.