Лизинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 04:38, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний день лизинг приобретает все большее значение как эффективный инструмент для привлечения инвестиций, пополнения оборотных средств и оснащения предприятий оборудованием. Что же такое "лизинг"? Чем он лучше и чем хуже обычного кредита? Чем выгоден лизинг банку или кредитной организации (лизингодателю), чем выгоден для предприятия (клиента). Насколько он доступен и на кого рассчитан? Что собственно можно получить в лизинг? Как происходит лизинговая сделка? В этих и некоторых других вопросах я собственно и постараюсь разобраться в данной курсовой работе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Экономическая сущность и значение лизинга
1.1 История развития
1.2 Понятие и сущность
1.3 Формы, типы и виды лизинга
ГЛАВА 2. Преимущества и недостатки лизинга, основные формы его регулирования
2.1 Преимущества и недостатки лизинга для различных субъектов
2.2 Анализ рынка лизинговых услуг в России по итогам 2010 года
2.3 Основные формы регулирования лизинговых отношений
ГЛАВА 3. Мероприятия по совершенствованию и перспективы развития рынка лизинга
3.1 Проблемы рынка лизинговых услуг и перспективы его развития
3.2 Факторы, сдерживающие развитие лизинга в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Черновик.docx

— 769.61 Кб (Скачать)

    В США, как и в Англии, лизинг начал  развиваться в области железнодорожного транспорта. Отцом американского  лизинга считается Генри Шонфельд, организовавший в 1952 г. компанию для  одной конкретной сделки. Убедившись в том,  что эта форма таит в себе многие, ещё не раскрытые  возможности, он стал организатором  известнейшей американской лизинговой компании «United States Leasing Corp.».

          Во время второй мировой войны правительство  США активно использовало так  называемые контракты с фиксированной  рентабельностью (cost - plus contracts). Это обеспечивало еще один важный стимул для развития арендного бизнеса, так как в большинстве контрактов правительственным подрядчикам позволялось устанавливать определенный уровень доходности по отношению к издержкам. Эти подрядчики понимали, что большая часть их товаров или услуг необходима правительству, лишь пока идет война, и что, по всей вероятности, контракты не будут возобновлены после ее окончания.

          Таким образом, промышленники  сталкивались с риском не успеть восстановить свои издержки на оборудование, приобретенное  для выполнения конкретного правительственного проекта. Кроме того, специализированные станки и машины вообще могли иметь  очень ограниченную рыночную стоимость  в мирное время. Правительственные  подрядчики осознали, что аренда промышленного  оборудования на срок, ограниченный договором  подряда (в противоположность покупке), минимизирует риск. В тех случаях, когда требовались большие специализированные машины и инструменты, само правительство  должно выступать перед подрядчиками в роли арендодателя.

    В это же время стал быстро наращивать масштабы лизинговый бизнес, связанный  с транспортными средствами. В 30-е  годы Генри Форд эффективно использовал  аренду для расширения сбыта своих  автомобилей.

    В СССР с понятием “лизинг” познакомились  во время второй мировой войны, когда  в 1941 - 1945 годах по lend - lease осуществлялись поставки американской техники.

    В конце 50-х годов лизинговые компании обратили свои взоры на зарубежные рынки. В 1959 г. «United States Leasing Corp.» учредила филиал в Канаде. Так начиналось превращение лизинговых компаний в транснациональные компании.

    Коммерческие  банки США начали принимать участие  в лизинговых операциях в начале 60-х годов. Расширению лизингового  бизнеса способствовало принятое в 1971 году решение Совета управляющих  Федеральной резервной системы, позволившее банкам учреждать дочерние фирмы для сдачи в аренду оборудования, а затем и недвижимости.

    Однако, первое общество, для которого лизинговые операции стали основой его деятельности, было создано только в 1952 г. в Сан-Франциско  американской компанией “Юнайтед стейтс лизинг корпорейшн”, и таким образом, США стали родиной нового бизнеса, и в частности банковского. К  середине 60-х годов лизинговые операции в этой стране составляли 1 млрд. дол., а к концу 80-х годов они превысили 110 млрд. дол., т.е. за четверть века увеличились  более чем в сто раз. Столь стремительный рост операций по аренде вызван определенными преимуществами, получаемыми партнерами по лизинговой сделке. В настоящий период в странах с рыночной экономикой лизинговые операции для хозяйствующего субъекта становятся преимущественными при техническом перевооружении производства.

