Миграция трудовых ресурсов в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

По мере глобализации мировой экономики все более важным фактором экономического, социального и демографического развития многих стран становится международная миграция рабочей силы и населения.
Международная миграция рабочей силы — это объективный процесс, присущий рыночной экономике. Он так же объективен, как процесс перелива капитала между странами, развития внешнеторговых связей, международной экономической интеграции. Трудовые ресурсы в соответствии с рыночными законами ищут себе наиболее выгодное применение, дающее максимальную эффективность [3].

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..........4
1. ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ……………………….6
1.1 Сущность международной миграции……………………………………..6
1.2 Теории миграции трудовых ресурсов…………………………………….7
1.3 Причины международной миграции трудовых ресурсов……………….9
2. РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ……………………………………………………………………….11
2.1 Международно-правовые основы межстрановой трудовой миграции......11
2.2 Иммиграционная политика стран-импортеров трудовых ресурсов……15
2.3 Эмиграционная политика стран-экспортеров трудовых ресурсов…….18
3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИИ…21
3.1 Миграционная политика России…………………………………………21
3.2 Зависимость России от труда мигрантов…………………………………..25
3.3 Кто приезжает и где работают трудовые мигранты в России?...............30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………......................40

Файлы: 1 файл

чистовик.docx

— 75.67 Кб (Скачать)

По данным обследования МОМ 2006 года, около половины опрошенных мигрантов не имели стабильной занятости  на родине (были безработными, имели  разовую или временную работу).

До выезда на работу в  РФ 40–50% мигрантов можно было отнести  к группе крайне бедных, так как  их доходов не хватало даже на предметы первой необходимости, т.е. на скудное  пропитание, минимально необходимую  одежду и т.п.

В течение последних нескольких лет произошли и другие существенные сдвиги в характеристиках потоков  трудовой миграции в Россию.

Появилась устойчивая тенденция  к увеличению доли мигрантов, приезжающих  из стран Центральной Азии, которая  охватила практически все принимающие  мигрантов регионы России. Если в Карелии пока таких мигрантов немногим более 10%, то в московской выборке их около 40%, а в Астраханской области — около 60%. Причем если потенциал трудовой миграции из Таджикистана и Киргизии в большой степени уже использован (хотя он и будет расти, учитывая высокие темпы роста населения в этих странах), то «осваивание» потенциала узбекской миграции только начинается.

 

Все больше мигрантов прибывает  из малых городов и сел. Если в  Москве таких мигрантов около 60%, то в Астраханской области — уже  более 80%.

Растет культурная дистанция  между мигрантами и местным населением. Они все хуже знают русский  язык. В Москве 20% мигрантов знают  русский «не очень хорошо», а 3% — «плохо»; в Астрахани таких  соответственно 42% и 17%.

Снижается образовательный  уровень трудовых мигрантов: около 40% мигрантов в Москве и 55% в Астраханской области не имеют профессионального  образования.

Как следствие, «новые» мигранты все труднее адаптируются к российским условиям, и на рынке труда, и в  быту. Такие мигранты (с низким образованием, приехавшие из отдаленных и сельских районов) вообще менее социально адаптивны, менее склонны пользоваться действующими социальными институтами и сервисами — правовыми, образовательными, медицинскими, национально-культурными и т.п. Большинство социальных транзакций они осуществляют через неформальные связи, в основном через родственников и друзей, а также через сложившийся теневой институт посредничества в сфере организации миграции и трудоустройства мигрантов. Все это увеличивает «миграционные риски» и незащищенность мигрантов. С другой стороны, такие мигранты обладают неразвитым правосознанием и предпочитают либо вовсе не отстаивать свои права, либо делать это через тех же неформальных (или попросту криминальных) агентов.

За прошедшие с начала массовой трудовой миграции годы сложились  разветвленные и гибкие сети, которые  используются новыми поколениями мигрантов  для организации поездок на заработки, а также для переезда в Россию на постоянное место жительства. Нельзя сказать, что эти сети хорошо организованы. В отличие от традиционных диаспор  они обычно носят неформальный характер, слабо институциализованы. Тем не менее они не только заполняют вакуум, возникающий из-за отсутствия официальных сервисов, но часто работают эффективнее, чем официальные структуры, и там, где последние существуют.

В настоящее время более 70% мигрантов находят работу через  родственников и знакомых, т.е. с  помощью сложившихся неформальных мигрантских сетей. Продолжает формироваться институт профессиональных частных посредников, который сейчас обслуживает 10–15% мигрантского потока. Большинство таких посредников действуют как теневые агенты — со всеми вытекающими отсюда последствиями. Мигранты прекрасно знают, что обращение к теневым сервисам связано с различными рисками — только 10% не видят их либо считают незначительными; около 60% считают, что существует большая вероятность быть обманутым.

