Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 04:38, курсовая работа
На сегодняшний день лизинг приобретает все большее значение как эффективный инструмент для привлечения инвестиций, пополнения оборотных средств и оснащения предприятий оборудованием. Что же такое "лизинг"? Чем он лучше и чем хуже обычного кредита? Чем выгоден лизинг банку или кредитной организации (лизингодателю), чем выгоден для предприятия (клиента). Насколько он доступен и на кого рассчитан? Что собственно можно получить в лизинг? Как происходит лизинговая сделка? В этих и некоторых других вопросах я собственно и постараюсь разобраться в данной курсовой работе.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Экономическая сущность и значение лизинга
1.1 История развития
1.2 Понятие и сущность
1.3 Формы, типы и виды лизинга
ГЛАВА 2. Преимущества и недостатки лизинга, основные формы его регулирования
2.1 Преимущества и недостатки лизинга для различных субъектов
2.2 Анализ рынка лизинговых услуг в России по итогам 2010 года
2.3 Основные формы регулирования лизинговых отношений
ГЛАВА 3. Мероприятия по совершенствованию и перспективы развития рынка лизинга
3.1 Проблемы рынка лизинговых услуг и перспективы его развития
3.2 Факторы, сдерживающие развитие лизинга в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Проблема с лизингополучателями, которые не могли вовремя оплатить лизинговые платежи и погасить уже имеющиеся задолженности, была решена двумя путями. Первый путь – изъятие оборудования, второй – изменение сроков и размеров лизинговых платежей. Оборудование было изъято у тех организаций, которые были признаны неплатежеспособными и банкротами. Остальные компании-должники продолжают оплачивать лизинговые платежи на новых условиях.
Лизинговые компании возобновляют свою деятельность, заключая новые сделки как с постоянными и проверенными клиентами, так и с новыми организациями. Количество филиалов увеличилось на 16%, а увеличение рабочих мест незначительно, но это предоставляет возможность создания новых рабочих мест на будущие периоды.
Увеличение одобренных платежей в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 3,68% обусловлено тенденциями восстановления рынка лизинговых услуг.
Структура рынка
Изменение
структуры рынка лизинга
Структура
рынка лизинга значительно
Структура рынка лизинга по объему нового бизнеса
В 2010 году основную долю 38,77% занимал железнодорожный транспорт, авиация и суда.
На долю автотранспорт приходилось 31,52%. Лизинговым компаниям «Сбербанк Лизинг» и Europlan принадлежали первые позиции в этом сегменте, и их суммарная доля составляла 38,86%.
Основными
сегментами на тот момент являлись
автотранспорт, оборудование, железнодорожный
транспорт, авиация и суда.
Структура лизинга по количеству контрактов
В структуре лизинга по количеству контрактов, на долю автотранспорта приходилось 59,5%, оборудования – 37,5%, что составляло 97%.
Лизинг автотранспорта
Лизинг автотранспорта являлся крупным сегментом и его доля составляла 31,52%. Из 57 компаний, которые приняли участия в данном исследовании, только 2 компании не занимались автолизингом. Данный сегмент многие годы являлся основным направлением, темпы роста которого постоянно возрастали. За 9 месяцев 2010 показатель уменьшился на 15,83% относительно аналогичного периода 2008 года, но увеличился в 3,1 раза относительно 2009 года.
Можно говорить о том, что автолизинг практически полностью реанимировался после кризиса и уверенно набирает обороты и по сей день, хотя количество контрактов не так велико как в 2008 году и на 28,2% их было заключено меньше, но в сравнение с 2009 годом их количество возросло более чем в 2 раза. Объем нового бизнеса за 9 месяцев 2010 года составил 55125,32 млн рублей, а общее количество заключенных контрактов - 25511.
Лизинг оборудования
По
итогам 9 месяцев объем сделок, заключенных
с оборудованием, уменьшился на 0,06%
в сравнении с 2008 годом и увеличился
в 2,68 раза относительно 2009 года. Количество
заключенных контрактов увеличилось
в 2,45 раза по сравнению с 2008 годом
и в 13 раз по сравнению с прошлым
годом. Такие серьезные изменения
связаны с лидером этого
В целом за 9 месяцев 2010 года было заключено 16082 контракта на общую сумму 44042,32 млн рублей.
Железнодорожный транспорт, авиатехника и суда
Значительная
доля в структуре рынка лизинга
по объему новых сделок всегда принадлежала
данному сегменту. Кризис сильнее
всего ударил именно по этому сегменту
рынка лизинга. Но на завершающей
стадии кризиса данный сегмент показал
превосходные результаты и можно
говорить о том, что его позиции
практически полностью
Основные показатели лизинга ж/д, авиатехники и судов
Сельскохозяйственная техника и племенной скот
С одной стороны, позиции данного сегмента ухудшились относительно других сегментов (см. структура рынка), но согласно данным объем нового бизнеса за 9 месяцев 2010 года почти в 2 раза больше объема за аналогичный период 2009 года и на 22% меньше 2008 года. С другой стороны, количество контрактов возросло относительно 2008 года на 21% и относительно 2009 года на 55%. Можно признать, что это далеко не самые худшие показатели, которые могли бы быть после кризиса.
Недвижимость
Популярностью
данный сегмент рынка лизинга
не пользуется, хотя изменения, произошедшие
в 2010 год, преобразовали данную сферу.
Объем нового бизнеса за 9 месяцев 2010 года
составил 1947,89 млн рублей, что на 42,9% меньше,
чем в 2008 году, но в то же время в 1,97 раза
больше 2009 года. Контрактов заключено
больше на 20,4% относительно 2008 года и в
5,4 раза больше чем в 2009 году, но это не
отразилось на объеме нового бизнеса.
