Миграция трудовых ресурсов в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

По мере глобализации мировой экономики все более важным фактором экономического, социального и демографического развития многих стран становится международная миграция рабочей силы и населения.
Международная миграция рабочей силы — это объективный процесс, присущий рыночной экономике. Он так же объективен, как процесс перелива капитала между странами, развития внешнеторговых связей, международной экономической интеграции. Трудовые ресурсы в соответствии с рыночными законами ищут себе наиболее выгодное применение, дающее максимальную эффективность [3].

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..........4
1. ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ……………………….6
1.1 Сущность международной миграции……………………………………..6
1.2 Теории миграции трудовых ресурсов…………………………………….7
1.3 Причины международной миграции трудовых ресурсов……………….9
2. РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ……………………………………………………………………….11
2.1 Международно-правовые основы межстрановой трудовой миграции......11
2.2 Иммиграционная политика стран-импортеров трудовых ресурсов……15
2.3 Эмиграционная политика стран-экспортеров трудовых ресурсов…….18
3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИИ…21
3.1 Миграционная политика России…………………………………………21
3.2 Зависимость России от труда мигрантов…………………………………..25
3.3 Кто приезжает и где работают трудовые мигранты в России?...............30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………......................40

Файлы: 1 файл

чистовик.docx

— 75.67 Кб (Скачать)

 

В целом можно сказать, что миграция в России развивается  примерно так же, как во многих развитых странах мира. В настоящее время  спрос России на мигрантов в большей  мере обусловлен экономическими причинами. В крупнейших российских мегаполисах, регионах с динамично растущей экономикой, пограничных областях, где трудовая миграция бурно развивалась на протяжении первой половины текущего десятилетия, мигранты уже заняли определенные экономические  ниши, которые в будущем будут  углубляться и расширяться. В  таких регионах труд иностранных  работников уже сейчас стал структурообразующим  фактором экономики, которая не может  эффективно функционировать без  привлечения мигрантов.

На мировых рынках труда  мигранты в основном занимают рабочие  места, не пользующиеся спросом у  местных работников. Это следующие  виды деятельности:

  • “3D jobs грязная, тяжелая и/или опасная работа, не требующая квалификации, включая труд повышенной интенсивности (конвейер, строительные работы, добыча природного сырья, обработка пищевых продуктов и т.д.);
  • работа низкой или средней квалификации в общественной сфере услуг, включая сферу досуга и развлечений (химчистка, развоз пиццы, уборка, торговля и т.д.);
  • работа по уходу и обслуживанию в частной сфере (уборка и домашние работы в частных домохозяйствах, уход за детьми и больными и т.п.);
  • занятость в теневом и криминальном секторах экономики (в «левых» незарегистрированных фирмах, в производстве контрафактной продукции и т.п.).

 

Мигранты заняты также  в сезонных работах, т.е. там, где  спрос на труд подвержен сильным  колебаниям. Чтобы удовлетворить  его в период сезонного пика, местных  кадров часто не хватает. К тому же работа в сельском хозяйстве, сфере  туризма и развлечений также  не пользуется спросом у местного населения.

Однако роль мигрантов  велика и в «верхнем» сегменте рынка труда, т.е. там, где работают квалифицированные профессионалы: менеджеры, ученые, работники высокотехнологичных  производств, IT-специалисты и т.п. Спрос на такой труд обусловлен уже не отказом местных работников от этих видов занятости, а абсолютным дефицитом квалифицированных кадров, обеспечивающих экономический рост в развитых странах. На занятость в этих секторах оказывают существенное влияние тенденции глобализации. Такие работники, как правило, не встречают противодействия со стороны миграционных и пограничных режимов принимающих стран.

Таким образом, на мировых  рынках труда мигранты в основном сосредоточены в низовых секторах и ареалах элитной занятости, оставляя «середину» местным работникам. Графически эту модель изображают в  виде своеобразных «песочных часов».

