Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:05, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование истории возникновения экономических знаний и этапов развития экономической теории, а так же проблематики современного развития экономической теории
Введение
Современная экономика
– это право на экономическую
независимость и возможность
ошеломляющего коммерческого
Экономика – это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения физиологических и духовных потребностей людей.
Быть вне
экономики невозможно: подобно невидимым
лучам, экономические отношения
пронизывают жизнь каждого
Так что же есть
«разумное экономическое
Поиском ответа на этот вопрос и занята экономическая наука. И хотя она не всегда умеет предсказать конкретный ход событий, однако способна открыть объективную логику их развития. В познании этой логики и состоит практическая ценность экономической теории.
Экономическая теория – это наука об экономических формах, обеспечивающих максимально эффективное (при данных обстоятельствах) производство материальных и духовных благ.
Великий английский экономист конца XIX и первой половины XX столетия Альфред Маршалл образно сравнил экономику с театром, где актерами являются сами зрители, а эффект спектакля зависит от сценария, режиссера-постановщика и игры актеров, то есть населения. Экономическая наука и призвана осмысливать, отражать этот сложный противоречивый процесс, находить пути к разумному использованию природных и человеческих ресурсов с наибольшей пользой для общества. В отличие от театра экономика есть то, что формирует потребность в самом театре.
Главным объектом изучения экономической теории выступает механизм косвенного регулирования экономики. Если говорить о современной экономике, то экономическую теорию можно определить как науку о механизме регулирования рыночной экономики.
Строя модель такого
механизма, современная экономическая
теория исходит из необходимости
максимального использования
Экономическая наука, как и медицина, технические науки или любая другая область исследования жизни, не дает все же полного понимания всех тех явлений, с которыми она имеет дело. В экономической науке ограниченность понимания обусловлена, в частности, необходимостью опираться в основном на не экспериментальные данные, а также разнообразием и подчас непредсказуемостью человеческого поведения.
Для многих поколений советских людей основным источником экономических знаний была политическая экономия, состоящая из двух разделов: капитализма и социализма. При этом отвергались все достижения современной экономической мысли как несостоятельные, противоречащие марксизму-ленинизму.
Сегодня интерес образованных людей к экономической теории все более возрастает. Объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире. П. Самуэльсон в известном всему миру учебнике "Экономикс" писал, что человек, систематически не изучавший экономическую теорию, подобен глухому, пытающемуся оценить музыкальное произведение.
Понимание событий, происходящих в России, требует умения оперировать большими пространственными и временными масштабами. Многое, хотя и не все, происходящее можно лучше понять, если принимать во внимание экономические аспекты мировой истории и современной жизни.
Поэтому важно изучение истории возникновения экономических знаний и проблематику их развития.
Целью данной курсовой работы является исследование истории возникновения экономических знаний и этапов развития экономической теории, а так же проблематики современного развития экономической теории [12].
Глава I. История возникновения экономических знаний
Экономическое мышление является ровесником человеческого общества. Первоначально экономическая мысль выделялась в виде отдельной формы мышления, и очень трудно, даже почти невозможно, кристаллизировать ее абсолютно начальные результаты. Истоками экономической мысли считают и папирусы Древнего Египта, и законы царя Хаммурапи, и древнеиндийский трактат «Артхашастра».
Так или иначе, истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Дальнего Востока – колыбели мировой цивилизации. Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта (430-335 гг. до н.э.), Платона (428-348 гг. до н.э.) и в меньшей степени в учении Аристотеля (384-322 гг. до н.э.).
Ксенофонт – представитель богатой афинской аристократии – в своем трактате "Домострой" восхвалял достоинства земледелия и осуждал занятие ремеслами и торговлей. В историю экономических учений он вошел как ученый, который впервые дал анализ разделению труда, а говоря о ценности товара, рассматривал ценность, как в смысле потребительской стоимости, так и в смысле меновой стоимости.
