Миграция трудовых ресурсов в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

По мере глобализации мировой экономики все более важным фактором экономического, социального и демографического развития многих стран становится международная миграция рабочей силы и населения.
Международная миграция рабочей силы — это объективный процесс, присущий рыночной экономике. Он так же объективен, как процесс перелива капитала между странами, развития внешнеторговых связей, международной экономической интеграции. Трудовые ресурсы в соответствии с рыночными законами ищут себе наиболее выгодное применение, дающее максимальную эффективность [3].

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..........4
1. ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ……………………….6
1.1 Сущность международной миграции……………………………………..6
1.2 Теории миграции трудовых ресурсов…………………………………….7
1.3 Причины международной миграции трудовых ресурсов……………….9
2. РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ……………………………………………………………………….11
2.1 Международно-правовые основы межстрановой трудовой миграции......11
2.2 Иммиграционная политика стран-импортеров трудовых ресурсов……15
2.3 Эмиграционная политика стран-экспортеров трудовых ресурсов…….18
3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИИ…21
3.1 Миграционная политика России…………………………………………21
3.2 Зависимость России от труда мигрантов…………………………………..25
3.3 Кто приезжает и где работают трудовые мигранты в России?...............30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………......................40

Файлы: 1 файл

чистовик.docx

— 75.67 Кб (Скачать)

Внешняя трудовая миграция относится к одному из видов  международной миграции населения, который характеризуется перемещением рабочей силы, как правило, из менее  развитых в экономически более развитые страны на временную работу с последующим  возвращением на родину.

Целью курсовой работы является изучение миграции трудовых ресурсов.

Задачами  курсовой работы являются исследование сущности и причин международной трудовой миграции, теорий миграции, рассмотрение регулирования международной трудовой миграции, а также ознакомление с трудовой миграцией в России.

 

 

1. ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ МИГРАЦИИ

 

1.1 Сущность международной миграции

Международная миграция рабочей  силы представляет собой процесс  перемещения трудовых ресурсов из одной  страны в другую с целью трудоустройства  на более выгодных условиях, чем  в стране происхождения.  Помимо экономических мотивов процесс международной миграции обусловливается также соображениями политического, этнического, культурного, семейного и иного характера. Таким образом, международная миграция рабочей силы является частью более широкого явления — международной миграции населения, когда данный процесс не связан прямо с трудоустройством.

Международная миграция включает две основные составляющие: эмиграцию  и иммиграцию. Под эмиграцией понимается выезд из страны на постоянное место  жительства, под иммиграцией — въезд в страну на постоянное место жительства. Международная миграция включает также процесс репатриации— возвращение в страну происхождения ранее выехавших из нее граждан [1].

Международные мигранты подразделяются на пять основных категорий:

- иммигранты и неиммигранты, легально допущенные в страну. Для стран, которые традиционно принимают иммигрантов, 80-90-е гг. были периодом высокого уровня иммиграции;

- работники-мигранты по контракту. Их к концу 90-х гг. в мире насчитывалось более 25 млн человек. Многие страны зависят от иностранной рабочей силы. Договоренности о ее контрактировании заключаются между странами с избыточной рабочей силой в некоторых районах Азии и, например, рядом стран Ближнего Востока, Европы;

- нелегальные иммигранты. Их число в конце 90-х гг. превышало 30 млн человек. Почти все индустриальные страны имеют у себя нелегальных иммигрантов. Часть из них проникают через границу, другие остаются в чужой стране с просроченными визами; обычно они замещают рабочие места, находящиеся на низшей ступени трудовой иерархии;

- лица, просящие убежища. До 80-х гг. численность этой категории мигрантов была крайне незначительна, затем она заметно увеличилась — до более 1 млн человек к концу 90-х гг. Просьбы об убежище люди направляют по политическим мотивам, а также в силу тяжелого экономического положения в своих странах;

- беженцы. По данным ООН, в мире на конец 90-х гг. насчитывается более 22 млн беженцев (из них около 4 млн возвратившихся в места прежнего проживания, но находящихся под патронажем ООН). Большинство сегодняшних беженцев являются жертвами войн. Обычно они живут в специальных лагерях, находящихся под опекой ООН или частных агентств. По оценкам, лишь менее 1% беженцев расселяются в развитых странах Запада [5].

 

1.2 Теории миграции трудовых ресурсов

Существует несколько  теорий, объясняющих причины и  направленность международных миграционных процессов. Наиболее распространенный концептуальный подход исходит из классической теории и, в частности, из представления о соотношении факторов «выталкивания» и «притяжения» населения и рабочей силы как главных движущих силах данного процесса. Согласно классической (Е. Равенштайн, А. Люис, Дж.Фей, Г. Ранис) и неоклассической теории (Дж. Харрис, М. Тодаро) избыточные трудовые ресурсы мигрируют из преимущественно сельских районов с низкой предельной производительностью в более развитые урбанизированые районы. Часто решения о миграции объясняются индивидуальными представлениями о более благополучных районах и странах, а не фактическим положением вещей. Этим, например, экономисты-неоклассики объясняли миграционные потоки в урбанизированные районы с высокой безработицей.

В отличие от классических теорий приверженцы исторических и  структуралистских концепций объясняют  миграцию экономическим и политическим неравенством различных субъектов (стран, регионов, предприятий, индивидов), когда более сильные субъекты определяют направленность миграционных потоков в выгодном им направлении. Эти же теории признают важность таких  факторов, как этнические и семейные связи среди мигрантов, роль государственного регулирования в данной области.

