Лекции по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 17:01, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Экономическая теория".

Файлы: 1 файл

история эк учений_лекции.doc

— 545.00 Кб (Скачать)

    6. Сосредоточение земли у князей.

    Дошедшие  до нас многочисленные списки пакта "Правды Русской" делятся на две  группы, различные по объему и содержанию: "Краткая Правда" и "Пространная Правда".

    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИДЕИ В "ПРАВДЕ РУССКОЙ".

    ("Правда  Ярослава" - 30 год XI века, "Правда  Ярославичей" - 70 год, "Устав Владимира  Всеволодовича" - 1113 год).

    Центральное место в "Правде Русской" занимают вопросы экономических имущественных  отношений: определение ответственности за различные преступления в этой области: воровство, нарушение пашенных меж и т.д., а так же нормирование разных имущественных отношений: займа, наследования и т.д. Если отдельные статьи "Правды Русской" сгруппировать по их содержанию, то окажется, что почти в половине статей "Краткой Правды" (в 20 из 43), речь идет о ответственности за нарушение права собственности и другие вопросы экономического характера. Из 121 статьи "Пространной Правды", 87 статей посвящены экономическим вопросам:

    - "Вира" и "продажа"- в пользу  князей, изредка в пользу потерпевшего;

    - Охрана земельной собственности,  землевладения, ответственность  за нарушение межи;

    - "Челядин"- собственность господина  наравне со скотом и вещами, за кражу его- штраф.

    В восьми статьях "Правды Русской" речь идет о займах, процентах, об охране интересов кредитора, о порядке взыскания долгов. (На 5 кун- 3-4 куны сверху, это около 80%). Кредитные отношения- "долг", денежный процент и т.д. Долговые обязательства в натуральной форме- ссуда продуктами с возвращением с прибавкой.

    Статья 53: Ссуда в треть куны берется  лишь два раза, после лишь возвращение  денег, если три раза- теряет право  на получение долга с должника.

    Распространение закупа - смерд, прибегнувший к ссуде  и отрабатывающий свой долг в хозяйстве заимодавца. "Устав о закупах"- ряд статей в "Правде Русской".

    Закуп превращается в полного холопа при  бегстве или в случае кражи  на стороне, штраф за которую платил господин. Можно отлучаться от господина  в поисках заработка. Имеет право обращаться в суд с жалобой на господина. Статьи "Устава о закупах" историки связывают с восстанием в 1113 году.

    "Устав  о холопах". Условия для превращения  в раба:

     - купля холопа при свидетелях, хотя бы за пол-гривны и отдача  денег при самом холопе;

    - женитьба на рабе без всякого  условия (если с условиями,  то на тех правах, на которых  было условлено);

    - поступление на тиуны (домашнюю  челядь) или ключники без условия;

    - закуп, ушедший от господина  и не доказавший, что ходил  искать управы на хозяина.

    Нельзя  обращать в холопство ни за прокорм, ни за предметы домашнего обихода. Если, не дослужив до срока, работник хочет  уйти, не ставить ему это в вину, только пусть возвратит хозяину  деньги. Уголовная ответственность  за оказание помощи беглому холопу и вознаграждение за поимку беглеца.

    В.О.Ключевский считал, что "Правда Русская" есть по существу "уложение о капитале". "Капитал,- писал он,- служит предметом  особенно напряженного внимания для  законодателя; самый труд, т.е. личность человека рассматривается как орудие капитала, можно сказать, что капитал- это самая привилегированная особа в "Правде Русской"." В "Правде Русской" изложена политика Киевского государства.

    "Приметим,- пишет Карамзин,- что древние свободные  Россияне не терпели никаких  телесных наказаний, виновник платил или жизнью или вольностью, или деньгами - они изъявляют какое-то удивительное , кратки, грубы, но достойны людей твердых и великодушных, которые боялись рабства больше, чем смерти".

    ДВОРЯНСКИЕ  ПРОЕКТЫ И.ПЕРЕСВЕТОВА (XVI в.)

    Скудные сведения о личности Ивана Семеновича Пересветова черпаются из его же сочинений. Свой род он возводил к Иноку Пересвету, павшему в битве на Куликовском поле. И.Пересветов, будучи подданным польского короля, с разрешения последнего находился на "дворянской службе" у угорского (венгерского) короля, у короля чешского, у молдавского господаря Петра.

