Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 18:59, курсовая работа
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.
Введение 3
1. Понятие и сущность монополии 5
1.1. Основные понятия, виды и формы монополии 10
1.2. Конкуренция и монопо-лия…………………………………………..15
2. Антимонопольное регулирование в России и этапы его становле-ния…………………………………………………………….…………………..23
3. Заключе-ние……………………………………………………………..32
Список использованных источников……
Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.
До 1990 г. государственное ценовое регулирование на продукцию отрасли «Электроэнергетика» осуществлялось через Прейскурант 09-01 «Тарифы на электрическую и тепловую энергию», утверждавшийся Госкомцен СССР. Тарифы устанавливались дифференцировано по 101 региону СССР (в зоне действия каждого производственного объединения электроэнергетики).
В 1991 г. Развитие рыночных принципов в экономике России сделало применение Прейскуранта 09-01 невозможным в силу динамичности происходящих изменений и сверхсложности отслеживания происходящих процессов только на федеральном уровне без учета региональных особенностей. В результате изучения мирового опыта государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в стране и в итоге широких дискуссий был избран механизм, который, исходя из наличия Единой энергетической системы СССР, предполагал применение единых принципов ценообразования. Сам процесс установления уровней тарифов передавался Федеральной и региональным энергетическим комиссиям, образуемым в зоне действия каждого производственного объединения энергетики и электрификации. Все комиссии формировались и работали на общественных началах.
20 сентября 1990 г. Госкомцен СССР и Министерство энергетики и электрификации СССР по согласованию с Госпланом СССР утвердили «Временное положение о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую от электростанций и тепловых сетей Минэнерго СССР. В соответствии с ним право такого регулирования передавалось региональным энергетическим комиссиям, образуемым в союзных и автономных республиках, краях и областях.
Вся работа по организации и внедрению государственного регулирования тарифов на электрическую энергию возлагалось на Госкомцен СССР, возглавила ее Розенова Лира Ивановна – Заместитель Председателя Госкомцен СССР.
Указанное Временное положение действовало только в 1991 г. При этом оно не отменяло Прейскурант 09-01, а разрешало применять к прейскурантным тарифам коэффициент не выше 1,15. Повышающий коэффициент подлежал утверждению в Госкомцен СССР.
Основная работа по формированию системы регулирующих органов и окончательного отхода от прейскуранта пришлась на 1992 г. После выхода Указа Президента РСФСР от 03.12.1991 г. № 297 «О мерах по либерализации цен» и постановления Правительства РСФСР от 19.12.1991 г. № 55 «О мерах по либерализации цен».
17 января 1992 г. по поручению Правительства
Российской Федерации
Распоряжением правительства Российской Федерации от 16.03.1992 г. № 493-р Председателем Федеральной энергетической комиссии (ФЭК России) была утверждена Карпель Елена Евгеньевна – заместитель Председателя Комитета цен при Минэкономики России.
В апреле 1992 г. было утверждено Положение о ФЭК России как межведомственном органе, а позже практически была завершена работа по созданию сети региональных энергетических комиссий. В декабре 1992 г. Минтопэнерго России по согласованию с ФЭК России и Госкомцен России утвердило «Положение о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации на 1993 г.
Таким образом, в 1992 году были созданы методические основы регулирования, действие которых продлевалось отдельными решениями Правительства Российской Федерации до 1996 года. В основу механизма государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию была положена необходимость достижения баланса экономических интересов между производителями и потребителями энергии.
В марте 1994 года возглавил заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Шохин Александр Николаевич, а в декабре 1994 года – Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Чубайс Анатолий Борисович. Организационно-техническое обеспечение деятельности ФЭК было возложено на Минэкономики.
14 апреля 1995 года был принят Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" в котором за ФЭК России был закреплен статус федерального органа исполнительной власти. Указ Президента N1194 от 29 ноября 1995 устанавливал, что ФЭК «является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий» в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии.
В 1999 г. была начата административная реформа, суть которой сводилась к созданию единого органа, устанавливающего и контролирующего применение тарифов как субъектами естественных монополий, так и производителями ряда социально-значимых или имеющих государственное значение товаров и услуг.
В период с 2001 по 2004 гг. руководителем Федеральной энергетической комиссии был Георгий Петрович Кутовой.
Федеральная служба по тарифам была создана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти” в результате преобразования Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2004 г. N 365-р г. Руководителем ведомства был назначен Новиков Сергей Геннадьевич, занимавший до этого пост первого заместителя полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе.
В рамках реформы, Федеральной службе
по тарифам были переданы функции
Министерства РФ по антимонопольной
политике и поддержке
В настоящее время Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике, нефтегазовом комплексе, на железнодорожном и ином транспорте, на услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах, услуги общедоступной электрической и почтовой связи, а также на иные виды товаров (работ, услуг), подлежащих государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заключение
Изучив предложенную тему, следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую.
В России на данном этапе проблема монополизации перестает быть чисто экономической, и все больше становится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объеме сможет заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и самоорганизующимся рынком.
Окончательная цель заключается в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.
Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М.; Юрид. лит., 2011. – 64 с.
ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» от 14 апреля 1995 г.
ФЗ «О защите конкуренции»
Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: учебник для бакалавров/ Л.С. Тарасевич. – 8-е изд., доп и перераб. – М.: изд-во Юрайт, 2012. – 686 с.
Шишкин, А.Ф. Экономическая теория: учебник для вузов/ А.Ф. Шишкин, Н.В. Шишкина. – В 2 т. Т.2 – М.: ВЛАДОС, 2010. – 711 с.
Шишкин, А.Ф. Мировая экономика: учебник для вузов/ А.Ф. Шишкин, Н.В. Шишкина, Е.Б. Фалькович. – М.: Академический проект, 2008. – 601
http://www.fstrf.ru – официальный сайт Федеральной службы по тарифам
http://www.consultant.ru – справочная правовая система «Консультант Плюс"
http://www.fas.ru – официальный сайт Федеральной антимонопольной службы РФ
1 В.И.Ленин ,,Полное собрание сочинений’’
Информация о работе Монополии в рыночной экономике. Антимонопольное регулирование