Монополии в рыночной экономике. Антимонопольное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 18:59, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие и сущность монополии 5
1.1. Основные понятия, виды и формы монополии 10
1.2. Конкуренция и монопо-лия…………………………………………..15
2. Антимонопольное регулирование в России и этапы его становле-ния…………………………………………………………….…………………..23
3. Заключе-ние……………………………………………………………..32
Список использованных источников……

Файлы: 1 файл

курсовая по макроэкономике..doc

— 181.50 Кб (Скачать)

Внутриотраслевое противоборство развертывается и между немонополизированными фирмами, в том числе  между массой мелких собственников.

Соперничество небольших фирм возможно в виде традиционной свободной  (или совершенной) конкуренции. Однако конкуренция между аутсайдерами в развитых странах охватывает лишь незначительную долю народного хозяйства удельный вес немонополизированного сектора в общем выпуске продукции сравнительно невелик. Поэтому соперничество здесь оказывает ограниченное влияние на совершенствование производства продукции.

Между крупными объединениями ведется  межотраслевая конкуренция, в результате которой капитал переходит из менее доходных видов производства в более прибыльные. Крупный капитал стремится укрепить свое положение  в экономике путем захвата позиций в других подразделениях хозяйства. В результате усиливается межотраслевая конкуренция и подрывает позиции монополий старожилов, а установленные ими высокие цены несколько снижаются.

Конкуренция между монополиями  порождает обостренные формы  противоборства. Так монополистические объединения могут лишить противников сырья, рынков сбыта, кредитов и т.д. Нередко применяются и недозволенные приемы (вплоть до применения динамита, физической расправы, с помощью гангстеров). Все больше используются внерыночные формы борьбы: переманивание специалистов, финансовые махинации, борьба за правительственные  заказы, промышленный шпионаж и многое другое.

В современное время широко распространена неценовая конкуренция. Неценовая  конкуренция. В странах Запада государство  вмешивается в хозяйственную деятельность монополий. Оно устанавливает контроль за ценами, чтобы сдерживать инфляцию и регулировать уровень цен в высококонцентрированных отраслях, где сильнее всего развита монополизация. Специальные государственные органы наблюдают за  ценами, объемами производства, входом и выходом из отраслей. Они способствуют выполнению антимонопольного законодательства.

В результате  в экономике преобладают олигополии (греч. олигос - немногий, полео – продаю), т.е. основная масса товаров сосредоточена у нескольких фирм.

Олигополия нередко различными путями (посредством лидерства в ценах, тайного соглашения) обходят антимонопольные  законы и добиваются повышения рыночных цен или поддерживают выгодные им цены. В силу этого в ход пускается неценовая конкуренция. Соперничество ведется на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий   покупателям, условий оплаты и других приемов. При этом учитывается, что сейчас усилилось воздействие научных достижений на  характер  и качество выпускаемой продукции и возросла общественная роль и значимость торговой рекламы. Необычная состязательность вызывает дифференциацию продуктов (изготавливается множество видов колбасы, макарон и др. продуктов), а  покупатель получает возможность выбора среди большинства одноименных товаров.

Ценовая конкуренция меняет рыночный механизм регулирования взаимосвязи  и стоимости, т.к. на рынке господствует  установленная олигополией высокая цена, то она не может совершать прежнее движение вокруг стоимости товара.

Рост  рыночных цен обусловлен увеличением расходов на торговую рекламу. Реклама широко используется для искусственной дифференциации продуктов, вызывается интересами конкурентной борьбы крупных фирм. Каждая с их помощью рекламы создает рынок на производимую ею разновидность  продукта.

Реклама фирм призвана навязать потребителю  определенную марку изделия, создать у него устойчивое предпочтение и привязанность к определенной товарной марке. Если фирма рассчитывает, что потребитель не сможет определить качество вещи (например, фармацевтических препаратов), то она широко использует практику намеренной фальсификации, ухудшения ее качества.