    В США лизинг превратился в один из основных видов экономического бизнеса. Быстрый рост новых лизинговых компаний, предлагавших свои услуги, и многообразная  модификация условий лизинговых договоров определили самые различные  варианты приобретения инвестиционных средств предпринимателями в  различных сферах экономики. Позднее  лизинговые компании получили название “финансово-лизинговых обществ”; они  стали обеспечивать производителям пути сбыта их продукции путем  сдачи в аренду, а также финансирование сделок и связанных с ними рисков.

    В Западной Европе первые финансово-лизинговые общества появились в конце 50 - начале 60-х годов. В начале 60-х годов американские предприниматели “перевезли”  лизинг через океан в Европу, где первая лизинговая компания – “Дойче лизинг ГМбХ”  появилась в 1962 году в Дюссельдорфе (ФРГ). Однако их развитие сдерживалось несовершенством законодательства. Лишь после того как в налоговом законодательстве нашло отражение правовое закрепление статуса лизинговых договоров, их рост характеризуется высокими темпами.

    Бурный  рост их количества и объёмов лизинговых операций начался после правового  закрепления статуса лизинговых договоров. Этот период пришёлся на 80-е  годы. С 1972 года здесь существует европейский  рынок лизинга.

    С начала 60-х годов лизинговый бизнес получил свое развитие на Азиатском  континенте.

    1982 год стал знаменательным для  лизинга авиационной техники.  В этот год корпорация Мак-Доннела  Дугласа сумела за счет новой  финансовой политики с помощью  лизинга завоевать рынок для  самолета ДС-9-80 в конкуренции  с Боингом-727. Предложенная Дугласом  концепция была названа “fly before buy” (“летать, прежде чем покупать»).

    В условиях жёсткой конкуренции за внутренние и внешние рынки всё    более важным становится улучшение  не только технических характеристик  оборудования, но и финансовых условий, на основе которых оно предлагается потребителям. Лизинг как раз и  может удовлетворить эти дополнительные требования потребителей, с одной  стороны, и повысить прибыль лизинговых фирм за счёт расширения круга клиентуры- с другой.

    В настоящее время основная часть  мирового рынка лизинговых услуг  сосредоточена в треугольнике “США - Западная Европа - Япония”. В Западной Европе лизингодателями выступают  преимущественно специализированные лизинговые компании, которые в 75-80% случаев контролируются банками  или считаются их дочерними обществами.

    Для Японии характерным является расширение лизинговой операции от финансирования услуг до предоставления “пакета  услуг”, включающего комбинации купли-продажи, лизинга и займов. Эти услуги получили название комплексного лизинга. 

    
    1.   Понятие и сущность
 

    Экономическая сущность лизинга трактуется неоднозначно и в течение длительного времени  остается спорной. Не сформировалось единого  мнения относительно сущности лизинга  на практике и в теории. В общем  виде лизинг можно охарактеризовать как комплексные экономико-правовые отношения по приобретению в собственность  имущества и последующей сдаче  его в аренду.

    Идея  лизинга - одна из старейших в предпринимательской  деятельности. Высокий спрос на новое эффективное оборудование в совокупности с преимуществами лизинговых сделок для потенциальных пользователей (100%-ное финансирование, забалансовый метод учета имущества, гибкие схемы платежей) создали идеальные условия для быстрого роста лизинга. Этому способствовала и государственная поддержка лизинга, которая нашла отражение в создании налоговых, инвестиционных и амортизационных льгот.

    На  сегодняшний день в развитых странах  на лизинг приходится около 30-35% всех инвестиций. Таким образом, лизинг во многих странах  получил широкое распространение  и считается одним из наиболее эффективных способов организации  предпринимательской деятельности.

