Монополии в рыночной экономике. Антимонопольное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 18:59, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие и сущность монополии 5
1.1. Основные понятия, виды и формы монополии 10
1.2. Конкуренция и монопо-лия…………………………………………..15
2. Антимонопольное регулирование в России и этапы его становле-ния…………………………………………………………….…………………..23
3. Заключе-ние……………………………………………………………..32
Список использованных источников……

Файлы: 1 файл

курсовая по макроэкономике..doc

— 181.50 Кб (Скачать)

Антимонопольная служба стремится  к повышению прозрачности работы естественных монополий. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

До 1990 г. государственное ценовое  регулирование на продукцию отрасли «Электроэнергетика» осуществлялось через Прейскурант 09-01 «Тарифы на электрическую и тепловую энергию», утверждавшийся Госкомцен СССР. Тарифы устанавливались дифференцировано по 101 региону СССР (в зоне действия каждого производственного объединения электроэнергетики).

В 1991 г. Развитие рыночных принципов  в экономике России сделало  применение Прейскуранта 09-01 невозможным в силу динамичности происходящих изменений и сверхсложности отслеживания происходящих процессов только на федеральном уровне  без учета региональных особенностей. В результате изучения мирового опыта государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в стране и в итоге широких дискуссий был избран механизм, который, исходя из наличия Единой энергетической системы СССР, предполагал применение единых принципов ценообразования. Сам процесс установления уровней тарифов передавался Федеральной и региональным энергетическим комиссиям, образуемым в зоне действия каждого производственного объединения энергетики и электрификации. Все комиссии формировались и работали на общественных началах.

20 сентября 1990 г. Госкомцен СССР и Министерство энергетики и электрификации СССР по согласованию с Госпланом СССР утвердили «Временное положение о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую от электростанций и тепловых сетей Минэнерго СССР. В соответствии с ним право такого регулирования передавалось региональным энергетическим комиссиям, образуемым в союзных и автономных республиках, краях и областях.

Вся работа по организации и внедрению  государственного регулирования тарифов на электрическую энергию возлагалось на Госкомцен СССР, возглавила ее Розенова Лира Ивановна – Заместитель Председателя Госкомцен СССР.

Указанное Временное положение  действовало только в 1991 г. При этом оно не отменяло Прейскурант 09-01, а  разрешало применять к прейскурантным тарифам коэффициент не выше 1,15. Повышающий коэффициент подлежал утверждению в Госкомцен СССР.

Основная работа по формированию системы  регулирующих органов и окончательного отхода от прейскуранта пришлась на 1992 г. После выхода Указа Президента РСФСР от 03.12.1991 г. № 297 «О мерах по либерализации цен» и постановления Правительства РСФСР от 19.12.1991 г. № 55 «О мерах по либерализации цен».

17 января 1992 г. по поручению Правительства  Российской Федерации Минтопэнерго  России по согласованию с Минэкономики и финансов России утвердило «Положение о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую потребителям на территории Российской Федерации на 1992 год».

Распоряжением правительства Российской Федерации от 16.03.1992 г. № 493-р Председателем Федеральной энергетической комиссии (ФЭК России) была утверждена Карпель Елена Евгеньевна – заместитель Председателя Комитета цен при Минэкономики России.

В апреле 1992 г. было утверждено Положение  о ФЭК России как межведомственном органе, а позже практически была завершена работа по созданию сети региональных энергетических комиссий. В декабре 1992 г. Минтопэнерго России по согласованию с ФЭК России и Госкомцен России утвердило «Положение о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации на 1993 г.

Таким образом, в 1992 году были созданы  методические основы регулирования, действие которых продлевалось отдельными решениями Правительства Российской Федерации до 1996 года. В основу механизма государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию была положена необходимость достижения баланса экономических интересов между производителями и потребителями энергии.

В марте 1994 года возглавил заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Шохин Александр Николаевич, а в декабре 1994 года – Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Чубайс Анатолий Борисович. Организационно-техническое обеспечение деятельности ФЭК было возложено на Минэкономики.

14 апреля 1995 года был принят  Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" в котором за ФЭК России был закреплен статус федерального органа исполнительной власти. Указ Президента N1194 от 29 ноября 1995 устанавливал, что ФЭК «является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий» в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии.

В 1999 г. была начата административная реформа, суть которой сводилась к созданию единого органа, устанавливающего и контролирующего применение тарифов как субъектами естественных монополий, так и производителями ряда социально-значимых или имеющих государственное значение товаров и услуг.

В период с 2001 по 2004 гг. руководителем  Федеральной энергетической комиссии был Георгий Петрович Кутовой.

Федеральная служба по тарифам была создана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти” в результате преобразования Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2004 г. N 365-р г. Руководителем ведомства был назначен Новиков Сергей Геннадьевич, занимавший до этого пост первого заместителя полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе.

В рамках реформы, Федеральной службе по тарифам были переданы функции  Министерства РФ по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства  в части регулирования тарифов  на услуги общедоступной электрической и почтовой связи, а также функции Минэкономразвития РФ по регулированию ценовых составляющих государственного оборонного заказа, производства ядерного топлива, сжиженного бытового газа, ценообразования в отношении лекарственных средств, зерновых товарно-закупочных интервенций и целому ряду других позиций. Положение о ФСТ России обсуждалось достаточно долго, в итоге было принято решение, что в отличие от Федеральной энергетической комиссии, где Правление состояло только из чиновников ФЭК России, в ФСТ России решения принимаются межведомственным Правлением, куда помимо руководства ФСТ России входят представители других министерств и ведомств, компетенцию которых затрагивают решения ФСТ России: МЭРТ, Минпромэнерго РФ, Минтранса РФ, Мининформсвязи РФ и ФАС. Участие в работе Правления должностных лиц от заместителя директора департамента до заместителя министра или руководителя федеральной службы позволяет обеспечить не только собственно обсуждение, но и ответственность за принимаемые решения.

В настоящее время Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике, нефтегазовом комплексе, на железнодорожном и ином транспорте, на услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах, услуги общедоступной электрической и почтовой связи, а также на иные виды товаров (работ, услуг), подлежащих государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Изучив предложенную тему, следует  отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую.

В России на данном этапе проблема монополизации перестает быть чисто  экономической, и все больше становится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объеме сможет заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и самоорганизующимся рынком.

Окончательная цель заключается в  том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат  более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.

 

 

 

 

 

Список использованных источников

Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М.; Юрид. лит., 2011. – 64 с.

ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» от 14 апреля 1995 г.

ФЗ «О защите конкуренции»

Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: учебник  для бакалавров/ Л.С. Тарасевич. – 8-е изд., доп и перераб. – М.: изд-во Юрайт, 2012. – 686 с.

Шишкин, А.Ф. Экономическая теория: учебник для вузов/ А.Ф. Шишкин, Н.В. Шишкина. – В 2 т. Т.2 – М.: ВЛАДОС, 2010. – 711 с.

Шишкин, А.Ф. Мировая экономика: учебник  для вузов/ А.Ф. Шишкин, Н.В. Шишкина, Е.Б. Фалькович. – М.: Академический  проект, 2008. – 601

http://www.fstrf.ru – официальный сайт Федеральной службы по тарифам

http://www.consultant.ru – справочная правовая система «Консультант Плюс"

http://www.fas.ru – официальный сайт Федеральной антимонопольной службы РФ

 

 

 

 

1 В.И.Ленин ,,Полное собрание сочинений’’




Информация о работе Монополии в рыночной экономике. Антимонопольное регулирование