Коекуренция: содержание, формы, механизм и результаты

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 13:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотреть общие аспекты конкуренции, а также особенности этого понятия применительно к нашей стране.
Постановка данной цели предопределяет следующие задачи:
1. Анализ понятия конкуренции и его содержания;
2. Анализ влияния конкуренции на рынок;
3. Анализ процесса регулирования конкурентных отношений в
современных условиях в России.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….2
Раздел 1. . Конкуренция и ее содержание
1.1. Сущность конкуренции и ее значения для развития
экономики……………………………………………………..4
1.2. Виды и формы конкуренции…………………………………...6
1.3. Механизм функционирования совершенной конкуренции….8
Раздел 2. Конкуренция в России
2.1. Состояние конкуренции России………………………………14
2.2. Основные угрозы конкуренции на современном этапе……………..16
Заключение……………………………………………………………...18
Список используемой литературы…………………………………….19

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 122.06 Кб (Скачать)
  1. Скрытая ценовая конкуренция: бывает двух видов

продажа личного товара по цене конкурента;

снижение цены потребления товара;

6. Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более современный дизайн. «Американские покупатели готовы переплатить 1-2 тыс. долларов за хорошо зарекомендовавший себя японский автомобиль, чем покупать аналогичную машину местного производства»[№2 стр.145]. К числу неценовых методов относят также предоставление покупателям большого комплекса услуг (в том числе обучение персонала), зачет сданного товара в качестве первого взноса за новый, поставку оборудования уже не «под ключ», а на условиях «готовая продукция в руки». Меньшее энергопотребление, сниженная металлоемкость, предотвращение загрязнения природы и другие аналогичные улучшенные потребительные свойства выдвинулись в последнее десятилетие на ведущее место в перечне неценовых аргументов в пользу товара.

     Сильнейшим  орудием неценовой конкуренции  всегда была реклама, сегодня же роль ее возросла многократно. С помощью  рекламы фирмы не только доносят  до покупателей информацию о потребительных свойствах своих товаров, но и  формируют доверие к своей  товарной, ценовой и сбытовой политике, стремясь создать образ фирмы  как «хорошего гражданина» той  страны, на рынке которой предприниматель  выступает во внешней торговле.

       Рыночные  отношения оказывают через спрос  и предложение постоянное влияние  на развитие производства. Однако это  влияние не исчерпывается ролью  цены и ценообразования. Огромное воздействие  на производство, распределение, обмен  материальных благ в обществе оказывают  модели рынка.

Идеальные модели рынков почти не встречаются  на практике. Многообразие реальной экономической  жизни всегда состоит из переплетения разных типов рынков, из их видовой  трансформации во времени и пространстве. Экономическая теория выделяет чистые формы для изучения наиболее характерных  свойств каждой.

   Различают три формы конкуренции:

   1) функциональную;

   2) видовую (личностную);

   3) предметную.

   Функциональная  конкуренциявозникает потому, что любую потребность можно удовлетворить различными способами. Все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.

   Видовая(личностная) конкуренция – т. е. имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром (легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по мощности двигателями).

   Предметная  конкуренция – результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной. 

1.3. Механизм функционирования совершенной конкуренции

       Конкуренция является необходимым элементом  рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.

       Наиболее  эффективно рыночный механизм действует  в условиях свободной, или совершенном  конкуренции, т. е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

       

Рис. 1. Конфигурация рынка совершенной конкуренции

       Обозначения:

       P — цена,

       Q — количества товара,

       E — точка равновесия.

