Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 13:52, курсовая работа
Целью работы является рассмотреть общие аспекты конкуренции, а также особенности этого понятия применительно к нашей стране.
Постановка данной цели предопределяет следующие задачи:
1. Анализ понятия конкуренции и его содержания;
2. Анализ влияния конкуренции на рынок;
3. Анализ процесса регулирования конкурентных отношений в
современных условиях в России.
Введение………………………………………………………………….2
Раздел 1. . Конкуренция и ее содержание
1.1. Сущность конкуренции и ее значения для развития
экономики……………………………………………………..4
1.2. Виды и формы конкуренции…………………………………...6
1.3. Механизм функционирования совершенной конкуренции….8
Раздел 2. Конкуренция в России
2.1. Состояние конкуренции России………………………………14
2.2. Основные угрозы конкуренции на современном этапе……………..16
Заключение……………………………………………………………...18
Список используемой литературы…………………………………….19
Конечно,
равенство спроса и предложения
— это теоретическая
Раздел 2. Конкуренция в России
2.1.Состояние конкуренции России.
В начале 90-х годов Россия взяла твердый курс на построение рыночного хозяйства, отказ от государственной монополии и развитие конкуренции. Однако в это время Россия сталкивалась и продолжает сталкиваться с серьезными проблемами в создании конкурентной среды. Полная государственная монополия, существовавшая в стране более 70 лет, естественные монополии и их социальная значимость - все это существенно осложняет процесс создания конкурентной среды в экономике Российской Федерации.
В конце 1998 года по уровню конкурентоспособности Россия находилась на 127 месте из 180 стран, оцениваемых Всемирным экономическим форумом. В тоже время по этим же оценкам, по жизненному уровню Россия находилась в седьмом десятке. Всемирный экономический форум (ВЭФ) опубликовал “Глобальный рейтинг конкурентоспособности” на 2011-2012 год. Россия за год потеряла три строчки, опустившись на 66-е место, пишет газета “Ведомости”. Это самый низкий уровень за последние шесть лет (в 2005 г. ВЭФ изменил методику рейтинга, и данные прежних лет с новыми несопоставимы). Значительное улучшение макроэкономической среды (по этому показателю Россия поднялась сразу на 35 строчек до 44-го места) не компенсировало низкого качества институтов (128-е место, опустилась на 10 позиций), недоразвитости рынка (8-е место по размеру, 128-е по эффективности против 123-го годом ранее), конкурентоспособности компаний (114-е, на 13 строчек вниз). Снижение ряда показателей и рейтинга в целом произошло на фоне роста конкурентоспособности других стран, отмечает партнер Strategy Partners.
Впервые проблема создания конкурентной среды на государственном уровне была поднята лишь 30 марта 1999 года в Ежегодном послании Президента России Б.Н. Ельцина Федеральному Собранию России. Как показывает всемирная практика, при построении рыночных отношений, представляется, что все действия Президента, Федерального Собрания, Правительства и каждого политика в отдельности должны оцениваться не с точки зрения соответствия либеральным или антилиберальным экономическим взглядам, а по единственному критерию: способствуют ли эти действия созданию конкурентной среды. Именно так происходит в большинстве развитых стран мира.
Защита
и поддержка конкуренции
Благоприятная
конкурентная среда чрезвычайно
высоко оценивается
В начале 2000-х годов Российской Федерации удалось достигнуть финансовой стабилизации. Прекратилось снижение темпов обменного курса национальной валюты и произошло резкое уменьшение инфляции. Важно, что это было осуществлено в условиях экономического роста, значительного повышения доходов населения, отсутствия наращивания внешних займов и дефицита бюджета. Достижение финансовых макроэкономических целей выводит на первый план государственной экономической политики задачи по структурной перестройке экономики и обеспечению инновационного развития страны. В среднесрочном периоде основное внимание должно уделяться качественным характеристикам функционирования предприятий и отраслей – конкурентной политике.
Стратегические задачи такой политики были сформулированы Президентом Российской Федерации в выступлении «О стратегии развития России до 2020 года»:
· «развитие новых секторов глобальной конкурентоспособности, прежде всего в высокотехнологичных отраслях»;
· «развитие рыночных институтов и конкурентоспособной среды, которая будет мотивировать предприятия снижать издержки, обновлять продукцию и гибко учитывать запросы потребителей».[11]
Для достижения этих целей антимонопольный орган в рамках своей компетенции решает задачи контроля за соблюдением законодательства о конкуренции; контроля за экономической концентрацией; антимонопольного регулирования в отраслях естественной монополии; контроля в сфере размещения государственных заказов; оценки влияния на конкурентную среду мер защиты от неблагоприятной иностранной конкуренции; снижения барьеров для входа фирм на рынок и создания новых компаний; обеспечения конкуренции на глобальном уровне.
