Монополии в рыночной экономике. Антимонопольное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 18:59, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие и сущность монополии 5
1.1. Основные понятия, виды и формы монополии 10
1.2. Конкуренция и монопо-лия…………………………………………..15
2. Антимонопольное регулирование в России и этапы его становле-ния…………………………………………………………….…………………..23
3. Заключе-ние……………………………………………………………..32
Список использованных источников……

Файлы: 1 файл

курсовая по макроэкономике..doc

— 181.50 Кб (Скачать)

Министерство сельского хозяйства

Российской Федерации

 

ФГбОУ ВПО «Воронежский государственный  аграрный университет им. императора Петра I»

 

Кафедра экономической  теории и мировой экономики

 

 

Курсовая работа по макроэкономике

 

на тему:

 

«Монополии в рыночной экономике. Антимонопольное регулирование»

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка-бакалавр (заоч. отдел.)

                                            Факультет  БФ курс II  группа I  

                                            направление 080100 Экономика

                                            профиль Бухгалтерский учет, анализ и аудит

                                            Шлыкова Н.П.

 

                                            Шифр по зачетной книжке: 12558

 

 

 

 

Воронеж

2013

 

Содержание

 

Введение

Проблемы монополизации хозяйственной  жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.

С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без  принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.

Изучение монопольных рынков актуально  для принятия экономических решений по разным вопросам.

Основное внимание уделено исследованию естественных монополий, которые существуют преимущественно в отраслях коммунального обслуживания. В большинстве стран эти отрасли либо являются регулируемыми, либо находятся в государственной собственности и управляются государством с целью помешать им, воспользоваться монопольной властью.

В работе представлены способы и  методы регулирования естественной монополии, а так же рассмотрены  проблемы взаимоотношений между  государством и монополией, стратегия монополии на рынке.

Регулированию монополий уделяется большое внимание в разных странах в рамках антимонопольного законодательства. Первый в России антимонопольный закон был принят в 1991 году, а закон о регулировании естественных монополий принят в 1995 году. Он направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов этих монополий в Российской Федерации.

Тема регулирования естественных монополий особенно актуальна в  России, так как законодательная  база в ней ещё очень слабо  развита, и для создания и нормального  функционирования товарного рынка необходимо учесть фактор естественных монополий.

В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.

Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением  необходимости экономических реформ в данной сфере.

  1. Сущность монополии, её виды и формы

    1. Определение монополии, формы и виды монополий

 

Монополии – крупные хозяйственные  объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой  или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала, с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

Если обратить внимание на монополистические  образования в промышленном производстве, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.

Следовательно, главным признаком  монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.

Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, т.к. оно позволяет избежать целый ряд проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что монополисты навязывают своим контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.

При анализе монополии важно  учитывать неоднозначность самого термина «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова «моно» - один, «полио»- продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма – производитель товаров, не имеющих субститов (заменителей). Следовательно, в использовании термина монополия, а тем более «чистая» монополия всегда присутствует известная доля условности. Неслучайно некоторые экономисты стремятся найти замену этому термину: «несовершенный конкурент» (П.Самуэльсон), «ценоискатель» (П.Хейне).

Формирование и рост монополий  исторически неразрывно связаны перерастанием капитала свободной конкуренции в монополистический капитализм. В области хозяйственных отношений капиталистический рост монополий привел к усилению их диктата и господства. Совершенная конкуренция и «чистая» абсолютная монополия – это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логических предела. «…Монополии есть прямая противоположность свободной конкуренции…» (В.И.Ленин «Полное собрание сочинений»1).

Существует большое количество определений монополий, ведь это – многоаспектное понятие. Понятие является настолько важным, что в мировой экономической теории есть даже такое понятие, как теория монополии. В рамках этой теории монополия рассматривается через призму трех аспектов:

    1. с точки зрения рыночной структуры;
    2. с точки зрения рыночного поведения;
    3. с точки зрения рыночных итогов.

Рассматривая каждый из этих аспектов в отдельности, следует уточнить, что, опираясь на рыночную структуру, можно дать следующее определение: монополия – это форма рынка, в условиях которой весь объем предложения приходится лишь на одного субъекта.

Изучая монополию через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью.

Здесь, можно привести еще одно определение монополии:

Монополия - крупная компания, корпорация, объединяющая несколько компаний и  достигающая благодаря этому  положения на рынке определенного товара или группы товаров, когда рынок имеет только одного продавца и множество покупателей.

 Иными словами, монополия  — это компания, контролирующая  производство или сбыт определенного товара или услуги.

Также, монополия - это исключительное право на осуществление той или иной деятельности (государственная монополия на эмиссию денег, внешнюю торговлю рядом товаров, производства, промысла, применения, использования определенных объектов, продуктов), предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству. В ряде случаев монопольное право не предоставляется, а возникает естественным путем или устанавливается экономическими субъектами посредством занятия господствующего положения на рынке товаров и услуг.

Можно привести следующие признаки монополии:

  1. монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей;
  2. производимая продукция является уникальной (отсутствуют товары-заменители);
  3. вход новых фирм на рынок практически невозможен из-за барьеров, таких как:
  4. крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств;
  5. система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством;
  6. монопольное право собственности на использование определенных ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру, бриллиантов);
  7. нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счет большого бюджета и масштабов предприятия в целом;
  8. сложность в получении полной информации обо всем рынке.

Объективной основой монополизма  является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, завышать цену и снижать объем производства по сравнению с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. В конечном итоге это дает возможность монополисту перераспределять в свою пользу платежеспособный спрос, получать монопольно высокую прибыль. Конкурентные рынки в целом работают хорошо, чего нельзя сказать о рынках, на которых или покупатели, или продавцы могут манипулировать ценами. На рынке, где один продавец контролирует предложение, выпуск продукции будет малым, а цены – высокими. Монополия представляет собой крайнюю форму несовершенной конкуренции. Продавец обладает монопольной властью, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска. На монопольных рынках существует барьер вхождения, который делает невозможным проникновение на рынок любого нового продавца. Фирма, обладающая монопольной властью проводит политику ценовой дискриминации, то есть продает один и тот же товар разным группам потребителей по разным ценам. Но для этого фирма-монополист должна уметь надежно разделять свой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса у разных потребителей, умело отделять «дешевый» рынок от «дорогого».

Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции.

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Административная монополия возникает  вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке, как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированной в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление  обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

Закрытая монополия – это  монополия, защищенная от конкуренции  юридическими ограничениями, патентной  защитой, институтом авторских прав и т.д.

Естественная монополия возникает  в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами. Примером естественных монополий в России  можно уверенно считать, прежде всего, РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром», Министерство путей сообщения.

Информация о работе Монополии в рыночной экономике. Антимонопольное регулирование