Натурально-хозяйственная концепция была характерна и для экономических взглядов Платона. В своем проекте о государственном устройстве он отвел государству функцию разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей. По мнению Платона, частную собственность могли иметь лишь лица, не способные к политической деятельности, т.е. представители третьего сословия: земледельцы, ремесленники и торговцы. Философы, управляющие обществом, и стражи не должны иметь никакой собственности. Затрагивая вопросы товарного производства, Платон подошел к пониманию того, что в процессе обмена имеет место приведение к "соразмерности и единообразию" несоразмерных и разнообразных товаров.
Аристотель внес большой вклад в развитие экономической науки своим анализом форм стоимости, двойственности товара и развития форм торговли.
Интересны его рассуждения о путях приобретения богатства и удовлетворения потребностей [14].
Экономическая мысль эпохи феодализма охватывает широкий круг проблем, начиная с обоснования законности владения феодальной землей, вечности деления общества на классы и кончая усилением внимания к проблемам товарно-денежных отношений. При этом, как правило, поддерживая развитие товарно-денежных отношений, кроме ростов-щических, идеологи того времени стремились сохранить феодальный строй.
Политическая экономия как самостоятельная наука возникла значительно позже – в период зарождения капиталистического строя и формирования национального рынка. Она выражала интересы буржуазии как восходящего в ту пору класса. Тогда же появился и сам термин "политическая экономия", родившийся в результате сочетания трех древнегреческих слов: "политейя" – общественное устройство, "ойкос" - дом, хозяйство и "номос" - закон.
Поскольку капиталистические отношения начали складываться, прежде всего в сфере торговли, то первое, раннее течение экономической мысли в XV – XVII вв. – это меркантилизм (от итальянского "мерканте" - торговец, купец). Оно заключалось в познании закономерностей торговли. Согласно этой теории богатство общества выражается в накоплении денег, особенно золота и серебра, в результате торговли. Из всех видов деятельности приоритет отдавался труду, занятому в торговле, прежде всего международной, поскольку он способствовал накоплению богатства. Меркантилизм не являлся еще экономической наукой. Его основные положения – это результат не теоретического анализа, а простого описания наблюдаемых явлений и отчасти их классификация.
По мере проникновения капитала в сферу производства изменялись и взгляды идеологов буржуазии. Родоначальником классической буржуазной политической экономии является Уильям Петти (1623-1687 гг.). Его экономические воззрения формировались в условиях быстрого роста капиталистических отношений в Англии. Его перу принадлежит целый ряд работ: "Трактат о налогах и сборах", "Слово мудрым", "Политическая арифметика", "Разное о деньгах". Как и многие другие исследователи экономических процессов, У. Петти не был "чистым" экономистом. Он был моряком, врачом, и в своем исследовании развивал идею активного торгового баланса. "Богатство каждой страны, – утверждал У. Петти, – заключается главным образом в той доле, которую она имеет во внешней торговле, ... а производство таких товаров и ведение такой торговли, которое способствует накоплению в стране золота, серебра, драгоценных камней и тому подобные, являются более выгодными, чем другие виды производства и торговли".[16] Отдавая дань меркантилизму, он заложил основы трудовой теории стоимости. Известную формулу Петти "труд – отец и активнейший принцип богатства, земля – его мать" можно считать одним из вариантов его учения об источнике стоимости.
Представителями классической буржуазной политической экономии во Франции в XVIII в. были Ф. Кенэ (1694-1774) и А.Тюрго (1727-1781). Они перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения в сферу производства. При этом ограничивали последнюю только сельским хозяйством, считая, что богатство создается лишь в этой отрасли. Поэтому это направление в развитии экономической мысли получило название школы физиократов (термин образован от греческих слов "природа" и "власть").