       Рис. 1. иллюстрирует, что при совершенной  конкуренции предложение поддерживается на равновесном уровне (Pe). Иными словами, любой объем выпуска может быть распродан по равновесной рыночной цене. Это исключает инфляцию, безработицу, перепроизводство и другие явления экономического неравновесия.[1]

       Строго  говоря, совершенная конкуренция  в чистом виде никогда и нигде  не существовала. Ее можно рассматривать  как своего рода научную абстракцию, анализ которой, тем не менее, необходим  как первый шаг для уяснения принципов  функционирования рыночного механизма. Независимо от типа рыночных структур необходимым условием их нормального  функционирования является экономическая  свобода, самостоятельность, независимость  субъектов экономических отношений. Между рыночной ценой товара и  тем его количеством, на которое  предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение: чем выше цена, тем меньше число тех, кто  согласится купить данный товар, т. е. меньший  уровень спроса (при данном уровне доходов); и наоборот чем ниже цена, тем больше будет число покупателей  и количество приобретаемого товара. Изобразим эту зависимость между  ценой и величиной спроса графически. Если на абсциссе обозначить количество товара Q, покупаемого на рынке, а  на ординате - движение цены Р, то получится следующий результат.

 

Рис. 3. Кривая спроса

       Кривую D называют кривой спроса. Проецируя на нее цены, можно определить, как изменится величина спроса при изменении цены.

       Полученная  кривая иллюстрирует закон постепенного убывания спроса, который можно сформулировать следующим образом: если цена какого-либо товара повышается (и при этом все  другие условия остаются неизменными), то спрос будет предъявляться  на меньшее количество этого товара. Та же зависимость может быть сформулирована иначе: если на рынок поступает большее  количество какого-либо товара, то, при  прочих равных условиях, он может быть реализован по менее высокой цене.[13]

       Если  теперь рассмотрим рыночную ситуацию со стороны продавцов или со стороны  предложения, то заметим обратную картину. Все продавцы будут стремиться получить на рынке самую высокую цену, и  чем выше будет цена, тем активнее они будут пытаться продать большее  количество товара, т. е. увеличить предложение.

       Иными словами, у каждого продавца объем  предложения будет меняться в  зависимости от цены: чем выше цена, тем, при прочих равных условиях, выше размер предложения на рынке данного  товара. Графически данная зависимость  изображена ниже (абсцисса служит для  обозначения количества товара Q, доставленного  на рынок; ордината обозначает движение цены Р). Кривую S называют кривой предложения.

       

       Рис. 4. Кривая предложения

       Тенденция к увеличению производства при высоких  ценах объясняется тем, что, с  одной стороны, повышение цены привлекает в данную отрасль новых производителей. С другой стороны, при росте цен  предприниматель получает добавочную прибыль и имеет возможность  нанять больше рабочих, купить больше сырья и машин, расширить производство.

       Вместе  с тем следует иметь в виду, что речь идет. лишь о тенденции  к увеличению предложения. До известного предела рост цен вызывает рост предложения. Однако, если рост цен продолжается, то производитель может снизить  объем производства. Это объясняется, с одной стороны тем, что высокий  уровень дохода в известной мере снижает стимулы к продолжению  интенсивной работы. С другой стороны, производитель может опасаться, что при дальнейшем наращивании  объемов производства произойдет затоваривание  и цены начнут снижаться.[10]

       Для каждого товара существуют свои кривые спроса и предложения. Однако было бы неправильно представить, их как  раз и навсегда данные. Под воздействием ряда факторов кривые спроса и предложения  могут смещаться. В этой связи  важно различать величину спроса и сам спрос. При снижении цены увеличивается величина спроса, сам  спрос как выражение потребности  в данном товаре остается неизменным. Можно говорить об увеличении спроса, если при каждой цене (и высокой, и низкой) покупатели будут приобретать  большее количество данного товара. В этом случае будем двигаться  не по кривой D1 а произойдет сдвиг кривой в новое положение D2.

       

       Рис. 5.

       Кроме того, следует отметить, что на величину спроса кроме цены, влияют уровень  доходов, размер рынка, цена и полезность других товаров, особенно товаров-заменителей (субститутов), субъективные вкусы и  предпочтения, мода и т. п. Если, например, средний доход покупателей возрастает, то, при прочих равных условиях, кривая спроса Dl сместится вправо вверх и тому же уровню цены Р1 будет соответствовать возросший уровень спроса Q2.