    В конце 30-х годов XVI века "Ивашко Семенов  сын Пересветова" прибыл из Литвы  в Москву "желая служить московскому  государю". Пересветов был принят на службу и получил от царя поместье ("двор"). Поместье оказалося "пусто", средства из других стран были истрачены, от "обид и волокиты" сильных людей, он очутился в большой нужде "и бос, и пеш". Не раз пытался обратиться к царю с просьбой оказать ему помощь. Дальнейшая судьба неизвестна.

    Написал ряд небольших произведений предназначенных  для Ивана IV: "Сказание о царе Константине", "Сказание о книгах", "Сказание о Магмете-султане", "Предсказания философов и докторов", две  челобитные (1546-1549 гг.).

    Сочинения имеют оригинальную форму: критика существующих порядков и предложения необходимых реформ ведутся не от имени автора, а в форме "речей и писаний" мудрых людей и правителей. Критикует Византию и политику Константина, при которой Константинополь был завоеван турками. Необходимые, разумные, с точки зрения Пересветова мероприятия рекомендуются им в форме положительной оценки политики турецкого султана Мухаммеда II, завоевателя Константинополя и "мудрых речей" этого султана, воеводы Петра (молдавского господаря), философов и докторов.

    Идеолог дворянства. Основная идея - ослабление бояр, усиление царской власти, опора  на дворян, "воинников".

    1. Господство "вельмож". "Вельможи  русского царя сами богатеют  и ленивеют, царство оскужают, и  тем самым они слуги ему  называются, что цветно, и конно, и людно выезжают на службу его (царя), а крепко за веру христианскую не стоят и люто против недруга смертною игрою не играют, тем богу лгут и государю". Правление вельмож, их произвол, обогащение- главная причина гибели Византии.

    2. Царь не должен давать воли вельможам, быть надо грозным, ибо без грозы нельзя держать царства. Вельможи, которые приблизились к царю не мудростью своей, не воинской заслугой "подобит огнем жещи и иные лютые смерти им давати, чтобы зла не множилось".

    3. Необходимость иметь большое и сильное войско, опираться на "воинников", служивых дворян. "Воинниками царь силен и славен".

    "Воина  держати, как сокола чередити (лелеять) и всегды ему сердце  веселити, а ни в чем ему  кручины не допускати". Царь  должен приближать к себе и  возвышать людей не по их родовитости, а по их личным достоинствам, по их заслугам, хотя бы эти люди были незнатного происхождения.

    (Исторический  процесс централизации государства  --> усиление самодержавия --> усиление  государства, его вмешательство  в экономическую жизнь страны. Ослабление крупных дворян- феодалов, как причины феодальной войны. Создание нового класса для опоры- "воинников"- дворян.)

    4. Устранение управления через  наместников. Замена неправдивого, продажного суда наместников-  честными царскими судьями с казенным жалованием. Пример Магмет-салтана, который "велел со всего царства все доходы себе в казну имати, а никому ни в котором граде наместничества не дал вельможам своим, для того, чтобы не прельщалися неправдою судити, и оброчил вельмож своих из казны своей, кто чего достоин и дал суд во все царство, и велел присуд имати себе в казну, для того, чтобы судьи не прельщалися и неправды бы не судили".

    Предложения Пересветова отвечали потребностям русского феодального централизованного  государства. Всего лишь через несколько лет, "кормления" в России были отменены.

    5. О купечестве, торговле - узко дворянские  интересы. Оградить "воинников"  от алчности купцов, установить  государственную регламентацию  цен на товары. В Царьграде  - " оскуднели и обнищели, а мытари богатели", "суд был неправеден, а торговля - нечиста".

    У Магмет-салтана: "великую правду в царство свое ввел, и купцем куплею уставил". "Цена была бы всему  уставлена", "по цареву указу".

    6. Против рабства-холопства.

    О рабстве: "бог сотворил человека самовластно и самому себе повелел быть владыкою, а не рабом", "кто записывает людей в работу вовеки, прельщают, дъяволу угождают".

    О холопстве: Царь должен иметь сильное  войско. Холопы служат вельможам. Холоп  не может быть храбрым воином. "В  котором царстве люди порабощены, и в том царстве люди не храбры и к бою против недруга не смелы: порабощенный бо человек срама не боится, а чести не добывает, хотя силен или не силен, и речет так: однако если холоп, иного имени мне не прибудет".