Сейчас в нашей стране эта модель представлена в усеченном  виде: элитная миграция только начинает развиваться под влиянием все  ярче проявляющегося «кадрового голода». Однако вскоре дефицит квалифицированных  кадров проявится со всей очевидностью и станет реальным тормозом экономического развития. Тогда и понадобится  механизм привлечения высококвалифицированных  кадров из-за рубежа, являющийся необходимой  частью миграционной политики всех принимающих  стран.

Обсуждая влияние миграции на рынок труда принимающей страны, обычно обращают внимание на несколько  основных вопросов, вызывающих наибольшую обеспокоенность:

  • конкурируют ли мигранты с местными работниками или, а) напротив, занимают те рабочие места, которые не пользуются спросом у местного населения;
  • как мигранты влияют на уровень оплаты труда в отраслях, где б) они заняты, способствуют ли они демпингу труда;
  • чем грозит экономике принимающей страны зависимость от в) иностранного труда, наличие анклавов мигрантской занятости;
  • насколько велика нагрузка на государственную систему г) социального обслуживания, вызванная миграцией.

Кроме того, для России, где  спрос на трудовых мигрантов предъявляют  в основном неформальные сегменты экономики, актуален вопрос о том, насколько  использование труда мигрантов  «консервирует» теневые экономические  отношения.

Большинство современных  теорий согласны в том, что миграция выгодна как для принимающих стран, так и для стран выезда. Западные исследования показывают, что миграция практически не оказывает негативного влияния на уровень безработицы и на уровень оплаты труда в принимающих странах [4]. Американские ученые, используя неоклассическую методологию, основанную на оценке соотношения «выгод и потерь» от миграции, утверждают, что общая выгода от либерализации миграционного режима будет примерно в 25 раз выше, чем эффект от либерализации международной торговли и финансовых потоков.

Однако в действительности реальные последствия миграции не столь  однозначны, и это порождает противоречивое отношение к ней разных политических и экономических акторов и общественности. В общественно-политической дискуссии о миграционных проблемах в России преобладает негативный тон. До сих пор в большинстве случаев афишируются «потери», связанные с миграцией, которые уже получили официальную численную оценку. Выступая на заседании «Диалога на высоком уровне по вопросу о международной миграции и развитии» Генеральной Ассамблеи ООН, который проходил в Нью-Йорке 14–15 сентября 2006 года, директор Федеральной миграционной службы России К.О. Ромодановский сообщил: в России сегодня насчитывается около десяти миллионов нелегальных мигрантов; экономический ущерб, причиненный нелегальной миграцией в виде неуплаты налогов, составляет более восьми миллиардов долларов в год. Кроме того, ежегодно мигранты из стран СНГ вывозят из России свыше десяти миллиардов долларов, минуя систему государственного контроля. При этом объем зарегистрированных денежных переводов мигрантов из этих стран в 2005 году превысил три миллиарда долларов.

Таковы «потери». Что же касается «выгод», которые Россия получает от миграции, то они фигурируют только в немногочисленных отчетах экспертов, подчеркивающих, например, что мигранты производят в России не менее 8–10% ВВП.

 

 

3.3 Кто приезжает и где работают трудовые мигранты в России?

Число официально работающих в России трудовых мигрантов постоянно  увеличивается. В 2008 году численность мигрантов составила 2215945 человек, причем эти люди представляют более чем 40 стран мира. По-прежнему этот показатель отражает лишь небольшую часть реального процесса: согласно экспертным оценкам, численность нелегальных (или незаконно занятых) трудовых мигрантов в России составляет сегодня от 4 до 6 млн. человек и как минимум в пять раз превышает данные официальной статистики. Однако если в начале 2000-х годов численность официально привлекаемой из-за рубежа иностранной рабочей силы не превышала нескольких сотен тысяч человек и составляла не более 5% всех трудовых мигрантов, то во второй половине десятилетия под влиянием произошедшей либерализации миграционной политики наметилась явная тенденция к увеличению легальной составляющей миграции.

