Миграция трудовых ресурсов в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

По мере глобализации мировой экономики все более важным фактором экономического, социального и демографического развития многих стран становится международная миграция рабочей силы и населения.
Международная миграция рабочей силы — это объективный процесс, присущий рыночной экономике. Он так же объективен, как процесс перелива капитала между странами, развития внешнеторговых связей, международной экономической интеграции. Трудовые ресурсы в соответствии с рыночными законами ищут себе наиболее выгодное применение, дающее максимальную эффективность [3].

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..........4
1. ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ……………………….6
1.1 Сущность международной миграции……………………………………..6
1.2 Теории миграции трудовых ресурсов…………………………………….7
1.3 Причины международной миграции трудовых ресурсов……………….9
2. РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ……………………………………………………………………….11
2.1 Международно-правовые основы межстрановой трудовой миграции......11
2.2 Иммиграционная политика стран-импортеров трудовых ресурсов……15
2.3 Эмиграционная политика стран-экспортеров трудовых ресурсов…….18
3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИИ…21
3.1 Миграционная политика России…………………………………………21
3.2 Зависимость России от труда мигрантов…………………………………..25
3.3 Кто приезжает и где работают трудовые мигранты в России?...............30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………......................40

Файлы: 1 файл

чистовик.docx

— 75.67 Кб (Скачать)

Заслуживает внимания опыт создания специальных фондов, в задачи которых помимо контроля за соблюдением прав трудящихся-мигрантов и членов их семей входит накопление средств (фонда благосостояния), предназначенных для обеспечения медицинского обслуживания, жилищного строительства, расширения сети школ и т. п. возвращающихся на родину мигрантов.

- Меры, способствующие сочетанию как защиты государственных интересов, так и прав и свобод трудящихся-мигрантов.

Государство стремится выработать такой механизм регулирования миграции, который позволял бы совмещать защиту государственных интересов и  его граждан. Одним из инструментов реализации данной задачи является введение порядка обязательного государственного лицензирования деятельности по найму  граждан для работы за границей. Цель лицензирования - наделение правом посредничества при трудоустройстве  за границей только тех организаций, которые обладают достаточными знаниями, опытом работы, располагают надежными  международными связями и способны нести материальную и юридическую  ответственность за результаты своей  деятельности.

- Меры, направленные на  взаимную защиту интересов стран  - экспортеров и стран - импортеров  трудовых ресурсов (например, при  проведении политики сдерживания  масштабов миграции, нелегальных  перемещений, стимулирования возвращения  мигрантов на родину).

 

 

3.  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИИ

3.1 Миграционная  политика России

Накопившийся в течение  суверенного существования России опыт высвечивает преимущества, недостатки и ограниченность миграционной политики страны. Акцент на одной, пусть и  очень важной проблеме – вначале  вынужденной, теперь незаконной миграции и «прозрачных» границ – при всей ее актуальности низводит миграционную политику к роли пожарника, лишает ее перспективы, заводи в тупик.

Все более ощущается отсутствие адекватного понимания значения миграционных процессов в развитии России и узость миграционной политики.

Конструктивная миграционная политика многофункциональна. Она должна способствовать достижению важнейших  общественных целей, таких, как развитие рыночных отношений, обеспечение демографическими ресурсами рынка труда, построение демократического общества, соблюдение прав человека, интеграция в международный рынок труда, укрепление безопасности страны [15] .

В последние годы приняты  и введены в действие два основополагающих для миграционной политики закона –  закон о гражданстве и о  положении иностранцев, которые  приближают Россию к международным  миграционным нормам, создают основу для упорядочивания положения различных  категорий населения страны. 
Вместе с тем, оба эти закона не свободны от недостатков. К закону о гражданстве уже готовятся поправки, и, будем надеяться, они будут приняты.

Закон о пребывании иностранцев  ввел в нашу жизнь важнейшую норму  – «вид на жительство», общепринятую в международной практике. Однако процедура ее оформления столь сложна, что закон стал настоящим шлагбаумом на пути иммиграции в Россию. Это  расходится с долговременными потребностями  России, которая не может обойтись без иммиграции. Это не отвечает и сегодняшним потребностям, так  как многие регионы уже ощущают  дефицит рабочей силы.

Главный недостаток существующей миграционной политики в том, что  она абстрагируется от проблем экономического развития страны.

Рыночная экономика предъявляет  очень жесткие требования к миграции, еще и потому, что высокая мобильность  рабочей силы является неотъемлемым условием ее успешного развития.

Уровень мобильности населения  в бывшем СССР был довольно высок  – 2–2,5% в год, сейчас в России он упал до 0,5%. Это уровень аграрной дореволюционной России. Поэтому  создание условий для повышения  мобильности должно находиться в  центре внимания миграционной политики.

Главным условием высокой  мобильности населения является свобода передвижения. Реализация этой конституционной нормы предполагает комплекс взаимосвязанных мероприятий. Разработка простых механизмов регистрации  по месту жительства является первоочередной мерой, но не исчерпывает задачи.

Мобильность рабочей силы очень сильно сдерживается неразвитостью  рынка жилья. Необходимо как можно  быстрее преодолеть закрепощенность  рабочей силы жильем, развивая ипотечные  и арендные формы жилищной обеспеченности. Работа в этом направлении идет, но крайне медленно.

Второе стратегически  важное направление миграционной политики России – это соответствующая  интересам страны иммиграционная политика. Здесь в последние два года произошло заметное продвижение, по крайней мере, необходимость и  неизбежность иммиграции в страну постулирована  на всех уровнях. В то же время нет  ясного представления ни о возможных  масштабах иммиграции, ни о конкретных управляющих воздействиях в этом направлении. Пока что иммиграционная политика носит охранительный и  ограничительный характер.

Иммиграционная политика предполагает создание в стране благоприятной  обстановки для приема и для жизни  мигрантов, включая формирование доброжелательного  отношения к ним со стороны  населения, разработку разветвленного, гибкого и простого в реализации правового поля в отношении предоставления вида на жительство, трудового найма, частного предпринимательства, аренды земли, обзаведения и владения собственностью. Большое значение имеет и разработка системы отбора иммигрантов.

Социологические исследования фиксируют по-прежнему высокую, а  иногда и растущую долю желающих выехать  в Россию из Казахстана и стран  Азии, откуда идет основной поток мигрантов. То, что эти устремления не реализуются, свидетельствует о том, что в  России нет для этого надлежащих условий. Съеживание миграционного  обмена с бывшими партнерами по Союзу  говорит об отдалении России от этих стран, падения доверия к ней. Это идет вразрез с интересами России. Трудности, с которыми мигранты сталкиваются в России, заставляют их обращаться к другим странам –  Турции, государствам Западной и Восточной  Европы. Россия, таким образом, упускает возможности привлечения лучшей для себя рабочей силы, наиболее адаптированной к ее условиям.

В качестве первоочередной задачи иммиграционной политики должно рассматриваться создание преимуществ для миграции в Россию из стран СНГ и Балтии. Поток из этих стран более чем наполовину состоит из репатриантов, да и остальные мигранты – наши бывшие сограждане, в подавляющем большинстве свободно владеющие русским языком и имеющие представление об условиях жизни в России.

Устранение необоснованных законодательных и административных препятствий въезду мигрантов из СНГ и Балтии отвечало интересам  развития российского рынка труда.

Свободная регистрация, более  либеральные требования к гражданству  и предоставлению вида на жительство являются также важнейшими условиями  успешной интеграции вынужденных мигрантов. Поскольку возможности государства  по оказанию материальной помощи выуженным  мигрантам ограничены, государство, по меньшей мере, должно создать  благоприятный климат для самостоятельного решения мигрантами своих проблем.

Необходим более либеральный  подход и к иммиграции из-за пределов бывшего СССР. Легализация этих иммигрантов  на законных основаниях возможна лишь путем предоставления статуса беженца, который распространяется на очень  ограниченный круг иммигрантов. Альтернативные способы предоставления вида на жительство различным категориям иммигрантов  хотя и разработаны, но не применяются  на практике.

Ввиду масштабной иммиграции исключительное значение приобретает  формирование в обществе толерантного отношения к мигрантам.

Крайне осторожный подход необходим к регулированию временной  трудовой миграции из стран СНГ. Весомую  часть доходов некоторых из этих стран составляют трансферты из России. В России это склонны оценивать как угрозу экономической безопасности. Но можно взглянуть на трансферты и с других позиций. Они вносят серьезный вклад в сохранение относительно стабильной обстановки на границах России. Стабильность – это тоже серьезный ресурс, за который обычно приходится платить.

Исследования, проведенные  в рамках программы Независимого исследовательского совета по миграции стран СНГ и Балтии по шести  городам России, показали, что около 10% граждан страны тоже активно участвуют  в трудовой миграции. По нашей оценке, более 5 млн. россиян зарабатывают на выезде, из них примерно 1,5-2 млн. выезжают на заработки за пределы СНГ. Это 15% от занятых в госсекторе, 8% занятых в экономике, более одной трети занятых в неформальном секторе экономики.

Трудовая миграция – эффективное  средство борьбы с бедностью. Большинство  трудовых мигрантов (более двух третей) обеспечили материальный достаток в  своих семьях, они являются серьезным  источником формирования среднего класса. Трудовая миграция – действенный  инструмент включения России в международный  рынок труда, абсорбции мирового делового опыта, наконец, она катализатор  интеграции СНГ, поддерживающий тесные связи между населением стран  Содружества, несмотря на все административные препоны.

 

 

3.2 Зависимость  России от труда мигрантов

Российская экономика  не выживет без привлечения труда  мигрантов. Это категоричное утверждение  лет десять назад считалось едва ли не кощунственным и уж во всяком случае непатриотичным. Сегодня абсолютное большинство экспертов-экономистов убеждены, что запланированный на ближайшую перспективу экономический рост, даже при реальном повышении производительности труда, невозможен без масштабного пополнения трудовых ресурсов за счет миграции. Во многих регионах страны локальные рынки труда уже сейчас испытывают не только относительный, но и абсолютный дефицит рабочей силы. К 2015 году трудовые ресурсы страны сократятся на 8 миллионов человек, а к 2025-му — на 18–19 миллионов. Максимальное сокращение численности населения трудоспособного возраста произойдет в 2009–2017 годах, когда среднегодовая убыль населения этой возрастной группы будет превышать 1 млн. человек (рис. 1). Все когорты населения, которые будут входить в трудоспособный возраст в первой четверти XXI века, уже родились, поэтому компенсировать провал за счет наметившегося повышения рождаемости невозможно. Частично восполнить трудовые ресурсы России в этот период можно с помощью мер, направленных на сокращение смертности в трудоспособных возрастах, на общее улучшение здоровья населения с последующим расширением возрастных границ занятости. Однако подобные меры, даже если окажутся сравнительно эффективными, не могут немедленно принести осязаемый результат. Миграция более эластична, то есть более гибко реагирует на внешние факторы, и поэтому способна дать быстрый и масштабный ответ на вызовы ближайшего десятилетия [16].

Рисунок 1. Изменение (прирост/убыль) общей численности  населения и численности населения  в трудоспособном возрасте в 1990-2009 гг. и по прогнозу на 2010-2025 гг.

Информация о работе Миграция трудовых ресурсов в России