Коекуренция: содержание, формы, механизм и результаты

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 13:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотреть общие аспекты конкуренции, а также особенности этого понятия применительно к нашей стране.
Постановка данной цели предопределяет следующие задачи:
1. Анализ понятия конкуренции и его содержания;
2. Анализ влияния конкуренции на рынок;
3. Анализ процесса регулирования конкурентных отношений в
современных условиях в России.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….2
Раздел 1. . Конкуренция и ее содержание
1.1. Сущность конкуренции и ее значения для развития
экономики……………………………………………………..4
1.2. Виды и формы конкуренции…………………………………...6
1.3. Механизм функционирования совершенной конкуренции….8
Раздел 2. Конкуренция в России
2.1. Состояние конкуренции России………………………………14
2.2. Основные угрозы конкуренции на современном этапе……………..16
Заключение……………………………………………………………...18
Список используемой литературы…………………………………….19

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 122.06 Кб (Скачать)

       Конечно, равенство спроса и предложения  — это теоретическая абстракция, ибо в реальной хозяйственной  практике такое совпадение бывает весьма редким. Однако именно эта абстракция позволяет выявить наиболее важные закономерности функционирования рыночного  механизма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел 2. Конкуренция в России

2.1.Состояние  конкуренции России.

В начале 90-х годов Россия взяла твердый  курс на построение рыночного хозяйства, отказ от государственной монополии  и развитие конкуренции.  Однако  в  это время Россия сталкивалась и продолжает сталкиваться  с  серьезными  проблемами  в создании конкурентной  среды.  Полная  государственная   монополия, существовавшая в стране более 70 лет, естественные  монополии  и  их социальная  значимость  - все  это  существенно  осложняет  процесс создания конкурентной среды в экономике Российской Федерации.

В конце 1998 года по уровню конкурентоспособности  Россия находилась  на  127  месте  из  180  стран,  оцениваемых  Всемирным экономическим  форумом.  В  тоже  время  по  этим  же  оценкам,  по жизненному уровню Россия находилась в седьмом десятке. Всемирный экономический форум (ВЭФ) опубликовал “Глобальный рейтинг конкурентоспособности” на 2011-2012 год. Россия за год потеряла три строчки, опустившись на 66-е место, пишет газета “Ведомости”. Это самый низкий уровень за последние шесть лет (в 2005 г. ВЭФ изменил методику рейтинга, и данные прежних лет с новыми несопоставимы). Значительное улучшение макроэкономической среды (по этому показателю Россия поднялась сразу на 35 строчек до 44-го места) не компенсировало низкого качества институтов (128-е место, опустилась на 10 позиций), недоразвитости рынка (8-е место по размеру, 128-е по эффективности против 123-го годом ранее), конкурентоспособности компаний (114-е, на 13 строчек вниз). Снижение ряда показателей и рейтинга в целом произошло на фоне роста конкурентоспособности других стран, отмечает партнер Strategy Partners.

       Впервые  проблема   создания   конкурентной   среды   на государственном уровне была поднята  лишь  30  марта  1999  года  в Ежегодном послании  Президента  России  Б.Н.  Ельцина  Федеральному Собранию России. Как показывает всемирная практика, при построении  рыночных  отношений, представляется, что все действия Президента, Федерального Собрания, Правительства и каждого политика в отдельности должны  оцениваться не с точки зрения  соответствия  либеральным или антилиберальным экономическим взглядам, а по единственному критерию:  способствуют ли эти действия созданию конкурентной среды. Именно так происходит в большинстве развитых стран мира.

Защита  и поддержка конкуренции гарантированы  Конституцией Российской Федерации. Конкуренция  позволяет достичь максимального  благосостояния общества. В условиях конкуренции ресурсы используются наиболее эффективно, а неэффективные  производители вытесняются с  рынка.

Благоприятная конкурентная среда чрезвычайно  высоко оценивается предпринимательским  сообществом. По мнению российских предпринимателей, «поддержание благоприятной конкурентной среды» является второй по значимости задачей государства в экономике, уступающей по своей важности лишь такой фундаментальной обязанности  власти, как «формирование законодательных  условий деятельности бизнеса, обеспечение  их безусловного и справедливого  применения».