В целом через теневую  инфраструктуру трудовой миграции проходит более 90% потока. Государственные каналы трудовой миграции и официально действующие  сервисы (в том числе и негосударственные) в сумме «обслуживают» не более 5%. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Международная миграция рабочей  силы представляет собой объективный  процесс, отражающий интернационализацию  хозяйственной жизни. Трудовые ресурсы, как и прочие экономические ресурсы, ориентированы на максимально эффективное  использование, в том числе и  в масштабах мировой экономики.

Правовая база современных  миграционных процессов отражает тенденцию  не только к экономическому либерализму  и открытой экономике, но и к протекционизму и ограничениям в области международной  миграции.

Основными мировыми центрами притяжения миграционных потоков являются развитые страны, прежде всего США  и Западная Европа. Существуют и  локальные, региональные центры притяжения миграционных потоков. Главными странами-донорами в сфере международной миграции являются развивающиеся страны Азии, Латинской Америки и Африки, а  также бывшие социалистические страны.

Международная миграция населения  и рабочей силы становится одной  из острых социально-экономических  проблем России. С одной стороны, кризисные явления в экономике, падение жизненного уровня населения  вызывают довольно значительную эмиграцию  рабочей силы, прежде всего наиболее квалифицированной, а с другой стороны, резко возрос поток в Россию русскоязычных  беженцев и временных переселенцев из других стран - членов СНГ, которые сталкиваются там с национальной, экономической и политической дискриминацией. Направить эти процессы в цивилизованное русло призвано законодательство России и международные соглашения в этой области.

Процессы миграции оказывают  многогранное влияние на экономику, социальную сферу и внутриполитическое положение как принимающих стран, так и стран-доноров. Баланс позитивных и негативных последствий для стран — участниц данного процесса обусловливается конкретными внутренними условиями каждой страны, ее положением в мировой экономике и международных отношениях.

Подвижность населения и  трудовых ресурсов - одна из важных особенностей современных МЭО.

Страны - экспортеры и страны - импортеры трудовых ресурсов, международные  организации по миграции совершенствуют законодательство, механизм регулирования  миграционных процессов и потоков, руководствуясь принципами свободы  и демократии с учетом национальных интересов.

Международная организация  труда (МОТ) является уникальной среди  всемирных организаций в том, что при разработке ее политики представители  трудящихся и предпринимателей обладают равным количеством голосов с  представителями правительств. Одной  из ее наиболее важных функций является принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные  трудовые стандарты в таких областях, как свобода ассоциаций, зарплата, продолжительность рабочего дня, социальное страхование, оплачиваемый отпуск, охрана труда, служба найма, рабочая инспекция. Конвенции налагают обязательства - для государств-членов, которые  их ратифицировали, рекомендации обеспечивают ориентир для национальной политики, законодательства, практики. Со времени  основания МОТ было принято более 300 конвенций и рекомендаций. МОТ  контролирует применение конвенций  ратифицировавшими их государствами.

В России создана правовая и организационная база эмиграции  и иммиграции трудовых ресурсов, разработана  федеральная миграционная программа, заключены двусторонние соглашения с рядом стран по миграции населения и трудовых ресурсов. Важным направлением интегрирования России в мировое сообщество должна стать ратификация международных конвенций, регламентирующих процессы трудовой миграции.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Автономов В.С. Экономическая теория.  М.: ИНФРА-М, 2004. 931 с.
  2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М.: Юрайт, 2009. - 384 с.
  3. Видяпин В.И. Экономическая теория (политэкономия). М.: ИНФРА-М, 2004. 640 с.
  4. Грязнова А.Г. Экономическая теория. М.: Экзамен, 2004. 592 с.
  5. Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. СПб.: Питер, 2006. 544 с.
  6. Иохин В.Я. Экономическая теория. М.: Экономистъ, 2007. - 637 с.
  7. Куликов Л.М. Экономическая теория. М.: ТК «Велби», 2007. 432 с.
  8. Ларионов И.К. Экономическая теория. Общие основы и особенности в России. М.: Дашков и К, 2001. 604 с.
  9. Лизогуб А.Н., Симоненко В.В. Экономическая теория. М.: Приор, 2004. 160 с.
  10. Мочерный С.В., Некрасов В.Н., Овчинников В.Н., Секретарюк В.В. Экономическая теория. М.: Книга-сервис, 2003. 416 с.
  11. Николаева И.П. Экономическая теория. М.: Проспект, 2001. 448 с.
  12. Океанова З.К. Экономическая теория. М.: Вердикт 1 М, 2002. 462 с.
  13. Попов А.И. Экономическая теория. СПб.: Питер, 2001. 464 с.
  14. Сажина М.А., Чибриков Г.Г., Экономическая теория. М.: НОРМА, 2007. 456 с.
  15. Сумцова Н.В. Экономическая теория. М.: Юнити-Дана, 2002. 655 с.
  16. Козина И., Карелина М., Металина Т. Трудовые практики иностранных рабочих в России

Информация о работе Миграция трудовых ресурсов в России