Лекции по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 17:01, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Экономическая теория".

Файлы: 1 файл

история эк учений_лекции.doc

— 545.00 Кб (Скачать)

    ГРЕЧЕСКИЙ ПОЛИС V век до н.э.( Афины) .

    1. Рабство как основа производства;рабы-иноземцы.

    2. Торговля, превращение в международный  торговый центр.

    3. Колонизация как возможность избавиться от "излишнего" населения и получения дополнительных ресурсов.

    4. Подкармливание свободного гражданства  за счет рабов, военной добычи, аграрной периферии.

    5. Демократия как форма государственного  устройства.

    Экономическая мысль периода расцвета рабовладельческого полиса может быть названа скорее описательной. Перикл(около 500 г. до н.э.), который правил Афинами в течение 15 лет воспевал их как рай земной.

    Кризис  рабовладельческого строя породил  теории, направленные на поиск выхода из кризиса.

    Рабовладение прошло три основных этапа:

    I. Зарождение рабовладельческого  строя (противоречия между обществом  и рабовладением; противоречия  в экономической мысли).

    II. Расцвет рабовладения (в экономической  мысли никаких сомнений).

    III. Кризис (возврат к натуральному хозяйству, натуральному способу производства, попытка смягчить противоречия, поиск путей выхода из кризиса).

      В IV в. до н.э. экономическая  мысль Греции развивается в  новых условиях. Начинается кризис  рабовладения:

    1. Рабство - социальная опасность.

    2. Пауперизация свободного населения  (из за торгово-промышленного  направления экономики).

    3. Неустойчивость экономической системы.

      Под влиянием этих факторов  формируются вопросы: не вернуться  ли к земледелию и натуральному  хозяйству? ликвидация рабства невозможна, но как смягчить его противоречия? как увеличить эффективность рабского труда? Наблюдается рецидив натуральнохозяйственной концепции.

      КСЕНОФОНТ (444-356 гг. до н.э.), современник  Платона. Предшественник Аристотеля. Написал большое количество разнообразных произведений. Экономические взгляды нашли отражение в "Домострое"("Экономикос"), время написания неизвестно. Именно от названия этой работы произошло название науки - экономика, хотя во времена Ксенофонта под ней понимались лишь правила ведения домашнего хозяйства ("ойкос"- дом, хозяйство; "номос" - закон, правило). В силу жизненных условий связан с господствующим классом. Служил персидским деспотам, спартанским царями олигархам, не поладил с афинской демократией, стал ее изгнанником. Его экономическое благополучие покоилось на земельном пожаловании, полученном в награду из рук спартанской олигархии. Свои экономические и политические взгляды изложил наиболее полно в характеристике экономического строя Спарты. В небольшом сочинении "Лакедемонское государство" Ксенофонт дал яркое описание социально-экономического устройства Спарты - программа действий для греческих рабовладельцев:

    1. Коллективные формы рабовладения, поскольку они усиливают единство  рабовладельческой общины, нейтрализуют  противоречия внутри нее.

    2. Уравнительность потребления (общий  стол).

    3. Спартанская система физического  воспитания, лагерный режим обязательный  для рабовладельцев, строгая дисциплина. (Умалчивая о существовании террористического  режима для рабов- криптиях, во  время которых молодым спартанцам разрешалось безнаказанно убивать по ночам илотов - рабов, встреченных на дорогах).

    В "Домострое" в форме диалога  формулировались принципы :

    1. Эффективной эксплуатации рабов  - хозяину часто приходится увещевать  рабов, раздавать обещания, так как добрая надежда нужна рабу не меньше, чем свободному, чтобы у него была охота оставаться у хозяина. Рабов можно сделать послушными едой сверх меры, хотя этот способ и годен лишь для животных, похвалы со стороны хозяина так же действуют на рабов. Кризис рабовладения Ксенофонт пытался смягчить путем смягчения противоречий между хозяином и рабами.

    2. Решительно высказывается за  натуральное хозяйство, против  торгово-промышленного направления  экономики. Автор считает, что  натуральное хозяйство не разделяет людей на богатых и бедных, так как каждый производит на своем земельном участке не больше, чем необходимо для потребления и не участвует в торговых операциях, не использует земли для производства на продажу и для обогащения.