Обзор макроэкономических показателей, характеризующих состояние конкурентной среды в российской экономике, и опросы предпринимателей об их оценках состояния конкуренции в экономике позволяют сделать выводы, что участники рынков в Российской Федерации реально ощущают конкуренцию; причем оценка конкуренции как значимого фактора для деятельности предприятий со временем увеличивается.
Высокая степень открытости для импорта товаров и услуг привели к формированию условий, в которых с высокой вероятностью возникает конкурентная борьба участников рынка; в период 2004 – 2007 гг. произошло существенное усиление конкуренции с импортом, хотя основным источником конкуренции для российских производителей по-прежнему являются отечественные компании.
Происходит
сближение показателей
В тоже время существуют и негативные тенденции:
1) Ряд
отраслей российской экономики
являются избыточно
2) Несмотря
на достаточный уровень
3) Количество
предприятий сельского
4) Особую
опасность представляет
2.2. Основные
угрозы конкуренции на
Следует отметить, что в любой экономике существуют значительные антиконкурентные тенденции: с одной стороны, крупные компании в своем стремлении к наращиванию прибыли всегда будут стремиться к занятию и использованию доминирующего положения на товарном рынке; с другой - хозяйствующие субъекты вместо развития добросовестной конкуренции оказываются заинтересованы в получении преимуществ и создании конкурентам барьеров входа на рынок с помощью государства. В 2007 году ФАС России было возбуждено 1331 дел по признаку злоупотребления доминирующим положением хозяйствующими субъектами и 2250 дел по признаку совершения антиконкурентных действий со стороны органов власти.
Федеральная
антимонопольная служба считает, что
угрозы конкуренции, связанные с
формированием государственных
корпораций, деятельностью естественных
монополий, рисками возникновения
картелей и действиями органов власти
требуют незамедлительного
Угрозы
конкуренции, связанные с формированием
государственных корпораций связаны
с передачей им некоторых государственных
функций и полномочий проведения
государственной политики; созданием
для них исключительных условий
хозяйственной деятельности, делающих
невозможным конкуренцию с ними
частных компаний; преследованием государственными
корпорациями целей по созданию горизонтально
или вертикально
Федеральная
антимонопольная служба считает
целесообразным следующее: 1) Усиление
антимонопольного контроля за государственного
корпорациями. 2) Возвращение властных
функций от всех созданных госкорпораций
государству. 3) Расширение использования
государственными корпорациями конкурсных
механизмов при закупке товаров,
работ, услуг у частных российских
компаний. 4) Обеспечение транспарентного
функционирования госкорпораций. 5) Введение
моратория на создание новых государственных
корпораций. 6) Исключение возможности
постоянной государственной финансовой
поддержки госкорпораций.
Заключение
На основе всего вышеизложенного в моей курсовой работе можно сделать выводы, что через ценовую конкуренцию продавцы влияют на спрос главным образом посредством изменения в цене. Неценовая конкуренция минимизирует цену как фактор потребительского спроса, выделяя товары или услуги посредством продвижения, упаковки, поставки, сервиса, доступности и других маркетинговых факторов. Чем уникальнее предложение продукции с точки зрения потребителей, тем больше у маркетологов свободы в установлении цен выше, чем у конкурирующих товаров.
Общий баланс последствий конкуренции несомненно позитивен, благотворен для экономики в целом, хотя каждый участник должен считаться с возможностью «разочаровывающего эффекта».
Каждая система-биологическая, физическая, экономическая- стремится к равновесию. Конкуренция позволяет достичь оптимума, хотя равновесие остается зыбким, достигается через перелив капитала в прибыльные отрасли. Конкуренция удерживает прибыль в определенных пределах, способствует снижению цен или замедлению их роста.
С переходом
России на рыночные методы хозяйствования
роль конкуренции в экономической
жизни общества значительно возросла.
Созданию полноценной конкурентной
среды в нашей стране мешает засилье
монополий, несовершенство антимонопольного
законодательства и многое другое.
Список
используемой литературы
Информация о работе Коекуренция: содержание, формы, механизм и результаты