Необходимость расширения легальных  каналов въезда и занятости и  устранения административных барьеров, стимулирующих нелегальную миграцию и коррупцию, стала очевидна уже  давно. Однако устойчивое сопротивление  со стороны структур, принимающих  решения в области миграционной политики, привыкших управлять по-старому, не позволило начать реформы вовремя. С 15 января 2007 года вступило в силу новое  законодательство, существенно упрощающее процедуры легализации для мигрантов  из стран СНГ — в первую очередь  для приезжающих на временную  работу. Теперь сам мигрант получает разрешение на работу (а не работодатель, как раньше). Таким образом ликвидирована «крепостная зависимость» мигранта от работодателя. Существенно упростилась процедура регистрации, которая теперь для краткосрочных мигрантов (до 90 дней) может осуществляться по почте. Для России это, можно сказать, революционные изменения, хотя на пути мигрантов и сейчас возникает много препятствий, в основном связанных с непродуманными механизмами реализации нового законодательства.

Согласно официальным  данным, 40% трудовых мигрантов заняты в строительстве, 30% — в торговле, 10% — в промышленности, 7% — в  сельском хозяйстве, 5% — в транспортной отрасли, 8% — в других видах деятельности. Реальная структура занятости мигрантов  несколько отличается от официальных  данных из-за сильного недоучета мигрантов  в сфере услуг, включая сферу  досуга и развлечений, ЖКХ, работы по дому.

По данным социологических  исследований, примерно 20% мигрантов  приезжают на срок, не превышающий  шести месяцев. Занятость таких  мигрантов носит, как правило, сезонный характер. Более половины мигрантов  рассчитывают на долгосрочное пребывание в стране, примерно треть из них  рассматривают возможную перспективу  постоянного жительства и натурализации  в России.

 

Трудовая миграция в Россию продолжает оставаться в значительной степени мужским занятием. По данным социологических обследований, 70% мигрантов  — мужчины. В официальной статистике доля мужчин еще выше — 82,4%. Это связано, в первую очередь, с отраслевой структурой занятости трудовых мигрантов, поскольку 39% мигрантов работают в строительной отрасли. Кроме того, есть основания  предполагать, что женщины далеко не полно представлены как в официальной  статистике, так и в социологических  исследованиях, потому что чаще остаются «невидимыми» из-за особенностей своего труда (высокая доля работающих в  домохозяйствах и других неформальных секторах занятости). Поскольку сфера  услуг развивается высокими темпами  и сегодня дает 2/3 рабочих мест в развитых странах, можно предположить дальнейший рост женской составляющей миграции.

Средний возраст мигрантов  — 32–33 года, причем более 75% из них моложе 40 лет. За последние годы трудовая миграция помолодела: повзрослевшая молодежь в странах выезда (особенно в странах  Центральной Азии) все чаще идет по дороге миграции, проторенной старшим  поколением.

Несмотря на молодой возраст, более половины мигрантов имеют  собственную семью и детей. Более  половины мигрантов являются единственными  кормильцами в семье; при этом многие (35–40%) имеют трех и более  иждивенцев. Только четверть респондентов не имеют семьи и иждивенцев. Именно безысходность, вплоть до прямой угрозы голода, заставляет многих мигрантов соглашаться на рабские условия труда в России.

Сильные выталкивающие факторы, которые в основном носят экономический  характер, являются характерной чертой современной миграции в Россию. Первые волны миграции в конце 1990-х и  начале 2000-х охватывали наиболее социально  активных людей, которые по своим  личным качествам могли осилить  этот тогда еще пионерский путь. Это были не самые бедные или совсем не бедные люди, с достаточно высоким  уровнем образования, часто имевшие  высшее или иное профессиональное образование. С началом действительно массовой трудовой миграции (а по данным социологических  исследований, три четверти трудовых мигрантов начали приезжать в  Россию после 2000 года) за ними последовали  гораздо более бедные социальные группы населения, поведение которых  в значительной степени диктуется  необходимостью обеспечивать семью.

Информация о работе Миграция трудовых ресурсов в России