    3. Идеализация сельского хозяйства, противопоставление его ремеслу: "Ремесло задорно, его дурная слава- естественна, оно осуждает человека на сидячий образ жизни (вредный для тела) и лишает людей солнца".

    4. Понятие богатства - фонд личного  потребления и средство приобретения политических друзей.

    5. "Ценность"- есть нечто хорошее"  и зависит от полезности вещей.  Полезные предметы представляют  ценность, вредные - нет.

    6. Несмотря на явные симпатии  к натуральному хозяйству, Ксенофонт  с большим интересом относился  к проблеме денег. "Когда приобретено столько утвари, сколько нужно для хозяйства, редко покупают еще"; напротив, денег никто не имеет столько, чтобы не желать их иметь еще больше, и если у кого-нибудь они оказались в избытке, то он закапывая излишек, получает не меньшее удовольствие, чем если бы он ими пользовался". Отрицать значение денег уже нельзя. Совет Ксенофонта: копить деньги на "черный день", а также для того, чтобы иметь возможность при необходимости расширить свое хозяйство. Итак, деньги - это сокровище, концентрированное богатство, которое всегда можно пустить в ход. Другая функция денег состоит в том , чтобы служить средством обращения. Но деньги в качестве торгового и ростовщического капитала вызывали резкое осуждение Ксенофонта.

    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ ПЛАТОНА (427-347 гг. до н.э.)

    Основная  задача - выход из кризиса рабовладельческого государства. Его проекты - новое  и любопытное явление в истории  экономической мысли Греции.

    1. Преувеличение роли государства-  государство может своими предписаниями  полностью регламентировать все отношения экономической и политической жизни.

    2. Сохранение классов - одни должны  работать, другие - воевать, третьи - управлять, причем положение не  может изменяться.

    3. Общественный строй Спарты- первичный  и наиболее чистый.

    Свои  экономические проекты Платон дал в двух основных вариантах: "Политика" (или "Государство") 380-370 гг. до н.э. и "Законы" (366,347 гг. до н.э.)- период сомнений в "благости человеческой природы".

    Модели  идеального государства, лишенного  противоречий, присущих Афинам, строилась на четком делении людей на классы, в связи с их общественными и хозяйственными функциями.

    1. Философская опора для власти  греческой аристократии в высшей  мудрости, совершенной нравственности. Демос лишен и того и другого,  по мнению Платона и потому  должен быть лишен права на  участие в государственном управлении. Во главе общества должны стоять  философы как наиболее здравомыслящие, способные к познанию мира и к управлению людьми. Они должны действовать от имени и на благо всего общества, отрекаясь то личных пристрастий, поэтому они не имеют частной собственности.

    2. В таком же положении по  отношению к собственности находится и другое сословие - воины, чья обязанность - защищать народ. Для них устанавливаются лагерные порядки, общий стол по Спартанскому образцу. "Стражи не должны ослаблять свои силы взаимными ссорами из за золота, жен", поэтому нужно сделать женщин общим достоянием, а золото- предметом презрения. Осуждение обогащения военной касты- за это ее будет ненавидеть народ.

    3. Третье сословие , к которому относятся  земледельцы и ремесленники, обязанностью  которых является материальное  производство необходимых всему обществу благ , не могут обходится без личной заинтересованности в результатах своего труда и им разрешено иметь частную собственность.

      Проект Платона, изложенный в  "Политике", претерпел неудачную  попытку осуществления (с помощью Дионисия Младшего). Сам Платон сказал о нем, что он годился "только для богов и детей богов". "Ответить на обвинение Платона в том, что он ни разу не поднялся с места и ни слова не произнес: "Платон слишком поздно родился для своей страны и застал народ постаревшим и вдобавок приученным его предшественниками делать многое, не соответствовавшее его мнениям" (из писем Платона, т.3 с.521).

    Позже Платон в работе "Законы" создает  упрощенный вариант проекта "идеального государства".