Иногда в целях получения  дополнительного дохода, продает  один и тот же товар по разным ценам на различных рынках.

Практика применения различных  цен со стороны фирмы называется ценовой дискриминацией. Применение таких цен не только возможно в  силу обособления рынков друг от друга  географическими или тарифными  барьерами, но и становится реальным вследствие разной реакции спроса на изменение цены, готовности отдельных потребителей приобрести необходимое количество товара по цене выше рыночной.

Существует два типа рыночной дискриминации:

1. Дискриминация по единицам  продаваемой продукции. Суть заключается в различных условиях покупки товара или оплаты услуги потребителем в зависимости от количества потребляемого блага. Например, цены на товары, приобретаемые в розницу всегда выше, чем на те же товары при оптовых закупках.

2. Дискриминация среди покупателей.  Покупатели имеют различные доходы и соответственно готовы платить за один и то же товар разную цену. Если бы фирме удалось продать каждую единицу товара каждому покупателю по высокой цене, то общий доход был бы выше, но фирма бы проиграла бы в объеме продаж. Многие покупатели предпочитают совершать покупки во время сезонных и иных распродаж, что и выгоднее фирмам.

Ценовая дискриминация возможна при  выполнении 3-х условий:

1. Фирма должна обладать достаточной  монопольной силой, чтобы контролировать  производство и ценообразование.

2. Должна быть возможность перепродажи  товара. Если можно купить товар  на одном рынке по низкой  цене и перепродать на другом  по высокой, то это приведет  к изменению спроса и предложения  и к выравниванию цен, что  подорвет ценовую дискриминацию.

3. Необходимым условием является  способность производителя к  сегментированию рынка. Многие фирмы систематически занимаются анализом поведения покупателей, классифицируя их с учетом характера работы, доходов, пола, возраста и т.д., выделяя покупателей в отдельные группы, каждая из которых готова платить разную цену за товар.

Последствия ценовой дискриминации. Дифференцируя цены, фирмы увеличивают  свои прибыли за счет покупателей. Монополисту  становится выгодно увеличивать  объем производства. Ценовая дискриминация может способствовать росту эффективности функционирования рынка, росту объема предложения и спроса.

  1. Антимонопольное регулирование в России и этапы её становления

Главной особенностью монополизации  российского рынка можно считать, пожалуй, то, что она сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики.

Своеобразной монополией в бывшем СССР была командная экономика, построенная на всеобъемлющем директивном планировании, государственном ценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов и по самой своей природе не допускавшая конкуренции ни в одной своей части.

В результате начала рыночных реформ в России, монополистические тенденции  резко усилились. Это усиление было во многом связано с распадом СССР и с ослаблением экономических связей с бывшими союзными республиками. К прежним монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являющиеся единственными производителями в рамках СССР, но ставшие таковыми на сократившейся территории.

Стало ясно, что необходимо разрабатывать антимонопольную политику.

В 1990 году был образован Государственный  комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в соответствии с Законом Российской Советской Социалистической Федеративной Республики «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР». Председателем Комитета был назначен Валерий Петрович Черногородский.

В 1992 году в целях обеспечения  развития рыночных отношений и конкуренции  в Российской Федерации утверждено новое Положение о Государственном комитете РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (добавлены задачи и функции), а численность центрального аппарата увеличена.

В марте 1997 года Государственный комитет  РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур преобразован в Государственный антимонопольный комитет РФ.

22 сентября 1998 года Указом Президента  РФ были упразднены ряд комитетов и служб, занятых антимонопольным регулированием, на их месте образовано Министерство РФ по антимонопольной политике и  поддержке предпринимательства (МАП России).

9 марта 2004 года Министерство  было упразднено, а его полномочия  переданы другим ведомствам. Принадлежащие  МАП России функции антимонопольного органа контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе, являющейся сегодня главным антимонопольным органом.

Так, федеральная антимонопольная служба создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004 года. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 29 июля 2004 г. ФАС России – федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ.