       В начале 2000-х годов Российской Федерации  удалось достигнуть финансовой стабилизации. Прекратилось снижение темпов обменного  курса национальной валюты и произошло  резкое уменьшение инфляции. Важно, что  это было осуществлено в условиях экономического роста, значительного  повышения доходов населения, отсутствия наращивания внешних займов и  дефицита бюджета. Достижение финансовых макроэкономических целей выводит на первый план государственной экономической политики задачи по структурной перестройке экономики и обеспечению инновационного развития страны. В среднесрочном периоде основное внимание должно уделяться качественным характеристикам функционирования предприятий и отраслей – конкурентной политике.

     Стратегические  задачи такой политики были сформулированы Президентом Российской Федерации  в выступлении «О стратегии развития России до 2020 года»:

· «развитие  новых секторов глобальной конкурентоспособности, прежде всего в высокотехнологичных  отраслях»;

· «развитие  рыночных институтов и конкурентоспособной  среды, которая будет мотивировать предприятия снижать издержки, обновлять  продукцию и гибко учитывать  запросы потребителей».[11]

     Для достижения этих целей антимонопольный  орган в рамках своей компетенции  решает задачи контроля за соблюдением  законодательства о конкуренции; контроля за экономической концентрацией; антимонопольного регулирования в отраслях естественной монополии; контроля в сфере размещения государственных заказов; оценки влияния  на конкурентную среду мер защиты от неблагоприятной иностранной  конкуренции; снижения барьеров для  входа фирм на рынок и создания новых компаний; обеспечения конкуренции  на глобальном уровне.

     Обзор макроэкономических показателей, характеризующих  состояние конкурентной среды в  российской экономике, и опросы предпринимателей об их оценках состояния конкуренции  в экономике позволяют сделать  выводы, что участники рынков в  Российской Федерации реально ощущают  конкуренцию; причем оценка конкуренции  как значимого фактора для  деятельности предприятий со временем увеличивается.

     Высокая степень открытости для импорта  товаров и услуг привели к  формированию условий, в которых  с высокой вероятностью возникает  конкурентная борьба участников рынка; в период 2004 – 2007 гг. произошло существенное усиление конкуренции с импортом, хотя основным источником конкуренции  для российских производителей по-прежнему являются отечественные компании.

Происходит  сближение показателей концентрации производства в российской экономике сравнимыми показателями развитых зарубежных стран: в высококонцентрированных отраслях промышленности в рассматриваемый период концентрация снижается, в то время как в низкоконцентрированных – растет.

     В тоже время существуют и негативные тенденции:

1) Ряд  отраслей российской экономики  являются избыточно концентрированными (например, производство первичного  алюминия, синтетического каучука,  отдельных видов продукции черной  металлургии) в сравнении с  уровнем концентрации в сопоставимых  отраслях развитых стран. В  добыче полезных ископаемых и  металлургии наблюдается завышенный  уровень рентабельности, свидетельствующий  о недостатке конкуренции. На  рынках металлургической промышленности  предприниматели отмечают значительное  снижение конкуренции.

2) Несмотря  на достаточный уровень интенсивности  конкуренции с производителями  из дальнего зарубежья на рынках  машиностроения и легкой промышленности, все большее число предприятий  считает, что они не испытывают  зарубежного конкурентного давления, что может свидетельствовать  об их вытеснении неконкурентные  сектора, в которых отсутствует  зарубежное предложение. Ряд компаний  – от 10 до 20%, по разным обследованиям  - не сталкивается с конкуренцией, что говорит о сохранении в  экономике страны угрозы монополизма,  даже если поведение этих компаний  в настоящее время является  конкурентным (состязательным).

3) Количество  предприятий сельского хозяйства,  охоты и лесного хозяйства,  обрабатывающих производств (за  исключением целлюлозно-бумажного  производства, издательской и полиграфической  деятельности), по производству машин  и оборудования неуклонно сокращается,  то есть возможности для развития  конкурентных отношений в этих  сферах с годами уменьшаются.

4) Особую  опасность представляет гипертрофированный  рост крупнейших российских компаний. Высокий удельный вес крупнейших  российских компаний в отношении  к ВВП страны позволяет предположить  наличие у таких компаний возможности  антиконкурентного влияния на  рынки.[10]

2.2. Основные  угрозы конкуренции на современном  этапе.