2.3 Основные формы регулирования лизинговых отношений
В основе возникновения и быстрого распространения во всем мире лизингового бизнеса лежат две группы факторов:
— объективные, связанные с закономерностями и особенностями развития научно-технического прогресса и ростом капиталовложений в наукоемкие производства;
— субъективные, связанные с социально-экономической политикой государства и преодолением общественным сознание психологического барьера, осознанием широким кругом предпринимателей того простого факта, что эффективный бизнес может быть построен не на своих собственных, а чужих, заемных (арендованных) средствах производства. Среди объективных факторов развития лизинга существенное значение имеют следующие:
— ускорение темпов обновления техники и технологии и, следовательно, сокращение сроков морального старения оборудования и увеличение их отрыва от периода полного финского износа;
— усложнение и удорожание сервисного обслуживания новой техники, ограничивающие выполнение его самими пользователями;
— усиление дифференциации выпускаемой продукции и расширение потребности не постоянного, а временного использования дорогостоящей специализированной техники;
— возрастание сложности оптимального выбора наиболее эффективных моделей (марок) машин в увеличивающемся их ассортименте на рынке средств производства;
— прогрессирующая нехватка капитала на финансовом рынке и распространенная недоступность традиционных источников инвестирования для мелкого и среднего бизнеса.
В то же время превращение лизинга в эффективный инструмент возрождения и развития российской экономики во многом зависит от форм управления лизинговым процессом со стороны государства и в рамках специализированных организаций, занимающихся лизинговым бизнесом.
Однако продолжающаяся политика минимизации вмешательства государства в экономические процессы не дает положительных результатов. Уровень государственного регулирования экономики страны находится в критической зоне - в пределах 0,25—0,3 вместо 0,45—0,65 в развитых странах Европы. Опыт США и многих других стран мира подтверждает, что поддержка государством является важнейшим условием развития лизингового бизнеса, особенно на начальном этапе его становления. Среди многочисленных функций государства, без осуществления которых практически невозможно эффективное развитие лизинга, особое значение имеют следующие:
• регулятивная, направленная на создание правовых норм правил и рамочных условий функционирования и развития бизнеса во всех его формах;
• исполнительная, осуществляемая органами трех ветвей и направленная на обеспечение фактического применения установленных норм в отношениях между хозяйствующими субъектами. Основывается на силе государственной власти включает меры запрета, разрешения и принуждения;
•контролирующая, осуществляемая уполномоченным, государственными учреждениями и общественными организациями — лизинговыми ассоциациями и объединениями в целях защиты прав участников отношений от нарушений.
Первостепенное значение для развития лизинга имеют фискальная политика Правительства РФ и предоставление государственных гарантий в форме поручительства, выдаваемых кредиторам лизингодателя с целью стимулирований частных инвестиций в сферу финансового лизинга.
Общая закономерность состоит в том, что увеличение и расширение льгот ведет к увеличению масштабов лизинга, сокращение или введение ограничений снижает лизинговую активность.
С 1 января 2002г. все организации для целей налогообложения применяют новый механизм амортизации, предусмотренный гл. 25 НК РФ. В зависимости от срока использования амортизируемое имущество распределяется на 10 амортизационных групп:
Срок полезного использования основных средств определяется налогоплательщиком самостоятельно при вводе их в эксплуатацию на основе классификации по амортизационным группам, установленной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002г. № 1. При определении объекта обложения налогом на прибыль предприятия могут применяться два метода начисления амортизации:
• линейный;
• нелинейный.
Линейный метод начисления амортизации применяется к Основным средствам, которые входят в 8—10 амортизационные группы, независимо от срока их ввода в эксплуатацию. По остальным объектам основных средств налогоплательщик может самостоятельно выбирать один из двух разрешенных методов начисления амортизации. При этом в соответствии с п. 3 ст. 259 НК РФ выбранный метод начисления амортизации по конкретному объекту имущества не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации по нему. Сумма амортизации определяется ежемесячно как произведение первоначальной стоимости и нормы амортизации.
При нелинейном методе суммы амортизации определяется ежемесячно как произведение остаточной стоимости и нормы амортизации.
К середине 2002г. налоговыми льготами субъектам лизинговых отношений предусмотрено:
— снижение налога на прибыль за счет включения в затраты лизинговых платежей и процентов по заемным средствам, используемым в сделках финансового лизинга;
— применение ускоренной амортизации лизингуемого имущества;
— уменьшение суммы налога, подлежащего взносу в бюджет, на сумму НДС, уплаченную при приобретении основных средств в момент принятия их на учет;
— освобождение импортного технологического оборудования и запасных частей к нему от налога на добавленную Стоимость (перечень оборудования, утвержденный ГТК, РФ от 13апреля 1995г. № 248);
— частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин товаров международного финансового лизинга, временно ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации: за каждый полный и неполный календарный месяц уплачивается 3% от суммы таможенных пошлин и налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения (указание ГТК РФ от 24 апреля 1994г. № 01-12/328);
— полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов ввозимых в соответствии с лизинговым соглашением самолетов (распоряжение Правительства РФ от 24 мая 1995г. № 737-р);
— ввоз импортного имущества на территорию России по финансовому лизингу без оформления паспорта импортной сделки (письмо ЦБ РФ и ГТК РФ от 28 мая 1996г. № 285).
Среди факторов, которые в наибольшей степени повлияли на рост объемов отечественного лизинга, мы отмечаем: