Коекуренция: содержание, формы, механизм и результаты

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 13:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотреть общие аспекты конкуренции, а также особенности этого понятия применительно к нашей стране.
Постановка данной цели предопределяет следующие задачи:
1. Анализ понятия конкуренции и его содержания;
2. Анализ влияния конкуренции на рынок;
3. Анализ процесса регулирования конкурентных отношений в
современных условиях в России.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….2
Раздел 1. . Конкуренция и ее содержание
1.1. Сущность конкуренции и ее значения для развития
экономики……………………………………………………..4
1.2. Виды и формы конкуренции…………………………………...6
1.3. Механизм функционирования совершенной конкуренции….8
Раздел 2. Конкуренция в России
2.1. Состояние конкуренции России………………………………14
2.2. Основные угрозы конкуренции на современном этапе……………..16
Заключение……………………………………………………………...18
Список используемой литературы…………………………………….19

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 122.06 Кб (Скачать)

       оглавление 
 

       Введение………………………………………………………………….2

       Раздел 1. . Конкуренция и ее содержание

      1. Сущность конкуренции и ее значения для развития

        экономики……………………………………………………..4

             1.2. Виды и формы конкуренции…………………………………...6

             1.3. Механизм функционирования совершенной конкуренции….8

       Раздел 2. Конкуренция в России

             2.1. Состояние конкуренции России………………………………14

     2.2. Основные угрозы конкуренции на современном этапе……………..16

       Заключение……………………………………………………………...18

       Список  используемой литературы…………………………………….19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики.  Под экономической конкуренцией  понимается  соревнование  экономических агентов на рынке за предпочтение потребителей или как говорят,  за «рубль потребителя» в целях получения наибольшей прибыли. Именно  на этом  основано  функционирование  фирм  в современных условиях,  в условиях складывающихся рыночных отношений.

       Конкуренция является необходимым и  важнейшим  элементом  рыночного механизма,  но  сами  ее  формы  далеко  не  одинаковы  на различных рынках и в различных рыночных ситуациях.  Это  существенно влияет на поведение  фирм и других экономических агентов  при принятии решений относительно цен, объема  производства  продукции  и  других параметров хозяйственной  деятельности. 

     Конкуренция – это главный  механизм  современного  рынка. Создание конкурентной среды  –  важнейшее  условие  функционирования рыночной экономики.

     «Конкуренция  представляет  собой   процесс   управления  субъектом своими конкурентными  преимуществами для достижения победы или  других  целей  в  борьбе  с  конкурентами  за   удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в  естественных условиях. Конкуренция  является сегодня движущей силой  развития субъектов и объектов управления, общества  в  целом, рыночного  хозяйства страны».[15]

 Вопросы   конкуренции  имеют  сегодня   большую  актуальность  как   на макроэкономическом, так и  на микроэкономическом уровне.

В нашей  стране, защита и поддержка конкуренции  гарантированы Конституцией Российской Федерации. Конкуренция позволяет  достичь максимального благосостояния общества. В условиях конкуренции  ресурсы используются наиболее эффективно, а неэффективные производители  вытесняются с рынка.

Благоприятная конкурентная среда чрезвычайно  высоко оценивается предпринимательским  сообществом. По мнению российских предпринимателей, «поддержание благоприятной конкурентной среды» является второй по значимости задачей государства в экономике, уступающей по своей важности лишь такой фундаментальной обязанности  власти, как «формирование законодательных  условий деятельности бизнеса, обеспечение  их безусловного и справедливого  применения».

       Актуальность  данной работы определяется тем, что  на современном этапе рыночных преобразований в России товарный дефицит уже  в значительной мере преодолен. На первое место для потребителя сегодня выходит уже не само наличие дефицитного ранее товара, а его характеристики, важнейшими из которых являются качество и цена. Это совершенно по-новому определяет стратегию поведения отечественных фирм-производителей, ведь в ситуации либерализации внешнеэкономической деятельности им приходится выдерживать значительную конкуренцию со стороны иностранных фирм, работающих на соответственных сегментах рынка.        

 Целью  работы является рассмотреть  общие аспекты конкуренции, а  также особенности этого понятия  применительно к нашей стране.

       Постановка  данной цели предопределяет следующие  задачи:

           1. Анализ понятия конкуренции  и его содержания;

           2. Анализ влияния конкуренции  на рынок;

           3. Анализ процесса регулирования  конкурентных отношений  в

              современных условиях в России.

       Указанные    выше    задачи    помогут    определить    и проанализировать процесс конкуренции, его виды, а  также место и роль конкуренции  в  хозяйственном  механизме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел 1. Конкуренция и ее содержание

1.1.Сущность  конкуренции  и  ее  значения  для  развития экономики

      Впервые  теория  конкуренции  была  обобщена   известным экономистом Адамом  Смитом  в  работе  «Исследование  о  природе  и  причине богатства  народов». Новизна  теории  конкуренции  А.  Смита заключается в том, что он впервые:

           1. сформулировал понятие конкуренции  как  соперничества, повышающего  цены (при сокращении предложения)  и  уменьшающего  цены при  избытке предложения;

           2. сформулировал главный принцип  конкуренции  -  принцип «невидимой  руки», в соответствии  с   которым  «дергая»  за  ниточки  марионеток – предпринимателей, «рука» заставляет их  действовать   в соответствии  с  неким   «идеальным»  планом   развития   экономики, безжалостно вытесняет  фирмы, занятые производством   ненужной  рынку продукции;

           3.  разработал  теоретически  очень   тонкий   и   гибкий механизм  конкуренции, который объективно  уравновешивает  отраслевую норму  прибыли;

           4.  определил  основные  условия   создания   эффективной конкуренции;

           5. разработал  модель  усилия  и  развития  конкуренции, доказал,  что в условиях рыночных  отношений   возможно  максимальное удовлетворение  потребностей потребителей и  наилучшее  использование ресурсов  общества в масштабе общества  в целом.

       Конкуренция может протекать в самых различных  формах, все зависит  от  ряда  внешних  условий.[2]

       Особую  практическую  ценность  представляет  собой  опыт стран, входящих в технологическое  ядро мирового сообщества  –  США, Японии, Англии, Франции по созданию внутренней конкурентной среды и  удержанию внешних конкурентных преимуществ.

           Можно   выделить   следующие   основные   тенденции    и  особенности   построения   развитой   конкурентной   и    удержания конкурентных преимуществ   среды в этих странах:

           1.   отлаженная   правовая   система    демократического  государства;

           2. ограниченность природных ресурсов (исключение - США);

           3.  отлаженная система управления (менеджмента) на  всех уровнях  иерархии;

           4. значительный удельный вес виртуальных   информационных и управленческих  технологий на основе Интернет  (особенно у  США);

           5.  значительный  удельный   вес   высоких   безотходных  технологий производства (особенно  в Японии и США);

           6. стремление к нахождению и   удержанию  сфокусированных конкурентных  преимуществ фирм в узком секторе  глобальной экономики;

           7. развитие международной стандартизации  и интеграции;

           8.  высокая  надежность  техники  (особенно  немецкой  и японской);

           9. устойчивая финансовая система;

           10. высокая эффективность использования  ресурсов;

           11. значительные затраты на  рекламу   при  относительном равенстве  качества конкурирующих товаров;

           12. высокое качество товаров и  услуг;

           13.  рост   темпов   расхода   государства   на   науку,  образование и развитие человека;

           14. высокая продолжительность жизни  населения;

           15.   высокие   позиции   в    мировой    иерархии    по конкурентоспособности  как   результат  рациональной   экономической  политики государства.

Конкуренция, как любое явление, имеет свои плюсы и минусы.

1) она  способствует развитию научно-технического  прогресса, постоянно заставляя  товаропроизводителя применять  лучшие технологии, рационально  использовать ресурсы. В ходе  ее вымываются экономически неэффективные  производства, устаревшая техника,  некачественные товары;

2) она  чутко реагирует на изменение  спроса, ведет к удешевлению издержек  производства, тормозит рост цен,  а в ряде случаев к их  снижению;

3) в  известной мере выравнивает норму  прибыли на капитал и уровень  заработной платы во всех отраслях  национальной экономики. 

     К числу негативных сторон можно отнести:

1) придает  бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы,  инфляции и банкротства; 

2) ведет  к дифференциации доходов и  создает условия для их несправедливого  распределения; 

3) ее  следствием может быть перепроизводство  товаров и не догрузка мощностей  в периоды производственных спадов.

Конкурентные  начала более заметны в отношениях между производителями (продавцами). Но они существуют и между покупателями. Аукционы на рынках ценных бумаг и  валюты ведут не к понижению, а  чаще всего к взвинчиванию цен. Существуют и союзы потребителей, которые  выполняют обычно защитные функции. 
 
 

1.2.Виды и формы конкуренции

       Говоря  о конкуренции необходимо показать ее виды. Существует несколько видов конкуренции:

  1. Функциональная конкуренция. Данный вид конкуренции возникает потому, что любую потребность, вообще говоря, можно удовлетворить очень различными способами. И, соответственно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами: находящиеся в магазине спортивных принадлежностей изделия, например, именно таковы. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.
  2. Видовая конкуренция – следствие того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром. Таковы, например, легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по мощности двигателями.
  3. Предметная конкуренция – результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной, что в некоторых случаях верно, однако, следует иметь ввиду, что межфирменными обычно являются и два других вида конкуренции;
  4. Ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;

При ценовой  конкуренции продавцы двигаются  по кривой спроса, повышая или понижая  свою цену. Это гибкий инструмент маркетинга, поскольку цены можно быстро и  легко изменить, учитывая факторы  спроса, издержек или конкуренции. Однако из всех контролируемых переменных маркетинга конкурентами легче всего дублировать  именно эту, что может привести к  стратегии копирования или даже ценовой войне. Более того, правительство  следит за ценовыми стратегиями.

Информация о работе Коекуренция: содержание, формы, механизм и результаты