Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 17:01, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Экономическая теория".
1.
Проблемы рабства:
2.
Примирение демоса и знати
на базе ограбления аграрной
периферии и эксплуатации
3.
Защитник частной
4.
Натурализация хозяйства,
(Добродетель земледельца - прикован к своему участку, всегда занят хозяйственными делами, мало интересуется политикой и редко ходит на собрания. Противоположность - ремесленник, который толчется на городских площадях.)
5. Ограничение крупной торговли, запрет спекуляции и ростовщичества, мелкая торговля для поддержки экономических связей и разделения труда.
6.
Богатства- совокупность
7.
Теоретический анализ обмена, стоимости,
денег. Аристотель
Признается влияние редкости "блага, которое отличается редкостью, превосходит благо, которое имеется в изобилии". Аристотель делал попытку решить проблему происхождения денег. Он утверждал, что деньги возникли по соглашению людей в результате неудобства перевозки многих вещей на далекие расстояния, отмечает объективную необходимость появления денег, адресуясь к затруднениям обмена, усложнению последнего, расширению рыночных связей. "Лишь деньги делают товары соизмеримыми", что явно завышает функции денег, отношения между товаром и деньгами ставит с ног на голову.
8.
Аристотель исследует
Средневековая европейская мысль испытывала сильное влияние античности.
Особенностью средневековых учений стало участие в их создании католической церкви, ставшей крупным феодалом, обладающим землями и крестьянами. Вопросы эффективного управления землей, получение дохода стали для церкви также важны, как и для любого другого хозяйствующего субъекта. В поисках ответа на экономические вопросы стали принимать участие монахи - каноники(канонисты), церковные юристы, одни из самых образованных людей своего времени.
Характеристика
экономической мысли
1.
Экономическая мысль
2.
Отражение борьбы между
3. Крупное производство, благодаря концентрации крестьян (техника ручная и примитивная).
4.
Города с их торговлей,
5.
Экономическая политика
6.
Оброк и барщина, противоречия
между ними. Оброк- более прогрессивен.
Барщина- тот же рабский труд.
Оброк ослаблял зависимость
7. Оправдание феодальной ренты- справедлива и достойна. Поиски экономического принуждения, поземельной зависимости, возвращение к барщине.
8.
Противоречия между
Феодализму крестьян присущи:
- потребительские мотивы;
- вотчинное ремесло;
- всевозможные барщины и оброки;
- накопление снеди "в запас".
Феодализму в городах присущи:
- борьба за редкие элементы производства (железо);
-
реализация избытков с/
- широкие торговые связи;
- купцы и ростовщики разоряют даже аристократов, не говоря уже о крестьянстве.
Известные "Правды": Салическая, Рипуарская, Вестюрская.
Салическая правда- начало VI века. Королевство франков дает перечень штрафов за различные преступления.
1. Не уделяет внимания городам и промышленности. Это аграрный кодекс. Сельское хозяйство - основное занятие франка.
2.
Игнорирование вопросов
3.
Социальное равенство- равный
штраф за убийство любого
4.
Приоритет общинной
5. Родовая община, но уже тогда заменяется земельной или соседской.
6.
Роль государства в лице
Основной принцип - "Нет земли без господина".
Принципы экономической политики феодалов:
1. Монополия феодалов на землю;
2. У крестьян только землепользование. Надел мог быть конфискован по любому поводу. "Все должно быть подвластно сениору, вместе с землей." Уравнение земель крестьян.
3.
Своевременно продаются
Он был завершителем взглядов канонистов. Он жил в то время, когда феодальная система и феодальные классы уже сложились, выросли феодальные богатства, и достигли значительного развития товарно-денежные отношения.
Одной из наиболее важных и распространенных идей было учение о "справедливой цене", по античной традиции под ней понималась цена, равная трудовым затратам на изготовление какой-либо вещи. Считалось, что несоблюдение этого правила, основанного на справедливости, порождает в обществе зло и ведет его к упадку. Злом также считались занятия ростовщичеством и присвоение торговой прибыли. Между тем, эти явления распространялись все шире, и в торговых , ростовщических операциях начинает принимать участие церковь. Противоречие между моралью и экономикой снял Фома Аквинский - последовательный идеолог класса феодалов. Рассматривая общественное разделение труда, как естественное природное явление и считая, что оно лежит в основе деления общества на сословия, он утверждал, что люди рождаются разными по природе. Одни должны возделывать земли, другие строить дома, а часть людей будет свободна от мирских забот, и должна посвящать себя духовному труду во имя спасения остальных. Он делает вывод: крепостные крестьяне созданы для физического труда, а привилегированные сословия должны посвящать себя духовной деятельности, заниматься умственным трудом.
Фома презрительно относится
к физическому труду.
Как идеолог класса феодалов
Фома Аквинский стремился
Важное место в учении Фомы Аквинского занимает теория "справедливой цены". Справедливой ценой он считал такую цену, которая во-первых учитывает труд, затраченный на производство товаров, и во-вторых дает возможность продавцу жить соответственно своему социальному положению. Теория "справедливой цены" ставит своей целью оправдать сословные привилегии и отражает интересы класса феодалов и купечества.
Безоговорочно
оправдывал получение земельной
ренты. Труд - богоугодное дело, необходимое
для поддержания жизни. Труд дает
возможность раздавать
Фома
Аквинский был сторонником
Отношение к торговле. Некоторые виды торговли с его точки зрения, являются "честной" торговлей. В частности ввоз в страну предметов первой необходимости. Прибыль получаемая при этом купцами, не противоречит христианской добродетели (это плата за труд).
Фома
Аквинский клеймил
- когда должник использовал ссуженные ему деньги с целью извлечения прибыли;
- кредитор может получать от должника "бескорыстный подарок";
-
лишения кредитора,
-
неполучение кредитором
Т.е. процент должен рассматриваться как плата за риск, связанный с предоставлением ссуды.
При Ярославе (сыне Владимира) появляется первый писанный гражданский устав "Правда Русская". Главная цель общежития, есть личная безопасность и неотъемлемость собственности. Устав Ярослава утверждает и ту и другую. Первые статьи посвящены охране безопасности за убийства за побои, или убийство убийцы. Оградив безопасность личную, заботится о собственности. "Всякий имеет право убить ночного татя на воровстве, а кто продержит его связанного до света, тот обязан с ним явиться на княжеский двор. Убиение татя связанного есть преступление".
Принципы экономической политики киевских князей.
1. Проблема изыскания средств на содержание двора и дружины, на ведение войны. Собирают дань, оброк с населения. Устанавливаются нормы обложения. ("Князь Игорь, только что собравший дань с древлян и решивший тут же получить ее с них вторично, был убит возмущенными древлянами. Его жена, Ольга, после усмирения древлян, установила "уставы и уроки", "оброки и дани", т.е. размер налогов, сроки, их уплаты и места, где они должны собираться".
2. Штраф за убийство человека "вира", "продажа"- за другие преступления.
3.
Торговые пошлины, внешняя
4. Натуральные повинности - строительство укреплений.
5. Чеканка золотой и серебренной монеты.