 Структура ФАС наглядно представлена  в приложении 1. В настоящее время антимонопольный контроль в регионах РФ осуществляют 83 территориальных подразделения ФАС.

Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

Помимо этого, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.

Исходя из этого, усилия ФАС России направлены на предотвращение и пресечение ограничивающих конкуренцию действий со стороны хозяйствующих субъектов, субъектов естественных монополий и органов власти.

В ведении ФАС России находятся такие информационные системы как Реестр недобросовестных поставщиков и Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% (приложение 2).

В реестр недобросовестных поставщиков  включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми контракты расторгнуты в связи с существенным нарушением ими контрактов. Реестр находится в свободном доступе. Ведение реестра регулируется Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Целью создания реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 % является контроль за экономической концентрацией на рынках товаров и услуг, который необходим для предотвращения их монополизации. Реестр также находится в свободном доступе. Его ведение регулируется Федеральным законом «О защите конкуренции».

Антимонопольное законодательство РФ (в частности, Федеральный закон «О защите конкуренции») включает в себя нормы, регламентирующие не только процессы монополизации и конкуренции, но и недобросовестную конкуренцию. Во многих странах существуют отдельные нормативные акты, регулирующие недобросовестную конкуренцию. Представляется, что российский законодатель пошел по верному пути, т.к. в сложившейся ситуации, когда даже самые совершенные с точки зрения юридической техники законы не исполняются, более эффективно создать единый нормативно-правовой акт, но при этом обеспечить его исполнение. Не исключено, однако, что в дальнейшем будут созданы специализированные нормативные акты как проявление общей тенденции к дифференциации законодательства, а также в целях более полного правового обеспечения экономических преобразований.

Основополагающим элементом антимонопольного законодательства выступает Конституция  РФ, ст. 8 которой гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Статья 34 Конституции прямо запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Гражданский кодекс содержит аналогичные нормы (п. 3 ст. 1, п. 1 ст. 10). Из федеральных законов, имеющих существенное значение для антимонопольного регулирования, кроме Закона о конкуренции, можно назвать следующие: УК РФ, Закон о естественных монополиях, Закон о связи, Закон о финансово-промышленных группах, Закон об акционерных обществах.

В состав антимонопольного законодательства не входят нормативные акты министерств  и ведомств. Неотъемлемой частью российского  антимонопольного законодательства являются международно-правовые акты.

В нормах антимонопольного законодательства находят отражение процессы государственного вмешательства в экономические отношения, процессы взаимопроникновения частных и публичных начал правового регулирования.

Антимонопольное законодательство распространяется на всю территорию РФ. В некоторых случаях российское антимонопольное законодательство может распространяться на отношения, сложившиеся за пределами РФ. В частности, п. 2 ст. 3 Закона о защите конкуренции устанавливает, что указанный Закон применяется к достигнутым за пределами территории РФ соглашениям между российскими и (или) иностранными лицами либо организациями, а также к совершаемым ими действиям, если такие соглашения достигнуты и действия совершены в отношении находящихся на территории РФ основных производственных средств и (или) нематериальных активов или в отношении акций (долей) хозяйственных обществ, прав в отношении коммерческих организаций, которые осуществляют деятельность на территории РФ или оказывают иное влияние на состояние конкуренции на территории РФ.

Субъектами антимонопольного регулирования являются хозяйствующие субъекты, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, их должностные лица.

Основные цели антимонопольного регулирования:

  1. благоприятная конкурентная среда в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не являющихся естественными монополиями;
  2. равный доступ к товарам (работам, услугам) естественных монополий, и развитие конкуренции в потенциально конкурентных видах их деятельности;
  3. прекращение антиконкурентного вмешательства органов власти в функционирование рынков, высокая эффективность бюджетных расходов при размещении государственного и муниципального заказа;
  4. эффективная реализация государственной политики в области контроля иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Информация о работе Монополии в рыночной экономике. Антимонопольное регулирование