Выдающийся английский экономист Адам Смит (1723-1790) вошел в историю как "Пророк свободной конкуренции". Величайшей его заслугой можно считать то, что в мире экономики он разглядел открытый Ньютоном в физическом подлунном мире естественный саморегулирующийся порядок. Основная идея в учении А. Смита – идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Главное произведение его жизни "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776) оказало громадное влияние на последующий век. Экономическая жизнь по Смиту подчинена объективным закономерностям, которые не зависят от воли и сознательных устремлений людей. Исходный пункт всего его исследования образует проблема разделения труда, которое связывает в единое общество "эгоистов-индивидов".
После исследования этой проблемы
он переходит к изложению
Самым крупным экономистом эпохи промышленного переворота в Англии был Д. Рикардо (1772-1823). Он сформулировал серию экономических законов, которые вошли в сокровищницу политической экономии. Центральное место в учении Д. Рикардо занимают теории стоимости и денег, заработной платы и прибыли, земельной ренты, учение о капитале и воспроизводстве.
П. Самуэльсон в своем учебнике по экономике оценивает Д. Рикардо как ключевую фигуру XIX века: "Он был одним из счастливчиков. Ученые классического, неоклассического и посткейнсианского направлений – все ведут свою родословную из его окружения. То же самое можно сказать и о марксистах-социалистах".
Подводя итоги классической школе, необходимо отметить, что основным объектом исследования здесь выступает производство как таковое, независимо от его отраслевых особенностей, а также распределение благ. Ее выдающиеся представители выдвинули и обосновали систему понятий и категорий, представляющих собой научное отражение многих экономических процессов.
Когда капиталистическое общество достигло достаточно высокой степени экономической зрелости и выявились его внутренние противоречия, когда на арену истории вышел рабочий класс, научное древо экономики раздвоилось. Одно направление через неоклассическую экономику и кейнсианство пришло к современной посткейнсианской магистральной экономике. Другое направление вышло из "Капитала" Маркса.
В противовес буржуазной политической экономии возникла пролетарская экономия, основы которой заложили идеологи рабочего класса – К. Маркс и Ф. Энгельс. Они осуществили переворот в экономической науке, создали учение о прибавочной стоимости, вскрывшее природу капиталистической эксплуатации.
Был сделан глубоко научный анализ капиталистического строя, приведший авторов к выводу о его исторической ограниченности и закономерной смене социалистического строя.
Таким образом, учение английских классиков по-новому продолжил К.Маркс (1818-1883 гг.). В своем главном труде «Капитал» над которым он работал 40 лет, он глубоко и всесторонне разработал теорию прибавочной стоимости и теорию стоимости, опираясь на фактический материал о развитии капитализма в Англии. Маркс стремился поставить политическую экономию на службу интересов рабочего класса. Такой классовый подход отрицательно сказался на научной объективности ряда высказанных им положений.
В конце XIX столетия сама хозяйственная жизнь продемонстрировала определенную ограниченность классического направления политэкономии.
Во-первых, это не соответствовало историческим особенностям Англии периода XVII-XIX вв. (господство единоличной формы капитала, свободной конкуренции и невмешательства государства в экономику). На рубеже XIX-XX веков экономика сильно преобразилась (в ней стали преобладать крупные акционерные общества, которые стремились подавить конкурентов, государство стало активно вмешиваться в хозяйственную жизнь).
Во-вторых, при разработке учения о рыночной цене английские классики и К. Маркс глубоко раскрыли ее зависимость главным образом от производства, от предложения товаров на рынке. Однако такой взгляд был односторонним. Не было в должной мере изучено воздействие спроса покупателей на цену.
Продолжателем идей К.Маркса и его сподвижника Ф.Энгельса в области экономической теории явился В. И.Ленин (1870-1924 гг). В многочисленных трудах он конкретизировал учение К. Маркса применительно к новой исторической обстановке, развил теорию воспроизводства, доказал, что в капиталистически развивающейся стране происходит расслоение мелких собственников на богатых и бедных и др. вопросы.