    Пересветов  советует сжечь кабальные книги. Царским судебником 1550 года, было запрещено превращать дворян в холопов.

    7. Внешняя политика. Предложение (совет)  покорить Казанское царство. "Землица  весьма угодная", подобная "подрайской  земле угодьем великим". Эта  часть программы Ивана Семеновича Пересветова вскоре получила свое осуществление: после завоевания казанского царства земли его были разданы русским помещикам.

    Это теоретическое обоснование той  политики, что вскоре начал осуществлять Иван Грозный.

    СОЦИАЛЬНЫЕ  УТОПИИ ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОГО CРЕДНЕВЕКОВЬЯ. МЕРКАНТИЛИЗМ

    В позднее средневековье (XVI-XVII вв.) в  экономической мысли Европы происходят изменения, связанные с разложением  феодализма и развитием мануфактур. Великие географические открытия ускорили этот процесс, сделав торговлю всемирной. Средневековый купец вырвался на просторы океана и освободился от всякого рода ограничений. Жестокое ограбление колоний ускорило накопление капитала. Аграрный переворот в Англии XVI века, создал благоприятную обстановку для развития капитализма, концентрации капитала, лишение средств производства основной массы населения, возникновение мануфактур. Начинается период буржуазных революций, появляется класс работающих богачей, взявших на себя функции управления. XVI-XVII века стали эпохой перехода феодализма к капитализму, и были насыщены всевозможными противоречивыми чертами: сохранение феодальных поместий с их барщинами и оброками, наличие городов с торговлей и промышленными цехами, зависимые крестьяне и свободные горожане, аристократы и буржуа, лишенные средств существования бывшие крестьяне, церковь, сохранение королевской власти и первые ограниченные монархии. Все эти противоречия и отражаются в экономической мысли позднего средневековья.

    Выделяются  два основных направления, отражающие новые исторические условия:

    1. Меркантилизм (от итальянского мерканто - торговля), который пытается решить  проблемы первоначального накопления  капитала, и объясняет, что удачнее  всего это получается у купеческо-торгового  капитала.

    2. Социальные утопии, пытающиеся найти новые пути экономического развития и выражающие интересы обезземеливаемого в процессе развития капитализма крестьянства.

    СОЦИАЛЬНЫЕ  УТОПИИ

    Специфический признак утопии заключается в  ее умозрительности, отрыве от реальности, неосуществимости теми путями, которые  предлагают авторы проектов. "Утопос" - с греческого "несуществующее место".

    Социальные  утопии выражают протест народных масс против умирающего феодализма и нарастающего капитализма; дело в том, что и тот и другой доставляли страдание. Пережитки крепостничества и деспотический абсолютизм душили крестьян, а капитализм, приходящий на смену старому строю, означал обезземеливание, экспроприацию. Как бездомный и безземельный бродяга он пополнял ряды наемных рабочих на мануфактурах, становящейся для них капиталистической каторгой, поэтому утопии носили и антифеодальный и антикапиталистический характер, на щит вновь поднимается идея общины.

    Классической страной зарождения капитализма становится Англия. В связи с развитием английской суконной промышленности резко возросла потребность в сырье, что повлекло рост овцеводства. В стране шло массовое превращение пашен в пастбища. Милорды расширили практику "огораживания"- захвата и огораживания общинных земель, в которые входили исконные крестьянские наделы. Пострадали и крестьяне - копигольдеры, люди лично свободные, но владевшие землей по "копиям" временно, по средневековым документам, продление которых полностью зависело от лендлорда. Такое огромное число крестьян было разорено и согнано со своих земель, что даже бурно развивающаяся промышленность не могла обеспечить их занятость.

    Одновременно  английское государство установило так называемые законы о бродяжничестве, которые получили в истории название "кровавого законодательства". Королевские акты устанавливали для рабочих мануфактур крайне низкую зарплату и лишали их возможности искать других условий найма. Всякий кто по тогдашним законам признавался "бродягой", подвергался истязаниям, членовредительским наказаниям, клеймению, а при повторении - смертной казни.

Информация о работе Лекции по "Экономической теории"