    1. Распределение земель (как объекта собственности)- равномерное, ибо излишняя концентрация приводит к обезземеливанию крестьян, потере социальных резервов. Предпринимается попытка возродить мелкое крестьянство как политическую опору рабовладельцев и противовес городской бедноте. Чтобы защитить крестьян от разорения и сохранить за ними земельную собственность, Платон предлагает ввести законодательно "пределы бедности и богатства": "пределом бедности" должен считаться один земельный надел, который нельзя потерять ни при каких обстоятельствах, включая долговые обязательства -этот земельный надел всегда сохраняется в семье, "предел богатства" - четыре-пять земельных наделов(или стоимость их в деньгах), имущество сверх "предела богатства" перераспределяется государством в пользу неимущих.

    2. Колонизация (освобождать государство  от избытков населения и бедноты).

    "Более  мягкий способ очищения заключается  вот в чем: если неимущие  люди, следуя за своими вождями,  выкажут, из за недостатка воспитания, склонность выступить против  имущих, это станет болезнью, вкравшейся в государство. Поэтому их надо высылать прочь, назвав это "переселением"." (книга пятая, с. 209).

    "Переселение  - отсутствие страшного и опасного  спора о переделе земли и  о снятии долгов". "Часть  долгов простить, часть имущества  поделить". "Наиболее равномерное распределение земли и жилищ". Земли нужно столько, чтобы она была в состоянии прокормить этих людей.

    3. Неделимость земельных наделов.  Наследство лишь одному из  сыновей. Остальных сыновей отдавать  на воспитание богатым бездетным семьям. Земельные наделы - основа доходов свободного гражданства.

    4. Против торгово-промышленного направления  экономики, дальнейшего подъема  городов, их разрыва с деревней, усиления товарного хозяйства.

    Идеальное государство: Отрицание торговли: "Море наполняет страну стремлением нажиться с помощью крупной и мелкой торговли, вселяет в души лицемерные и лживые привычки". (книга четвертая, с .175).

    5. "Дайте мне государство с  тираническим строем. Пусть тиран  будет молод, памятлив, способен  к учению, мужественен, великодушен " (с .176).

    6. Запретить импорт ладана и  пурпура, а также всего необходимого  для ремесел, нуждающихся в  иностранных товарах, раз в  этом нет потребности. Запретить  вывоз необходимых стране предметов  (исключение -оружие).

    7. "Не бесчестить надел куплей-продажей земли".

    8. Кредит - без процентов, владение  золотом и серебром запретить,  хотя обмен признавался необходимым  для рабочих, наемников и рабов,  а также иностранцев.

    Противоречия  между торговлей и рабовладением (натуральное хозяйство). Платон решает его в пользу последнего, путем ограничения функции денег и торговли.

    9. Идеализация сельского хозяйства.

    10. Разделение труда, глубокий анализ  экономических основ и прогрессивность  производства. (В устройстве государства  "каждый должен заниматься одним видом труда).

    Платона называют первым в истории коммунистом  за его представления государства. "Коммунист" Платон: "Наилучшим  является первое государство, где у  друзей все общее. Общие жены, дети, все имущество, частная собственность  повсюду устранена из жизни"; "Пусть граждане разделят землю и жилища".

    Реальное  противоречие экономической жизни  Греции нашло отражение во взглядах Платона. Рабовладельческая знать IV века до н.э. боялась городов, но не могла  оторваться от их культуры. Она ориентировалась на сельское хозяйство, но одновременно не могла обойтись без промышленности. "Ремесленники своим общим трудом дают нам возможность жить". (Книга 11, с . 420).

     

    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АРИСТОТЕЛЯ (384-322 гг. до н.э.)

    Аристотель - сын придворного врача, в Афинах он был учеником Платона, после смерти учителя пробыл три года в Малой Азии, при дворе тирана, в 343 году стал учителем А.Македонского, после его смерти был обвинен в безбожии. Вынужден покинуть Афины.

    Наиболее  всеобъемлющий ум древности, энциклопедия ее науки. Универсальная эрудиция и поразительная логика суждений.

    Кризис  строя зашел еще дальше и Аристотель мог высказывать более зрелые суждения о причинах кризисных явлений.

    Экономическая концепция:

Информация о работе Лекции по "Экономической теории"