    Существуют  противоречия в определениях сущности и функций лизинга. Говоря о лизинге, многие проводят аналогию с арендой  и при этом почти полностью  отождествляют эти понятия. На самом  деле существуют некоторые отличия  лизинга от аренды:

  • лизинговые отношения наряду с лизингодателем и лизингополучателем включают дополнительную фигуру - продавца лизингового имущества, который отсутствует при аренде;
  • при осуществлении лизинговых сделок стороны заключают как минимум два договора: договор купли-продажи и договор лизинга;
  • при лизинге активная роль отводится лизингополучателю, что не свойственно арендным отношениям. Преимущественное право выбора имущества и его продавца принадлежит пользователю. Лизингодатель должен поставить в известность продавца имущества, что оно приобретается специально для сдачи в финансовую аренду (лизинг);
  • сдача имущества в лизинг, как правило, осуществляется не производителем или первоначальным собственником, а финансовым учреждением или специализированной лизинговой компанией;
  • при расчете лизинговых платежей учитывается покупная цена имущества, срок, на который заключается лизинговый договор, остаточная стоимость, кредитоспособность лизингополучателя, а также действующее законодательство, особенно в отношении налогообложения и сроков амортизации; при расчете арендных платежей размер выплат в основном зависит от рыночной конъюнктуры;
  • в отличие от арендных отношений при лизинге лизингополучатель наделяется правами и обязанностями, свойственными покупателю;
  • по-разному распределяются риски в договорах аренды и лизинга, связанные с недостатками, обнаруженными в имуществе: по договору аренды арендодатель отвечает перед арендатором за все недостатки, препятствующие пользованию имуществом, а по договору лизинга лизингодатель не несет, как правило, никакой ответственности за вышеуказанные недостатки. Лизингодатель также свободен от выполнения гарантийных обязательств на имущество;
  • в отличие от арендных отношений при досрочном расторжении договора лизинга по вине или по желанию лизингополучателя, как правило, последний должен погасить общую сумму, предусмотренную договором;
  • по истечении срока аренды арендатор обязан возвратить имущество; по истечении срока лизинга предусматриваются следующие варианты взаимоотношения сторон: продление договора, возврат имущества, переход права собственности на имущество к лизингополучателю.

    Упрощенное  понимание лизинга, сведенное лишь к долгосрочной аренде, не исчерпывает  всей сущности лизинга. Лизинг имеет  более сложную тройственную экономическую  основу. Помимо свойств арендной деятельности он несет в себе существенные свойства кредитной сделки, инвестиционной деятельности.

    Основные  принципы кредитования - срочность, возвратность и платность - полностью реализуются  в лизинговых сделках. Можно провести некоторую аналогию лизинга с  трастовыми операциями, со сделками купли-продажи  имущества с рассрочкой и т.д. Вполне обоснованным являлось и определение  лизинга как вида инвестиционной деятельности.

    В соответствие с Федеральным законом  «О финансовой аренде (лизинге)» под  лизингом понимается совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга. Под договором лизинга понимается «договор, в соответствии с которым арендодатель (далее -лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее - лизингополучатель) имущество за плату во временное владение и пользование».

    Понятие договора финансовой аренды (лизинга) отражает тройственную природу лизинговой сделки:1

    1) лизингодатель заключает договор  с поставщиком;

    2) лизингодатель заключает (в большинстве  случаев) договор с банком на  получение кредита для приобретения  имущества;

    3) лизингодатель заключает договор  с лизингополучателем на передачу  данного имущества в лизинг. 

    В наиболее общем виде операция лизинга  представлена на рис.1.

    

    Рис.1. Общая схема лизинговой операции 

    О тройственной природе лизинга говорится  и в публикациях В.А. Горемыкина. В частности, он дает определение  лизингу как системе предпринимательской  деятельности, включающей в себя как  минимум три вида организационно-экономических  отношений: арендные, инвестиционные и  торговые, содержание каждого из которых  в отдельности полностью не исчерпывает  сущности специфических имущественно-финансовых лизинговых операций.

    Из  многочисленных функций лизинга  общепризнанными являются четыре:

    1) финансовая функция выражается  в освобождении лизингополучателя  от единовременной оплаты полной  стоимости необходимого имущества;

    2) производственная функция заключается  в оперативном решении производственных  задач путем временного использования,  а не покупки дорогостоящего  имущества;

Информация о работе Лизинг