     Следует отметить, что в любой экономике  существуют значительные антиконкурентные тенденции: с одной стороны, крупные  компании в своем стремлении к  наращиванию прибыли всегда будут  стремиться к занятию и использованию  доминирующего положения на товарном рынке; с другой - хозяйствующие субъекты вместо развития добросовестной конкуренции  оказываются заинтересованы в получении  преимуществ и создании конкурентам  барьеров входа на рынок с помощью  государства. В 2007 году ФАС России было возбуждено 1331 дел по признаку злоупотребления  доминирующим положением хозяйствующими субъектами и 2250 дел по признаку совершения антиконкурентных действий со стороны  органов власти.

     Федеральная антимонопольная служба считает, что  угрозы конкуренции, связанные с  формированием государственных  корпораций, деятельностью естественных монополий, рисками возникновения  картелей и действиями органов власти требуют незамедлительного реагирования со стороны государства.

     Угрозы  конкуренции, связанные с формированием  государственных корпораций связаны  с передачей им некоторых государственных  функций и полномочий проведения государственной политики; созданием  для них исключительных условий  хозяйственной деятельности, делающих невозможным конкуренцию с ними частных компаний; преследованием государственными корпорациями целей по созданию горизонтально  или вертикально интегрированных  структур в интересах коллективного  доминирования. Госкорпорации, обладая  политическим и административным ресурсом и растущими финансовыми возможностями, могут оказывать решающее влияние  на общие условия обращения товара на смежных со сферами их деятельности товарных рынках.[4]

     Федеральная антимонопольная служба считает  целесообразным следующее: 1) Усиление антимонопольного контроля за государственного корпорациями. 2) Возвращение властных функций от всех созданных госкорпораций  государству. 3) Расширение использования  государственными корпорациями конкурсных механизмов при закупке товаров, работ, услуг у частных российских компаний. 4) Обеспечение транспарентного  функционирования госкорпораций. 5) Введение моратория на создание новых государственных  корпораций. 6) Исключение возможности  постоянной государственной финансовой поддержки госкорпораций. 
 
 

Заключение

     На  основе всего вышеизложенного в  моей курсовой работе можно сделать  выводы, что через ценовую конкуренцию  продавцы влияют на спрос главным  образом посредством изменения  в цене. Неценовая конкуренция  минимизирует цену как фактор потребительского спроса, выделяя товары или услуги посредством продвижения, упаковки, поставки, сервиса, доступности и  других маркетинговых факторов. Чем  уникальнее предложение продукции  с точки зрения потребителей, тем  больше у маркетологов свободы в  установлении цен выше, чем у конкурирующих  товаров.

     Общий баланс последствий конкуренции  несомненно позитивен, благотворен  для экономики в целом, хотя каждый участник должен считаться с возможностью «разочаровывающего эффекта».

     Каждая  система-биологическая, физическая, экономическая- стремится к равновесию. Конкуренция  позволяет достичь оптимума, хотя равновесие остается зыбким, достигается  через перелив капитала в прибыльные отрасли. Конкуренция удерживает прибыль  в определенных пределах, способствует снижению цен или замедлению их роста.

С переходом  России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической  жизни общества значительно возросла. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье  монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое. 
 
 
 
 

  Список  используемой литературы 

 
 
  1.  Бережнов  Г. журнал РИСК- аналитический  журнал о логистике / Изд-во: Институт Исследования Товародвижения и Коньюнктуры Оптового Рынка. Статья- конкурентное развитие.
  2. Бузмакова М. Возможности государственного регулирования рыночной инфраструктуры: социальный аспект / М. Бузмакова,  Ларичева, М. Соловьева // Человек и труд. -2011. № 10. – С. 17-18.
  3. Бутенко Я. Частно-государственное партнерство: эффективный инструмент взаимодействия / Я. Бутенко // Проблемы теории и практики управления. – 2008. - № 7. – С. 44-51.
  4. Волков В.И. учебник " Национальная экономика россии: потенциалы, комплексы, экономическая безопасность"   / В.И. Волков / Изд-во: М.: ОАО "НПО "Экономика" - 2009 - С. 114-120
  5. Ильин И.В. " Основные проблемы конкуренции в РФ" / Изд-во: СПбАУЭ / журнал " Экономика и управление" №12 (62) - 2010.
  6. Керефов  М.А.  Экономический анализ, теория и практика (статья: Конкуренция и ее составляющие) / Керефов М.А. / ООО" Издательский дом Финансы и кредит" – 2009. №36  – С. 76-80
  7. Козырев В. М. Основы современной экономики: учебник /

Информация о работе Коекуренция: содержание, формы, механизм и результаты