Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 20:29, курсовая работа
По мере глобализации мировой экономики все более важным фактором экономического, социального и демографического развития многих стран становится международная миграция рабочей силы и населения.
Международная миграция рабочей силы — это объективный процесс, присущий рыночной экономике. Он так же объективен, как процесс перелива капитала между странами, развития внешнеторговых связей, международной экономической интеграции. Трудовые ресурсы в соответствии с рыночными законами ищут себе наиболее выгодное применение, дающее максимальную эффективность [3].
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..........4
1. ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ……………………….6
1.1 Сущность международной миграции……………………………………..6
1.2 Теории миграции трудовых ресурсов…………………………………….7
1.3 Причины международной миграции трудовых ресурсов……………….9
2. РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ……………………………………………………………………….11
2.1 Международно-правовые основы межстрановой трудовой миграции......11
2.2 Иммиграционная политика стран-импортеров трудовых ресурсов……15
2.3 Эмиграционная политика стран-экспортеров трудовых ресурсов…….18
3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИИ…21
3.1 Миграционная политика России…………………………………………21
3.2 Зависимость России от труда мигрантов…………………………………..25
3.3 Кто приезжает и где работают трудовые мигранты в России?...............30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………......................40
Соответствующие документы
международных организаций
Одной из основных идей Конвенции
МОТ о трудящихся-мигрантах
Конвенция включает также
приложения, среди которых первые
два касаются найма, размещения и
условий труда мигрантов, а третье
- вопросов ввоза мигрантами личного
имущества, рабочих инструментов и
оборудования. В Приложении 1, в частности
указывается, что посреднической деятельностью
по трудоустройству мигрантов
В данном документе также указывается, что лицо или организация, способствующие незаконной миграции, подлежат соответствующему наказанию.
В названной конвенции подчеркивается также необходимость письменного оформления трудовых контрактов и соблюдения права трудящихся-мигрантов на получение данных документов с указанием сроков найма, условий и содержания труда и уровня его оплаты.
Документы МОТ провозглашают
равенство мигрантов с
Статья 9 Конвенции № 97 закрепляет право трудящегося-мигранта на свободный перевод полученных валютных средств на родину.
Международными стандартами
предусматривается также
Конвенция МОТ, принятая в 1962
г., гарантирует равноправие
Согласно Конвенции МОТ
1975 г. государства должны выявлять на
своей территории нелегальную миграцию
и принимать необходимые меры
по ее сокращению. Конвенция содержит
требования, предъявляемые государствам
в отношении равенства в
Наконец, в Конвенции МОТ,
одобренной в 1982 г., изложена международная
система сохранения прав трудящихся-мигрантов
в области социального
Ратификация заинтересованными
государствами международных
2.2 Иммиграционная политика стран-импортеров трудовых ресурсов
Страны - импортеры трудовых
ресурсов, которые постоянно испытывают
потребности в привлечении
В качестве инструмента регулирования численности используется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно рассчитывается и утверждается в стране-импортере. При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населения (половозрастным группам, образованию и т. п.), а также принимается во внимание состояние национальных рынков труда, жилья, политическая и социальная обстановка в стране-импортере.
Иммиграционная квота может быть распределена в определенной пропорции между различными категориями иммигрантов.
Регулирование качественного
состава трудящихся-
О высоких требованиях
к качеству прибывающей рабочей
силы свидетельствует необходимость
прохождения процедуры
Национальность иммигранта
является качественным признаком, дифференцированным
в зависимости от национального
состава принимающей страны и
учитываемым для обеспечения, например,
в США национального
К числу других требований, предъявляемых к качеству рабочей силы, относят: требование хорошего состояния здоровья у прибывающего мигранта (характерно для ряда скандинавских стран и США); дополнительные профессиональные требования, относящиеся к ряду специальностей или профессий (в США, например, иностранный программист должен владеть принятыми в стране программными средствами, быть знакомым с соответствующими компьютерными системами); ограничения личностного и психологического плана. Так, например, претендент на получение гражданства ЮАР должен иметь "добрый характер". В США издавна ограничен въезд для представителей любой из партий тоталитарного типа [14].
Значение того или иного качественного признака при отборе иммигрантов не является постоянным и может меняться в пользу других приоритетов. Вместе с тем, по ряду важнейших характеристик, таких как возрастной ценз, наличие трудового сертификата, обладание определенной профессией и профессиональной подготовкой, требования достаточно устойчивы во времени.
Селективность миграционной политики стран-импортеров выражается также в предоставлении льгот отдельным категориям мигрантов с целью их привлечения в страну. Так, приоритетным правом получения разрешения на иммиграцию пользуются бизнесмены, предполагающие открыть дело в стране пребывания.
Одной из целей иммиграционной
политики является защита национального
рынка труда от неконтролируемого
притока иностранной рабочей
силы. Для осуществления этой цели
государства-импортеры
2.3 Эмиграционная политика стран-экспортеров трудовых ресурсов
Международная организация
труда (МОТ) так определила цели эмиграционной
политики стран-экспортеров: эмиграция
трудовых ресурсов должна способствовать
сокращению безработицы, поступлению
валютных средств от трудящихся-эмигрантов,
которые используются для сбалансированности
экспортно-импортных операций; эмигрантам
за рубежом должен быть обеспечен
соответствующий жизненный
Современная международная трудовая миграция характеризуется активизацией и ростом влияния стран - экспортеров рабочей силы, которые используют различные методы и средства для достижения целей эмиграции, а именно:
- методы и средства защиты интересов государства -экспортера трудовых ресурсов путем регулирования масштабов эмиграции и качественного состава эмигрантов, выезжающих за пределы страны. Большинство государств демонстрируют своей эмиграционной политикой уважение прав своих граждан на свободное перемещение. Некоторые страны проводят политику сдерживания эмиграции, особенно в отношении высококвалифицированных специалистов и при нехватке квалифицированной рабочей силы, а также при неблагоприятной демографической ситуации;
- методы использования
эмиграции в целях обеспечения
ресурсами экономики страны
Государство привлекает также средства частных посреднических организаций, занимающихся трудоустройством граждан за границей путем введения обязательных вкладов и страховок;
- методы и средства
по защите прав трудящихся-