       Главный фактор, воздействующий на предложение, — издержки производства. Поэтому, если в результате использования  достижений технического прогресса  или применительно к сельскому  хозяйству, в силу благоприятных  погодных условий удается снизить  издержки производства, кривая предложения S1  смещается вправо вниз. Величина предложения при неизменной цене P1 возрастает c Q1 до Q2.[5]

       

       Рис. 6. 

       Рассмотренные кривые, взятые сами по себе, показывают, что происходит с покупками и  продажами, если цена изменяется. Но на каком уровне должна установиться цена? Чтобы ответить на этот вопрос, надо свести вместе и сопоставить кривые спроса и предложения. Если наложить друг на друга два графика, обозначающие совокупный спрос и совокупное предложение  одного и того же товара, получим  график, показывающий одновременное  поведение спроса и предложения  интересующего нас товара. В какой-то точке две кривые пересекутся. В  точке встречи Е спрос количественно равен предложению (Q1) и цена P1 выступает как уравновешивающая цена, или цена равновесия.

       

       Рис. 7.

       При более высокой цене P2 возникает избыток предложения над спросом (равный по величине отрезку АВ). Этот избыток в результате конкуренции продавцов будут способствовать снижению цены. При цене ниже уравновешивающей (Р3) спрос превышает предложение (отрезок CF). В этом случае излишек спроса и конкуренция покупателей будет толкать цену вверх. Лишь в точке Е, достигается равновесие сил и устойчивая цена, которая может сохраняться.

       Важно подчеркнуть, что при цене равновесия устанавливается равенство не покупок  и продаж — такое равенство  существует при любой цене. При  цене равновесия количество продукции, в пределах которой потребители  намерены продолжать делать закупки, будет  соответствовать тому количеству продукции, которое производители намерены продолжать поставлять на рынок. Только при такой цене будет отсутствовать  тенденция к повышению или  понижению цены.[12]

       Таким образом, конкуренция и колебания  спроса и предложения привели  к установлению равновесия на рынке. Ограниченное количество имеющегося в  обществе данного товара распределено между возможными его потребителями. Но это лишь частичное равновесие на единичном рынке. Надо учитывать, что цены на рынке находятся в  постоянном движении вследствие изменений  в предложении или спросе товаров. Эти изменения не являются независимыми друг от друга, а напротив, все взаимосвязаны. Каждое изменение цены одного товара приводит к изменениям в цене других товаров. Существует целая система  цен, которая может оказаться  в равновесии, если рассматривать  ее в определенный момент и одновременно в ее совокупности. В этом случае говорят об общем равновесии рынка.

       В точке равновесия экономическое  движение прекращается. Для того, чтобы  оно началось вновь, должны измениться внешние условия — уровень  цен, технология, ожидания и предпочтения производителей или потребителей. В  условиях совершенной конкуренции  при любом сложившемся уровне цены существует своего рода «внешний предел», при котором производители  или вступают в данную отрасль  или же выталкиваются из нее. Повышение  цены обуславливает появление новых  фирм и сохранение старых. Снижение цены приводит к тому, что фирмы с высоким уровнем издержек становятся убыточными и должны покинуть данную отрасль. То в какой мере объем спроса на рынке повышается при данном снижении цены или сокращается при данном ее увеличении, характеризует степень эластичности спроса в зависимости от цены. Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения его цены на 1%. Эластичность предложения – это показатель относительного изменения предлагаемого количества товара в соответствии с относительным изменением конкурентной цены. Эластичность предложения зависит от многих факторов: дифференциации индивидуальных затрат, степени загрузки производственных мощностей, наличие свободной рабочей силы, быстроты перелива капитала из одной отрасли в другую и т.д.[14]

Информация о работе Коекуренция: содержание, формы, механизм и результаты