В реальной жизни все перечисленные  подходы и объяснения дополняют  друг друга и взаимопереплетены.

Говоря о  сопоставимости человеческих ресурсов с другими экономическими ресурсами  на международных рынках, важно отметить и их особенности. Они отражают специфику  товара «рабочая сила», который является не только объектом, но и субъектом  международных экономических отношений  в данной сфере. Кроме того, процесс  международной миграции оказывает  не только экономическое, но и многоплановое  социальное, демографическое и социально-психологическое  влияние как на страны-доноры, так и на принимающие страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Причины международной миграции трудовых ресурсов

Международный рынок рабочей силы, существует наряду с другими мировыми рынками: в  частности, товаров и услуг, капитала. Перемещаясь из одной страны в  другую, рабочая сила предлагает себя в качестве товара, осуществляет международную  трудовую миграцию.

Среди важнейших  побудительных мотивов и причин международной миграции трудовых ресурсов находятся различные факторы  экономического и неэкономического характера.

К причинам экономического характера следует  отнести следующие:

- различия  в уровне экономического и,  в частности, промышленного развития  отдельных стран; 

- наличие  национальных различий в размерах  заработной платы; 

- существование  органической безработицы в некоторых  странах и, прежде всего, слабо  развитых;

- международное  движение капитала и функционирование  международных корпораций [4].

Специалисты относят к причинам миграции рабочей  силы неэкономического характера: политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др.

Происходившее в последнее время заметное развитие средств связи и транспорта, в свою очередь, оказали стимулирующее воздействие на активизацию процессов современной международной трудовой миграции. В процессах международной трудовой миграции принимают участие не служащие, а представители рабочих специальностей.

На практике международная миграция рабочей  силы возникла как стихийное явление, но по мере развития процесса начала подпадать  под регулирующие мероприятия государства. Тем не менее, и в настоящее  время не изжиты полностью черты  стихийности в рассматриваемом  процессе.

Международная миграция населения и трудовых ресурсов возникает при наличии определенного  контраста в уровнях экономического и социального развития и темпах естественного демографического прироста стран, принимающих и отдающих рабочую силу.

Вместе с  тем мировая практика свидетельствует, что подобная трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, как принимающим рабочую силу, так и поставляющим ее. Но при  этом возможно возникновение и острых социально-экономических проблем.

Экономические мигранты, трудоустраивающиеся  на территории иностранных государств, составляют одну из наиболее крупных  по численности групп среди разных видов внешней миграции. Различают  основные их категории:

- эмигранты "за заработком", их "выталкивают" из страны  чаще всего тяжелая материальная  ситуация и отсутствие работы, влечет возможность улучшить  условия жизни; 

- так  называемые мобильные эмигранты  - высококвалифицированные работники,  командируемые своими предприятиями  для выполнения работ на территории  других государств (работники транснациональных  фирм, банков, страховых компаний, занятость  которых за границей связана  с интернационализацией капитала);

- творческая и художественная  интеллигенция, научные работники,  мотивы эмиграции которых не только в более высоких заработках, но и в возможности активного творчества, лучших условий для работы [8].

 

2. РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ  МИГРАЦИИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

 

2.1 Международно-правовые основы межстрановой трудовой миграции

Учитывая, что правительство  каждой страны суверенно в своем  праве определять направления и  цели миграционной политики, при разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней трудовой миграции, признано целесообразным и необходимым условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций.

Ратифицируя международные  конвенции, страны, регламентирующие процесс  трудовой миграции, признают приоритет  норм международного права над национальным законодательством, что имеет важное значение как для самой страны с точки зрения ее интеграции в мировое сообщество, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются и нуждаются в защите.

Важная особенность международной  миграции рабочей силы состоит в  том, что регулирование данного  процесса осуществляется двумя (или  более) субъектами, воздействующими  на разные стадии перемещения населения  и преследующими зачастую несовпадающие  интересы. Если страна - импортер рабочей  силы в большей степени отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции страны-экспортера рабочей  силы в большей степени входит регулирование оттока и защита интересов  мигрантов за рубежом.

Во многих аспектах интересы стран - экспортеров и импортеров рабочей силы оказываются тесно  переплетенными. Правовое выражение  взаимной заинтересованности стран, принимающих  и направляющих мигрантов, осуществляется в форме двух- или многосторонних международных соглашений по вопросам миграции. Согласно Программе Действий, принятой в 1976 г. на Всемирной конференции по занятости в рамках МОТ, организация набора рабочей силы должна производиться на основе двух- или многосторонних соглашений, разработанных на основе изучения экономических и социальных потребностей стран - экспортеров и импортеров рабочей силы.

В настоящее время значительное число учреждений и организаций прежде всего в рамках ООН, а также региональных группировок занимаются проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов [7].

Так, Комиссия ООН по народонаселению  располагает соответствующим фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области  миграции населения. Деятельность МОТ (Международной организации труда) в качестве одной из целей предусматривает  регулирование миграции населения. Ряд международных договоров, принятых ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), содержит специальные нормы, которые  касаются физического состояния  трудящихся-мигрантов. В конвенциях ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов  и членов их семей. Возрастает роль Международной организации по миграции (MOM), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой международной миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по указанным вопросам. В Западной Европе деятельностью, связанной с обеспечением и защитой прав трудящихся мигрантов, занимается Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ).

Информация о работе Миграция трудовых ресурсов в России